kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований»

Цель и задачи:

создать условия для развития основных умений: развитие социальных умений (работа в группах, ведение диалога, выработка общего решения), анализ исторических источников, аргументация собственной точки зрения.

v  проанализировать различные оценки личности Петра I и его деятельности, установить причины расхождений во мнениях;

v  сформулировать причины реформ Петра I, сравнить цели и методы проведения преобразований;

v  охарактеризовать последствия петровских реформ для страны и роль Петра I в этом процессе

ПЛАН УРОКА:

1. Оценка Петра I и его реформ современниками и потомками.

2. Основные причины петровских реформ.

3. Противоречивые последствия петровских реформ.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

податная реформа, «птенцы гнезда Петрова», «панегиристы», великая держава, единая русская нация, окончательное закрепощение крестьян, подушная подать, бюрократическая система, десакрализация государственной власти

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ:

1705–1706 гг. — восстание в Астрахани;

1705–1711 гг. — восстания башкир и народов Поволжья;

1718 г. — «дело» царевича Алексея;

1718–1724 гг. — податная реформа.

ХОД УРОКА:

Активизация познавательного интереса

Время правления ПетраI это шаг вперед для российского государства?  Что вы знаете о Петре Первом?

Возможные ответы:

v  Первый император

v  «прорубил окно» в Европу

v  «брил бороды» и отправлял учиться за границу для европеизации общества

v  Провел реформы, изменившие государство

v  Проводил активную внешнюю политику

v  «отец» российского флота

Петр I — излюбленный объект изучения «психоисториков». Как вы думаете, почему?

v  был подвержен эпилептическим припадкам, обычно вызываемым приступами гнева (последствия контузии или воспаления мозга)

v  в детстве немало психических потрясений — рос среди придворных интриг и стрелецких бунтов

v  страдал множеством фобий (боялся насекомых и высоких потолков), был замкнутым и нервозным, тяжело сходился с людьми

v  Но тем, кто однажды заслужил доверие Петра, он прощал все, как, например, прощал своему любимцу Александру Меншикову безудержное казнокрадство.

Какие вопросы нам нужно сегодня рассмотреть, чтобы оценить деятельность Петра Первого?

Возможные ответы:

v  Какие преобразования были осуществлены Петром Первым во время его правления?

v  Роль Петра в этом процессе (положительная или отрицательная)?

v  Каковы результаты проведенных реформ положительные/ отрицательные?

Подготовительный этап. Распределение по группам:

а)  Биографы (рассказывают о жизни и деятельности Петра I);

б) Критики (отражают мнения современников и потомков Петра Первого)

в)  Реформаторы (рассказывают сущность проводимых реформ)

Обеспечение групп учебным материалом (учебник, исторические документы, справочный материал) и заданиями (вопросы) для работы в группах.

Задания и вопросы для работы в группах.

Петр Первый

v  Кто он?

v  Как повлияла его деятельность на изменение статуса и границ государства?

v  Как воспринимали современники то, что делал Петр?

v  Какой «след» он оставил в истории?

v  Зачем были проведены реформы?

v  Когда и как они были осуществлены?

v  Как это повлияло на страну?

Чтобы составить проекты вам необходимо определить критерии/вопросы

Группа №1. Возможные критерии характеристики личности:

  1. Время жизни и деятельности
  2. Территория, на которой действовал
  3. Статус личности. Особенности происхождения
  4. Основные направления деятельности и ее результаты
  5. Черты характера (разные точки зрения)
  6. Ваша личная оценка (обосновать)

Группа №2. Возможные вопросы для оценки реформаторской деятельности Петра I:

v   Нуждалась ли Россия в реформах?

v  Какими методами проводились реформы? Насколько методы проведения преобразований соответствовали целям?

v  Каковы результаты преобразований?

Группа №3. Возможные вопросы для оценки реформаторской деятельности Петра I:

v  Как оценивали деятельность Петра его современники?

v  Что говорили о Петре  за рубежом?

v  Какое мнение сложилось  о деятельности государя у потомков Петра I?

v  Каких суждений больше, положительных или отрицательных? Почему?

Памятка. Что нужно сделать?

v  Работая в группе над  вашей темой, необходимо  попытаться узнать как можно больше о Петре Первом и его преобразованиях

v  Оценить необходимость реформ для государства

v  Оценить отношение современников и потомков к происходящему

v  Представить результаты работы в группе (проект)

v  Определить свою позицию  и попытаться аргументированно ее изложить в ходе дискуссии

Исполнительный этап

1. Работа учащихся в группах: а) распределение функциональных ролей внутри группы, б) индивидуальная работа и в) обмен мнениями и идеями внутри группы; г) выработка общего мнения, д) формулирование ответов, е) наполнение своих позиций аргументами.

 

Диалоговое общение. Поочередное выступление представителей по предложенным вопросам к обсуждению, выдвижение контраргументов и встречных вопросов.

Чью сторону вы приняли бы в этой дискуссии? С какой точкой зрения Вы согласны?

v  Сторонники

 «нынешняя Россия, то есть Россия европейская, дипломатическая, политическая, военная, Россия коммерческая, мануфактурная, Россия школьная есть произведение Петра Великого» (М.Н. Погодин)

v  Критики

«при Петре началось то зло, которое есть зло и нашего времени… Из могучей земли, могучей более всего верою и внутреннею жизнью,… Петр захотел образовать могущество и славу земную, захотел, следовательно, оторвать Русь от родных источников ее жизни, захотел втолкнуть Россию на путь Запада, путь ложный и опасный. Петр подчинил Россию влиянию Запада…» (К.С. Аксаков)

Заключительный этап. Подведение итогов работы

Поставьте себе оценки за работу в группе по критериям:

v  Участвую в разработке действий группы

v  Предлагаю новые идеи

v  Умею подбирать аргументы

v  Умею работать в команде

v  Умею выступать перед аудиторией

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований" »

Тема: «Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований»

Цель и задачи:

  • создать условия для развития основных умений: развитие социальных умений (работа в группах, ведение диалога, выработка общего решения), анализ исторических источников, аргументация собственной точки зрения.

  • проанализировать различные оценки личности Петра I и его деятельности, установить причины расхождений во мнениях;

  • сформулировать причины реформ Петра I, сравнить цели и методы проведения преобразований;

  • охарактеризовать последствия петровских реформ для страны и роль Петра I в этом процессе

ПЛАН УРОКА:

1. Оценка Петра I и его реформ современниками и потомками.

2. Основные причины петровских реформ.

3. Противоречивые последствия петровских реформ.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

податная реформа, «птенцы гнезда Петрова», «панегиристы», великая держава, единая русская нация, окончательное закрепощение крестьян, подушная подать, бюрократическая система, десакрализация государственной власти

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ:

1705–1706 гг. — восстание в Астрахани;

1705–1711 гг. — восстания башкир и народов Поволжья;

1718 г. — «дело» царевича Алексея;

1718–1724 гг. — податная реформа.

ХОД УРОКА):

I. Активизация познавательного интереса

Время правления ПетраI это шаг вперед для российского государства? Что вы знаете о Петре Первом?

Возможные ответы:

  • Первый император

  • «прорубил окно» в Европу

  • «брил бороды» и отправлял учиться за границу для европеизации общества

  • Провел реформы, изменившие государство

  • Проводил активную внешнюю политику

  • «отец» российского флота

Петр I — излюбленный объект изучения «психоисториков». Как вы думаете, почему?

  • был подвержен эпилептическим припадкам, обычно вызываемым приступами гнева (последствия контузии или воспаления мозга)

  • в детстве немало психических потрясений — рос среди придворных интриг и стрелецких бунтов

  • страдал множеством фобий (боялся насекомых и высоких потолков), был замкнутым и нервозным, тяжело сходился с людьми

  • Но тем, кто однажды заслужил доверие Петра, он прощал все, как, например, прощал своему любимцу Александру Меншикову безудержное казнокрадство.

Какие вопросы нам нужно сегодня рассмотреть, чтобы оценить деятельность Петра Первого?

Возможные ответы:

  • Какие преобразования были осуществлены Петром Первым во время его правления?

  • Роль Петра в этом процессе (положительная или отрицательная)?

  • Каковы результаты проведенных реформ положительные/ отрицательные?

Подготовительный этап. Распределение по группам:

а) Биографы (рассказывают о жизни и деятельности Петра I);

б) Критики (отражают мнения современников и потомков Петра Первого)

в) Реформаторы (рассказывают сущность проводимых реформ)

Обеспечение групп учебным материалом (учебник, исторические документы, справочный материал) и заданиями (вопросы) для работы в группах.

Задания и вопросы для работы в группах.

Петр Первый

  • Кто он?

  • Как повлияла его деятельность на изменение статуса и границ государства?

  • Как воспринимали современники то, что делал Петр?

  • Какой «след» он оставил в истории?

  • Зачем были проведены реформы?

  • Когда и как они были осуществлены?

  • Как это повлияло на страну?

Чтобы составить проекты вам необходимо определить критерии/вопросы

Группа №1. Возможные критерии характеристики личности:

  1. Время жизни и деятельности

  2. Территория, на которой действовал

  3. Статус личности. Особенности происхождения

  4. Основные направления деятельности и ее результаты

  5. Черты характера (разные точки зрения)

  6. Ваша личная оценка (обосновать)

Группа №2. Возможные вопросы для оценки реформаторской деятельности Петра I:

  • Нуждалась ли Россия в реформах?

  • Какими методами проводились реформы? Насколько методы проведения преобразований соответствовали целям?

  • Каковы результаты преобразований?

Группа №3. Возможные вопросы для оценки реформаторской деятельности Петра I:

  • Как оценивали деятельность Петра его современники?

  • Что говорили о Петре за рубежом?

  • Какое мнение сложилось о деятельности государя у потомков Петра I?

  • Каких суждений больше, положительных или отрицательных? Почему?

Памятка. Что нужно сделать?

  • Работая в группе над вашей темой, необходимо попытаться узнать как можно больше о Петре Первом и его преобразованиях

  • Оценить необходимость реформ для государства

  • Оценить отношение современников и потомков к происходящему

  • Представить результаты работы в группе (проект)

  • Определить свою позицию и попытаться аргументированно ее изложить в ходе дискуссии

Исполнительный этап

1. Работа учащихся в группах: а) распределение функциональных ролей внутри группы, б) индивидуальная работа и в) обмен мнениями и идеями внутри группы; г) выработка общего мнения, д) формулирование ответов, е) наполнение своих позиций аргументами.



Диалоговое общение. Поочередное выступление представителей по предложенным вопросам к обсуждению, выдвижение контраргументов и встречных вопросов.

Чью сторону вы приняли бы в этой дискуссии? С какой точкой зрения Вы согласны?

  • Сторонники

«нынешняя Россия, то есть Россия европейская, дипломатическая, политическая, военная, Россия коммерческая, мануфактурная, Россия школьная есть произведение Петра Великого» (М.Н. Погодин)

  • Критики

«при Петре началось то зло, которое есть зло и нашего времени… Из могучей земли, могучей более всего верою и внутреннею жизнью,… Петр захотел образовать могущество и славу земную, захотел, следовательно, оторвать Русь от родных источников ее жизни, захотел втолкнуть Россию на путь Запада, путь ложный и опасный. Петр подчинил Россию влиянию Запада…» (К.С. Аксаков)

Заключительный этап. Подведение итогов работы

Поставьте себе оценки за работу в группе по критериям:

  • Участвую в разработке действий группы

  • Предлагаю новые идеи

  • Умею подбирать аргументы

  • Умею работать в команде

  • Умею выступать перед аудиторией

  • Источники (раздаточный материал)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Лозовская Яна Александровна

Дата: 16.11.2014

Номер свидетельства: 131380


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства