«Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований»
Цель и задачи:
v создать условия для развития основных умений: развитие социальных умений (работа в группах, ведение диалога, выработка общего решения), анализ исторических источников, аргументация собственной точки зрения.
v проанализировать различные оценки личности Петра I и его деятельности, установить причины расхождений во мнениях;
v сформулировать причины реформ Петра I, сравнить цели и методы проведения преобразований;
v охарактеризовать последствия петровских реформ для страны и роль Петра I в этом процессе
ПЛАН УРОКА:
1. Оценка Петра I и его реформ современниками и потомками.
2. Основные причины петровских реформ.
3. Противоречивые последствия петровских реформ.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:
податная реформа, «птенцы гнезда Петрова», «панегиристы», великая держава, единая русская нация, окончательное закрепощение крестьян, подушная подать, бюрократическая система, десакрализация государственной власти
ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ:
1705–1706 гг. — восстание в Астрахани;
1705–1711 гг. — восстания башкир и народов Поволжья;
1718 г. — «дело» царевича Алексея;
1718–1724 гг. — податная реформа.
ХОД УРОКА:
Активизация познавательного интереса
Время правления ПетраI это шаг вперед для российского государства? Что вы знаете о Петре Первом?
Возможные ответы:
v Первый император
v «прорубил окно» в Европу
v «брил бороды» и отправлял учиться за границу для европеизации общества
v Провел реформы, изменившие государство
v Проводил активную внешнюю политику
v «отец» российского флота
Петр I — излюбленный объект изучения «психоисториков». Как вы думаете, почему?
v был подвержен эпилептическим припадкам, обычно вызываемым приступами гнева (последствия контузии или воспаления мозга)
v в детстве немало психических потрясений — рос среди придворных интриг и стрелецких бунтов
v страдал множеством фобий (боялся насекомых и высоких потолков), был замкнутым и нервозным, тяжело сходился с людьми
v Но тем, кто однажды заслужил доверие Петра, он прощал все, как, например, прощал своему любимцу Александру Меншикову безудержное казнокрадство.
Какие вопросы нам нужно сегодня рассмотреть, чтобы оценить деятельность Петра Первого?
Возможные ответы:
v Какие преобразования были осуществлены Петром Первым во время его правления?
v Роль Петра в этом процессе (положительная или отрицательная)?
v Каковы результаты проведенных реформ положительные/ отрицательные?
Подготовительный этап. Распределение по группам:
а) Биографы (рассказывают о жизни и деятельности Петра I);
б) Критики (отражают мнения современников и потомков Петра Первого)
в) Реформаторы (рассказывают сущность проводимых реформ)
Обеспечение групп учебным материалом (учебник, исторические документы, справочный материал) и заданиями (вопросы) для работы в группах.
Задания и вопросы для работы в группах.
Петр Первый
v Кто он?
v Как повлияла его деятельность на изменение статуса и границ государства?
v Как воспринимали современники то, что делал Петр?
v Какой «след» он оставил в истории?
v Зачем были проведены реформы?
v Когда и как они были осуществлены?
v Как это повлияло на страну?
Чтобы составить проекты вам необходимо определить критерии/вопросы
Группа №1. Возможные критерии характеристики личности:
- Время жизни и деятельности
- Территория, на которой действовал
- Статус личности. Особенности происхождения
- Основные направления деятельности и ее результаты
- Черты характера (разные точки зрения)
- Ваша личная оценка (обосновать)
Группа №2. Возможные вопросы для оценки реформаторской деятельности Петра I:
v Нуждалась ли Россия в реформах?
v Какими методами проводились реформы? Насколько методы проведения преобразований соответствовали целям?
v Каковы результаты преобразований?
Группа №3. Возможные вопросы для оценки реформаторской деятельности Петра I:
v Как оценивали деятельность Петра его современники?
v Что говорили о Петре за рубежом?
v Какое мнение сложилось о деятельности государя у потомков Петра I?
v Каких суждений больше, положительных или отрицательных? Почему?
Памятка. Что нужно сделать?
v Работая в группе над вашей темой, необходимо попытаться узнать как можно больше о Петре Первом и его преобразованиях
v Оценить необходимость реформ для государства
v Оценить отношение современников и потомков к происходящему
v Представить результаты работы в группе (проект)
v Определить свою позицию и попытаться аргументированно ее изложить в ходе дискуссии
Исполнительный этап
1. Работа учащихся в группах: а) распределение функциональных ролей внутри группы, б) индивидуальная работа и в) обмен мнениями и идеями внутри группы; г) выработка общего мнения, д) формулирование ответов, е) наполнение своих позиций аргументами.
Диалоговое общение. Поочередное выступление представителей по предложенным вопросам к обсуждению, выдвижение контраргументов и встречных вопросов.
Чью сторону вы приняли бы в этой дискуссии? С какой точкой зрения Вы согласны?
v Сторонники
«нынешняя Россия, то есть Россия европейская, дипломатическая, политическая, военная, Россия коммерческая, мануфактурная, Россия школьная есть произведение Петра Великого» (М.Н. Погодин)
v Критики
«при Петре началось то зло, которое есть зло и нашего времени… Из могучей земли, могучей более всего верою и внутреннею жизнью,… Петр захотел образовать могущество и славу земную, захотел, следовательно, оторвать Русь от родных источников ее жизни, захотел втолкнуть Россию на путь Запада, путь ложный и опасный. Петр подчинил Россию влиянию Запада…» (К.С. Аксаков)
Заключительный этап. Подведение итогов работы
Поставьте себе оценки за работу в группе по критериям:
v Участвую в разработке действий группы
v Предлагаю новые идеи
v Умею подбирать аргументы
v Умею работать в команде
v Умею выступать перед аудиторией