Цель урока: осмысление учащимися целей и итогов государственных реформ Петра I
Ожидаемые результаты:
Метапредметные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, таблицы и схемы для решения учебных и познавательных задач; формирование и развитие критического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
Личностные: формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу
Предметные: умение формулировать проблему и самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера; учащиеся должны знать термины, понятия и датым
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории "Реформы Петра I"»
Тема урока: «Реформы Петра I»
Цель урока: осмысление учащимися целей и итогов государственных реформ Петра I
Ожидаемые результаты:
Метапредметные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, таблицыи схемы для решения учебных и познавательных задач; формирование и развитие критического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
Личностные: формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу
Предметные: умение формулировать проблему и самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера; учащиеся должны знать термины, понятия и даты
ВЫЗОВ
Функции этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Технологические приёмы и методы
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме)
Информационная (актуализация имеющихся знаний по теме)
Функция целеполагания (постановка обучающимися собственных целей изучения темы)
Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)
Учитель предлагает составить предложение из слов на доске:
Нарвская конфузия, отсутствие флота, слабая нерегулярная армия, устаревшая система налогообложение
Учитель предлагает каждому ученику индивидуально оценить, какие предложения содержат верную или ложную информацию (см.приложение №1).
Учитель задаёт вопрос: с какой трудностью вы столкнулись при оценивании этих предложений? Что вы хотели бы узнать о реформах Петра? Сформулируйте и запишите ваши вопросы.
Учитель предлагает озвучить оценку предложений с аргументацией.
Записывают короткий рассказ, используя слова на доске.
Предполагаем формулировку идеи о проведении реформ.
Учащиеся ставят значки «+», «-», «+-» рядом с каждым предложением.
Учащиеся заполняют таблицу (Приложение 2)
Каждый по очереди информирует класс, что он знает о реформах (аргументирует ответ).
рассказ-предположение по ключевым словам
верные и неверные утверждения
систематизация материала (графическая):
таблица
бесконфликтный обмен мнениями
ОСМЫСЛЕНИЕ
Функции этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Технологические приёмы и методы
Информационная
(получение новой информации по теме)
Систематизационная
(классификация полученной информации по категориям знания)
Мотивационная
(сохранение интереса к изучаемой теме)
Делит класс на группы по 4 человека и раздаёт в каждую группу индивидуально тексты по реформам.
Предлагает составить кластер по данной реформе.
Учащиеся объединяются в группы, которым выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом и переводит его в графическую форму. По окончании работы учащиеся с одинаковым текстом объединяются в группы экспертов.
Учащиеся обсуждают реформу и вносят уточнение в свой кластер.
Зигзаг
РЕФЛЕКСИЯ
Функции этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Технологические приёмы и методы
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
Информационная (приобретение нового знания)
Мотивационная (побуждение к дальнейшему изучению темы)
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)
Учитель предлагает выслушать зашиту кластеров, внося дополнения и корректировку информации.
Потом оценить вклад каждого в работу группы
- активно
- умеренно
- пассивно
Предлагает вернуться к предложениям, которые оценивали, и оценить свои первоначальные знания о реформах Петра I.
Решение вопроса о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Возвращение в кооперативные группы. Каждый эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой.
Оценивают собственную деятельность, подводят итоги реформ ПетраI.
Получают Домашнее задание:
Параграф 15,
Составить синквейн на тему «Реформы»
Афиширования,
установление причинно-следственных связей,
аргументированное оценивание
Приложение №1.
Пётр I своим указом устранил разницу между дворянским и боярским землевладением.
Патриарх во время правления Петра был возвышен до уровня папы Римского и царь всегда прислушивался к его советам.
Пётр создал регулярное войско и служба в армии стала почти пожизненной.
Была введена подушная подать, которую платили мужчины и женщины с 18 лет.
По указу Петра престолонаследие было по женской линии.
Приложение №2.
ЗНАЮ
ХОЧУ УЗНАТЬ
УЗНАЛ
Приложение №3.
Указ о единонаследии. 23 марта 1714 г.
1. Всем недвижимых вещей, то есть, родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом:
2. Кто имеет сыновей, и ему же аще хощет, единому из оных дать недвижимое чрез духовную (по завещанию.— Ред.), тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имении, которыя должен отец их или мать разделити им при себе как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме онаго одного, который в недвижимых наследником будет. А ежели у онаго сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен их определити таким же образом...
3. Кто бездетен, и оный волен отдавать недвижимое одному фамилии своей, кому похочет, а движимое, кому что похочет дать сродникам своим, или и посторонним, и то в его произволении будет. А ежели при себе не учинит, тогда обои те имения да разделены будут указом в род; недвижимое одному по линии ближнему (одному из ближайших родственников.— Ред.), а прочее другим, кому надлежит, равным образом.
4. Кому по духовной или по первенству достанутся недвижимыя, у того и движимаго имения части других в сохранении да будут до тех мест (до тех пор.— Ред.), пока его братья и сестры приспеют возраста своего, мужеской до осмнадцати, а женской до семнадцати лет; и в те уреченные лета (названные лета.— Ред.) должен тот наследник их братей и сестр кормить и снабдевать, и учить всех грамоте, а мужский пол и цыфирному счету, также и наукам, к которым приклонность будет кто иметь...
«Табель о рангах». 1722 г.
Ко учрежденной вышеобъявленной Табели рангов прилагаются сии пункты, каким образом со оными рангами каждому поступать надлежит.
1. Принцы, которые от нашей крови происходят, и те, которые с нашими принцессами сочетаны, имеют при всяких случаях председательство и ранг над всеми князьями и высокими служители Российского государства.
3. Кто выше своего ранга будет себе почести требовать, или сам место возьмет выше данного ему ранга, тому за каждый случай платить штрафу два месяца жалованья..., штраф и тому следует кто кому ниже своего ранга место уступит, чего надлежит фискалам прилежно смотреть, дабы тем охоту подать к службе, и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получить: вышеписанной штраф как мужескому, так и женскому полу необходимо за преступления надлежит...
8. Сыновьям Российского государства князей, графов, баронов, знатнейшего дворянства, такожде служителей знатнейшего ранга, хотя мы позволяем для знатной их породы, или их отцов, знатных чинов в публичной асамблеи, где Двор находится, свободной доступ пред другими нижнего чина, и охотно желаем видеть, чтоб они от других во всяких случаях по достоинству отличались, однакож мы для того никому какого ранга позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат...
15. Воинским чинам, которые дослужатся до обер-офицерства3 не из дворян, то тогда кто получит вышеписанной чин4, оной суть дворянин и его дети, которые родятся в обер-офицерстве5; а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бить челом, тогда дворянство давать и тем, только одному сыну, о котором отец будет просить. Прочие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в рангах не из дворян, оных дети не суть дворяне.
16. И понеже никому, кроме нас и других коронованных глав принадлежит, кого в дворянское достоинство гербом и печатью пожаловать... Каждому объявляется, что для сего дела определили мы герольдмейстера, и тако надлежит всем к нему приходить и доно-шения подавать и решения требовать, как следует, кто имеет дворянство и на оное гербы дабы доказывали, что они или предки их от какого наддания6 имели, или чрез предков наших или нашею мило-стию во оную честь приведены. Буде же кто того подлинно вскоре доказать не может, то таковым давать сроку на полтора года, а потом требовать, дабы подлинно доказал, и ежели не докажет (а объявит за чем подлинно) о том доносить Сенату, а в Сенате о том разсмотря, доносить нам...
1 Фискалы — чиновники разных служб, обязанные следить за выполнением законов и доносить об их нарушениях.
2Абшид — отставка (от службы военной или гражданской).
3Обер-офицерства — старших офицеров, начиная с фендрика (прапорщика) в армии, констапеля — прапорщика в морской артиллерии, чинов 14-го класса.
4Вышеписанной чин — обер-офицера.
5В обер-офицерстве — после присвоения обер-офицерского чина.
6Наддания — пожалования.
Указ Петра I об учреждении Сената.22 февраля 1711 г.
Определили быть для отлучек наших Правительствующий Сенат для упъравления: господин граф Мусин Пушкин, господин Стрешнев, господин князь Петр Голицын, господин князь Михаила Долгорукой, господин Племянников, господин князь Григорей Волконской, господин Самарин, господин Василей Апухътин, господин Мельницкой, обер-секретарь сего Сената Анисим Щукин...
Воскресенский И. А. Законодательные акты Петра I.
— М; Л., 1945.—Т. I.— С. 197—201
Указы Петра I. 2 марта 1711 г.
Указ, что по отбытии нашем делать. 1. Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения; то ж и ябедником да последует. 2. Смотреть во всем государстве росходов и ненужные, а особливо напрасные отставить. 3. Денег, как возможно, збирать, понеже денги суть артериею войны. 4. Дворян собрать молодых для запасу в афицеры, а наипаче тех, которые кроются, сыскать. 5. Вексели исправить и держать в одном месте. 6. Товары, которые на откупах или по концеляриям и губерниям, осмотреть и посвидетелствовать. 7. О соли старатца отдать на откуп и потщитца прибыли у оной. 8. Торг китайской, зделав кампанию добрую, отдать. 9. Персицкой торг умножить и армян, как возможно, приласкать и облехчить, в чем пристойно, дабы тем подать охоту для болшева их приезду...
Воскресенский И. А. Законодательные акты Петра I.
— М; Л., 1945.—Т. I.— С. 197—201
Указ Петра I Сенату. 5 марта 1711 г
1. Всем, в Сенате пребывающим, места имет(ь) по списку, хто после кого написан в опъределительном указе. 2. Голосы имет(ь) равъные, и у въсяких указов потписывать всем своими руками. И что хотя один не потпишет и засвидетелствует неправо тому быти приговору, то и протчие не действенны суть. Однакож, надлежит тому, хто оспорит, тое протестацию дат(ь) за своею рукою на писме. 3. Выбрат(ь) оборфискала, человека умнова и доброва, ис какого чина ни есть. Дела же его сие суть: Должен он над всеми делами тайно надсматриват(ь) и проведыват(ь) про неправой суд: також — в зборе казны и протчего. И хто неправъду учинит, то должен фискал позват(ь) его перед Сенат (какой высокой степени ни есть), и тамо его уличат(ь). И буде уличит кого, то половина штрафа в казну, а другая ему, фискалу. Буде же и не уличит, отнюд(ь) фискалу в вину не ставить, ниже досадоват(ь), под жестоким наказан (ь)ем и разорен (ь)ем всего имения... Також надлежит о въеех публичных и генерал (ь)ных указах из Сенату оному фискалу объявлять.
Воскресенский И. А. Законодательные акты Петра I.
Учреждение коллегий. Указы Петра I, 1718 г.
Господа Сенат. В прошлом декабре я при отъезде своем начало учинил Коллегиям, и чтоб оные в нынешнем году себя в такое состояние привели, дабы з будущаго 1719 г. в состоянии были каждая дело свое зачат(ь). А когда возвратился я из Москвы, тогда нашел в некоторых немного, а в ыных — ничего. Того ради господам президентам накрепко ныне подтверждаетца, дабы Калегии свои с ревностию в дело производили, (понеже сей уже другой указ), для которого побуждения приказали мы генералу маеору Егужинскому в Колегиях часто сей наш указ напоминат(ь), побуждат(ь) и смотрет(ь), также по вся месецы репортоват(ь) себе, скоко которая Колегия в которой месяц аванжировала, дабы видет(ь) ревностного и презорцу... Петр. Дан в Санктъ Питербурхе, июня в 2 д. 1718.
Указ господам президентам Колегии. Понеже, как я слышу, что зело лениво съежжаютца для врученного им дела, что, как я сюды и приехал, ни однова не бывали, того для сим накрепъко об(ъ)являетца, чтоб непъременно два дни в недели, а именно: вторник да четверк съежалися для сего дела, не мешая никаких дел иных. Также, съехався, как для сего дела, так в Сенат, лишних слоф и балътан(ь)я не было, но то время ни о чем ином, тол (ь) ко о настоящем говорит(ь). Такъже, хто станет говорит(ь) речи, другому не перебиват(ь), но дат(ь) окончат(ь), и потом другому говорит(ь), как чес[т]ным людем надлежит, а не как бабам торговъкам. Петр. В 2 д. окътебря 1718.
Воскресенский Н. А. Законодательные акты Петра I.
—Т. I.—С. 226 (указы 1718 г.);
Генеральный регламент. 1720 г.
Понеже его царское величество... по примерам других христианских областей, всемилостивейшее намерение восприяти изволил, ради порядочного управления государственных своих дел, и исправного определения и исчисления своих приходов, и поправления полезной юстиции и полиции (то есть в расправе судной и гражданстве), такожде ради возможного охранения своих подданных и содержания своих морских и сухопутных войск в добром состоянии, також коммерции, художеств и мануфактур, и доброго учреждения своих морских и земских пошлин, и ради умножения и приращения рудокопных заводов, и прочих государственных нужд, следующие к тому потребные и надлежащие Государственные Коллегии учредить. А именно: Иностранных дел, Камор, Юстиц, Ревизион, Воинская, Адмиралтейская, Коммерц, Штатс-контор, Берг и Мануфактур Коллегии.
И в оной президентов, вице-президентов и прочих принадлежащих к тому членов и канцелярных и конторных служителей, а более из собственных подданных определить, такожде и потребные канцелярии и конторы при том же учредить. Того ради е. ц. в. запо-требно разсудить изволил всем вышеписанных Государственных Коллегиях обретающимся высоким и нижним служителям обще, и каждому особо, сим Генеральным регламентом в известие, и вместо генеральной инструкции (наказа)... объявить.
1 Камор-коллегия ведала доходами государства, Штатс-контор — расходами, Ревизион-коллегия — ревизией финансов (упразднена в 1722 г.). В 1721 г. были учреждены: Духовная коллегия (Святейший синод), Вотчинная коллегия (ведала землями дворянства).