kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие научных знаний в эпоху средневековье

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Цель: Дать представление о развитии науки в средние века.

    Задачи:

    1 Образовательная, познакомить учащихся с развитием научных знаний в 11-15 веках.

    2 Воспитательная, продолжить формирование уважения к исторического прошлому, воспитание патриотизма.

    3 Развивательная, продолжить развитие умений и навыков в работе с текстом учебника, с картой, с историческим источником.

    Учебное оборудование: учебник, видеоролик, иллюстрации.

    Методы: метод периодизации; сравнительно-исторический; ретроспективный; системно-структурный и др.

    Тип урока: изучение нового материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие научных знаний в эпоху средневековье »

7 класс

Развитие научных знаний 11-15 вв.


Цель: Дать представление о развитии науки в средние века.

Задачи:

1 Образовательная, познакомить учащихся с развитием научных знаний в 11-15 веках.

2 Воспитательная, продолжить формирование уважения к исторического прошлому, воспитание патриотизма.

3 Развивательная, продолжить развитие умений и навыков в работе с текстом учебника, с картой, с историческим источником.

Учебное оборудование: учебник, видеоролик, иллюстрации.

Методы: метод периодизации; сравнительно-исторический; ретроспективный; системно-структурный и др.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

I Организационный момент: Здравствуйте, садитесь.

Слово учителя:

С начала VIII века в мусульманском мире появился большой интерес к различным наукам. Правители заботились о сохранении, приумножении и распространении знаний, высоко ценили ученых и создавали условия для тех, кто желал целиком посвятить себя служению науке. Интерес к постижению знаний начинался с изучения Священного Корана и арабского языка. Мусульмане заучивали наизусть Коран и изречения Пророка, изучали его жизнеописание и наставления. В исламском мире практически не было безграмотных людей. Даже старики и немощные люди обучались грамоте, чтобы читать Коран на арабском языке.

Халифы с первых же шагов новой религии сделали обретение светских знаний, развитие науки, техники, искусства одним из требований Ислама. Период расцвета исламской культуры характеризуется бурным подъемом во всех областях науки, доступных человеческому разуму той эпохи. В то время, когда Европа и Дальний Восток переживали упадок, в мусульманских странах расцвели философия, математика, астрономия, историография, лингвистика, химия, фармакология, искусство врачевания и искусство слова. Язык и алфавит арабов и персов подарили миру незабвенные памятники прозы и поэзии.

Примечательно, что выдающийся востоковед академик Конрад называл эпоху расцвета исламской культуры «Восточным Ренессансом» - предшественником Западного Ренессанса.

Класс делится на 4 группы, каждая группа получает задание и готовит опорный конспект в тетради и выступление перед классом

1 группа «Математика и астрономия» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

2 группа Медицина (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

3 группа География и физика (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

4 группа Химия, минералогия и геология (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)


Выступление групп.



.1Математика и астрономия (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)


Первыми греческими сочинениями, выбранными для перевода (на арабский), были те, предмет которых представлял насущный интерес для арабов, в особенности сочинения по медицине и астрономии. Астрономия была тогда практической дисциплиной - прежде всего потому, что она давала возможность определить направление на Мекку, куда мусульманам надлежало обращаться при молитве. Математика также находила себе практическое применение; именно в этой сфере сделали свои первые шаги арабские ученые. Первым значительным именем, как в математике, так и в астрономии было имя аль-Хорезми, известного европейцам как Алгорисмус (Alghoarismus), от этой модификации его имени был образован термин "АЛГОРИТМ". Этот великий хорезмийский ученый-энциклопедист в период правления халифа аль-Мамуна работал в Байт аль хикма ("Дом мудрости"). Это переводческий центр, где переводились на арабский все известные научные труды древнего мира) и умер вскоре после 846 года. Он сделал для аль-Мамуна свод нескольких индийских астрономических таблиц, известных под названием "Синд Хинд". Аль-Хорезми принадлежит также описание обитаемой части мира, основанное на "Географии" Птолемея. Наибольшее распространение, однако, получили его математические работы. Одна из них считается основополагающей для алгебры (само слово алгебра происходит от ее названия), а другая - первая работа по арифметике (за исключением индийских сочинений), где используется нынешняя система счисления, т.е. цифры, известные как арабские.

Происхождение десяти знаков цифрового обозначения достаточно туманно. Арабские авторы называют их "индийскими", но ни у одного из этих авторов до сих пор не было обнаружено отсылки на какую-либо индийскую работу или автора. Этот странный факт позволил некоторым из европейских ученых предположить, что арабы заимствовали у византийцев одну из двух форм записи этих десяти знаков. Большинство исследователей, однако, в настоящий момент придерживаются мнения об индийском происхождении современных цифр. Греки использовали для дробей и других целей шестеричную систему, эту традицию продолжали арабские астрономы. Но большинство тех, кто сталкивался с арифметикой, осознали преимущества индийской системы с десятью знаками, значимость которых обусловлена их позицией. Аль-Хорезми и его последователи разработали методику проведения арифметическим путем различных сложных математических операций, таких, как извлечение квадратного корня. В сочинении, написанном около 950 г. человеком по имени аль-Уклидиси (Эвклидианец), можно обнаружить начало учения о десятичных дробях.

Среди математических трудов, которые переводились на латынь, были сочинения ан-Найризи (Anaritius)(ум. ок. 922 г.) и столь же известного Ибн аль-Хайсама (Alhazen) (ум. в 1039 г.). Последний, усвоив все труды греков и предшествующих арабских математиков и физиков, перешел к разрешению новых проблем. Сохранилось около 50 его книг и трактатов, из которых наиболее известна Китаб аль-Маназир (в латинском переводе "Opticae thesaurus¦). В этом сочинении, среди прочих рассуждений, он опровергает теорию Евклида и Птолемея о видимых лучах, которые следуют от глаза к объекту, и утверждает, что наоборот, свет следует от объекта к глазу. Он рассматривает также вопрос, и по сей день называемый "проблемой Альгазена", и предлагает способ решения уравнений четвертой степени. Он проводил множество экспериментов, и результаты его работы со сферическими и параболическими зеркалами над рефракцией света при прохождении через прозрачную среду дали возможность определить плотность земной атмосферы.

Другой великий хорезмийский ученый-энциклопедист Абу-р-Рейхан аль-Бируни (973 - ок. 1050) создал капитальные работы не только по математике и астрономии, но и по ботанике, географии, общей геологии, минералогии и другим наукам. Ученый широко применял математический анализ. Он вплотную подошел также к открытию принципа увеличивающих линз. В области математики он решил задачи деления угла на три части, удвоения куба и т.д.

В Ираке астрономия существовала еще за век до арабского завоевания, она основывалась частично на греческой астрономии, особенно на трудах Птолемея, частично на индийской. Когда астрономией заинтересовались арабы, они предприняли переводы как с греческого и сирийского, так и с санскрита и пехлеви. Основополагающим теоретическим трудом считался "Альмагест" (араб. Ал-Маджисти) Птолемея. Но затем арабы убедились в слабости птолемеевской системы и подвергли ее критике.

Большая часть астрономических работ не касалась вопросов теории, а уделяла все внимание астрономическим таблицам, объединенным названием "зидж". Наборов таких таблиц было много, они вели начало из индийских, персидских и греческих источников. Несоответствия между ними побуждали арабов производить более точные наблюдения за светилами. Особой точностью отличались таблицы, составленные около 900 г. аль-Баттани (Albategnius). Его скурпулезные наблюдения затмений использовались в сравнительных целях еще в 1749 г.

Астрономическими исследованиями занимался среднеазиатский ученый, государственный деятель и просветитель Улугбек (1394-1449). В 1428-1429 гг. он построил одну из наиболее значительных обсерваторий средневековья и оборудовал ее первоклассными для того времени приборами - уникальным 40-метровым мраморным секстантом, установленным в плоскости меридиана. В своем главном сочинении "Новые астрономические таблицы" Улугбек дал сведения о положении 1018 звезд, таблицы движения планет, которые отличались высокой точностью, а также изложил теоретические основы астрономии того времени.

Мусульманская Испания вносила свой вклад в математические и астрономические науки, через нее и европейские ученые могли соприкоснуться с живой научной традицией. Самым ранним в этой области был Маслама аль-Маджрити (Мадридский), он жил преимущественно в Кордове и умер около1007 года. В первой половине XI в. известностью пользовались два математика-астронома Ибн ас-Самх и Ибн ас-Саффар и астроном Ибн Абу-р-Риджал(Abenragel). После этого до конца XII в. выдающихся имен не было, а затем появились два серьезных астронома в Севилье: Джабир ибн Афлах (Geber) и ал- Битрауджи (Alpetragius). Первый особенно известен работами по сферической тригонометрии, дисциплине, в которой арабы вообще достигли большого прогресса. Второй критиковал некоторые из теоретических положений Птолемея - в духе возродившегося аристотелизма того времени. Позднее в Испании условия не располагали к подобным занятиям, но некоторые научные традиции сохранялись в Северной Африке.


.2 Медицина (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)


После первого периода переводов, когда основные работы Галена и Гипократа стали доступны арабам, некоторые мусульмане достигли такого положения в медицинской науке, что оказались много выше своих христианских и греческих предшественников. Здесь достаточно назвать двух самых знаменитых: Разеса и Авиценну; третьим был врач, известный в Египте как Хали Аббас. Отметим также, что за промежуток времени в пять веков - от 800 до 1300 г. - получили известность арабские работы по медицине более чем 70 авторов.

Разес, или Абу бакр Мухаммад ибн Закариййа ар-Рази, родился в Рее, близ современного Тегерана и умер там же, или в Багдаде между 923-932 гг. По его совету было выбрано место для строительства больницы в Багдаде и, как сообщают, он был первой ее главой. Он плодотворно работал во всех направлениях науки и философии того времени, но, по общему мнению, особых успехов достиг только в медицине. Сохранилось более 50 его сочинений. Одно из наиболее известных - "Трактат о ветряной оспе и кор" ("Dt la variole et delarougeole"), который был переведен на латынь, греческий, француз кий и английский. Его величайший труд - аль-Хави ("Всеобъемлющая книга") - энциклопедия медицинских знаний того времени - был завершен учениками после его смерти. По каждой болезни он приводит там точку зрения греческих, сирийских, индийских, персидских и арабских авторов, а затем присовокупляет к ним замечания и наблюдения из собственной практики и выносит заключительное суждение. Сохранившиеся части этого произведения были в конце XIII в. переведены на латынь сицилийским врачом-евреем.

Хотя совершенство ал-Хави ар-Рази признавалось всеми, некоторые находили это сочинение слижком уж длинным, и через полвека Али ибн Аббас ал-Маджуси (ум.994), придворный врач Адуд ад-Даула, написал книгу "Совершенное исскуство медицины" (Ал-Куннаш ал-Малаки). Книга эта была одной из первых переведена на латынь и завоевала широкую известность в Европе как "Liber regius".

Вторым выдающимся автором медиком, писавшим по-арабски был Ибн Сина, или Авиценна (ум. 1037). Подобно ар-Рази, он писал на различные темы и обычно считается более великим философом, чем врачом. Тем не менее его обширный "Канон медицины" называют "высшим достижением, шедевром арабской систематики" (Майерхоф). Канон был переведен на латынь в XII в. и доминировал в преподавании медицины в Европе по крайней мере до конца XVI в. В XV веке он выдержал 16 изданий, в XVI в. - 20 изданий, в XVI в. еще несколько.

Мусульманская Испания не отставала в медицинских исследованиях, хотя больниц таких размеров, как на Востоке там не появлялось до XIV века. Там появились оригинальные труды Абу-л-Касима аз-Захрави (Abulcasis) (ум. после 1009). Его сочинения по хирургии и хирургическим инструментам явились выдающимся вкладом арабов в эту область. Некоторые испанские философы были одновременно сведущими врачами. Кроме Аверроэса, можно назвать Ибн Зухра (Avenzoar) из Севильи (ум. 1161). В XIV в. в Испании все еще были арабские врачи, писавшие о чуме, свидетелями которой они были в Гранаде и Альмерии; они вполне осознавали инфекционный характер этой болезни.

Арабский мир познакомил Западную Европу со многими новыми сельскохозяйственными продуктами. Арабы начали систематически ввозить сахар в Западную Европу. В VIII веке они стали возделывать рис в Южной Испании, находившейся под их владычеством, гранатовое дерево, финиковую пальму, ввели шелководство, начали выращивать хлопок. Поливное земледелие нашло применение в Европе также благодаря арабам, которые обучили европейцев технике подъема воды, орошения и осушения почвы. Арабы распространили в Европе систему оросительных каналов с общественным контролем за распределением воды. Лучшее булатное оружие изготовлялось на Востоке. Булатные клинки, хорошо гнущиеся, но не ломающиеся, делались из дамасской стали (по названию одного из крупнейших центров в Арабском халифате). В Х в. через арабов (мавров) производство шелка и хлопчатобумажных тканей проникло в Испанию, а оттуда стало распространяться по Западной Европе. В VIII в. во владениях Арабского халифата стали изготовляться фаянсовые изделия. Арабы покрывали фаянсовыми плитами огромные поверхности стен, куполов и порталов. В этом же веке, в связи с приходом арабов, в Европе появились первые проблески возрождения гончарного производства, в том числе и производство фаянса. В арабских владениях производство бумаги из тряпья началось в VIII в. (изобретена бумага в Китае во II в.). В Самарканде бумажная мастерская действовала с 751 года, в Багдаде - с 794. Документы, написанные в VIII в. на бумаге, найдены в Таджикистане. В Х в. бумага достигла Египта и Северной Африки (в Каире бумажные мастера населяли целые кварталы). Из Северной Африки, преодолев вместе с арабами Гибралтарский пролив, бумага попала в 1150 г. в Испанию, где впервые в Европе заработали бумажные мельницы. Окончательно арабское письмо (древнейшие разновидности которого отмечены в VI в.) сложилось в VIII в. в связи с образованием Арабского халифата и развитием культуры народов, вошедших в его состав. Арабское письмо сделалось единственным видом письма на всей огромной территории халифата. При халифах Харун ар-Рашиде и Аль-Мамуне научная деятельность переживала период подъема: строились астрономические обсерватории, здания для научной и переводческой работы, библиотеки. Получило развитие школьное дело, причем в некоторых случаях труд учителей хорошо оплачивался. Предпринимались даже специальные путешествия с учебными целями. В 975 г. персидский ученый Абу Мансур аль-Харави Мувффат опубликовал "Трактат об основах фармакологии", в котором изложил лечебные свойства различных природных и химических веществ. В VIII в. - и особенно в IX-Х вв. - арабские ученые сделали важные открытия в области географии. При Аль-Мамуне была предпринята попытка замерить окружность Земли. С этой целью ученые измерили градус широты вблизи Красного моря. В измерениях участвовал Аль-Хорезми. Было установлено, что длина градуса составляет 56 арабских милей, или 113,0 км, отсюда длина окружности Земли равнялась 40680 км. В области минералогии и геологии аль-Бируни впервые установил плотность и удельный вес многих минералов и металлов. Особое значение для развития минералогии имел его обширный труд "Собрание сведений о познании драгоценных минералов", в котором он подробно описал более 50 минералов, руд, металлов, сплавов.


.3География и физика (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)


Мусульманские учёные внесли большой вклад в развитие географии. Большую роль в составлении географических карт сыграл астроном и философ Абу Зейд аль-Балхи (235/849322/934). Его сочинение «Сувар аль-акалим» легло в основу труда другого выдающегося географа и путешественника Ибрахима аль-Истахри (X век). Его книга «Масалик аль-мамалик», содержащая цветные географические карты и пояснительный текст, стала образцом для традиционных трудов по географии. Автор разделяет страны на двадцать областей, приводит путевые маршруты с точными расстояниями, приводит ценные сведения по топографии городов, описывает климатические условия разных стран, перечисляет ископаемые богатства, растительные продукты, продукты животноводства и предметы торговли.

В начале пятидесятых годов X века аль-Истахри встретился с другим путешественником из Багдада Мухаммад ом бин Хаукалем (ум. ок. 988). Он много путешествовал по Северной Африке, Испании и Сицилии, объехал Месопотамию, Иран и Индию. Ибн Хаукал указал на некоторые ошибки аль-Истахри и по просьбе последнего взялся за переработку его труда. Внеся исправления в разделы, касающиеся западной части Халифата, Ибн Ха-укал назвал свою работу «Китаб аль-масалик ва-ль-мамалик».

Марокканский географ и историк аль-Идриси (1100-1166) составил подробную карту мира и описал многие области Азии, Северной Африки и Европы. В его работах приводятся ценные сведения о Волжской Булгарии и стране башкир на Южном Урале. В атласе аль-Идриси, содержащем 70 карт, указываются даже истоки Нила, которые европейцы открыли только в XIX веке. Энциклопедическим трудом по географии считается трактат «Муджам аль-булдан» Якута аль-Хамави (1179-1228). Большой вклад в развитие географии как точной науки внес Ибн Батута (1304-1369), путешествовавший по странам и материкам в течение 29 лет. Не утратил своей ценности многотомный труд «Сеяхет-наме» турецкого историка и путешественника Эвлии Челеби (1611-1682), описавшего наблюдения, сделанные за более чем полвека путешествий.

Многие европейские мореплаватели своими открытиями обязаны мусульманским учёным. Христофор Колумб (14461506) в своих записках отмечал, что узнал о существовании земли за Атлантическим океаном от мусульман. Известный географ Ахмад бин Маджид (ум. ок. 1530) указывал путь Васко да Гаме (ум. 1524) во время его путешествия в Индию в 1498 г. Его перу принадлежит сочинение о мореходстве в Красном море, Индийском и Атлантическом океанах и среди островов к востоку от Индии. Турецкий адмирал Пири Рейс (1465-1554) в 1523 г. составил карту мира, которая хранится в одном из музеев дворцового комплекса Топкапы в Стамбуле. Он изобразил на ней береговую линию Антарктиды задолго до 1820 г., когда русская экспедиция открыла самый южный материк. Часть карты словно оторвана, на ней изображены Испания, Восточная Африка, известные на тот период части Атлантического океана и Южной Америки, а также Антильские острова. Из записей, сделанных адмиралом по краям карты, важными являются пять замечаний, связанных с открытием Америки.


Физика


Значительных результатов мусульманские учёные добились в таких областях физики, как механика и оптика. Заимствовав достижения древних греков и индийцев, мусульманские специалисты развили механику до уровня прикладной науки и научились эффективно использовать рабочую силу. Механические средства постепенно вытесняли тяжёлый физический труд, и, поскольку ислам запрещает обременять рабов и наёмных рабочих непосильным трудом, исследованиям в этом направлении придавалось большое значение.

Глубокими познаниями в области физики обладал басрийский врач, математик и астроном аль-Хасан бин Хейсам (9651039). Его трактат «Аль-Маназир», содержащий семь статей о свойствах света, считается одним из важнейших средневековых трудов по оптике. Латинский перевод этой книги, не терявший своей значимости на протяжении шестисот лет, вдохновил на научные открытия британского физика Роджера Бекона (1214- 1294) и немецкого астронома Иоганна Кеплера (1571-1630). Ибн Хейсам объяснил законы отражения и преломления света, первым описал строение глаза и функции каждой оболочки.

Мусульманские учёные делали открытия в разных областях физики. Аль-Фараби (870-950) дал физическое объяснение звука. Абу Рейхан аль-Бируни (978-1051) измерил атомный вес восемнадцати элементов, а также плотность воздуха. Египетский астроном Абд-ар-Рахман бин Юнус (ум. 1009), работавший в обсерватории недалеко от Фустата, первым изобрёл маятниковые часы. Абу-ль-Изз аль-Джазари (ум. 1206), автор трактата «О знании инженерных хитростей», считается основателем кибернетики. Персидский астроном Кутб-ад-дин Ширази (1236- 1311) на три столетия раньше Декарта дал научное объяснение возникновению радуги.

Сделанные мусульманами открытия дали значительный толчок развитию эмпирической науки в Европе. Основные законы механики, изложенные Исааком Ньютоном (1643-1727), были подробно описаны в трудах Ибн Сины (980-1037), Фахраддина ар-Рази (1149-1209) и Хибаталлаха аль-Багдади (ум. 1165). Заслуга английского физика состоит в том, что он систематизировал накопленные веками научные знания и способствовал дальнейшему развитию механики.

Определённых успехов достигли и мусульманские естествоиспытатели. В 880 г. андалусский астроном и изобретатель Аббас бин Фирнас ат-Такурунни (ум. 887) сконструировал первый летательный аппарат из птичьих перьев и ткани. Он также соорудил планетарий и армиллярную сферу, изобрёл оригинальный прибор для измерения времени. В его честь назван один из лунных кратеров.

Мусульманские изобретатели не прекращали попыток покорить небо. В XVII веке Газарфан Ахмад Челеби, используя орлиные крылья, пролетел с башни Галата в Стамбуле до местечка Доганчы в Ускударе. В том же столетии Лагари Хасан Челеби стал первым человеком, поднявшимся в воздух при помощи ракеты. Свой успешный полёт ученый произвел по случаю празднества в честь рождения дочери османского султана Мурада IV - Кая-Султан.


.4 Химия, минералогия и геология (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)


Достижения мусульманских учёных в области химии ознаменовали переворот в этой науке. Джабир бин Хайян (721- 805), известный как «отец химии», описал многие химические реакции и десятки химических веществ (купоросы, квасцы, щёлочи, нашатырь и другие). Особое внимание он уделял минералам и семи металлам, при описании которых он упоминал их плавкость, ковкость и металлический блеск. В работах Джабира излагаются способы получения уксусной кислоты, слабого раствора азотной кислоты, свинцовых белил. Он также описал эффективный способ очищения руды от примесей и производства стали, первым предложил использовать двуокись магния в производстве стекла.

Большой вклад в развитие химии внес персидский врач-энциклопедист Абу Бакр ар-Рази (864-925). Он первым получил серную кислоту и чистый спирт. В его трактатах упоминаются такие химические приборы, как колбы, тазы, стеклянные блюдца для кристаллизации, кувшины, горелки, нефтяные лампы, печи для плавки, напильники, шпатели, фильтры из тканей и шерсти, ступки с пестиками, металлические сита, песчаные и водяные бани. Ар-Рази описал реакции плавления, фильтрования, дистилляции, растворения, коагуляции. Впервые в истории химии он предпринял попытку классифицировать известные ему вещества. С этой целью он разделил их на три больших класса: минеральные, растительные и животные вещества.

Мусульманским учёным принадлежит заслуга в выделении фосфора и получении чёрного пороха. Китайцы, которые первыми изобрели порох, использовали для этого калиевую селитру, добываемую в природе. Это не только исключало возможность массового применения пороха в военном деле, но и значительно отягощало снаряды. Мусульмане использовали для оружейного пороха смесь нитрата калия, угля и серы, что позволило им первыми эффективно использовать начиненные порохом снаряды во время боевых действий.

Знания по химии, которые им завещали греки, были недостаточными. Наиболее важные вещества, такие как алкоголь, серная и азотная кислота, царская водка и т.д., полностью неизвестные последним, в скором времени были открыты арабами. Ими также были открыты наиболее фундаментальные химические реакции, такие как дистилляция. Когда в некоторых книгах пишут о том, что химия была открыта Лавуазье, то забывают, что ни одна наука, и особенно химия, никогда не создавалась в одночасье, и что тысячелетие тому назад у арабов были лаборатории, где были сделаны открытия, без которых открытия Лавуазье были бы невозможными. Самым древним, и в то же время самым известным из арабских химиков был Джабер. Он жил в конце VIII века. Число написанных им трудов, было колоссальным; однако ввиду того, что несколько его соотечественников имели ту же фамилию, трудно определить, какие именно работы относятся на его счет. Несколько его книг было переведено на латинский язык. Одной из наиболее известных работ является «Совершенная совокупность», переведенная на французский язык в 1672 году; что доказывает, насколько большим авторитетом она пользовалась в Европе. Работы Джабера составляют что-то наподобие научной энциклопедии, и следует рассматривать ее содержимое, как краткое изложение химической науки арабов той эпохи. Здесь можно найти описание нескольких элементов, о которых никогда до него не упоминали. Некоторые из них, такие как азотная кислота и царская водка представляют первостепенное значение для химии, потому что, по сути, без них не было бы химии. Джаберу, по всей видимости, были также известны свойства некоторых газов. «Если газ - говорит он - оседает на теле (веществе), то он теряет свою форму и природу; он не является тем, чем был. Когда же их отделяют друг от друга, происходит следующее: либо только газы высвободятся, а тела, где они были локализованы, останутся, либо и газ, и тела высвободятся одновременно». Джабер, как и все алхимики, верил, что металлы состоят из многих неизвестных веществ. В зависимости от назначения он им давал какие-нибудь названия: сера, ртуть, мышьяк и т.д. однако свойства этих элементов не имели ничего общего со свойствами тел, у которых были заимствованы их наименования: алхимики об этом неоднократно упоминали; и нужно всегда об этом помнить во избежание серьезных ошибок, допущенных в их адрес многими авторами.


Минералогия и геология


В области минералогии и геологии аль-Бируни впервые установил плотность и удельный вес многих минералов и металлов. Особое значение для развития минералогии имел его обширный труд "Собрание сведений о познании драгоценных минералов", в котором он подробно описал более 50 минералов, руд, металлов, сплавов.

·В VIII-XV вв. в арабских странах появились так называемые зиджи - справочники для астрономов и географов с описанием календарей, указанием хронологических и исторических дат, тригонометрическими и астрономическими таблицами.

·Большое практическое значение имела география. Арабские путешественники и географы расширили представления об Иране, Индии, Цейлоне и Средней Азии. С их помощью Европа впервые познакомилась с Китаем, Индонезией и другими странами Индокитая. Известные работы географов-путешественников:

o"Книга путей и государств" Ибн Хордадбека, IX в.

o"Дорогие ценности" - географическая энциклопедия Ибн Руста (начало Х в.)

o"Записка" Ахмеда Ибн Фадлана с описанием путешествия в Поволжье, Заволжье и Среднюю Азию

o20 трактатов Масуди (X в.)

o"Книга путей и царств" Истахри

o2 карты мира Абу-Абдаллаха аль-Идриса

oмноготомный "Словарь стран" аль-Кинди Якута

o"Путешествие" Ибн Баттуты.

·Ибн Баттута за 25 лет своих путешествий прошел по суше и морю около 130 тысяч км. Он посетил все мусульманские владения в Европе, Азии и Византии, Северную и Восточную Африку, Переднюю и Среднюю Азию, Индию, Цейлон и Китай, обошел берега Индийского океана. Он пересек Черное море и от Южного берега Крыма проехал к низовьям Волги и устью Камы.

В отличие от европейских, уровень благоустройства и чистоты улиц восточных городов был значительно выше. В IX-XII вв. здесь использовали глубокие мусорные колодцы. Забота городских властей о благоустройстве городов сказывалась в том, что многие из них были вымощены каменными плитами. Водоснабжение осуществлялось с помощью арыков и хаузов. На городских площадях строились специальные павильоны с большими глиняными или медными сосудами с питьевой водой для прохожих. В каждом доме было простейшее канализационное устройство. Городские стены служили надежной защитой жителей от врагов. Их высота достигала 9-10 метров при толщине до 3 м. Внутри города глинобитные дома возводились, приспосабливаясь к сложившимся направлениям улиц, ширина которых колебалась от 3 до 5 м.


Заключение


Подведение итогов Таким образом, В эпоху Средневековья были сделаны первые шаги вперед от того рубежа, на котором остановились античные мыслители, но наука еще не могла подняться до раскрытия объективных законов природы; естествознание - в его нынешнем понимании - еще не сформировалось. Оно находилось в стадии своеобразной «преднауки», «протонауки».


Домашнее задание, п.___, учить конспект в тетради.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Развитие научных знаний в эпоху средневековье

Автор: Огаркова Елена Ивановна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 102265

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока на тему: "Образ  культуры средневековой Западной Европы""
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-na-tiemu-obraz-kul-tury-sriednieviekovoi-zapadnoi-ievropy"
    ["file_id"] => string(6) "281972"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453632071"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Тесты на Школьный этап Всероссийской олимпиады по истории для 7 класса"
    ["seo_title"] => string(74) "tiesty_na_shkol_nyi_etap_vsierossiiskoi_olimpiady_po_istorii_dlia_7_klassa"
    ["file_id"] => string(6) "436511"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1509708621"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Рисунок - основа всякого изображения"
    ["seo_title"] => string(39) "risunok-osnova-vsiakogho-izobrazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "128889"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415602984"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока по предмету "Человек.Общество.право"на тему "Человек" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-po-priedmietu-chieloviek-obshchiestvo-pravo-na-tiemu-chieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "171703"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423717604"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "КУЛЬТУРНОЕ СОЗНАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННУЮ ЭПОХУ"
    ["seo_title"] => string(42) "kulturnoiesoznaniievinformatsionnuiuepokhu"
    ["file_id"] => string(6) "280740"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453404697"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства