Разработка урока истории Казахстана к 550-летию образования Казахского ханства. Тема урока: «Образование Казахского ханства»
Разработка урока истории Казахстана к 550-летию образования Казахского ханства. Тема урока: «Образование Казахского ханства»
Разработка урока истории Казахстана к 550-летию образования Казахского ханства.
Тема урока:«Образование Казахского ханства»
Цель: раскрыть особенности образования Казахского ханства и его значение для становления казахской государственности.
Задачи:
Образовательные: создать учебную ситуацию, в ходе которой ученики смогут объяснить предпосылки и причины образования Казахского ханства, вынесут свое суждение о роли личностей султанов Жаныбека и Керея, хана Абулхаира в процессе формирования казахского национального государства, придут к заключению, что Казахское ханство возникло в результате сложных этнических, политических и хозяйственных процессов.
Развивающие: обеспечить условия для развития умений и навыков работы учеников с различными источниками знаний; посредством решения учебной проблемы и построения урока с использованием кейс-технологии стимулировать умение анализировать, сравнивать полученные данные и делать на их основе обобщающие выводы.
Воспитательные: создать условия для воспитания патриотизма и активной гражданской позиции на примере ханов Керея и Жаныбека, способствовать формированию толерантности и коммуникативных навыков учащихся через работу в группе и учебную дискуссию.
Образовательная технология: кейс-стади
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок-исследование
Формы обучение: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: наглядный, словесный, частично-поисковый, проблемный, логический, дедуктивный.
Оборудование урока: интерактивная доска, ноутбук, учебная и дополнительная литература, видеоресурсы, раздаточный материал, для динамической паузы видеоресурс «Офисная гимнастика» (https://www.youtube.com/watch?v=J4_9nu9FWkQ)
Дидактический материал: кейсы для организации групповой работы (приложение).
Проблема урока: Образование казахского ханства – это результат сложных взаимоотношений исторических личностей (хана Абулхаира, султанов Жаныбека, Керея, Есенбуги ) или результат сложных естественных этнических, экономических, социальных и культурных процессов?
1-ый раунд дискуссии. Учитель организует и координирует работу групп с кейсом, корректирует и направляет заполнение кейс- матрицы (Приложение). Происходит обсуждение проблемных вопросов и общей учебной проблемы в малых группах, поиск аргументов и решений.
2-ой раунд дискуссии. Опираясь на кейс-матрицу учащиеся представляют результаты деятельности группы, делают основные выводы.
3-ий раунд дискуссии. Организуется итоговая дискуссия по проблеме урока. Ученики участвуют в дискуссии, высказывают свое мнение.
Учащимся предлагается творческое домашнее задание. В конце урока организуется критериальное оценивание, само- и взаимооценивание, рефлексия (Приложение).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока истории Казахстана к 550-летию образования Казахского ханства. Тема урока: «Образование Казахского ханства»»
История Казахстана 10 класс (ЕМН)
Тема урока:«Образование Казахского ханства»
Цель: раскрыть особенности образования Казахского ханства и его значение для становления казахской государственности.
Задачи:
Образовательные: создать учебную ситуацию, в ходе которой ученики смогут объяснить предпосылки и причины образования Казахского ханства, вынесут свое суждение о роли личностей султанов Жаныбека и Керея, хана Абулхаира в процессе формирования казахского национального государства, придут к заключению, что Казахское ханство возникло в результате сложных этнических, политических и хозяйственных процессов.
Развивающие: обеспечить условия для развития умений и навыков работы учеников с различными источниками знаний; посредством решения учебной проблемы и построения урока с использованием кейс-технологии стимулировать умение анализировать, сравнивать полученные данные и делать на их основе обобщающие выводы.
Воспитательные: создать условия для воспитания патриотизма и активной гражданской позиции на примере ханов Керея и Жаныбека, способствовать формированию толерантности и коммуникативных навыков учащихся через работу в группе и учебную дискуссию.
Образовательная технология: кейс-стади
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок-исследование
Формы обучение: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: наглядный, словесный, частично-поисковый, проблемный, логический, дедуктивный.
Оборудование урока: интерактивная доска, ноутбук, учебная и дополнительная литература, видеоресурсы, раздаточный материал, для динамической паузы видеоресурс «Офисная гимнастика» (https://www.youtube.com/watch?v=J4_9nu9FWkQ)
Дидактический материал: кейсы для организации групповой работы.
Этапы урока
Этап урока, время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1. Организа-ционный момент.
2 мин
А) Совместно с учащимися формулирует цель и задачи урока, актуализирует внимание и мыслительную деятельность учеников.
Б) Организует работу групп
А) Настраиваются на урок, осмысляют целевые установок.
Б) Распределяют роли в группе: организатор, спикер, тайм-кипер, секретарь и др.
2. Работа с Кейсом
15 мин.
А) Организует работу с видео-кейсом, формулирует совместно с учениками учебную проблему.
А) Знакомятся с видео-кейсом. Определяют лично значимую проблему урока.
Вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной исторического события:
1) просмотр видео- кейса отрывок анимированного фильма «Қазақ елі» по мотивам книги президента РК Н.А. Назарбаева» «В потоке истории» (с 3.27 по 4.35 минуты)
2) пересказ события учащимися;
3) ответы учащихся на вопросы:
Какое государство было предшественником образования Казахского ханства? Какие племена составили его основу?
Что их объединяло? Когда образовалось Казахское ханство? В чем значение его образования?
Проблема урока: Образование казахского ханства – это результат сложных взаимоотношений исторических личностей (хана Абулхаира, султанов Жаныбека, Керея, Есенбуги ) или результат сложных естественных этнических, экономических, социальных и культурных процессов?
1-ый раунд дискуссии
обсуждение проблемных вопросов и общей учебной проблемы в малых группах, поиск аргументов и решений
Б) Организует и координирует работу групп с кейсом (Приложение 1)
В) Корректирует и направляет заполнение кейс- матрицы
(Приложение 2)
Б) Работают в группах с раздаточным материалом, изучают учебный материал.
предоставление результатов работы группы, основных выводов.
Организует и координирует
презентацию работы групп, их основных выводов по кейсу.
Опираясь на кейс-матрицу представляют результаты деятельности группы, выступает спикер группы.
5. Учебная дискуссия
10 мин.
3-ий раунд дискуссии. Заключительный этап.
Образование казахского ханства – это результат сложных взаимоотношений исторических личностей (хана Абулхаира, султанов Жаныбека, Керея, Есенбуги ) или результат сложных естественных этнических, экономических, социальных и культурных процессов?
Организует и координирует учебную дискуссию учащихся по проблеме урока, направляет умозаключения учащихся.
Участвуют в дискуссии, слушают одноклассников, высказывают свою точку зрения, выводы по проблеме урока.
6. Домашнее задание
1 мин.
Объясняет содержание домашнего задания. Предлагает учащимся выбрать творческое задание.
Записывают и уточняют задание на дом. Определяются с выбором творческого задания.
§34, подобрать любой дополнительный материал по теме.
Творческие задания на выбор:
*Эссе «Народ без государства - сирота». Мои мысли об истории образования Казахского ханства»
*Мини –сочинение о процессе образования Казахского ханства от имени исторического персонажа (султанов Керея, Жаныбека, хана Абулхаира, рядового общинника, бия и др.)
7. Итог урока.
1 мин.
Совместно с учащимися подводит итог урока.
- Какой способ использовали для решения проблемы урока?
- Можем ли мы сказать, что материал вами воспринят?
- Какие встретились затруднения?
Подводят итог урока, анализируют свою деятельность.
8.Оценивание
2 мин.
Предлагает учащимся заполнить листы оценивания
(Приложение 3)
Оценивают свою учебную деятельность на уроке и работу группы.
9.Рефлексия.
2 мин.
Предлагает заполнить рефлексивный лист «Мишень»
(Приложение 4)
Рефлексируют свою деятельность.
Приложение №1.
Структура кейса.
Цели и задачи кейса
1. Углубить и закрепить знания о процессе образования Казахского ханства.
3. Активизировать познавательную активность, формировать умения работы в группах, самостоятельно ориентироваться в требованиях к выполнению заданий.
4. Продемонстрировать навык ведения учебной дискуссии.
Основные положения кейса
1. Образование Казахского ханства - результат сложных этнических, политических, экономических процессов, происходивших на землях предшествовавших феодальных государств, располагавшихся на территории Казахстана.
2. Политическая обстановка в регионе, политика хана Абулхаира вызывала недовольство народа и привела к откочевке казахских родов по главе с султанами Жаныбеком и Кереем, которые заложили основы национального государства.
3. Личность ханов Керея и Жаныбека, правителей, взявших на себя ответственность за судьбу своего народа - пример для современных казахстанцев .
4. Образование Казахского ханства - важная страница в истории Казахской государственности.
Содержание кейса
Кейс 1 группы
Работа с документами по истории образования Казахского ханства.
Источник: Хрестоматия по истории Казахстана для 7 класса. Алматы «Атамұра» 2012 г. стр.87-89 3 раздел. «Образование Казахского ханства». Глава 9. Казахское ханство. Документы 1) «О казахских ханах Керее и Жаныбеке»;
2) «Тарих-и-Рашиди» Мирза Мухаммеда Хайдара Дулати об образовании Казахского ханства.
Вопросы: Проанализируйте документы. Прокомментируйте события образования Казахского ханства, изложенные в источнике. Определите, какую оценку положения в регионе дают представленные документы.
Кейс 2 группы
Работа с учебным материалом по истории образования Казахского ханства.
Источник: Учебник «История Казахстана» для 10 класса естественно-математического направления. Алматы : Мектеп 2014 г. §34
А. Абдакимов «История Казахстана» (с древнейших времен до наших дней) Алматы 1994 г. Тема 6. Начало Казахской государственности. С.50-55
А. Кузембайулы, Е. Абиль «История Казахстана» Санкт-Петербург 2004 г. Глава 6. Образование и расцвет Казахского ханства в XV- XVII вв. Стр. 112-114
Вопросы: Определите причины перекочевки казахских родов во главе с султанами Жаныбеком и Кереем. Докажите, что откочевка казахских племен была выгодна могульскому правителю. Сформулируйте положительные и отрицательные последствия этих событий.
Кейс 3 группы
Работа с выдержками из книги И. Есенберлина «Кочевники» Книга 1 «Заговоренный меч» (распечатанные)
Источник: И. Есенберлин «Кочевники» Историческая трилогия. Алма-Ата «Жазушы» 1986 г. (с.16-17, 71-72 (о расхождении интересов хана Абулхаира и народа), с.29, 127-128 (о Могулистане и политике его ханов), с.72 (о хозяйственных и политических связях племен), с.132,135 (о передвижении казахских племен в Могулистан и условиях предоставления территории), 149-150, 168 (об образовании Казахского ханства и жузов).
Вопросы: Проанализируйте отрывки из книги. Оцените, как автор относится к хану Абулхаиру, султанам Керею и Жаныбеку. Свою мысль подтвердите строками из книги. Дайте свою оценку политике Абулхаира, Керея и Жанибека. Установите значение политических и хозяйственных связей между племенами.
отрывок анимированного фильма «Қазақ елі» по мотивам книги президента РК Н.А. Назарбаева» «В потоке истории».
Вопросы: Определите факторы, которые способствовали сплочению казахских племен и формированию казахской государственности. Объясните, какую роль в этих процессах сыграли исторические личности: султаны Керей, Жаныбек и хан Абулхаир. Сформулируйте значение образования Казахского ханства для современной республики Казахстан.
Приложение 2.
Технологическая КЕЙС- матрица
Проблема
Причины возникновения данной проблемы
Способы действия
(варианты решения проблемы)
Лучшее решение проблемы
Положительные последствия
Отрицательные последствия
Анализ необходимых ресурсов для решения проблемы:
Программа деятельности (определение конкретных шагов):
Выводы:
Приложение 3.
Оценивание работы в группе Ф.И ________________________
Критерии
Дескрипторы
1 балл
2 балла
3 балла
Сотрудничество в группе
Участие в работе при поддержке членов группы.
Активное участие в работе, помощи членам группы.
Руководство работой группы, оказание поддержки и помощи членам группы.
Раскрытие
материала
Частичное участие в обсуждении и изучении материала.
Активное участие в обсуждении, анализ и оформление результатов.
Руководство обсуждением, анализом. Формулирование результатов.
Защита работы
Поддержка членов группы.
Участие в представлении и защите результатов.
Ведущая роль в представлении и защите результатов.