Какими личными качествами обладал император Александр I?
Каково было главное назначение «Негласного комитета»? Какую роль в жизни России он сыграл?
Дайте характеристику первых преобразований Александра I. Какие из них вы считаете главными? Почему?
Индивидуальная работа по карточкам:
К-1
Дайте общую характеристику Тильзитским соглашениям.
К-2
Каким было международное положение России после заключения Тильзитского мира?
III Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя:
Вернуть авторитет, утраченный после Тильзита, Александр I решил с помощью новых реформ. Император нашел человека, который, по его мнению, сможет продолжить прежнее направление реформ. Этот человек Михаил Михайлович Сперанский ( 1772-1839 гг).
Обратиться к эпиграфу урока
- Как вы думаете, можно ли что-нибудь сказать о Сперанском прочитав слова историка Василия Осиповича Ключевского?
Презентация (1-2 слайд)
1) М.М. Сперанский
Подготовленный ученик рассказывает биографию Сперанского.
Задание для класса: В рабочих тетрадях задание 1 стр 8
Перечислите основные вехи политической биографии М.М. Сперанского в 1801-1812 гг. Чем вы можете объяснить успех его политической карьеры?
С 1807 года Сперанский – статс-секретарь императора[1], а с 1808 года – заместитель министра юстиции, который одновременно являлся и генерал – прокурором Сената.
Презентация ( 3 – 5 слайды)
2) Проект политической реформы: замыслы и результаты.
Получив задание царя, Сперанский принялся за проект с присущими ему энергией и ответственностью, веря в возможность осуществления порученной ему к разработке реформы. Он весь ушел в это дело, отдавая ему всю силу своего ума.
В октябре 1809 г. план под названием «Введение к Уложению государственных законов» был готов и представлен императору Александру. (обратить внимание на дату)
«Введение к Уложению государственных законов» явилось первым самым значительным и всеобъемлющим планом реформы политической жизни России.
В проекте Сперанского самодержавная власть императора, действующего в рамках закона, вполне совмещалась с предлагаемым им новым политическим и административным устройством страны.
В Плане Сперанского в основу государственного устройства был положен принцип разделения властей — на законодательную, исполнительную и судебную (разумеется, при верховенстве власти самодержавного монарха). Сперанский разработал стройную структуру трех видов власти на всех уровнях, вплоть до волости — первичной административной единицы.
3) Самостоятельная работа.
Прочитать на стр 18 положения из проекта «Введение к уложению государственных законов»
Задание для класса:
- Какие положения проекта реформ Сперанского вы считаете главными и почему?
- Какие положения проекта свидетельствуют о его компромиссном характере?
- Почему Александр I так и не решился реализовать этот проект?
1810 Создание Государственного Совета. (Записать дату в тетрадь)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реформаторская деятельность М.М.Сперанского»
Конспект урока по истории 8 класс по теме: «Реформаторская деятельность М.М.Сперанского»
Планируемые результаты изучения материала
рассмотреть предпосылки и содержание реформаторских проектов М. М. Сперанского; проанализировать причины их неполной реализации;
- развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение, умение работать с документами, объяснять смысл исторических понятий.
- воспитывать интерес к истории.
Методы обучения и формы организации учебной деятельности
.Развивающие:
совершенствовать умения учащихся работать с учебником;
развивать навыки анализа документов;
совершенствовать умения выделять главное, делать выводы;
3.Воспитывающие:
формировать у учащихся интерес к истории и историческим личностям;
развивать коммуникативную культуру.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Развитие умений учащихся
Учатся рационально выполнять задания; размышлять и делать оценочные суждения; выделять причинно-следственные связи; воссоздавать исторические образы и создавать обобщенные образы людей изучаемой эпохи
Какими личными качествами обладал император Александр I?
Каково было главное назначение «Негласного комитета»? Какую роль в жизни России он сыграл?
Дайте характеристику первых преобразований Александра I . Какие из них вы считаете главными? Почему?
Индивидуальная работа по карточкам:
К-1
Дайте общую характеристику Тильзитским соглашениям.
К-2
Каким было международное положение России после заключения Тильзитского мира?
III Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя:
Вернуть авторитет, утраченный после Тильзита, Александр I решил с помощью новых реформ. Император нашел человека, который, по его мнению, сможет продолжить прежнее направление реформ. Этот человек Михаил Михайлович Сперанский ( 1772-1839 гг).
Обратиться к эпиграфу урока
- Как вы думаете, можно ли что-нибудь сказать о Сперанском прочитав слова историка Василия Осиповича Ключевского?
Презентация (1-2 слайд)
1) М.М. Сперанский
Подготовленный ученик рассказывает биографию Сперанского.
Задание для класса: В рабочих тетрадях задание 1 стр 8
Перечислите основные вехи политической биографии М.М. Сперанского в 1801-1812 гг. Чем вы можете объяснить успех его политической карьеры?
С 1807 года Сперанский – статс-секретарь императора[1], а с 1808 года – заместитель министра юстиции, который одновременно являлся и генерал – прокурором Сената.
Презентация ( 3 – 5 слайды)
2) Проект политической реформы: замыслы и результаты.
Получив задание царя, Сперанский принялся за проект с присущими ему энергией и ответственностью, веря в возможность осуществления порученной ему к разработке реформы. Он весь ушел в это дело, отдавая ему всю силу своего ума.
В октябре 1809 г. план под названием «Введение к Уложению государственных законов» был готов и представлен императору Александру. (обратить внимание на дату)
«Введение к Уложению государственных законов» явилось первым самым значительным и всеобъемлющим планом реформы политической жизни России.
В проекте Сперанского самодержавная власть императора, действующего в рамках закона, вполне совмещалась с предлагаемым им новым политическим и административным устройством страны.
В Плане Сперанского в основу государственного устройства был положен принцип разделения властей — на законодательную, исполнительную и судебную (разумеется, при верховенстве власти самодержавного монарха). Сперанский разработал стройную структуру трех видов власти на всех уровнях, вплоть до волости — первичной административной единицы.
3) Самостоятельная работа.
Прочитать на стр 18 положения из проекта «Введение к уложению государственных законов»
Задание для класса:
- Какие положения проекта реформ Сперанского вы считаете главными и почему?
- Какие положения проекта свидетельствуют о его компромиссном характере?
- Почему Александр I так и не решился реализовать этот проект?
1810Создание Государственного Совета. (Записать дату в тетрадь)
Обращаем внимание на новые слова
Работа в группах:
- Каждой группе предлагаю документыПриложение1
Задание: Выяснить причины отставки Сперанского?
1 группа
“Против Сперанского образовалось враждебное отношение не только в придворных, но и в чиновничьих кругах. Оно особенно обострилось ввиду двух указов 3 апреля и 6 августа 1809 года, которые приписывались прямому влиянию Сперанского. Первый указ предписал, чтобы все лица, носившие придворные звания, избрали себе какую-либо службу. После этого закона все придворные звания, которые до тех пор считались должностями, стали лишь почетными отличиями. Второй указ требовал, чтобы чины коллежского асессора [2](VIII класс) и статского советника (V класс) давались лишь по выдержании экзамена на чин или по предъявлении университетского диплома”. Указом 6 августа были недовольны не только сами чиновники среднего звена, но и влиятельные сановники. Ведь они теряли вымуштрованных исполнительных подчиненных. “Вице-губернатор обязан знать Пифагорову фигуру, а надзиратель в доме сумасшедших - римское право”, - насмехался Н.М. Карамзин в “Записке о древней и новой России”.
2 группа
Сперанский писал:
«... Я слишком часто и на всех почти путях встречаюсь и с страстями, и
с самолюбием, и с завистью, а еще более с неразумием. Толпа вельмож,
со всею их свитою, с женами и детьми, меня, ни по роду моему, ни по
имуществу не принадлежащего к их сословию, целыми родами преследуют как
опасного уловителя. Я знаю, что большая их часть и сами не верят сим
нелепостям; но, скрывая собственные их страсти под личиною общественной
пользы, они личную свою вражду стараются украсить именем вражды
государственной; я знаю, что те же самые люди превозносили меня и правила
мои до небес, когда предполагали, что я во всем с ними буду соглашаться
...»
3 группа
“Загадка его падения не так уж загадочна. Александр разошелся со Сперанским по существу. Разочаровался в его “плане всеобщего государственного образования”, которым не решалась искомая задача соглашения самодержавия с законосвободными учреждениями. Разочаровался Александр и в финансовом плане Сперанского. Сперанский тоже был недоволен Александром за то, что он “слишком слаб, чтобы управлять, и слишком силен, чтобы быть управляемым”.
“В течение одного года я попеременно был поборником масонства, защитником вольности, гонителем рабства... Толпа подьячих преследовала меня за указ 6 августа эпиграммами и карикатурами; другая такая же толпа вельмож со всею из свитою, с женами и детьми преследуют меня, ни по роду моему, ни по имуществу не принадлежавшего к их сословию.., личную свою вражду старались прикрыть именем вражды государственной”.
“Трудность положения Сперанского состояла в его семинарском происхождении. Будь он побочный сын какого-нибудь вельможи, ему были бы легче все реформы. Попович - статс-секретарь и доверенное лицо у государя был бельмом на глазу у всех - его равно не могли переваривать ни один из умнейших сановников Ростопчин, ни даже екатерининские тузы”.
«Самый недальновидный человек понимал, что вскоре наступят новые
порядки, которые перевернут вверх дном весь существующий строй. Об этом уже
говорили открыто, не зная еще, в чем состоит угрожающая опасность. Богатые
помещики, имеющие крепостных, теряли голову при мысли, что конституция
уничтожит крепостное право и что дворянство должно будет уступить шаг
вперед плебеям. Недовольство высшего сословия было всеобъемлющее».
Презентация (6 слайд)
От каждой группы выступают ребята с ответами.
1812 год- отставка Сперанского.( записать в тетрадь)
Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений
Вопрос к классу:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Охарактеризуйте М. М. Сперанского? (какими личными качествами обладал)
Но самое главное, мы не сказали о великом реформаторе, что он – генерал-губернатор Восточной Сибири (1819–1822).
Презентация (7 слайд)
В 2012 году нашей Иркутской области исполняется 75 лет, а правление Александра I, политическая деятельность М.М. Сперанского тесно связано с нашей историей, историей Сибири.
Краткую информацию о Сперанском в Сибири, подготовил ученик___________
Приложение 2
По воле судеб оказавшись в 1819 г. генерал-губернатором в огромном зауральском крае, Сперанский и здесь занялся реформами, благодатное влияние которых сибиряки ощущают и сегодня. Бескорыстное стремление к благу страны надолго останется в людской памяти!
Отправляя Сперанского в Сибирь, Александр I наделил его небывалыми полномочиями. Сперанский ехал в Сибирь в двух лицах - как ревизор и как "главный начальник края", которому поручалось провести ревизию, "придать кого нужно законному суждению", сообразить "на месте полезнейшее устройство сего отдаленного края и сделать оному начертание на бумаге". Весной 1819 г. Сперанский пересек границу Сибири. Первый сибирский город Тюмень произвел на него вид "печальный", в Тобольске - древней столице Сибири - ревизор тоже не задержался. Он спешил в далекий и загадочный Иркутск, как бы предчувствуя, что именно там находится "корень зла". Добравшись наконец до Иркутска, Сперанский через несколько дней напишет ставшие впоследствии знаменитыми строки. "Если в Тобольске я отдал всех под суд… то здесь оставалось бы всех повесить".
К приезду нового генерал-губернатора Иркутск готовился как никогда. Горожанам надолго запомнилась встреча. Основные сооружения города - Кафедральный собор, Триумфальные ворота и главные улицы - Большая и Заморская - были буквально залиты огнями. На переправе через Ангару гремел оркестр, а среди огромного стечения народа выделялись губернатор Н. И. Трескин с чиновниками в парадных мундирах и орденах. В дневнике Сперанский так описал первые впечатления об Иркутске: "Вид освещенного города из-за реки был великолепен". Однако уже первое знакомство с результатами управления краем И. Б. Пестелем и Трескиным потрясло Михаила Михайловича. "Чем дальше опускаюсь я на дно Сибири, тем более нахожу зла, и зла почти нестерпимого", - писал он.
Ревизия вскрыла вопиющую картину злоупотреблений и произвола местной администрации. Сам ревизор писал, что общим предметом "следственных дел стало лихоимство во всех его видах". Трескин был отдан под суд, вместе с ним в различных злоупотреблениях оказалось замешано около семисот чиновников рангом пониже. Сперанский в короткий срок смог вычистить "авгиевы конюшни". В этом его несомненная заслуга.
Быт нашего героя в Иркутске был организован очень скромно. Вместе с приехавшими с ним молодыми чиновниками - Г. С. Батеньковым, К. Г. Репинским, Ф. И. Цейером и другими, они жили и работали в простом, но не очень уютном доме А. А. Кузнецова, расположенном отнюдь не в центре Иркутска, а на окраине, недалеко от реки Ушаковки. Единственной достопримечательностью этого дома был заброшенный сад, ставший любимым местом прогулок Сперанского и сопровождавших его молодых людей. По воскресеньям Сперанский присутствовал на обедне в приходской церкви, любил выехать за город на речку Каю, а к вечеру запросто заглянуть на огонек к знакомым купцам.
Основным делом Михаила Михайловича в период его двухлетнего пребывания в Иркутске стала не ревизия, а разработка проектов будущей реформы, вошедших в литературу под общим названием "сибирского учреждения" или "сибирских реформ" 1822 г.
В сибирском законодательстве 1822 г. прежде всего обращает на себя внимание его тщательная предварительная подготовка. М. М. Сперанским и его помощниками, в первую очередь Г. С. Батеньковым; был собран и проанализирован огромный комплекс исходных материалов. Итоговый "пакет" законов в утвержденном виде не только поражает своим объемом - он состоит из 4019 параграфов, - но и отличается исключительно высоким для того времени качеством проработки правовых актов. Наиболее характерной его чертой стало стремление Сперанского обеспечить в новом законодательстве сочетание основополагающих политических принципов функционирования империи, сибирской специфики с решением общегосударственных задач.
Регионализм М.М.Сперанского проявился прежде всего в разделении Сибири на два генерал-губернаторства - Западной и Восточной Сибири. Тем самым по существу было положено начало тому административному разделению Сибири, которое сохранилось и по сей день. Региональными мотивами было навеяно предложение о создании двух Главных управлений и совещательных органов при них - советов. Этот же механизм вводился на уровне губернии и округов (уездов). Создание Сперанским системы противовеса единоличной власти является, как представляется, уникальным явлением в российском законодательстве первой половины XIX в.
В декабре 1820 г., т. е. уже из Сибири, Михаил Сперанский писал графу В.П. Кочубею в еще более скептическом тоне относительно государственных преобразований: "Все чувствуют трудности управления как в средоточии, так и в краях его. К сему присовокупляется недостаток людей. Тут корень зла; о сем прежде всего должно бы было помыслить тем юным законодателям, которые, мечтая о конституциях, думают, что это новоизобретенная какая-то машина, которая может идти сама собой везде, где ее пустят".
В марте 1821 г. Михаил Сперанский возвратился в Петербург, но уже совершенно иным человеком. Это не был защитник полного преобразования государственного строя, сознающий свою силу и резко высказывающий свои мнения; это был уклончивый сановник, не гнушающийся льстивого угодничества даже перед Аракчеевым и не отступивший (1825) перед печатным похвальным словом военным поселениям. После того как выработанные им или под его наблюдением проекты преобразований в Сибири получили силу закона, Сперанскому приходилось все реже видеться с государем, и его надежды на возвращение прежнего значения не оправдались, хотя в 1821 г. он и был назначен членом государственного совета. Главным делом Сперанского в царствование императора Николая было составление "Полного Собрания" и "Свода Законов", обнародованных в 1833 г.
С октября 1835 г. по апрель 1837 г. Сперанский вел беседы о законах с наследником цесаревичем. В это время он был уже защитником правления неограниченного; в нем исчезло и сочувствие аристократии. В одной из бесед он сказал, что "там, где существует чистая форма монархическая, нет никаких основательных причин, нет материальных выгод для народа переходить в форму смешанную" (т. е. такую, где государь разделяет державную власть с парламентом), "даже и тогда, когда бы переход сей мог быть совершен без потрясения. Частные пользы некоторых классов народа" (тут Михаил Сперанский разумеет "класс родовой знаменитости, класс промышленный, класс наук и знаний") "не суть истинные пользы всего народа и часто даже бывают им противоположны".
Михаил Сперанский скончался 2 февраля 1839 года.
Презентация (8 - 9 слайды)
V. Подведение итогов и результатов урока
1. Какие положения проекта реформ Сперанского вы считаете главными и почему?
2. Каков был главный итог деятельности Сперанского?
3. Как связано имя М.М. Сперанского с историей Восточной Сибири?
VI. Домашнее задание.
П 3, найти дополнительный материал
Ревизия и административная реформа М.М. Сперанского в Сибири (1819-1822 гг.)
В рабочей тетради задания 5-8 стр10-11
УМК
Поурочные разработки к учебнику «История Россий XIX век» 8 класс автор А.А.Данилов.
«История России. XIX век» 8 класс. Просвещение М-2011г.
А.А.Данилов, Л.Г. Косулина Рабочая тетрадь «История России. XIX век» 8 класс. Просвещение М-2011г
Литература
4. Восточно-Сибирская правда: 01 декабря 2001
Общество, Отчий край. автор Лев МИХАЙЛОВ.
5. Личность в истории Сибири XVIII-XX веков.
Сборник биографических очерков. Новосибирск: ИД Сова, 2007. С. 34-40.