kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реформаторская деятельность М.М.Сперанского

Нажмите, чтобы узнать подробности

I орг. Момент

II. Опрос домашнего задания

Вопросы:

  1. Какими личными качествами обладал император Александр I?
  2. Каково было главное назначение «Негласного комитета»? Какую роль в жизни России он сыграл?
  3. Дайте характеристику первых преобразований Александра I. Какие из них вы считаете главными? Почему?

Индивидуальная работа по карточкам:

К-1

Дайте общую характеристику Тильзитским соглашениям.

     К-2

Каким было  международное положение России после заключения Тильзитского мира?

 III Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя: 

Вернуть авторитет, утраченный после Тильзита, Александр I решил с помощью новых реформ. Император нашел человека, который, по его мнению, сможет продолжить прежнее направление реформ. Этот человек Михаил Михайлович Сперанский ( 1772-1839 гг).

Обратиться к эпиграфу урока

 - Как вы думаете, можно ли что-нибудь сказать о Сперанском прочитав слова историка Василия Осиповича Ключевского?

Презентация (1-2  слайд)

1) М.М. Сперанский

Подготовленный ученик рассказывает биографию Сперанского.

Задание для класса: В рабочих тетрадях задание 1 стр 8

Перечислите основные вехи политической биографии М.М. Сперанского в 1801-1812 гг. Чем вы можете объяснить успех его политической карьеры?

 С 1807 года Сперанский – статс-секретарь императора[1], а с 1808 года – заместитель министра юстиции, который одновременно являлся и генерал – прокурором Сената.

Презентация ( 3 – 5  слайды)

2) Проект политической реформы: замыслы и результаты.

Получив задание царя, Сперанский принялся за проект с присущими ему энергией и ответственностью, веря в возможность осуществления порученной ему к разработке реформы. Он весь ушел в это дело, отдавая ему всю силу своего ума.

В октябре 1809 г.  план под названием «Введение к Уложению государственных законов» был готов и представлен императору Александру. (обратить внимание на дату)

«Введение к Уложению государственных законов» явилось первым самым значительным и всеобъемлющим планом реформы политической жизни России.

В проекте Сперанского самодержавная власть императора, действующего в рамках закона, вполне совмещалась с предлагаемым им новым политическим и административным устройством страны.

В Плане Сперанского в основу государственного устройства был положен принцип разделения властей — на законодательную, исполнительную и судебную (разумеется, при верховенстве власти самодержавного монарха). Сперанский разработал стройную структуру трех видов власти на всех уровнях, вплоть до волости — первичной административной единицы.

3) Самостоятельная работа.

Прочитать на стр 18 положения из проекта «Введение к уложению государственных законов»

Задание для класса: 

Какие положения  проекта реформ Сперанского вы считаете главными и почему?

- Какие положения проекта свидетельствуют о его компромиссном характере?

- Почему Александр I так и не решился реализовать этот проект?

 1810  Создание Государственного Совета. (Записать дату в тетрадь)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реформаторская деятельность М.М.Сперанского»

Конспект урока по истории 8 класс по теме: «Реформаторская деятельность М.М.Сперанского»

Планируемые результаты изучения материала

 рассмотреть предпосылки и содержание реформаторских проектов М. М. Сперанского; проанализировать причины их неполной реализации;

- развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение, умение работать с документами, объяснять смысл исторических понятий.

- воспитывать интерес к истории.





Методы обучения 
и формы организации учебной деятельности

.Развивающие:

  • совершенствовать умения учащихся работать с учебником;

  • развивать навыки анализа документов;

  • совершенствовать умения выделять главное, делать выводы;

3.Воспитывающие:

  • формировать у учащихся интерес к истории и историческим личностям;

  • развивать коммуникативную культуру.



Тип урока: урок изучения нового материала.


Развитие умений учащихся

Учатся рационально выполнять задания; размышлять и делать оценочные суждения; выделять причинно-следственные связи; воссоздавать исторические образы и создавать обобщенные образы людей изучаемой эпохи

Основные понятия и термины

 реформа, разделение властей, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, гражданские права.                                        





Ход урока:


I орг. Момент

II. Опрос домашнего задания

Вопросы:

  1. Какими личными качествами обладал император Александр I?

  2. Каково было главное назначение «Негласного комитета»? Какую роль в жизни России он сыграл?

  3. Дайте характеристику первых преобразований Александра I . Какие из них вы считаете главными? Почему?

Индивидуальная работа по карточкам:

К-1

Дайте общую характеристику Тильзитским соглашениям.

 

     К-2

Каким было  международное положение России после заключения Тильзитского мира?

     

 III Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя: 

Вернуть авторитет, утраченный после Тильзита, Александр I решил с помощью новых реформ. Император нашел человека, который, по его мнению, сможет продолжить прежнее направление реформ. Этот человек Михаил Михайлович Сперанский ( 1772-1839 гг).

Обратиться к эпиграфу урока

 - Как вы думаете, можно ли что-нибудь сказать о Сперанском прочитав слова историка Василия Осиповича Ключевского?

Презентация (1-2  слайд)

1) М.М. Сперанский

Подготовленный ученик рассказывает биографию Сперанского.

Задание для класса: В рабочих тетрадях задание 1 стр 8

Перечислите основные вехи политической биографии М.М. Сперанского в 1801-1812 гг. Чем вы можете объяснить успех его политической карьеры?

 С 1807 года Сперанский – статс-секретарь императора[1], а с 1808 года – заместитель министра юстиции, который одновременно являлся и генерал – прокурором Сената.

Презентация ( 3 – 5  слайды)

2) Проект политической реформы: замыслы и результаты.

Получив задание царя, Сперанский принялся за проект с присущими ему энергией и ответственностью, веря в возможность осуществления порученной ему к разработке реформы. Он весь ушел в это дело, отдавая ему всю силу своего ума.

В октябре 1809 г.  план под названием «Введение к Уложению государственных законов» был готов и представлен императору Александру. (обратить внимание на дату)

«Введение к Уложению государственных законов» явилось первым самым значительным и всеобъемлющим планом реформы политической жизни России.

В проекте Сперанского самодержавная власть императора, действующего в рамках закона, вполне совмещалась с предлагаемым им новым политическим и административным устройством страны.

В Плане Сперанского в основу государственного устройства был положен принцип разделения властей — на законодательную, исполнительную и судебную (разумеется, при верховенстве власти самодержавного монарха). Сперанский разработал стройную структуру трех видов власти на всех уровнях, вплоть до волости — первичной административной единицы.

3) Самостоятельная работа.

Прочитать на стр 18 положения из проекта «Введение к уложению государственных законов»

Задание для класса: 

Какие положения  проекта реформ Сперанского вы считаете главными и почему?

- Какие положения проекта свидетельствуют о его компромиссном характере?

- Почему Александр I так и не решился реализовать этот проект?

 1810  Создание Государственного Совета. (Записать дату в тетрадь)

Обращаем внимание на новые слова

  1. Работа в группах:

 - Каждой группе предлагаю документы Приложение1

Задание: Выяснить причины отставки Сперанского?

1 группа

“Против Сперанского образовалось враждебное отношение не только в придворных, но и в чиновничьих кругах. Оно особенно обострилось ввиду двух указов 3 апреля и 6 августа 1809 года, которые приписывались прямому влиянию Сперанского. Первый указ предписал, чтобы все лица, носившие придворные звания, избрали себе какую-либо службу. После этого закона все придворные звания, которые до тех пор считались должностями, стали лишь почетными отличиями. Второй указ требовал, чтобы чины коллежского асессора [2](VIII класс) и статского советника (V класс) давались лишь по выдержании экзамена на чин или по предъявлении университетского диплома”. Указом 6 августа были недовольны не только сами чиновники среднего звена, но и влиятельные сановники. Ведь они теряли вымуштрованных исполнительных подчиненных. “Вице-губернатор обязан знать Пифагорову фигуру, а надзиратель в доме сумасшедших - римское право”, - насмехался Н.М. Карамзин в “Записке о древней и новой России”.

2 группа

Сперанский писал:

    «... Я слишком часто и на всех почти путях встречаюсь и с страстями, и

с самолюбием, и с завистью, а еще более с неразумием. Толпа вельмож,

со всею их свитою, с женами и детьми, меня, ни по роду моему, ни по

имуществу не принадлежащего к их сословию, целыми родами преследуют как

опасного уловителя. Я знаю, что большая их часть и сами не верят сим

нелепостям; но, скрывая собственные их страсти под личиною общественной

пользы, они личную свою вражду стараются украсить именем вражды

государственной; я знаю, что те же самые люди превозносили меня и правила

мои до небес, когда предполагали, что я во всем с ними буду соглашаться

...»

3 группа

“Загадка его падения не так уж загадочна. Александр разошелся со Сперанским по существу. Разочаровался в его “плане всеобщего государственного образования”, которым не решалась искомая задача соглашения самодержавия с законосвободными учреждениями. Разочаровался Александр и в финансовом плане Сперанского. Сперанский тоже был недоволен Александром за то, что он “слишком слаб, чтобы управлять, и слишком силен, чтобы быть управляемым”.

 “В течение одного года я попеременно был поборником масонства, защитником вольности, гонителем рабства... Толпа подьячих преследовала меня за указ 6 августа эпиграммами и карикатурами; другая такая же толпа вельмож со всею из свитою, с женами и детьми преследуют меня, ни по роду моему, ни по имуществу не принадлежавшего к их сословию.., личную свою вражду старались прикрыть именем вражды государственной”.

 “Трудность положения Сперанского состояла в его семинарском происхождении. Будь он побочный сын какого-нибудь вельможи, ему были бы легче все реформы. Попович - статс-секретарь и доверенное лицо у государя был бельмом на глазу у всех - его равно не могли переваривать ни один из умнейших сановников Ростопчин, ни даже екатерининские тузы”.

4 группа

свидетельство  -  современника Сперанского Д.П. Рунича:

     «Самый недальновидный человек понимал, что вскоре наступят новые

порядки, которые перевернут вверх дном весь существующий строй. Об этом уже

говорили открыто, не зная еще, в чем состоит угрожающая опасность. Богатые

помещики, имеющие крепостных, теряли голову при мысли, что конституция

уничтожит крепостное право и что дворянство должно будет уступить шаг

вперед плебеям. Недовольство высшего сословия было всеобъемлющее».

Презентация (6  слайд)

От каждой группы выступают ребята с ответами.

1812 год- отставка Сперанского.( записать в тетрадь)

 

Физкультминутка

IVОбобщение и систематизация знаний и умений

Вопрос к классу:

- Что нового вы узнали на уроке?

- Охарактеризуйте М. М. Сперанского? (какими личными качествами обладал)

Но самое главное, мы не сказали о великом реформаторе, что он  – генерал-губернатор Восточной Сибири (1819–1822).

 Презентация (7 слайд)

В 2012 году нашей Иркутской области исполняется 75 лет, а правление Александра I, политическая деятельность М.М. Сперанского тесно связано с нашей историей, историей Сибири.

Краткую информацию о Сперанском в Сибири, подготовил ученик___________

Приложение 2

По воле судеб оказавшись в 1819 г. генерал-губернатором в огромном зауральском крае, Сперанский и здесь занялся реформами, благодатное влияние которых сибиряки ощущают и сегодня. Бескорыстное стремление к благу страны надолго останется в людской памяти!

   Отправляя Сперанского в Сибирь, Александр I наделил его небывалыми полномочиями. Сперанский ехал в Сибирь в двух лицах - как ревизор и как "главный начальник края", которому поручалось провести ревизию, "придать кого нужно законному суждению", сообразить "на месте полезнейшее устройство сего отдаленного края и сделать оному начертание на бумаге". Весной 1819 г. Сперанский пересек границу Сибири. Первый сибирский город Тюмень произвел на него вид "печальный", в Тобольске - древней столице Сибири - ревизор тоже не задержался. Он спешил в далекий и загадочный Иркутск, как бы предчувствуя, что именно там находится "корень зла". Добравшись наконец до Иркутска, Сперанский через несколько дней напишет ставшие впоследствии знаменитыми строки. "Если в Тобольске я отдал всех под суд… то здесь оставалось бы всех повесить".

   К приезду нового генерал-губернатора Иркутск готовился как никогда. Горожанам надолго запомнилась встреча. Основные сооружения города - Кафедральный собор, Триумфальные ворота и главные улицы - Большая и Заморская - были буквально залиты огнями. На переправе через Ангару гремел оркестр, а среди огромного стечения народа выделялись губернатор Н. И. Трескин с чиновниками в парадных мундирах и орденах. В дневнике Сперанский так описал первые впечатления об Иркутске: "Вид освещенного города из-за реки был великолепен". Однако уже первое знакомство с результатами управления краем И. Б. Пестелем и Трескиным потрясло Михаила Михайловича. "Чем дальше опускаюсь я на дно Сибири, тем более нахожу зла, и зла почти нестерпимого", - писал он.

   Ревизия вскрыла вопиющую картину злоупотреблений и произвола местной администрации. Сам ревизор писал, что общим предметом "следственных дел стало лихоимство во всех его видах". Трескин был отдан под суд, вместе с ним в различных злоупотреблениях оказалось замешано около семисот чиновников рангом пониже. Сперанский в короткий срок смог вычистить "авгиевы конюшни". В этом его несомненная заслуга.

   Быт нашего героя в Иркутске был организован очень скромно. Вместе с приехавшими с ним молодыми чиновниками - Г. С. Батеньковым, К. Г. Репинским, Ф. И. Цейером и другими, они жили и работали в простом, но не очень уютном доме А. А. Кузнецова, расположенном отнюдь не в центре Иркутска, а на окраине, недалеко от реки Ушаковки. Единственной достопримечательностью этого дома был заброшенный сад, ставший любимым местом прогулок Сперанского и сопровождавших его молодых людей. По воскресеньям Сперанский присутствовал на обедне в приходской церкви, любил выехать за город на речку Каю, а к вечеру запросто заглянуть на огонек к знакомым купцам.

Основным делом Михаила Михайловича в период его двухлетнего пребывания в Иркутске стала не ревизия, а разработка проектов будущей реформы, вошедших в литературу под общим названием "сибирского учреждения" или "сибирских реформ" 1822 г.

   В сибирском законодательстве 1822 г. прежде всего обращает на себя внимание его тщательная предварительная подготовка. М. М. Сперанским и его помощниками, в первую очередь Г. С. Батеньковым; был собран и проанализирован огромный комплекс исходных материалов. Итоговый "пакет" законов в утвержденном виде не только поражает своим объемом - он состоит из 4019 параграфов, - но и отличается исключительно высоким для того времени качеством проработки правовых актов. Наиболее характерной его чертой стало стремление Сперанского обеспечить в новом законодательстве сочетание основополагающих политических принципов функционирования империи, сибирской специфики с решением общегосударственных задач.

   Регионализм М.М.Сперанского  проявился прежде всего в разделении Сибири на два генерал-губернаторства - Западной и Восточной Сибири. Тем самым по существу было положено начало тому административному разделению Сибири, которое сохранилось и по сей день. Региональными мотивами было навеяно предложение о создании двух Главных управлений и совещательных органов при них - советов. Этот же механизм вводился на уровне губернии и округов (уездов). Создание Сперанским системы противовеса единоличной власти является, как представляется, уникальным явлением в российском законодательстве первой половины XIX в.

В декабре 1820 г., т. е. уже из Сибири, Михаил Сперанский писал графу В.П. Кочубею в еще более скептическом тоне относительно государственных преобразований: "Все чувствуют трудности управления как в средоточии, так и в краях его. К сему присовокупляется недостаток людей. Тут корень зла; о сем прежде всего должно бы было помыслить тем юным законодателям, которые, мечтая о конституциях, думают, что это новоизобретенная какая-то машина, которая может идти сама собой везде, где ее пустят".

В марте 1821 г. Михаил Сперанский возвратился в Петербург, но уже совершенно иным человеком. Это не был защитник полного преобразования государственного строя, сознающий свою силу и резко высказывающий свои мнения; это был уклончивый сановник, не гнушающийся льстивого угодничества даже перед Аракчеевым и не отступивший (1825) перед печатным похвальным словом военным поселениям. После того как выработанные им или под его наблюдением проекты преобразований в Сибири получили силу закона, Сперанскому приходилось все реже видеться с государем, и его надежды на возвращение прежнего значения не оправдались, хотя в 1821 г. он и был назначен членом государственного совета. Главным делом Сперанского в царствование императора Николая было составление "Полного Собрания" и "Свода Законов", обнародованных в 1833 г.

С октября 1835 г. по апрель 1837 г. Сперанский вел беседы о законах с наследником цесаревичем. В это время он был уже защитником правления неограниченного; в нем исчезло и сочувствие аристократии. В одной из бесед он сказал, что "там, где существует чистая форма монархическая, нет никаких основательных причин, нет материальных выгод для народа переходить в форму смешанную" (т. е. такую, где государь разделяет державную власть с парламентом), "даже и тогда, когда бы переход сей мог быть совершен без потрясения. Частные пользы некоторых классов народа" (тут Михаил Сперанский разумеет "класс родовой знаменитости, класс промышленный, класс наук и знаний") "не суть истинные пользы всего народа и часто даже бывают им противоположны".

Михаил Сперанский скончался 2 февраля 1839 года.

Презентация (8 - 9 слайды)

V. Подведение итогов и результатов урока

1. Какие положения  проекта реформ Сперанского вы считаете главными и почему?

2. Каков был главный итог деятельности Сперанского?

3. Как связано имя  М.М. Сперанского с историей Восточной Сибири?

VI. Домашнее задание.

П 3, найти дополнительный материал

Ревизия и административная реформа М.М. Сперанского в Сибири (1819-1822 гг.)

В рабочей тетради задания 5-8 стр10-11

УМК

  1. Поурочные разработки к учебнику «История Россий XIX век» 8 класс автор А.А.Данилов.

  2. «История России. XIX век» 8 класс. Просвещение М-2011г.

  3. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина Рабочая тетрадь «История России. XIX век» 8 класс. Просвещение М-2011г

Литература

      4. Восточно-Сибирская правда: 01 декабря 2001

         Общество, Отчий край. автор Лев МИХАЙЛОВ.

      5. Личность в истории Сибири XVIII-XX веков.

Сборник биографических очерков. Новосибирск: ИД Сова, 2007. С. 34-40.

Дамешек Лев Михайлович










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Реформаторская деятельность М.М.Сперанского

Автор: Диденко Яна Геннадьевна

Дата: 03.03.2016

Номер свидетельства: 301883


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства