kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Разработка урока" по Истории Казахстана

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по истории Казахстана на тему: "Восстание под предводительством Емельяна Пугачева" 8 русского класса  цель урока познакомить учащихся с такой личностью как Емельян Пугачев, о причинах восстания и ее последствия, для истории Казахстана. Значенте восстания для казахских шаруа. Написать реферат на тему "Емельян Пугачев".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Разработка урока" по Истории Казахстана»

Класс:8 Дата:

Тема: Восстание под предводительством Е. Пугачева

Цель: определить причины и значение восстания под предводительством Е. Пугачева, охарактеризовать его этапы и итоги.

Оборудование:

-учебник, рабочая тетрадь

Ход урока

1. Проверка д/з

2. План изучения нового материала:

  • причины восстания;

  • требования восставших;

  • основные этапы восстания;

  • значение и итоги восстания.

Вступительное слово учителя:

Крестьянское восстание под предводительством Емельяна Ивановича Пугачева самый сильный социальный взрыв в годы правления Екатерины II и наиболее организованное выступление народных низов против правящего режима за последние 200 лет.

Причины крестьянского восстания

1. Главной причиной крестьянского восстания стало ужесточение крепостного права.

- Крепостные не имели никаких прав и подвергались издевательствам и мучениям со стороны своих хозяев.

- Помещик не имел права убивать своего крепостного, но это не помешало помещице Московского уезда Салтыковой замучить сто крепостных, так как на нее могло быть наложено церковное покаяние.

- Помещик мог ссылать крестьян по своему усмотрению за малейшую провинность и непокорность. Мог продать крестьянина, членов его семьи. Мог проиграть крестьян в карты или обменять на собак.

2. Тяжелым было положение работных людей на мануфактурах.

- Крестьяне многие месяцы были оторваны от своих семей, работая по 12-15 часов в сутки.

- Нечеловеческие условия труда вызывали болезни и гибель многих рабочих.

3. Важнейшим источником доходов в государстве стал быстрый рост налогового бремени, который лег на плечи крестьян.

Программными документами Екатерины II стали жалованная грамота дворянству на земли и крепостных крестьян по которой, дворяне освобождались от налогов, а крепостные крестьяне становились основными их плательщиками.

Участники и программа восставших.

Ученик читает биографию Е. Пугачева.

После того как Пугачев провозгласил себя (чудесно спасшимся) императором Петром III, он в июле 1774 г. в своем манифесте провозгласил освобождение крестьян от крепостной зависимости, а дворян приказал ловить, казнить, вешать и поступать равным образом так, как они, не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами. Таким образом, основными участниками восстания стали – крепостные крестьяне, казаки, горнозаводские рабочие, угнетаемые народы Поволжья и др.

Пугачев рассчитывал свергнуть Екатерину II и занять “отчий престол”, на котором он будет для народа своим, “мужицким” царем.

Местом восстания стала обширная территория между Уралом и Поволжьем.

Основные события крестьянского восстания происходили в течение двух лет – с 1773 по 1775 гг. в три этапа. (Рассказ учителя сопровождается работой по карте)

Первый этап: 17 сентября 1773 г. – 22 марта 1774 г.

Начался с речи Пугачева перед казаками, в которой он открыл тайну своего имени. Численность его сторонников росла быстрыми темпами. Он покорял почти без боя одну крепость за другой. 5 октября Пугачев подошел к Оренбургу и осадил его. Численность восставших составляла около 30 тысяч человек.

Тем временем правительство направило против мятежников отряд генерала Кара численностью в 1,5 тысячи человек, но он был разбит отрядами соратников Пугачева. Паника охватила не только оренбургцев, но и Казань. Генерал Бибиков писал царице: “Не Пугачев важен, важно всеобщее негодование”. Правительство тем временем собирает большие силы, во главе с Бибиковым, и в сражение с Пугачевым одерживает победу над ним.

Таким образом, первый этап войны закончился неудачей Пугачева.

Вопрос: Ребята, как вы думаете, почему Пугачев потерпел поражение уже на первом этапе восстания?

Второй этап: апрель – июль 1774 г.

Пугачев снимает осаду с Оренбурга и отходит на территорию Башкирии и Южного Урала. Численность повстанцев возросла до 20 тысяч. Пугачев ведет свое войско на Казань. В июле 1774 года он сумел взять окраины города, но кремль с заседавшими там остатками царского гарнизона взять так и не удалось – на помощь осажденным пришли царские войска во главе с Михельсоном и Пугачев опять проигрывает.

Третий этап: 31 июля - сентябрь 1774 г.

Третий этап был самым массовым по составу участников. Пугачев занимает ряд волжских городов и для пополнения своего войска устремляется на юг. Восставшие подошли к Царицыну, но овладеть им не смогли и были разгромлены. Переправившись на левый берег Волги с небольшим отрядом, Пугачев 12 сентября 1774 года был схвачен и выдан Михельсону казачьей верхушкой, желавшей таким образом купить себе прощение за участие в восстании. Однако, несмотря на поражение Пугачева, крестьянские волнения продолжались еще год.

Расправа с восставшими

Пугачева, как зверя, в железной клетке отправили в Москву. Выдержав все пытки, он предстал перед судом, который приговорил его к казни. 10 января 1775 года Пугачев и его ближайшие соратники были казнены на Болотной площади в Москве. Расправа над рядовыми участниками восстания продолжались. По Волге в течение нескольких недель плыли плоты с установленными на них виселицами. Без суда и следствия были казнены тысячи участников выступления.

Значение восстания

По сравнению с предшествующими народными выступлениями вожди восставших смогли впервые, кроме идеи свободы, выдвинуть и идеи борьбы с крепостничеством и целым сословием – дворянством, от которого, по мнению Пугачева, исходило главное зло. Это было первое крупное совместное выступление не только крестьян, но и также работных людей и др.

Крестьянское восстание ничего не изменило к лучшему в положении крестьянства, коренных народов Поволжья и Приуралья, казачества. Лишь на горных заводах Урала были приняты меры по увеличению заработной платы и улучшению условий труда, заставило власти искать пути решения крестьянского вопроса, остававшегося важнейшим в общественной жизни России, так как призрак “пугачевщины” стал с тех пор преследовать помещиков и представителей власти.

Закрепление

.

Итог урока

Д/з § 9 пересказ, сделать рисунок в тетради к одному из фрагментов восстания.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
"Разработка урока" по Истории Казахстана

Автор: Ергалиева Бакытгуль Жумагалиевна

Дата: 12.04.2016

Номер свидетельства: 317728

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Разработка урока истории Казахстана к 550-летию образования Казахского ханства. Тема урока: «Образование Казахского ханства»"
    ["seo_title"] => string(132) "razrabotka-uroka-istorii-kazakhstana-k-550-lietiiu-obrazovaniia-kazakhskogho-khanstva-tiema-uroka-obrazovaniie-kazakhskogho-khanstva"
    ["file_id"] => string(6) "249828"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446982409"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Разработка урока истории Казахстана "Реформы 1867-1868г.г в Казахстане" "
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka-uroka-istorii-kazakhstana-rieformy-1867-1868gh-gh-v-kazakhstanie"
    ["file_id"] => string(6) "171933"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423742589"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) ""Конспект урока истории Казахстана" в 7  полиязычном классе "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-istorii-kazakhstana-v-7-poliiazychnom-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "210876"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431514243"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Разработки уроков истории Казахстана средних веков "
    ["seo_title"] => string(54) "razrabotki-urokov-istorii-kazakhstana-sriednikh-viekov"
    ["file_id"] => string(6) "199655"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428604050"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Урок истории Казахстана в 9 классе на тему "Положение в промышленности Казахстана в 70-80-е годы. Экологическая катастрофа" "
    ["seo_title"] => string(135) "urok-istorii-kazakhstana-v-9-klassie-na-tiemu-polozhieniie-v-promyshliennosti-kazakhstana-v-70-80-ie-ghody-ekologhichieskaia-katastrofa"
    ["file_id"] => string(6) "117993"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413000611"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства