Рисунок - основа всякого изображения. Без рисунка не может обойтись не живописец, ни скульптор, ни прикладник. Поэтому, прежде всего надо овладевать рисунком, его правилами и законами. Обучать правилам и законам рисунка начали давно. Еще за четыре тысячи лет до нашей эры в Древнем Египте были выработаны строгие каноны (правила) изображения человеческой фигуры и других предметов. Но обучение рисунку строились не на рисовании с натуры, а на точном копировании образцов. Голова рисовалась в профиль, а глаза в фас, плечевой пояс изображался в фас, ноги (колени и ступни) в профиль. Художники Древней Греции к методам обучения рисунку подошли иначе; они считали, что раз правила и законы построения изображения основаны на изучении предметов реального мира, то и обучение рисованию должно проходить на основе рисования с натуры. Особенно прославилась Сикионская школа рисунка, которая придерживалась научного метода обучения, стремясь приблизить ученика к природе, указывала на ее законы и учила использованию их в искусстве. В эпоху средневековья достижения реалистического искусства предают забвению. В методах обучения рисунку повсеместно стало преобладать механическое копирование. Особое развитие копировальный метод обучения получил в иконописных мастерских. Эпоха Возрождения открыла новую страницу не только в развитии изобразительного искусства, но и в методике обучения рисованию. Почти после тысячелетнего перерыва вновь пробуждается интерес к научным знаниям, к разработке проблем искусства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рисунок - основа всякого изображения»
ИЗО и черчение, статья.
Рисунок- основа всякого изображения.
Гречушникова Наталья Николаевна
Учитель ИЗО, черчения и технологии.
КГУ «СОШ № 40» ГУ «Отдел образования г. Семей ВКО»
Дети рисуют легко и увлеченно на любую тему. Уже с первых шагов ребенок выступает как творец, но творец интуитивный.
Учителя, работающие с маленькими детьми, заметили, что детское творчество подчинено в основном чувству, темпераметру и слабо отзывается на подсказки разума. Но уже в 11-12 лет они начинают критически смотреть на свои работы, замечают все больше недостатков. К 12-14 годам часто вообще бросают рисовать, прямо заявляя: «Я не умею». От чего так происходит? Как же сделать, чтобы желание выразить богатство чувств и мыслей в зрительно-пластических образах не угасло, а перешло в другое качество - от бессознательного, интуитивного творчества к умелому, контролируемому разуму? Для этого надо учиться рисовать и рисовать с натуры. В младших классах неумение рисовать нас не смущает. Часто декоративность, плоскостность решения, увлечение деталями и орнаментикой отвлекает внимание от проблем рисунка. Но к четвертому классу, а тем более к пятому желание воплотить ту или иную тему в зрительных образах должно быть подкреплено умению свободно рисовать любой предмет, фигуру человека или группу людей в любых движениях и поворотах. Если в старших классах этого умения нет, то постепенно пропадает желание рисовать, так как ученик уже видит несовершенство собственных работ. Сознания и желания возросли, а умения, навыков, грамотности нет. Недостает элементарной изобразительной грамотности, профессионализма. Для того чтобы этого не случилось, систематически на уроках изобразительного искусства нужно делать наброски с натуры. Наброски можно делать и дома, на природе, на улице, в транспорте, в зоопарке и в ряде случаев, когда требуется в течение небольшого времени зафиксировать увиденное. Для этого надо иметь небольшой блокнот и мягкий карандаш. Наброски с натуры тренируют руку и глаз, дают возможность выбрать главное и выразительное, отбросить случайное. Великий Микеланджело говорил: «Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры: рисунок-источник и корень всякой науки».
Рисунок- основа всякого изображения. Без рисунка не может обойтись не живописец, ни скульптор, ни прикладник. Поэтому, прежде всего надо овладевать рисунком, его правилами и законами. Обучать правилам и законам рисунка начали давно. Еще за четыре тысячи лет до нашей эры в Древнем Египте были выработаны строгие каноны (правила) изображения человеческой фигуры и других предметов. Но обучение рисунку строились не на рисовании с натуры, а на точном копировании образцов. Голова рисовалась в профиль, а глаза в фас, плечевой пояс изображался в фас, ноги (колени и ступни) в профиль. Художники Древней Греции к методам обучения рисунку подошли иначе; они считали, что раз правила и законы построения изображения основаны на изучении предметов реального мира, то и обучение рисованию должно проходить на основе рисования с натуры. Особенно прославилась Сикионская школа рисунка, которая придерживалась научного метода обучения, стремясь приблизить ученика к природе, указывала на ее законы и учила использованию их в искусстве. В эпоху средневековья достижения реалистического искусства предают забвению. В методах обучения рисунку повсеместно стало преобладать механическое копирование. Особое развитие копировальный метод обучения получил в иконописных мастерских. Эпоха Возрождения открыла новую страницу не только в развитии изобразительного искусства, но и в методике обучения рисованию. Почти после тысячелетнего перерыва вновь пробуждается интерес к научным знаниям, к разработке проблем искусства. В основу обучения было положено рисование с натуры. Натура заставляет ученика внимательно наблюдать, изучать особенности строения предмета и размышлять, что, в свою очередь, повышает эффективность обучения. Во всех трактатах великих мастеров рисунок с натуры выдвигается на первое место. Так, например, в «Трактате о живописи» Ченинино Ченинини мы читаем: «Заметь, что самый совершенный руководитель, ведущий через триумфальные врата к искусству, - это рисование с натуры. Оно важнее всех образцов: доверяйся ему всегда с горячим сердцем, особенно когда приобретаешь некоторое чувство в рисунке». Л. Альберти в трактате «Три книги о живописи» указывал: «А так как природа дала нам такое средство, как измерение, познание которых доставляет немалую пользу, так пусть же прилежные живописцы в своих работах заимствуют у природы и, приложив свои умения и старания к познанию их, пусть они держат в памяти то, что они у нее заимствовали». Леонардо да Винчи в своих трудах так же, как и Альберти, считает, что основной метод обучения рисунку должно быть рисование с натуры.
В 17 веке с созданием государственных художественных учебных заведений, академии художеств рисунок выделяется в самостоятельную учебную дисциплину с новой педагогической системой обучения - академической. Подобная система обучения становится обязательной во всех художественных учебных заведениях. В последующих случаях и в общеобразовательных школах.
Рисование как определенный вид деятельности человека представляет собой сложный процесс: процесс познания, изучения и процесс созидания – создания художественного образа. А рисунок с натуры активизирует внимание к предмету – ведь стараешься рисовать как можно правдивее, выразительнее. Понятия и суждения о действительности, окружающем мире становится более конкретным и ясным, поскольку находящаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению.
Большую роль рисование с натуры играет и в развитии пространственного мышления. Поскольку всякое графическое выражение мысли основывается на умение зрительно представлять изображаемые предметы, ученику необходимо знать их конструкцию, понимать взаимосвязь частей, характер формы, положение в пространстве.
Рисунок с натуры самым положительным образом влияет на развитее памяти, прежде всего образной, столь необходимой рисовальщику, а также двигательной, эмоциональной и словеснологической. Так, на основе образной памяти, ясных представлений о предметах развивается воображение, логическое мышление. Невозможно дать конструктивный анализ формы, не прибегая к абстрактному мышлению, а в рисунке с этим приходится постоянно иметь дело.
В процессе рисования происходит знакомство не только с внешней формой предмета, но и более глубокими понятиями, которые можно почерпнуть лишь при вдумчивом анализе природы. Поэтому рисование с натуры требует обстоятельного изучения перспективы и пластической анатомии. Практика натурной работы дает прекрасные результаты в общем развитии ученика, является замечательным средством изучения действительности. Главное же – рисование с натуры учит видеть и понимать прекрасное в жизни. Изображая цветок, дерево, пейзаж, человека, изучая конструкцию и форму различных предметов, мы постигаем богатство и разнообразие окружающего нас прекрасного мира, гармонию, присущую многообразной природе, развиваем наблюдательность, художественный вкус. Если ученик предпочитает творить в основном по памяти, используя необходимый запас накопленных им наблюдений, то прочное знания предметного мира, умение его изображать является огромным подспорьем в его работе. Конечно, сразу не достигнуть хороших результатов. Для этого нужен огромный каждодневный труд. Но если любишь дело, то любой труд - радость. Да и по личному опыту мы знаем, ничтожный труд дает ничтожные результаты. Для основательного результата нужно овладеть серьезной профессиональной школой, уметь правдиво передавать натуру во всем ее богатстве и разнообразии. У настоящих мастеров формальные поиски основывались на классической школе, блестящем умении рисовать.