kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "Образ культуры средневековой Западной Европы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет:   Изобразительное искусство

Возраст учащихся:  4 класс

Тема урока:     Образ  культуры средневековой Западной Европы.

Цель урока:  создание  художественного образа культуры средневековой Западной Европы.

Задачи урока:

1. Формировать у учащихся  представлений о культуре  народов западной Европы в эпоху средневековья.

2. Развивать умения построения сюжетной композиций по впечатлению.

3. Воспитывать  интерес к искусству народов мира.

Оборудование:  карта мира, презентация «Путешествие в средневековье», таблички со словарными словами, проектор, экран, магниты.

Материалы: лист А3, простой карандаш

Этапы работы:

  1.Организационный момент

  • Выбор эффективных способов организации рабочего пространства.
  • Использование проблемной ситуации для  настроя учащихся на учебную деятельность, предмет и тему урока

I.Проверка готовности класса учителем.

II.  На доске записана тема урока

Учитель:

-Ребята, на сегодняшнем занятии мы совершим с вами путешествие в историю. А отправимся мы в средневековье,  в Западную Европу.

- Кто знает, где находится страна Западная Европа?

 Дети: 

-Нет такой страны. Так называют группу государств, находящихся на западе Европы

Учитель:

-Давайте посмотрим на карту и определим, какие страны находятся на западе Европы и где они находятся.

(работа с картой)

Учитель:

-Как вы думаете, а почему в теме сегодняшнего урока эти страны рассматриваются как единое целое? Что их объединяет?

Дети: 

-Местоположение, климат, рельеф, общие черты развития.

Учитель:

-А культура этих стран схожа? Подумайте, почему?

2. Актуализация знаний для изучения нового учебного материала

  • Определение цели для данного этапа урока;
  • Определение готовности учащихся для достижения цели

Учитель:

- Согласитесь, что одного урока мало для того, чтобы подробно ознакомиться с культурой каждой из названных стран. Поэтому мы рассмотрим западноевропейскую культуру средневековья на примере  культуры Франции того времени.

-Вы готовы отправиться в путешествие?

Дети: 

-Готовы!

Учитель:

-Тогда в путь!

3. Изучение нового учебного материала.

  • Изложение  нового учебного материала с использованием средств наглядности (презентации);
  • Использование фронтальной беседы, самостоятельной (домашней)  работы для изучения нового материала.
  • Работа со словарными словами

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 

Слайд №1

Слайд №2

Учитель:

-И первое, что нам встречается на начале нашего пути: загадочное и непонятное слово ГОТИКА. Может быть, кто-то из вас, ребята, знает, что оно обозначает?

Слайд №3

Учитель:

- На севере Франции, в провинции
Иль-де-Франс - центре королевских владений, - в XII веке
в искусстве появился новый стиль, просуществовавший более трехсот лет. Современники именовали его «французской манерой», но в историю культуры он вошел как ГОТИКА, или ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ( на доске появляются таблички со словарным словом).

Слайд №4

-Ярким примером готики в архитектуре могут служить соборы. Городской собор-это архитектурный, идеологический и хозяйственный центр города.

Вокруг него лепились лавки ремесленников и торговцев. У его ПОРТАЛА завязывались научные и политические дискуссии, а в праздничные дни здесь разворачивались театральные зрелища.

-Обратите внимание на слайде выделено еще одно словарное слово ПОРТАЛ  ( на доске появляются таблички со словарным словом).

Что оно обозначает? Где с ним мы уже встречались?

(перейдя по гиперссылке, определяют, насколько ученик дал правильно ответ)

Учитель:

- Какие из представленных порталов вам знакомы? К какой архитектуре они относятся?

Дети: 

- Архитектура Средней Азии (городов пустынь)

Учитель:

-Найдите общие черты у оставшихся порталов.

-Они принадлежат готическому храму.

Учитель:

-Итак, вернемся к храмам средневековья.

Слайд №4

Учитель:

-Множество соборов Франции посвящено Деве Марии. Среди них – Нотр-Дам де Руан, Нотр-Дам де Шартр, Нотр-Дам де Реймс,   

  Нотр-Дам де Пари.

Слайд №4 + гиперссылки

(Сообщения учащихся о соборах Нотр Дам де Шартр,

Нотр-Дам де Пари)

Слайд № 5

-Остроконечные шпили соборов тянутся в высь, стремясь приблизится к небу. Чтобы добавить прочности тонким стенам таких  высоких  зданий, снаружи  к  ним пристраивали дополнительные опорные столбы  с арками, которые и принимали на себя основную нагрузку.

Слайд № 6

- Стрельчатая дуга явились великолепным инженерным решением, позволившим облегчить давление свода и в силу этого уменьшить массивность стен. Готический храм предстает перед зрителем как обнаженный каркас с подчеркнутыми линиями «ребер». Высокие стрельчатые проемы позволяют воздуху и свету свободно переливаться из одного помещения в другое, создавая впечатление органического единства пространства.

Слайд № 7,8

-Французский писатель Виктор Гюго назвал готический собор «каменной симфонией». Немаловажную роль в этой «симфонии» играл цвет. Мастера создавали в готических  храмах  великолепные резные алтари – настоящие  произведения искусства, в которых  объединялась деревянная раскрашенная скульптура и живопись. Раскрашивались также капители - верхние части колонн - и своды соборов. И все это освещалось волшебным светом, льющимся сквозь окна- витражи.

Слайд № 9

Учитель:

-ВИТРАЖ – еще одно слово, которое появится в нашем словаре после нашего путешествия ( на доске появляются таблички со словарным словом).

 Витраж - это произведение  из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

-Витражи принадлежат к числу самых прекрасных и привлекательных произведений средневекового искусства. Цветные стекла витражей, причудливо преображавшие солнечный свет, создавали иллюзию реального присутствия библейских и житийных персонажей. Но в храмовый декор проникали не только герои христианской легенды – здесь нашлось место для сцен трудовой жизни, для светских властителей, для сказочных животных.

Слайд № 10

Учитель:

-Как вы думаете, а где еще можно было встретить готический стиль?  (ответы детей)

- Вы правы, готический стиль находил выражение в различных областях искусства, в том числе и в оформлении книги.

Слайд № 11,12

Учитель:

- Заостренные, будто изломанные  буквы готического письма напоминают кружева. Текст начинался с изысканного инициала – заглавной буквы, от которой отходят тонкие и нежные веточки или усики, образующие замысловатый орнамент. На этих усиках художники рисовали забавные фигурки акробатов, дракончиков.

Орнамент обрамляет весь текст, как рама картину.

Слайд № 13+гиперссылки

Учитель:

-Готический  стиль так же наложил свой отпечаток и на одежду. Для моды той эпохи характерны удлиненные и заостренные формы: края одежды, вырезанные в форме зубцов,

обувь с длинными узкими носами, остроконечные чепцы -геннины, которые напоминали устремленный ввысь шпиль собора и порой достигали в длину почти одного метра. Казалось, что такую одежду проектировал архитектор, только вместо обычных строительных материалов в его распоряжении была ткань.      

4. Закрепление учебного материала

а) Использование игровой ситуации для стимулирования учебной активности учащихся в ходе закрепления нового учебного материала.

Учитель:

- Итак, наше путешествие подходит к концу. Но чтобы вернутся в наше время,  нам нужно ответить на вопросы машины времени.

Слайд №14

  1. Почему, изучая тему «Культура средневековой Западной Европы», мы с вами совершали путешествие по Франции?
  2. Какие особенности имеет готическая архитектура?
  3. В чем различие этих   построек?
  4. Чем вызваны такие  отличия?
  5. Приведите примеры конструктивного соответствия архитектуры и одежды того времени.

Учащиеся отвечают на вопросы

5.Физкультминутка (Формировать умение переключать внимание с изменением вида деятельности)

б) 

  • Постановку конкретной учебной задачи перед учащимися
  • Определение результата, который должен быть достигнут учащимися  на данном этапе урока
  • Описание форм и методов достижения поставленной цели
  • Учащие оценивают  результаты самостоятельной деятельности и деятельности других, анализируют, рассуждают, делают выводы.

Учитель:

- Возвращаясь из любого путешествия, мы привозим открытки, фотографии, сувениры. Все это несет в себе определенное впечатление и воспоминание о поездке.

Поэтому я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями о путешествии не  при помощи слов, а с помощью рисунков-впечатлений, рисунков-образов или даже открыток-образов, которые вы создадите при помощи простого карандаша.

-В результате работы у вас должны появиться черно-белые картинки. Через 15 мин. у нас состоится вернисаж ваших впечатлений.

Слайд №15 «Памятка путешественника»

Выполнение учащимися практической  работы.

- Вот и подошел наш урок-путешествие  к концу.  Что нового и интересного узнали за время нашего путешествия?

-Чему вы научились?

Вернисаж работ учащихся

- Посмотрите на ваши работы. Какой сувенир-открытку вы бы купили. Объясните свой выбор.

6. Задание на дом,

  • Постановка цели самостоятельной работы для учащихся  в ходе выполнения домашнего задания.

Домашнее задание: превратить черно-белую «фотографию»  в цветную. Для этого можно использовать любые живописные средства и материалы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Образ культуры средневековой Западной Европы"»

Конспект урока.


Аттестуемый педагог: Дмитриева Елена Викторовна, учитель ИЗО МБОУ ЛАД №3 г. Пензы

Предмет: Изобразительное искусство

Возраст учащихся: 4 класс

Тема урока: Образ культуры средневековой Западной Европы.

Цель урока:  создание художественного образа культуры средневековой Западной Европы.

Задачи урока:

1. Формировать у учащихся представлений о культуре народов западной Европы в эпоху

средневековья.

2. Развивать умения построения сюжетной композиций по впечатлению.

3. Воспитывать интерес к искусству народов мира.

Оборудование: карта мира, презентация «Путешествие в средневековье», таблички со словарными словами, проектор, экран, магниты.

Материалы: лист А3, простой карандаш


Этапы работы

Содержание этапа


1.Организационный момент

  • Выбор эффективных способов организации рабочего пространства.



  • Использование проблемной ситуации для настроя учащихся на учебную деятельность, предмет и тему урока

I.Проверка готовности класса учителем.


II. На доске записана тема урока

Учитель:

--Ребята, на сегодняшнем занятии мы совершим с вами путешествие в историю. А отправимся мы в средневековье, в Западную Европу.

-- Кто знает, где находится страна Западная Европа?

 Дети: 

-Нет такой страны. Так называют группу государств, находящихся на западе Европы

Учитель:

--Давайте посмотрим на карту и определим, какие страны находятся на западе Европы и где они находятся.

(работа с картой)

Учитель:

--Как вы думаете, а почему в теме сегодняшнего урока эти страны рассматриваются как единое целое? Что их объединяет?

Дети: 

-Местоположение, климат, рельеф, общие черты развития..

Учитель:

--А культура этих стран схожа? Подумайте, почему?


2. Актуализация знаний для изучения нового учебного материала

  • Определение цели для данного этапа урока;

  • Определение готовности учащихся для достижения цели



Учитель:

-- Согласитесь, что одного урока мало для того, чтобы подробно ознакомиться с культурой каждой из названных стран. Поэтому мы рассмотрим западноевропейскую культуру средневековья на примере культуры Франции того времени.

--Вы готовы отправиться в путешествие?

Дети: 

-Готовы!

Учитель:

--Тогда в путь!


3. Изучение нового учебного материала.


  • Изложение нового учебного материала с использованием средств наглядности (презентации);









  • Использование фронтальной беседы, самостоятельной (домашней) работы для изучения нового материала.


  • Работа со словарными словами



ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Слайд №1

Слайд №2

Учитель:

--И первое, что нам встречается на начале нашего пути: загадочное и непонятное слово ГОТИКА. Может быть, кто-то из вас, ребята, знает, что оно обозначает?

Слайд №3

Учитель:

-- На севере Франции, в провинции
Иль-де-Франс - центре королевских владений, - в XII веке
в искусстве появился новый стиль, просуществовавший более трехсот лет. Современники именовали его «французской манерой», но в историю культуры он вошел как ГОТИКА, или ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ( на доске появляются таблички со словарным словом).

Слайд №4

--Ярким примером готики в архитектуре могут служить соборы. Городской собор-это архитектурный, идеологический и хозяйственный центр города.

Вокруг него лепились лавки ремесленников и торговцев. У его ПОРТАЛА завязывались научные и политические дискуссии, а в праздничные дни здесь разворачивались театральные зрелища.

--Обратите внимание на слайде выделено еще одно словарное слово ПОРТАЛ ( на доске появляются таблички со словарным словом).

Что оно обозначает? Где с ним мы уже встречались?

(перейдя по гиперссылке, определяют, насколько ученик дал правильно ответ)

Учитель:

-- Какие из представленных порталов вам знакомы? К какой архитектуре они относятся?

Дети: 

- Архитектура Средней Азии (городов пустынь)

Учитель:

--Найдите общие черты у оставшихся порталов.

--Они принадлежат готическому храму.

Учитель:

-Итак, вернемся к храмам средневековья.

Слайд №4

Учитель:

--Множество соборов Франции посвящено Деве Марии. Среди них – Нотр-Дам де Руан, Нотр-Дам де Шартр, Нотр-Дам де Реймс,

Нотр-Дам де Пари.

Слайд №4 + гиперссылки

(Сообщения учащихся о соборах Нотр Дам де Шартр,

Нотр-Дам де Пари)

Слайд № 5

--Остроконечные шпили соборов тянутся в высь, стремясь приблизится к небу. Чтобы добавить прочности тонким стенам таких высоких зданий, снаружи к ним пристраивали дополнительные опорные столбы с арками, которые и принимали на себя основную нагрузку.

Слайд № 6

-- Стрельчатая дуга явились великолепным инженерным решением, позволившим облегчить давление свода и в силу этого уменьшить массивность стен. Готический храм предстает перед зрителем как обнаженный каркас с подчеркнутыми линиями «ребер». Высокие стрельчатые проемы позволяют воздуху и свету свободно переливаться из одного помещения в другое, создавая впечатление органического единства пространства.

Слайд № 7,8

--Французский писатель Виктор Гюго назвал готический собор «каменной симфонией». Немаловажную роль в этой «симфонии» играл цвет. Мастера создавали в готических храмах великолепные резные алтари – настоящие произведения искусства, в которых объединялась деревянная раскрашенная скульптура и живопись. Раскрашивались также капители - верхние части колонн - и своды соборов. И все это освещалось волшебным светом, льющимся сквозь окна- витражи.

Слайд № 9

Учитель:

-ВИТРАЖ – еще одно слово, которое появится в нашем словаре после нашего путешествия ( на доске появляются таблички со словарным словом).

Витраж - это произведение  из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

--Витражи принадлежат к числу самых прекрасных и привлекательных произведений средневекового искусства. Цветные стекла витражей, причудливо преображавшие солнечный свет, создавали иллюзию реального присутствия библейских и житийных персонажей. Но в храмовый декор проникали не только герои христианской легенды – здесь нашлось место для сцен трудовой жизни, для светских властителей, для сказочных животных.

Слайд № 10

Учитель:

--Как вы думаете, а где еще можно было встретить готический стиль? (ответы детей)

-- Вы правы, готический стиль находил выражение в различных областях искусства, в том числе и в оформлении книги.

Слайд № 11,12

Учитель:

-- Заостренные, будто изломанные буквы готического письма напоминают кружева. Текст начинался с изысканного инициала – заглавной буквы, от которой отходят тонкие и нежные веточки или усики, образующие замысловатый орнамент. На этих усиках художники рисовали забавные фигурки акробатов, дракончиков.

Орнамент обрамляет весь текст, как рама картину.

Слайд № 13+гиперссылки

Учитель:

--Готический стиль так же наложил свой отпечаток и на одежду. Для моды той эпохи характерны удлиненные и заостренные формы: края одежды, вырезанные в форме зубцов,

обувь с длинными узкими носами, остроконечные чепцы -геннины, которые напоминали устремленный ввысь шпиль собора и порой достигали в длину почти одного метра. Казалось, что такую одежду проектировал архитектор, только вместо обычных строительных материалов в его распоряжении была ткань.


4. Закрепление учебного материала


  • Использование игровой ситуации для стимулирования учебной активности учащихся в ходе закрепления нового учебного материала.

Учитель:

-- Итак, наше путешествие подходит к концу. Но чтобы вернутся в наше время, нам нужно ответить на вопросы машины времени.

Слайд №14

  • Почему, изучая тему «Культура средневековой Западной Европы», мы с вами совершали путешествие по Франции?

  • Какие особенности имеет готическая архитектура?

  • В чем различие этих построек?

  • Чем вызваны такие отличия?

  • Приведите примеры конструктивного соответствия архитектуры и одежды того времени.

Учащиеся отвечают на вопросы

Формировать умение переключать внимание с изменением вида деятельности


Физкультминутка


  • Постановку конкретной учебной задачи перед учащимися

  • Определение результата, который должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока

  • Описание форм и методов достижения поставленной цели





















  • Учащие оценивают результаты самостоятельной деятельности и деятельности других, анализируют, рассуждают, делают выводы.

Учитель:

-- Возвращаясь из любого путешествия, мы привозим открытки, фотографии, сувениры. Все это несет в себе определенное впечатление и воспоминание о поездке.

Поэтому я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями о путешествии не при помощи слов, а с помощью рисунков-впечатлений, рисунков-образов или даже открыток-образов, которые вы создадите при помощи простого карандаша.

--В результате работы у вас должны появиться черно-белые картинки. Через 15 мин. у нас состоится вернисаж ваших впечатлений.

Слайд №15 «Памятка путешественника»

Выполнение учащимися практической работы.

- Вот и подошел наш урок-путешествие к концу. Что нового и интересного узнали за время нашего путешествия?

-Чему вы научились?

Вернисаж работ учащихся

Результаты практической работы:


- Посмотрите на ваши работы. Какой сувенир-открытку вы бы купили. Объясните свой выбор.


5. Задание на дом,

  • Постановка цели самостоятельной работы для учащихся в ходе выполнения домашнего задания.

Домашнее задание: превратить черно-белую «фотографию» в цветную. Для этого можно использовать любые живописные средства и материалы.

Варианты выполнения домашней работы:




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока на тему: "Образ культуры средневековой Западной Европы"

Автор: Дмитриева Елена Викторовна

Дата: 24.01.2016

Номер свидетельства: 281972

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект вводного урока "Путешествие в мир Средневековья" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-vvodnogho-uroka-putieshiestviie-v-mir-sriednieviekov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "137225"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417287583"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект  урока«Квиллинг. Чудесные превращения бумаги!»"
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekturokakvillinghchudiesnyieprievrashchieniiabumaghi"
    ["file_id"] => string(6) "262000"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449242507"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока по истории средних веков "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-po-istorii-sriednikh-viekov"
    ["file_id"] => string(6) "202100"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429182062"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "конспект урока по всемирной истории "
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt-uroka-po-vsiemirnoi-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "103963"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402653007"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства