kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по истории "Реформы Петра I"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: осмысление учащимися целей и итогов государственных реформ Петра I

Ожидаемые результаты:

Метапредметные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, таблицы и схемы для решения учебных и познавательных задач; формирование и развитие критического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

Личностные: формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу

Предметные:  умение формулировать проблему и самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера; учащиеся должны знать термины, понятия и датым

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории "Реформы Петра I"»

Тема урока: «Реформы Петра I»


Цель урока: осмысление учащимися целей и итогов государственных реформ Петра I

Ожидаемые результаты:

Метапредметные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, таблицы и схемы для решения учебных и познавательных задач; формирование и развитие критического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

Личностные: формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу

Предметные: умение формулировать проблему и самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера; учащиеся должны знать термины, понятия и даты


ВЫЗОВ

Функции этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Технологические приёмы и методы

Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме)






Информационная (актуализация имеющихся знаний по теме)






Функция целеполагания (постановка обучающимися собственных целей изучения темы)








Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)


Учитель предлагает составить предложение из слов на доске:

Нарвская конфузия, отсутствие флота, слабая нерегулярная армия, устаревшая система налогообложение


Учитель предлагает каждому ученику индивидуально оценить, какие предложения содержат верную или ложную информацию (см.приложение №1).


Учитель задаёт вопрос: с какой трудностью вы столкнулись при оценивании этих предложений? Что вы хотели бы узнать о реформах Петра? Сформулируйте и запишите ваши вопросы.


Учитель предлагает озвучить оценку предложений с аргументацией.

Записывают короткий рассказ, используя слова на доске.

Предполагаем формулировку идеи о проведении реформ.




Учащиеся ставят значки «+», «-», «+-» рядом с каждым предложением.







Учащиеся заполняют таблицу (Приложение 2)









Каждый по очереди информирует класс, что он знает о реформах (аргументирует ответ).

рассказ-предположение по ключевым словам









верные и неверные утверждения







систематизация материала (графическая):

таблица







бесконфликтный обмен мнениями

ОСМЫСЛЕНИЕ

Функции этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Технологические приёмы и методы

Информационная

(получение новой информации по теме)











Систематизационная

(классификация полученной информации по категориям знания)




Мотивационная

(сохранение интереса к изучаемой теме)













Делит класс на группы по 4 человека и раздаёт в каждую группу индивидуально тексты по реформам.










Предлагает составить кластер по данной реформе.

Учащиеся объединяются в группы, которым выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом и переводит его в графическую форму. По окончании работы учащиеся с одинаковым текстом объединяются в группы экспертов.



Учащиеся обсуждают реформу и вносят уточнение в свой кластер.

Зигзаг

















РЕФЛЕКСИЯ

Функции этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Технологические приёмы и методы

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

Информационная (приобретение нового знания)

Мотивационная (побуждение к дальнейшему изучению темы)

Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)










Учитель предлагает выслушать зашиту кластеров, внося дополнения и корректировку информации.

Потом оценить вклад каждого в работу группы

- активно

- умеренно

- пассивно

Предлагает вернуться к предложениям, которые оценивали, и оценить свои первоначальные знания о реформах Петра I.

Решение вопроса о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Возвращение в кооперативные группы. Каждый эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой.

Оценивают собственную деятельность, подводят итоги реформ ПетраI.

Получают Домашнее задание:

Параграф 15,

Составить синквейн на тему «Реформы»


Афиширования,

установление причинно-следственных связей,

аргументированное оценивание







Приложение №1.

  1. Пётр I своим указом устранил разницу между дворянским и боярским землевладением.

  2. Патриарх во время правления Петра был возвышен до уровня папы Римского и царь всегда прислушивался к его советам.

  3. Пётр создал регулярное войско и служба в армии стала почти пожизненной.

  4. Была введена подушная подать, которую платили мужчины и женщины с 18 лет.

  5. По указу Петра престолонаследие было по женской линии.


Приложение №2.


ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ









Приложение №3.




Указ о единонаследии. 23 марта 1714 г.

1. Всем недвижимых вещей, то есть, родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом:

2. Кто имеет сыновей, и ему же аще хощет, единому из оных дать недвижимое чрез духовную (по завещанию.— Ред.), тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движи­мыми имении, которыя должен отец их или мать разделити им при себе как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме онаго одного, который в недвижимых наследником будет. А ежели у онаго сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен их определити таким же образом...

3. Кто бездетен, и оный волен отдавать недвижимое одному фа­милии своей, кому похочет, а движимое, кому что похочет дать срод­никам своим, или и посторонним, и то в его произволении будет. А ежели при себе не учинит, тогда обои те имения да разделены бу­дут указом в род; недвижимое одному по линии ближнему (одному из ближайших родственников.— Ред.), а прочее другим, кому надле­жит, равным образом.

4. Кому по духовной или по первенству достанутся недвижимыя, у того и движимаго имения части других в сохранении да будут до тех мест (до тех пор.— Ред.), пока его братья и сестры приспеют возраста своего, мужеской до осмнадцати, а женской до семнадцати лет; и в те уреченные лета (названные лета.— Ред.) должен тот на­следник их братей и сестр кормить и снабдевать, и учить всех гра­моте, а мужский пол и цыфирному счету, также и наукам, к которым приклонность будет кто иметь...



«Табель о рангах». 1722 г.

Ко учрежденной вышеобъявленной Табели рангов прилагаются сии пункты, каким образом со оными рангами каждому поступать надлежит.

1. Принцы, которые от нашей крови происходят, и те, которые с нашими принцессами сочетаны, имеют при всяких случаях предсе­дательство и ранг над всеми князьями и высокими служители Рос­сийского государства.

3. Кто выше своего ранга будет себе почести требовать, или сам место возьмет выше данного ему ранга, тому за каждый случай платить штрафу два месяца жалованья..., штраф и тому следует кто кому ниже своего ранга место уступит, чего надлежит фискалам прилежно смотреть, дабы тем охоту подать к службе, и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получить: вышеписанной штраф как му­жескому, так и женскому полу необходимо за преступления над­лежит...

8. Сыновьям Российского государства князей, графов, баронов, знатнейшего дворянства, такожде служителей знатнейшего ранга, хотя мы позволяем для знатной их породы, или их отцов, знатных чинов в публичной асамблеи, где Двор находится, свободной доступ пред другими нижнего чина, и охотно желаем видеть, чтоб они от других во всяких случаях по достоинству отличались, однакож мы для того никому какого ранга позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат...

15. Воинским чинам, которые дослужатся до обер-офицерства3 не из дворян, то тогда кто получит вышеписанной чин4, оной суть дворянин и его дети, которые родятся в обер-офицерстве5; а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бить челом, тогда дворянство давать и тем, только одному сыну, о котором отец будет просить. Прочие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в рангах не из дворян, оных дети не суть дворяне.

16. И понеже никому, кроме нас и других коронованных глав принадлежит, кого в дворянское достоинство гербом и печатью по­жаловать... Каждому объявляется, что для сего дела определили мы герольдмейстера, и тако надлежит всем к нему приходить и доно-шения подавать и решения требовать, как следует, кто имеет дво­рянство и на оное гербы дабы доказывали, что они или предки их от какого наддания6 имели, или чрез предков наших или нашею мило-стию во оную честь приведены. Буде же кто того подлинно вскоре доказать не может, то таковым давать сроку на полтора года, а потом требовать, дабы подлинно доказал, и ежели не докажет (а объявит за чем подлинно) о том доносить Сенату, а в Сенате о том разсмотря, доносить нам...

1 Фискалы — чиновники разных служб, обязанные следить за выполнением за­конов и доносить об их нарушениях.

2 Абшид — отставка (от службы военной или гражданской).

3 Обер-офицерства — старших офицеров, начиная с фендрика (прапорщика) в армии, констапеля — прапорщика в морской артиллерии, чинов 14-го класса.

4 Вышеписанной чин — обер-офицера.

5 В обер-офицерстве — после присвоения обер-офицерского чина.

6 Наддания — пожалования.


Указ Петра I об учреждении Сената. 22 февраля 1711 г.

Определили быть для отлучек наших Правительствующий Сенат для упъравления: господин граф Мусин Пушкин, господин Стреш­нев, господин князь Петр Голицын, господин князь Михаила Долго­рукой, господин Племянников, господин князь Григорей Волкон­ской, господин Самарин, господин Василей Апухътин, господин Мельницкой, обер-секретарь сего Сената Анисим Щукин...

Воскресенский И. А. Законодательные акты Петра I.

— М; Л., 1945.—Т. I.— С. 197—201


Указы Петра I. 2 марта 1711 г.

Указ, что по отбытии нашем делать. 1. Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения; то ж и ябедником да последует. 2. Смотреть во всем государстве росходов и ненужные, а особливо напрасные отставить. 3. Денег, как возможно, збирать, понеже денги суть артериею войны. 4. Дворян собрать молодых для запасу в афицеры, а наипаче тех, которые кроются, сыскать. 5. Вексели исправить и держать в одном месте. 6. Товары, которые на откупах или по концеляриям и губер­ниям, осмотреть и посвидетелствовать. 7. О соли старатца отдать на откуп и потщитца прибыли у оной. 8. Торг китайской, зделав кампанию добрую, отдать. 9. Персицкой торг умножить и армян, как возможно, приласкать и облехчить, в чем пристойно, дабы тем подать охоту для болшева их приезду...

Воскресенский И. А. Законодательные акты Петра I.

— М; Л., 1945.—Т. I.— С. 197—201

Указ Петра I Сенату. 5 марта 1711 г

1. Всем, в Сенате пребывающим, места имет(ь) по списку, хто после кого написан в опъределительном указе. 2. Голосы имет(ь) равъные, и у въсяких указов потписывать всем своими руками. И что хотя один не потпишет и засвидетелствует неправо тому быти приговору, то и протчие не действенны суть. Однакож, надле­жит тому, хто оспорит, тое протестацию дат(ь) за своею рукою на писме. 3. Выбрат(ь) оборфискала, человека умнова и доброва, ис какого чина ни есть. Дела же его сие суть: Должен он над всеми делами тайно надсматриват(ь) и проведыват(ь) про неправой суд: також — в зборе казны и протчего. И хто неправъду учинит, то должен фискал позват(ь) его перед Сенат (какой высокой степени ни есть), и тамо его уличат(ь). И буде уличит кого, то половина штрафа в казну, а другая ему, фискалу. Буде же и не уличит, отнюд(ь) фискалу в вину не ставить, ниже досадоват(ь), под жестоким наказан (ь)ем и разорен (ь)ем всего имения... Також надлежит о въеех публичных и генерал (ь)ных указах из Сенату оному фискалу объявлять.

Воскресенский И. А. Законодательные акты Петра I.



Учреждение коллегий. Указы Петра I, 1718 г.

Господа Сенат. В прошлом декабре я при отъезде своем начало учинил Коллегиям, и чтоб оные в нынешнем году себя в такое со­стояние привели, дабы з будущаго 1719 г. в состоянии были каждая дело свое зачат(ь). А когда возвратился я из Москвы, тогда нашел в некоторых немного, а в ыных — ничего. Того ради господам президентам накрепко ныне подтверждаетца, дабы Калегии свои с ревностию в дело производили, (понеже сей уже другой указ), для которого побуждения приказали мы генералу маеору Егужинскому в Колегиях часто сей наш указ напоминат(ь), побуждат(ь) и смотрет(ь), также по вся месецы репортоват(ь) себе, скоко которая Колегия в которой месяц аванжировала, дабы видет(ь) ревностного и презорцу... Петр. Дан в Санктъ Питербурхе, июня в 2 д. 1718.

Указ господам президентам Колегии. Понеже, как я слышу, что зело лениво съежжаютца для врученного им дела, что, как я сюды и приехал, ни однова не бывали, того для сим накрепъко об(ъ)являетца, чтоб непъременно два дни в недели, а именно: вторник да четверк съежалися для сего дела, не мешая никаких дел иных. Так­же, съехався, как для сего дела, так в Сенат, лишних слоф и балътан(ь)я не было, но то время ни о чем ином, тол (ь) ко о насто­ящем говорит(ь). Такъже, хто станет говорит(ь) речи, другому не перебиват(ь), но дат(ь) окончат(ь), и потом другому говорит(ь), как чес[т]ным людем надлежит, а не как бабам торговъкам. Петр. В 2 д. окътебря 1718.

Воскресенский Н. А. Законодательные акты Петра I.

—Т. I.—С. 226 (указы 1718 г.);





Генеральный регламент. 1720 г.

Понеже его царское величество... по примерам других христиан­ских областей, всемилостивейшее намерение восприяти изволил, ра­ди порядочного управления государственных своих дел, и исправ­ного определения и исчисления своих приходов, и поправления по­лезной юстиции и полиции (то есть в расправе судной и гражданст­ве), такожде ради возможного охранения своих подданных и содержания своих морских и сухопутных войск в добром состоянии, також коммерции, художеств и мануфактур, и доброго учреждения своих морских и земских пошлин, и ради умножения и приращения рудокопных заводов, и прочих государственных нужд, следующие к тому по­требные и надлежащие Государственные Коллегии учредить. А именно: Иностранных дел, Камор, Юстиц, Ревизион, Воинская, Адмиралтейская, Коммерц, Штатс-контор, Берг и Мануфактур Кол­легии.

И в оной президентов, вице-президентов и прочих принадлежа­щих к тому членов и канцелярных и конторных служителей, а бо­лее из собственных подданных определить, такожде и потребные канцелярии и конторы при том же учредить. Того ради е. ц. в. запо-требно разсудить изволил всем вышеписанных Государственных Коллегиях обретающимся высоким и нижним служителям обще, и каждому особо, сим Генеральным регламентом в известие, и вместо генеральной инструкции (наказа)... объявить.

1 Камор-коллегия ведала доходами государства, Штатс-контор — расходами, Ревизион-коллегия — ревизией финансов (упразднена в 1722 г.). В 1721 г. были учреждены: Духовная коллегия (Святейший синод), Вотчинная коллегия (ведала землями дворянства).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Разработка урока по истории "Реформы Петра I"

Автор: Богдашова Ольга Павловна

Дата: 05.11.2019

Номер свидетельства: 525809

Похожие файлы

object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Урок истории в 8 классе "Петровские реформы" "
    ["seo_title"] => string(46) "urok-istorii-v-8-klassie-pietrovskiie-rieformy"
    ["file_id"] => string(6) "163021"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422437843"
  }
}
object(ArrayObject)#904 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Открытый урок по истории 7 класса "Петровские реформы" "
    ["seo_title"] => string(55) "otkrytyi-urok-po-istorii-7-klassa-pietrovskiie-rieformy"
    ["file_id"] => string(6) "163146"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422448988"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Реформы Петра Великого "
    ["seo_title"] => string(26) "rieformy-pietra-vielikogho"
    ["file_id"] => string(6) "201242"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429012484"
  }
}
object(ArrayObject)#904 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект урока на тему: "Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований" "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-na-tiemu-prichiny-osobiennosti-posliedstviia-i-tsiena-pietrovskikh-prieobrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "131380"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416145475"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Презентация к уроку: "Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований" "
    ["seo_title"] => string(97) "priezientatsiia-k-uroku-prichiny-osobiennosti-posliedstviia-i-tsiena-pietrovskikh-prieobrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "131427"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416151392"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства