Данная разработка урока может ипользоваться как на уроке объяснения нового материала, так и на семинарском занятии.Особенность в том, что здесь есть задания опережающего характера, такие как сообщения о личностях и подборка документов и предворительный отбор.Идет активная работа по анализу исторических деятелей и их роли в истории.Семеон Полоцкий, Василий Галицин,Ордин-Нащекин.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реформы Петра Великого »
Реформы Петра Великого
Цели урока:
Охарактеризовать состояние России накануне петровских преобразований.
Доказать , что России необходимы реформы.
Показать, что истоки петровских преобразований находятся в XVII веке.
Охарактеризовать деятельность следующих реформаторов:
Симеона Полоцкого
А.Л. Ордина-Нащокина
В.В.Голицына
Развивать у учащихся:
речь (устные ответы, сообщения)
логическое мышление (вопросы для учащихся, сравнение истории России с зарубежной историей периода XVII века)
умение работать самостоятельно по учебнику
умение чётко формулировать выводы
Воспитывать у учащихся интерес к истории России через различные формы активизации учебной деятельности.
Тип урока: урок объяснения нового материала
Основные понятия:
Реформа, регулярная армия, регентство
Выдающиеся личности: С. Полоцкий, А.Л. Ордин-Нащокин, В.В. Голицын
План урока
1. Причины и основные направления реформ.
2. Усиление иностранного влияния.
3. Симеон Полоцкий.
4. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина
5. В.В.Голицын и его планы.
Организационный момент
Новый материал
Сегодня мы начинаем изучать один из самых важных периодов XVII-XVIII веков "Россия при Петре I".
На этом уроке мы попробуем доказать, что России необходимы реформы и познакомимся с выдающимися личностями, которые предлагали реформирование по европейскому образцу. Они дали "толчок" к дальнейшим реформам Петра I.
- Дайте определение понятию реформа?
(реформа - преобразование, изменение какой- либо общественной жизни)
Причиныиосновныенаправленияреформ.
Вспомните, как развивалась Европа на рубеже XVII века?-------ответы учеников
(прошёл промышленный переворот , во многих странах прошли буржуазные революции , успешно развивалась мануфактурная промышленность , развивалась морская торговля мирового масштаба, наличие флота и выхода к морям имело важное значение в развитие экономики, наличие постоянной армии, совершенная система государственного управления).
Россия значительно отставала от стран Европы, созрели предпосылки для решительных перемен.)
Давайтевыделимосновныепричиныреформ:
В России 1649 г. вводится крепостное право (вспомнить опред.- крепостное право)
Отсутствовали удобные порты для европейской торговли
Отсталая армия и флот
Непродуманный государственный аппарат
Слаборазвитая экономика
Отсутствие системы образования, засилье церковного влияния в культуре.
(запись в тетрадь)
Изпричинвыделяемнаправленияреформ:
Попытайтесь выделить основные направления реформ. ------дети делают выбор
Выход к морю
Реформа экономики
Реформа армии
Государственная реформа
Реформа культуры и образования
(запись в тетрадь)
2. Усилениеиностранноговлияния.
Что способствовало усилению иностранного влияния на Россию?
Войны России в 17 в. и торговля с Востоком и Западом привели к усилению иностранного влияния. При 1-х Романовых при дворе появились врачи, аптекари, военные. Москве появилась Немецкая слобода. В ней жило 1500 человек.
При Алексее Михайловиче появились полки "иноземного строя", 1-й боевой корабль, написаны военные уставы по западным образцам. Особенно усилилось иностранное влияние после воссоединения Украины с Россией в 1654 году.
В рабочей тетради выполнить задание №2 (стр.36):
Усилению западного влияния на Россию в XVII в. способствовали:
а) постоянные войны России с Польшей и Швецией;
б) долгое пребывание поляков в России в 1605-1612 гг.
в) приглашение царями на службу зарубежных специалистов
г) стремление западных предпринимателей вкладывать капиталы в развитие российской экономики;
д) стремительное формирование всероссийского рынка
е)снятие Россией таможенных барьеров
ж) присоединение Левобережной Украины и Киева к России
(а, б, в, г, д, ж)
3. СимеонПолоцкий.
- Переходим к знакомству с личностями , которые предлагали провести реформы по европейскому образцу.
- Выступление учащегося с сообщением "Симеон Полоцкий"
В чём вы видите прогрессивную роль С.Полоцкого?
Вывод:
Огромную роль в сближении с Западом сыграл С.Полоцкий:
выступал за объединение русского, белорусского и украинского народа
обучал дьяков (служителей) в приказах.
придворный поэт
.
4. РеформыА.Л. Ордина-Нащокина
Учащиеся самостоятельно работают по учебнику (стр.95-96).
- Выделить основные направления реформ А.Л. Ордина-Нащокина и отметить их в рабочей тетради (задание №3 стр.36).
Псковский дворянин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605-1680) был одним из самых известных политических деятелей России XVII века. Поступив на военную службу в 17 лет, он со временем стал не только полководцем, но и крупным дипломатом. В 1656 году Ордин-Нащокин подписал союзный договор с Курляндией, а в 1658 году - крайне необходимое для России перемирие со Швецией. За это Алексей Михайлович удостоил его чина думного дворянина, а после заключения им Андрусовского перемирия с Речью Посполитой - боярского достоинства. Тогда же Афанасий Лаврентьевич возглавил Посольский приказ. Во главе внешнеполитического ведомства он выступил за расширение экономических и культурных связей со странами как Западной Европы, так и Востока. От соперничества с Речью Посполитой он предложил перейти к союзу с ней, направленному на борьбу с турецкой угрозой.
В области внутренней политики Ордин-Нащокин во многом опередил реформы Петра I. Он предложил сократить дворянское ополчение, увеличить число стрелецких полков, ввести в России рекрутскую повинность. Это означало постепенный переход к постоянной армии.
Ордин-Нащокин попытался ввести элементы самоуправления по европейскому образцу, передав некоторые судебные и административные функции выборным представителям посадского населения.
Стремясь к процветанию российской экономики, он отменил привилегии иностранных компаний и предоставил льготы русским купцам (эти меры были закреплены в Новоторговом уставе 1667 года), основал ряд новых мануфактур.
По проекту Ордина-Нащокина была установлена почтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой.
Однако многое из задуманного так и не удалось осуществить. В 1671 году Ордин-Нащокин был подвергнут опале, после чего постригся в монахи.
Основными направлениями реформ А. Л. Ордина-Нащокина являлись:
а) расширение экономического и культурного сотрудничества с Западом;
б) заключение союза с Речью Посполитой против Турции;
в) сокращение дворянского ополчения;
г) увеличение стрелецких полков;
д) переход России к регулярной армии;
е) введение привилегий для иностранных купцов;
ж) создание новых мануфактур;
з) отмена льгот русским купцам;
и) передача некоторых судебных и административных функций выборным представителям посадского населения.
(а,б,в,г,д.ж,и)
Словарная работа: регулярная армия- войско, создаваемое на постоянной основе.
(запись в тетрадь)
5. В.В.Голицыниегопланы.
Выступление учащегося с сообщением "Голицын и его планы"
Князь Василий Васильевич Голицын (1643-1714) был фактическим правителем России в период регентства царевны Софьи (1682-1689). При его поддержке в Москве было открыто Славяно-греко-латинское училище (позже - академия). Была отменена смертная казнь за "возмутительные слова" против власти. Принимались указы, вводившие европейские формы быта.
Главным направлением внутренней политики Голицын предлагал считать исправление нравов и развитие инициативы подданных. Он был последовательным сторонником курса Ордина-Нащокина на развитие и поддержку торговли и ремесел. Основным препятствием на этом пути он считал только что утвердившееся крепостное право и предлагал освободить крестьян от власти помещиков. Высказывал он и идеи введения "поголовной" подати с крестьянских хозяйств. Все это должно было, по его мнению, способствовать хозяйственному процветанию народа, а значит, и государства.
Организованные и проведенные под руководством Голицына Крымские походы убедили его в необходимости отказа от дворянского ополчения и замены его армией по западному образцу. В отличие от Ордина-Нащокина он считал, что это должна быть наемная армия. Однако многое из задуманного Голицыну осуществить не удалось, так как в 1689 году к власти пришел Петр I, отправивший его в ссылку.
Слушая сообщение, учащиеся выполняют задание в рабочей тетради №1 стр.35
Вывод:
В. Голицын был фактическим правителем страны в 1682 - 89 гг. в период регенства царевны Софьи:
открыл Славяно-греко-латинскую академию
отменил смертную казнь за "возмутительные" слова против власти
начал вводить европейские формы быта
предлагал освободить крестьян от помещиков
ввести "поголовную" подать
неудача в Крымских походах заставила его начать реформу армии по западному образцу, считая, что она должна быть наёмной.
Словарнаяработа:
Регенство - временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха.
(запись в тетрадь)
III. Закрепление, итоги, дом.задание.
1). Давайте ответим на вопрос, заданный в начале урока: докажите, что реформы в н.18 века были неизбежны?
2). С какими реформаторами XVII века вы познакомились? Назовите их основные идеи.
Т.О., к концу XVII века представителями власти в России не только была осознана необходимость реформ с использованием лучших сторон европейского опыта, но и в общих чертах сформировалась программа этих преобразований. Она определила не только направленность деятельности Петра I, но и всю русскую историю наступившего XVIII столетия.
Домашнеезадание: параграф 12, вопросы стр.97 (устно), записи урока, задание №4 в рабочей тетради.