kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку: "Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований"

Нажмите, чтобы узнать подробности

v«Только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего»

v(из Приказа Петра I)

vЦель и задачи:

vсоздать условия для развития основных умений: развитие социальных умений (работа в группах, ведение диалога, выработка общего решения), анализ исторических источников, аргументация собственной точки зрения.

vпроанализировать различные оценки личности Петра I и его деятельности, установить причины расхождений во мнениях;

vсформулировать причины реформ Петра I, сравнить цели и методы проведения преобразований;

vохарактеризовать последствия петровских реформ для страны и роль Петра I в этом процессе

v

vвремя правления петраI это шаг вперед для российского государства? 

vЧто вы знаете о петре первом?

Возможные ответы:

vПервый император

v«прорубил окно» в Европу

v«брил бороды» и отправлял учиться за границу для европеизации общества

vПровел реформы, изменившие государство

vПроводил активную внешнюю политику

v«отец» российского флота

vПетр I — излюбленный объект изучения «психоисториков». Как вы думаете, почему?

vбыл подвержен эпилептическим припадкам, обычно вызываемым приступами гнева (последствия контузии или воспаления мозга)

vв детстве немало психических потрясений — рос среди придворных интриг и стрелецких бунтов

vстрадал множеством фобий (боялся насекомых и высоких потолков), был замкнутым и нервозным, тяжело сходился с людьми

vНо тем, кто однажды заслужил доверие Петра, он прощал все, как, например, прощал своему любимцу Александру Меншикову безудержное казнокрадство.

vКакие вопросы нам нужно сегодня рассмотреть, чтобы оценить деятельность петраi?

Возможные ответы:

vКакие преобразования были осуществлены Петром Первым во время его правления?

vРоль Петра в этом процессе (положительная или отрицательная)?

vКаковы результаты проведенных реформ положительные/ отрицательные?

v

v

vгруппы

vБиографы

vКритики

vРеформаторы

vПетр Первый

vКто он?

vКак повлияла его деятельность на изменение статуса и границ государства?

vКак воспринимали современники то, что делал Петр?

vКакой «след» он оставил в истории?

vЗачем были проведены реформы?

vКогда и как они были осуществлены?

vКак это повлияло на страну?

vЧтобы составить проекты вам необходимо определить критерии/вопросы

vГруппа №1. Возможные критерии характеристики личности:

1.Время жизни и деятельности

2.Территория, на которой действовал

3.Статус личности. Особенности происхождения

4.Основные направления деятельности и ее результаты

5.Черты характера (разные точки зрения)

6.Ваша личная оценка (обосновать)

?

?

v

v

vЧто нужно сделать?

vРаботая в группе над  вашей темой, необходимо  попытаться узнать как можно больше о Петре Первом и его преобразованиях

vОценить необходимость реформ для государства

vОценить отношение современников и потомков к происходящему

vПредставить результаты работы в группе (проект)

vОпределить свою позицию  и попытаться аргументированно ее изложить в ходе дискуссии

v

vЧью сторону вы приняли бы в этой дискуссии?

vСторонники

vКритики

«нынешняя Россия, то есть Россия европейская, дипломатическая, политическая, военная, Россия коммерческая, мануфактурная, Россия школьная есть произведение Петра Великого» (М.Н. Погодин)

v

«при Петре началось то зло, которое есть зло и нашего времени… Из могучей земли, могучей более всего верою и внутреннею жизнью,… Петр захотел образовать могущество и славу земную, захотел, следовательно, оторвать Русь от родных источников ее жизни, захотел втолкнуть Россию на путь Запада, путь ложный и опасный. Петр подчинил Россию влиянию Запада…» (К.С. Аксаков)

vИтоги

Поставьте себе оценки за работу в группе по критериям:

vУчаствую в разработке действий группы

vПредлагаю новые идеи

vУмею подбирать аргументы

vУмею работать в команде

vУмею выступать перед аудиторией

vИсточники (раздаточный материал)

Положение крепостных крестьян в первой четверти XVIII в.

Из «Книги о скудости и богатстве» И.Т. Посошкова

«Крестьянское житие скудостно ни от чего иного, токмо от своея их лености, а потом от нерассмотрения правителей, и от помещичья насилия, и от небрежения их.

А аще бы царского величества поборы расположены были по владению земли их, колико кой крестьянин на себя пашет, и поборы бы собирали бы с них во удобное время, а помещики их излишнего ничего с них не имали, и работы бы излишние не накладывали… и смотрели бы за крестьяны своими, чтобы они кроме неделных (воскресных — Ред.) и праздничных дней не гуляли, но всегда б были на работе, то никогда крестьянин весьма не оскудеет».

(Посошков И.Т. Книга о скудности и богатстве)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку: "Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований" »

причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований Проект Лозовской Я.А., преподавателя истории и обществознания ГАОУ МО СПО «МИК»

причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований

Проект Лозовской Я.А.,

преподавателя истории и обществознания

ГАОУ МО СПО «МИК»

«Только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего» (из Приказа Петра I)

«Только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего»

(из Приказа Петра I)

Цель и задачи:

Цель и задачи:

  • создать условия для развития основных умений: развитие социальных умений (работа в группах, ведение диалога, выработка общего решения), анализ исторических источников, аргументация собственной точки зрения.
  • проанализировать различные оценки личности Петра I и его деятельности, установить причины расхождений во мнениях;
  • сформулировать причины реформ Петра I, сравнить цели и методы проведения преобразований;
  • охарактеризовать последствия петровских реформ для страны и роль Петра I в этом процессе
время правления петраI это шаг вперед для российского государства? Петр I «Гений или Злодей»?

время правления петраI это шаг вперед для российского государства?

Петр I «Гений или Злодей»?

Что вы знаете о петре первом? Возможные ответы:

Что вы знаете о петре первом?

Возможные ответы:

  • Первый император
  • «прорубил окно» в Европу
  • «брил бороды» и отправлял учиться за границу для европеизации общества
  • Провел реформы, изменившие государство
  • Проводил активную внешнюю политику
  • «отец» российского флота
Петр I — излюбленный объект изучения «психоисториков». Как вы думаете, почему?

Петр I — излюбленный объект изучения «психоисториков». Как вы думаете, почему?

  • был подвержен эпилептическим припадкам, обычно вызываемым приступами гнева (последствия контузии или воспаления мозга)
  • в детстве немало психических потрясений — рос среди придворных интриг и стрелецких бунтов
  • страдал множеством фобий (боялся насекомых и высоких потолков), был замкнутым и нервозным, тяжело сходился с людьми
  • Но тем, кто однажды заслужил доверие Петра, он прощал все, как, например, прощал своему любимцу Александру Меншикову безудержное казнокрадство.
Какие вопросы нам нужно сегодня рассмотреть, чтобы оценить деятельность петраi? Возможные ответы:

Какие вопросы нам нужно сегодня рассмотреть, чтобы оценить деятельность петраi?

Возможные ответы:

  • Какие преобразования были осуществлены Петром Первым во время его правления?
  • Роль Петра в этом процессе (положительная или отрицательная)?
  • Каковы результаты проведенных реформ положительные/ отрицательные?
группы Биографы Критики Реформаторы

группы

Биографы

Критики

Реформаторы

  • Петр Первый
  • Кто он?
  • Как повлияла его деятельность на изменение статуса и границ государства?
  • Зачем были проведены реформы?
  • Когда и как они были осуществлены?
  • Как это повлияло на страну?
  • Как воспринимали современники то, что делал Петр?
  • Какой «след» он оставил в истории?
Чтобы составить проекты вам необходимо определить критерии/вопросы

Чтобы составить проекты вам необходимо определить критерии/вопросы

  • Группа №1. Возможные критерии характеристики личности:
  • Время жизни и деятельности
  • Территория, на которой действовал
  • Статус личности. Особенности происхождения
  • Основные направления деятельности и ее результаты
  • Черты характера (разные точки зрения)
  • Ваша личная оценка (обосновать)
Группа №2. Возможные вопросы для оценки реформаторской деятельности Петра I:  Нуждалась ли Россия в реформах? Какими методами проводились реформы? Насколько методы проведения преобразований соответствовали целям? Каковы результаты преобразований? Европа

Группа №2. Возможные вопросы для оценки реформаторской деятельности Петра I:

  • Нуждалась ли Россия в реформах?
  • Какими методами проводились реформы? Насколько методы проведения преобразований соответствовали целям?
  • Каковы результаты преобразований?

Европа

Группа №3. Возможные вопросы для оценки реформаторской деятельности Петра I:

Группа №3. Возможные вопросы для оценки реформаторской деятельности Петра I:

  • Как оценивали деятельность Петра его современники?
  • Что говорили о Петре за рубежом?
  • Какое мнение сложилось о деятельности государя у потомков Петра I?
  • Каких суждений больше, положительных или отрицательных? Почему?
Что нужно сделать?

Что нужно сделать?

  • Работая в группе над вашей темой, необходимо попытаться узнать как можно больше о Петре Первом и его преобразованиях
  • Оценить необходимость реформ для государства
  • Оценить отношение современников и потомков к происходящему
  • Представить результаты работы в группе (проект)
  • Определить свою позицию и попытаться аргументированно ее изложить в ходе дискуссии
Чью сторону вы приняли бы в этой дискуссии? Сторонники Критики «нынешняя Россия, то есть Россия европейская, дипломатическая, политическая, военная, Россия коммерческая, мануфактурная, Россия школьная есть произведение Петра Великого» (М.Н. Погодин) «при Петре началось то зло, которое есть зло и нашего времени… Из могучей земли, могучей более всего верою и внутреннею жизнью,… Петр захотел образовать могущество и славу земную, захотел, следовательно, оторвать Русь от родных источников ее жизни, захотел втолкнуть Россию на путь Запада, путь ложный и опасный. Петр подчинил Россию влиянию Запада…» (К.С. Аксаков)

Чью сторону вы приняли бы в этой дискуссии?

Сторонники

Критики

«нынешняя Россия, то есть Россия европейская, дипломатическая, политическая, военная, Россия коммерческая, мануфактурная, Россия школьная есть произведение Петра Великого» (М.Н. Погодин)

«при Петре началось то зло, которое есть зло и нашего времени… Из могучей земли, могучей более всего верою и внутреннею жизнью,… Петр захотел образовать могущество и славу земную, захотел, следовательно, оторвать Русь от родных источников ее жизни, захотел втолкнуть Россию на путь Запада, путь ложный и опасный. Петр подчинил Россию влиянию Запада…» (К.С. Аксаков)

Итоги Поставьте себе оценки за работу в группе по критериям:

Итоги

Поставьте себе оценки за работу в группе по критериям:

  • Участвую в разработке действий группы
  • Предлагаю новые идеи
  • Умею подбирать аргументы
  • Умею работать в команде
  • Умею выступать перед аудиторией
Источники (раздаточный материал) Положение крепостных крестьян в первой четверти XVIII в. Из «Книги о скудости и богатстве» И.Т. Посошкова «Крестьянское житие скудостно ни от чего иного, токмо от своея их лености, а потом от нерассмотрения правителей, и от помещичья насилия, и от небрежения их. А аще бы царского величества поборы расположены были по владению земли их, колико кой крестьянин на себя пашет, и поборы бы собирали бы с них во удобное время, а помещики их излишнего ничего с них не имали, и работы бы излишние не накладывали… и смотрели бы за крестьяны своими, чтобы они кроме неделных (воскресных — Ред.) и праздничных дней не гуляли, но всегда б были на работе, то никогда крестьянин весьма не оскудеет». (Посошков И.Т. Книга о скудности и богатстве)

Источники (раздаточный материал)

Положение крепостных крестьян в первой четверти XVIII в.

Из «Книги о скудости и богатстве» И.Т. Посошкова

«Крестьянское житие скудостно ни от чего иного, токмо от своея их лености, а потом от нерассмотрения правителей, и от помещичья насилия, и от небрежения их.

А аще бы царского величества поборы расположены были по владению земли их, колико кой крестьянин на себя пашет, и поборы бы собирали бы с них во удобное время, а помещики их излишнего ничего с них не имали, и работы бы излишние не накладывали… и смотрели бы за крестьяны своими, чтобы они кроме неделных (воскресных — Ред.) и праздничных дней не гуляли, но всегда б были на работе, то никогда крестьянин весьма не оскудеет».

(Посошков И.Т. Книга о скудности и богатстве)

Из «Указа о сыске беглых людей» (1707 г.)

«Прошлого 706 года, где на Москве и в городах на посадах и в дворцовых волостях и в патриарших и архиерейских и монастырских и церковных и всяких чинов людей, в поместьях и в вотчинах явятся беглые люди и крестьяне, и тех беглых людей и крестьян с женами и с детьми и с их животы отвозить к прежним помещикам и вотчинникам, откуда кто бежал, с вышеписанного указа в полгода

1). А буде кто тех беглых людей и крестьян, с того числа в полгода, в те места не отвезут, и у тех людей половина поместий их и вотчин взято будет на него, великого государя, а другая будет отдана тем, чьи беглые люди и крестьяне явятся. А которые беглые люди и крестьяне высланы в прежние места, а иные помещики и вотчинники и их прикащики и старосты и крестьяне, не допустя их до прежних мест, учнут принимать к себе вновь, а сыщется про то допряма — и тем, за прием тех беглых людей и крестьян, и которые помещики и вотчинники чинились или впредь учинятся сильны 2), о беглых людях и о крестьянах в городах сказок не дадут 3), учинено будет против вышеобъявленного государева указа… И с сего его великого государя указа по всем вортам прибить листы, а в города послать грамоты…»

(Хрестоматия по истории СССР. Т.II / Сост. С.С. Дмитриев, М.В. Нечкина)

Из Указа «Об учинении общей переписи людей податного состояния, и подаче ревизских сказок и о взысканиях за утайку душ» (1719 г.) «Великий государь указал… без всякой утайки, не взирая ни на какие старые и новые о дворовом числе и поголовные переписки, но учиняя самим переписки правдивые, сколько где в которой волости, в селе или в деревне крестьян, бобылей, задворных и деловых людей (которые имеют свою пашню) по именам есть мужеска пола, всех… от старого до самого последнего младенца, с летами их, и подавать те сказки в губерниях… А ежели от кого из них явится какя в душах утайка, и за то б учинить прикащикам, старостам и выборным людям, всем смертную казнь без всякой пощады…» (Хрестоматия по истории СССР. Т.II / Сост. С.С. Дмитриев, М.В. Нечкина)

Из Указа «Об учинении общей переписи людей податного состояния, и подаче ревизских сказок и о взысканиях за утайку душ» (1719 г.)

«Великий государь указал… без всякой утайки, не взирая ни на какие старые и новые о дворовом числе и поголовные переписки, но учиняя самим переписки правдивые, сколько где в которой волости, в селе или в деревне крестьян, бобылей, задворных и деловых людей (которые имеют свою пашню) по именам есть мужеска пола, всех… от старого до самого последнего младенца, с летами их, и подавать те сказки в губерниях…

А ежели от кого из них явится какя в душах утайка, и за то б учинить прикащикам, старостам и выборным людям, всем смертную казнь без всякой пощады…»

(Хрестоматия по истории СССР. Т.II / Сост. С.С. Дмитриев, М.В. Нечкина)

Народные выступления в первой четверти XVIII в. Из «Повинной грамоты астраханцев» (1706 г.) «Междоусобие учинилось за брадобритие и немецкое платье и от многих воеводы Ржевского и полковников, и начальных людей для взятков налог и обид. Воевода не дал срока в деле немецкого платья для своей корысти, посылал на многие праздники и воскресные дни капитала Глазунова да астразанца Евреинова к церквам и по большим улицам и у мужска и у женска полу русское платье обрезывали не по подобию и обнажали перед народом, и усы и бороды, ругаючи, обрезывали с мясом. Ржевский у стрельцов ружья обобрал, хлебного жалованья давать им не велел… А полковники и начальные люди немцы, ругаючись христианству многие тягости им чинили и безвинно били, и в службах по постным дням мясо есть заставляли…, а воевода Ржевский велел брать крепостных дел подъячим сверх указу лишних денег, и те деньги брал себе…» (Хрестоматия по истории СССР. Т.II / Сост. С.С. Дмитриев, М.В. Нечкина)

Народные выступления в первой четверти XVIII в.

Из «Повинной грамоты астраханцев» (1706 г.)

«Междоусобие учинилось за брадобритие и немецкое платье и от многих воеводы Ржевского и полковников, и начальных людей для взятков налог и обид. Воевода не дал срока в деле немецкого платья для своей корысти, посылал на многие праздники и воскресные дни капитала Глазунова да астразанца Евреинова к церквам и по большим улицам и у мужска и у женска полу русское платье обрезывали не по подобию и обнажали перед народом, и усы и бороды, ругаючи, обрезывали с мясом. Ржевский у стрельцов ружья обобрал, хлебного жалованья давать им не велел… А полковники и начальные люди немцы, ругаючись христианству многие тягости им чинили и безвинно били, и в службах по постным дням мясо есть заставляли…, а воевода Ржевский велел брать крепостных дел подъячим сверх указу лишних денег, и те деньги брал себе…»

(Хрестоматия по истории СССР. Т.II / Сост. С.С. Дмитриев, М.В. Нечкина)

Из «Прелестного письма» Кондратия Булавина «От Кондратия Булавина и всего войска походного Донского в русские города начальным добрым людям, а также и села и деревни торговым и всяким черным людям челобитье… Сын за отца, брат за брата, друг за друга, и умирать за одно; а им… стоять вкупе за одно,… а которым худым людем и князем и боярам и прибыльщиком и немцом, за их злое дело отнюдь бы не молчать и не спущать… ради того, что они вводят всех в еллинскую веру и от истинной веры христианской отвратили своими знаменьями и чудесы прелестными…» (Хрестоматия по истории СССР. Т.II / Сост. С.С. Дмитриев, М.В. Нечкина)

Из «Прелестного письма» Кондратия Булавина

«От Кондратия Булавина и всего войска походного Донского в русские города начальным добрым людям, а также и села и деревни торговым и всяким черным людям челобитье…

Сын за отца, брат за брата, друг за друга, и умирать за одно; а им… стоять вкупе за одно,… а которым худым людем и князем и боярам и прибыльщиком и немцом, за их злое дело отнюдь бы не молчать и не спущать… ради того, что они вводят всех в еллинскую веру и от истинной веры христианской отвратили своими знаменьями и чудесы прелестными…»

(Хрестоматия по истории СССР. Т.II / Сост. С.С. Дмитриев, М.В. Нечкина)

Взгляды на деятельность Петра I «Панегиристы» Ломоносов М.В., Погодин М.Н. ,Чичерин Б.Н. «Кому ж я Героя нашего уподоблю? Часто размышлял я: каков Тот, который всесильным мановением управляет небо, землю и море; дохнет дух его и потекут воды: прикоснется горам и воздымятся. Но мыслям человеческим предел предписан! Божества постигнуть не могут! Обыкновенно представляют его в человеческом виде. И так, ежели человека Богу подобнаго, по нашему понятию, найдти надобно, кроме Петра Великого не обретаю» (М.В. Ломоносов)

Взгляды на деятельность Петра I

«Панегиристы»

Ломоносов М.В., Погодин М.Н. ,Чичерин Б.Н.

«Кому ж я Героя нашего уподоблю? Часто размышлял я: каков Тот, который всесильным мановением управляет небо, землю и море; дохнет дух его и потекут воды: прикоснется горам и воздымятся. Но мыслям человеческим предел предписан! Божества постигнуть не могут! Обыкновенно представляют его в человеческом виде. И так, ежели человека Богу подобнаго, по нашему понятию, найдти надобно, кроме Петра Великого не обретаю» (М.В. Ломоносов)

«Обличители»: Аксаков К.С., Мыслители-славянофилы

«При Петре началось то зло, которое есть зло и нашего времени. Как всякое неизлеченное зло, оно усилилось с течением времени и составляет опасную коренную язву нашей России… Он только переменил цепи на цепи; цепи своей исключительной национальности он переменил на цепи чужеземной национальной исключительности, национальности европейской, цепи, следовательно, тягчайшие… Из могучей земли, могучей более всего верою и внутреннею жизнью, смирением и тишиною, Петр захотел образовать могущество и славу земную, захотел, следовательно, оторвать Русь от родных источников ее жизни, захотел втолкнуть Россию на путь Запада, путь ложный и опасный. Петр подчинил Россию влиянию Запада; всем известное подражание Западу доходило до неистовства… Так совершился разрыв царя с народом, так разрушился этот древний союз земли и государства; так вместо прежнего союза образовалось иго государства над землею, и Русская земля стала как бы завоеванною, а государство — завоевательным. Так Русский монарх получил значение деспота, а свободноподданный народ — значение раба-невольника в своей земле» (К.С. Аксаков)

«Объективисты» : Карамзин Н.М., Соловьев С.М., Ключевский В.О. «Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России. Виною Петр. Он велик без сомнения; но еще мог бы возвеличиться больше, когда бы нашел способ просветить ум россиян без вреда для их гражданских добродетелей. К несчастью, сей государь, худо воспитанный, окруженный людьми молодыми, узнал и полюбил женевца Лефорта, который от бедности заехал в Москву и, весьма естественно, находя русские обычаи для него странными, говорил ему об них с презрением, а все европейское возвышал до небес. Вольные общества Немецкой слободы, приятные для необузданной молодости, довершили Лефортово дело, и пылкий монарх с разгоряченным воображением, увидев Европу, захотел сделать Россию — Голландиею…» (Н.М. Карамзин)

«Объективисты» : Карамзин Н.М., Соловьев С.М., Ключевский В.О.

«Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России. Виною Петр. Он велик без сомнения; но еще мог бы возвеличиться больше, когда бы нашел способ просветить ум россиян без вреда для их гражданских добродетелей. К несчастью, сей государь, худо воспитанный, окруженный людьми молодыми, узнал и полюбил женевца Лефорта, который от бедности заехал в Москву и, весьма естественно, находя русские обычаи для него странными, говорил ему об них с презрением, а все европейское возвышал до небес. Вольные общества Немецкой слободы, приятные для необузданной молодости, довершили Лефортово дело, и пылкий монарх с разгоряченным воображением, увидев Европу, захотел сделать Россию — Голландиею…» (Н.М. Карамзин)

Булавин Кондратий Афанасьевич (1660/1661 — 1708) — войсковой атаман донских казаков, предводитель казачьего восстания. Родился в станице Трехизбянской в семье станичного атамана. Участник Азовского похода и походов на татар. В 1705 г. стал атаманом бахмутских казаков войска Донского, сюда же стекалось значительное количество беглых крепостных. Поводом к «булавинскому восстанию» послужил запрет российского правительства казакам самостоятельно добывать соль и ультиматум выдать с Дона беглых крепостных крестьян. Оба эти требования категорически противоречили «казацкой старине», ведь соль была основным доходом самостоятельного войска Донского. Восстание, начавшееся как освобождение занятых правительственными войсками казачьих солеварней, мгновенно охватило низовья Дона и вынудило российское правительство отправить на Дон 20-тысячную армию во главе с В. В. Долгоруковым. Весной 1708 г. восстание охватило Левобережную Украину и Поволжье. К восставшим казакам присоединялись крестьяне и беглые солдаты. В начале июля 1708 г. Булавин с группой соратников были атакованы сотней заговорщиков, решивших выдать его правительству. В этой схватке Кондратий Булавин погиб: по одной версии при прорыве из загоревшейся избы, по другой — застрелился, не желая сдаваться, по третьей — был убит в Черкасске казачьими старшинами.

Материалы с сайтов:

Материалы с сайтов:


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Лозовская Яна Александровна

Дата: 16.11.2014

Номер свидетельства: 131427


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства