Предмет: Изобразительное искусство
Возраст учащихся: 4 класс
Тема урока: Образ культуры средневековой Западной Европы.
Цель урока: создание художественного образа культуры средневековой Западной Европы.
Задачи урока:
1. Формировать у учащихся представлений о культуре народов западной Европы в эпоху средневековья.
2. Развивать умения построения сюжетной композиций по впечатлению.
3. Воспитывать интерес к искусству народов мира.
Оборудование: карта мира, презентация «Путешествие в средневековье», таблички со словарными словами, проектор, экран, магниты.
Материалы: лист А3, простой карандаш
Этапы работы:
1.Организационный момент
- Выбор эффективных способов организации рабочего пространства.
- Использование проблемной ситуации для настроя учащихся на учебную деятельность, предмет и тему урока
I.Проверка готовности класса учителем.
II. На доске записана тема урока
Учитель:
-Ребята, на сегодняшнем занятии мы совершим с вами путешествие в историю. А отправимся мы в средневековье, в Западную Европу.
- Кто знает, где находится страна Западная Европа?
Дети:
-Нет такой страны. Так называют группу государств, находящихся на западе Европы
Учитель:
-Давайте посмотрим на карту и определим, какие страны находятся на западе Европы и где они находятся.
(работа с картой)
Учитель:
-Как вы думаете, а почему в теме сегодняшнего урока эти страны рассматриваются как единое целое? Что их объединяет?
Дети:
-Местоположение, климат, рельеф, общие черты развития.
Учитель:
-А культура этих стран схожа? Подумайте, почему?
2. Актуализация знаний для изучения нового учебного материала
- Определение цели для данного этапа урока;
- Определение готовности учащихся для достижения цели
Учитель:
- Согласитесь, что одного урока мало для того, чтобы подробно ознакомиться с культурой каждой из названных стран. Поэтому мы рассмотрим западноевропейскую культуру средневековья на примере культуры Франции того времени.
-Вы готовы отправиться в путешествие?
Дети:
-Готовы!
Учитель:
-Тогда в путь!
3. Изучение нового учебного материала.
- Изложение нового учебного материала с использованием средств наглядности (презентации);
- Использование фронтальной беседы, самостоятельной (домашней) работы для изучения нового материала.
- Работа со словарными словами
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Слайд №1
Слайд №2
Учитель:
-И первое, что нам встречается на начале нашего пути: загадочное и непонятное слово ГОТИКА. Может быть, кто-то из вас, ребята, знает, что оно обозначает?
Слайд №3
Учитель:
- На севере Франции, в провинции
Иль-де-Франс - центре королевских владений, - в XII веке
в искусстве появился новый стиль, просуществовавший более трехсот лет. Современники именовали его «французской манерой», но в историю культуры он вошел как ГОТИКА, или ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ( на доске появляются таблички со словарным словом).
Слайд №4
-Ярким примером готики в архитектуре могут служить соборы. Городской собор-это архитектурный, идеологический и хозяйственный центр города.
Вокруг него лепились лавки ремесленников и торговцев. У его ПОРТАЛА завязывались научные и политические дискуссии, а в праздничные дни здесь разворачивались театральные зрелища.
-Обратите внимание на слайде выделено еще одно словарное слово ПОРТАЛ ( на доске появляются таблички со словарным словом).
Что оно обозначает? Где с ним мы уже встречались?
(перейдя по гиперссылке, определяют, насколько ученик дал правильно ответ)
Учитель:
- Какие из представленных порталов вам знакомы? К какой архитектуре они относятся?
Дети:
- Архитектура Средней Азии (городов пустынь)
Учитель:
-Найдите общие черты у оставшихся порталов.
-Они принадлежат готическому храму.
Учитель:
-Итак, вернемся к храмам средневековья.
Слайд №4
Учитель:
-Множество соборов Франции посвящено Деве Марии. Среди них – Нотр-Дам де Руан, Нотр-Дам де Шартр, Нотр-Дам де Реймс,
Нотр-Дам де Пари.
Слайд №4 + гиперссылки
(Сообщения учащихся о соборах Нотр Дам де Шартр,
Нотр-Дам де Пари)
Слайд № 5
-Остроконечные шпили соборов тянутся в высь, стремясь приблизится к небу. Чтобы добавить прочности тонким стенам таких высоких зданий, снаружи к ним пристраивали дополнительные опорные столбы с арками, которые и принимали на себя основную нагрузку.
Слайд № 6
- Стрельчатая дуга явились великолепным инженерным решением, позволившим облегчить давление свода и в силу этого уменьшить массивность стен. Готический храм предстает перед зрителем как обнаженный каркас с подчеркнутыми линиями «ребер». Высокие стрельчатые проемы позволяют воздуху и свету свободно переливаться из одного помещения в другое, создавая впечатление органического единства пространства.
Слайд № 7,8
-Французский писатель Виктор Гюго назвал готический собор «каменной симфонией». Немаловажную роль в этой «симфонии» играл цвет. Мастера создавали в готических храмах великолепные резные алтари – настоящие произведения искусства, в которых объединялась деревянная раскрашенная скульптура и живопись. Раскрашивались также капители - верхние части колонн - и своды соборов. И все это освещалось волшебным светом, льющимся сквозь окна- витражи.
Слайд № 9
Учитель:
-ВИТРАЖ – еще одно слово, которое появится в нашем словаре после нашего путешествия ( на доске появляются таблички со словарным словом).
Витраж - это произведение из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
-Витражи принадлежат к числу самых прекрасных и привлекательных произведений средневекового искусства. Цветные стекла витражей, причудливо преображавшие солнечный свет, создавали иллюзию реального присутствия библейских и житийных персонажей. Но в храмовый декор проникали не только герои христианской легенды – здесь нашлось место для сцен трудовой жизни, для светских властителей, для сказочных животных.
Слайд № 10
Учитель:
-Как вы думаете, а где еще можно было встретить готический стиль? (ответы детей)
- Вы правы, готический стиль находил выражение в различных областях искусства, в том числе и в оформлении книги.
Слайд № 11,12
Учитель:
- Заостренные, будто изломанные буквы готического письма напоминают кружева. Текст начинался с изысканного инициала – заглавной буквы, от которой отходят тонкие и нежные веточки или усики, образующие замысловатый орнамент. На этих усиках художники рисовали забавные фигурки акробатов, дракончиков.
Орнамент обрамляет весь текст, как рама картину.
Слайд № 13+гиперссылки
Учитель:
-Готический стиль так же наложил свой отпечаток и на одежду. Для моды той эпохи характерны удлиненные и заостренные формы: края одежды, вырезанные в форме зубцов,
обувь с длинными узкими носами, остроконечные чепцы -геннины, которые напоминали устремленный ввысь шпиль собора и порой достигали в длину почти одного метра. Казалось, что такую одежду проектировал архитектор, только вместо обычных строительных материалов в его распоряжении была ткань.
4. Закрепление учебного материала
а) Использование игровой ситуации для стимулирования учебной активности учащихся в ходе закрепления нового учебного материала.
Учитель:
- Итак, наше путешествие подходит к концу. Но чтобы вернутся в наше время, нам нужно ответить на вопросы машины времени.
Слайд №14
- Почему, изучая тему «Культура средневековой Западной Европы», мы с вами совершали путешествие по Франции?
- Какие особенности имеет готическая архитектура?
- В чем различие этих построек?
- Чем вызваны такие отличия?
- Приведите примеры конструктивного соответствия архитектуры и одежды того времени.
Учащиеся отвечают на вопросы
5.Физкультминутка (Формировать умение переключать внимание с изменением вида деятельности)
б)
- Постановку конкретной учебной задачи перед учащимися
- Определение результата, который должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока
- Описание форм и методов достижения поставленной цели
- Учащие оценивают результаты самостоятельной деятельности и деятельности других, анализируют, рассуждают, делают выводы.
Учитель:
- Возвращаясь из любого путешествия, мы привозим открытки, фотографии, сувениры. Все это несет в себе определенное впечатление и воспоминание о поездке.
Поэтому я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями о путешествии не при помощи слов, а с помощью рисунков-впечатлений, рисунков-образов или даже открыток-образов, которые вы создадите при помощи простого карандаша.
-В результате работы у вас должны появиться черно-белые картинки. Через 15 мин. у нас состоится вернисаж ваших впечатлений.
Слайд №15 «Памятка путешественника»
Выполнение учащимися практической работы.
- Вот и подошел наш урок-путешествие к концу. Что нового и интересного узнали за время нашего путешествия?
-Чему вы научились?
Вернисаж работ учащихся
- Посмотрите на ваши работы. Какой сувенир-открытку вы бы купили. Объясните свой выбор.
6. Задание на дом,
- Постановка цели самостоятельной работы для учащихся в ходе выполнения домашнего задания.
Домашнее задание: превратить черно-белую «фотографию» в цветную. Для этого можно использовать любые живописные средства и материалы.