kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока истории Казахстана к 550-летию образования Казахского ханства. Тема урока: «Образование Казахского ханства»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока истории Казахстана к 550-летию образования Казахского ханства.

Тема урока: «Образование Казахского ханства»

Цель: раскрыть особенности образования Казахского ханства и его значение для становления казахской государственности.

Задачи:

Образовательные: создать учебную ситуацию, в ходе которой ученики смогут объяснить предпосылки и причины образования Казахского ханства, вынесут свое суждение о роли личностей султанов Жаныбека и Керея,  хана Абулхаира в процессе формирования казахского национального государства, придут к заключению, что Казахское ханство возникло в результате сложных этнических, политических и хозяйственных процессов.

Развивающие: обеспечить условия для развития умений и навыков работы учеников  с различными источниками знаний; посредством решения  учебной проблемы  и построения урока с использованием кейс-технологии стимулировать умение  анализировать,  сравнивать полученные данные и делать на их основе обобщающие  выводы.

Воспитательные: создать условия для воспитания  патриотизма и активной гражданской  позиции на примере ханов Керея и Жаныбека, способствовать формированию толерантности  и коммуникативных навыков учащихся  через работу в группе и учебную дискуссию.

Образовательная технология: кейс-стади

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-исследование

Формы обучение: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: наглядный, словесный, частично-поисковый, проблемный, логический, дедуктивный.

Оборудование  урока: интерактивная доска, ноутбук, учебная и дополнительная литература,   видеоресурсы,  раздаточный материал, для динамической паузы видеоресурс «Офисная гимнастика» (https://www.youtube.com/watch?v=J4_9nu9FWkQ)

Дидактический материал: кейсы для организации групповой  работы (приложение).

Проблема урока: Образование казахского ханства – это результат сложных взаимоотношений исторических личностей  (хана Абулхаира, султанов Жаныбека, Керея, Есенбуги ) или результат сложных естественных этнических,  экономических, социальных и культурных процессов?

1-ый раунд дискуссии. Учитель организует и координирует  работу групп с кейсом, корректирует и направляет заполнение кейс- матрицы (Приложение). Происходит обсуждение проблемных вопросов и общей учебной проблемы в малых группах, поиск аргументов и решений.

2-ой раунд   дискуссии.  Опираясь на кейс-матрицу учащиеся представляют результаты деятельности группы, делают основные выводы. 

3-ий раунд дискуссии. Организуется итоговая дискуссия по проблеме урока. Ученики участвуют в дискуссии, высказывают свое мнение.

Учащимся предлагается творческое домашнее задание. В конце урока организуется критериальное оценивание, само- и  взаимооценивание, рефлексия (Приложение).

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока истории Казахстана к 550-летию образования Казахского ханства. Тема урока: «Образование Казахского ханства»»

История Казахстана 10 класс (ЕМН)

Тема урока: «Образование Казахского ханства»

Цель: раскрыть особенности образования Казахского ханства и его значение для становления казахской государственности.

Задачи:

Образовательные: создать учебную ситуацию, в ходе которой ученики смогут объяснить предпосылки и причины образования Казахского ханства, вынесут свое суждение о роли личностей султанов Жаныбека и Керея, хана Абулхаира в процессе формирования казахского национального государства, придут к заключению, что Казахское ханство возникло в результате сложных этнических, политических и хозяйственных процессов.

Развивающие: обеспечить условия для развития умений и навыков работы учеников с различными источниками знаний; посредством решения учебной проблемы и построения урока с использованием кейс-технологии стимулировать умение анализировать, сравнивать полученные данные и делать на их основе обобщающие выводы.

Воспитательные: создать условия для воспитания патриотизма и активной гражданской позиции на примере ханов Керея и Жаныбека, способствовать формированию толерантности и коммуникативных навыков учащихся через работу в группе и учебную дискуссию.

Образовательная технология: кейс-стади

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-исследование

Формы обучение: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: наглядный, словесный, частично-поисковый, проблемный, логический, дедуктивный.

Оборудование урока: интерактивная доска, ноутбук, учебная и дополнительная литература, видеоресурсы, раздаточный материал, для динамической паузы видеоресурс «Офисная гимнастика» (https://www.youtube.com/watch?v=J4_9nu9FWkQ)

Дидактический материал: кейсы для организации групповой работы.


Этапы урока


Этап урока, время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организа-ционный момент.

2 мин


А) Совместно с учащимися формулирует цель и задачи урока, актуализирует внимание и мыслительную деятельность учеников.

Б) Организует работу групп


А) Настраиваются на урок, осмысляют целевые установок.




Б) Распределяют роли в группе: организатор, спикер, тайм-кипер, секретарь и др.

2. Работа с Кейсом

15 мин.


А) Организует работу с видео-кейсом, формулирует совместно с учениками учебную проблему.

А) Знакомятся с видео-кейсом. Определяют лично значимую проблему урока.


Вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной исторического события:

1) просмотр видео- кейса отрывок анимированного фильма «Қазақ елі» по мотивам книги президента РК Н.А. Назарбаева» «В потоке истории» (с 3.27 по 4.35 минуты)

2) пересказ события учащимися;

3) ответы учащихся на вопросы:

Какое государство было предшественником образования Казахского ханства? Какие племена составили его основу?

Что их объединяло? Когда образовалось Казахское ханство? В чем значение его образования?

Проблема урока: Образование казахского ханства – это результат сложных взаимоотношений исторических личностей (хана Абулхаира, султанов Жаныбека, Керея, Есенбуги ) или результат сложных естественных этнических, экономических, социальных и культурных процессов?

1-ый раунд дискуссии

обсуждение проблемных вопросов и общей учебной проблемы в малых группах, поиск аргументов и решений

Б) Организует и координирует работу групп с кейсом (Приложение 1)


В) Корректирует и направляет заполнение кейс- матрицы

(Приложение 2)

Б) Работают в группах с раздаточным материалом, изучают учебный материал.


В) Анализируют полученные данные, заполняют кейс-матрицу.

3.Динамическая пауза.

2 мин.

Организует смену деятельности учащихся

Выполняют упражнения

«Офисной гимнастики»

4. Представ-ление и защита проекта.

10 мин.


2-ой раунд дискуссии

предоставление результатов работы группы, основных выводов.

Организует и координирует

презентацию работы групп, их основных выводов по кейсу.

Опираясь на кейс-матрицу представляют результаты деятельности группы, выступает спикер группы.

5. Учебная дискуссия

10 мин.


3-ий раунд дискуссии. Заключительный этап.

Образование казахского ханства – это результат сложных взаимоотношений исторических личностей (хана Абулхаира, султанов Жаныбека, Керея, Есенбуги ) или результат сложных естественных этнических, экономических, социальных и культурных процессов?

(Приведение обоснованных суждений, доказательств, выводов.)

Организует и координирует учебную дискуссию учащихся по проблеме урока, направляет умозаключения учащихся.

Участвуют в дискуссии, слушают одноклассников, высказывают свою точку зрения, выводы по проблеме урока.

6. Домашнее задание

1 мин.


Объясняет содержание домашнего задания. Предлагает учащимся выбрать творческое задание.

Записывают и уточняют задание на дом. Определяются с выбором творческого задания.

§34, подобрать любой дополнительный материал по теме.

Творческие задания на выбор:

*Эссе «Народ без государства - сирота». Мои мысли об истории образования Казахского ханства»

*Мини –сочинение о процессе образования Казахского ханства от имени исторического персонажа (султанов Керея, Жаныбека, хана Абулхаира, рядового общинника, бия и др.)

7. Итог урока.

1 мин.

Совместно с учащимися подводит итог урока.

- Какой способ использовали для решения проблемы урока?

- Можем ли мы сказать, что материал вами воспринят?

- Какие встретились затруднения?


Подводят итог урока, анализируют свою деятельность.

8.Оценивание

2 мин.

Предлагает учащимся заполнить листы оценивания

(Приложение 3)

Оценивают свою учебную деятельность на уроке и работу группы.


9.Рефлексия.

2 мин.

Предлагает заполнить рефлексивный лист «Мишень»

(Приложение 4)

Рефлексируют свою деятельность.



Приложение №1.


Структура кейса.

Цели и задачи кейса

1. Углубить и закрепить знания о процессе образования Казахского ханства.

2. Применить навыки анализа, доказательства суждений, умозаключений при выполнении проблемного задания урока

3. Активизировать познавательную активность, формировать умения работы в группах, самостоятельно ориентироваться в требованиях к выполнению заданий.

4. Продемонстрировать навык ведения учебной дискуссии.


Основные положения кейса

1. Образование Казахского ханства - результат сложных этнических, политических, экономических процессов, происходивших на землях предшествовавших феодальных государств, располагавшихся на территории Казахстана.

2. Политическая обстановка в регионе, политика хана Абулхаира вызывала недовольство народа и привела к откочевке казахских родов по главе с султанами Жаныбеком и Кереем, которые заложили основы национального государства.

3. Личность ханов Керея и Жаныбека, правителей, взявших на себя ответственность за судьбу своего народа - пример для современных казахстанцев .

4. Образование Казахского ханства - важная страница в истории Казахской государственности.


Содержание кейса

Кейс 1 группы

Работа с документами по истории образования Казахского ханства.

Источник: Хрестоматия по истории Казахстана для 7 класса. Алматы «Атамұра» 2012 г. стр.87-89 3 раздел. «Образование Казахского ханства». Глава 9. Казахское ханство. Документы 1) «О казахских ханах Керее и Жаныбеке»;

2) «Тарих-и-Рашиди» Мирза Мухаммеда Хайдара Дулати об образовании Казахского ханства.

Вопросы: Проанализируйте документы. Прокомментируйте события образования Казахского ханства, изложенные в источнике. Определите, какую оценку положения в регионе дают представленные документы.


Кейс 2 группы

Работа с учебным материалом по истории образования Казахского ханства.

Источник: Учебник «История Казахстана» для 10 класса естественно-математического направления. Алматы : Мектеп 2014 г. §34

А. Абдакимов «История Казахстана» (с древнейших времен до наших дней) Алматы 1994 г. Тема 6. Начало Казахской государственности. С.50-55

А. Кузембайулы, Е. Абиль «История Казахстана» Санкт-Петербург 2004 г. Глава 6. Образование и расцвет Казахского ханства в XV- XVII вв. Стр. 112-114

Вопросы: Определите причины перекочевки казахских родов во главе с султанами Жаныбеком и Кереем. Докажите, что откочевка казахских племен была выгодна могульскому правителю. Сформулируйте положительные и отрицательные последствия этих событий.


Кейс 3 группы

Работа с выдержками из книги И. Есенберлина «Кочевники» Книга 1 «Заговоренный меч» (распечатанные)

Источник: И. Есенберлин «Кочевники» Историческая трилогия. Алма-Ата «Жазушы» 1986 г. (с.16-17, 71-72 (о расхождении интересов хана Абулхаира и народа), с.29, 127-128 (о Могулистане и политике его ханов), с.72 (о хозяйственных и политических связях племен), с.132,135 (о передвижении казахских племен в Могулистан и условиях предоставления территории), 149-150, 168 (об образовании Казахского ханства и жузов).

Вопросы: Проанализируйте отрывки из книги. Оцените, как автор относится к хану Абулхаиру, султанам Керею и Жаныбеку. Свою мысль подтвердите строками из книги. Дайте свою оценку политике Абулхаира, Керея и Жанибека. Установите значение политических и хозяйственных связей между племенами.


Кейс 4 группы

Работа с цифровыми образовательными ресурсами.

Источник: ЦОР №73 «Образование Казахского ханства» (сайт www.e-history.kz);

отрывок анимированного фильма «Қазақ елі» по мотивам книги президента РК Н.А. Назарбаева» «В потоке истории».

Вопросы: Определите факторы, которые способствовали сплочению казахских племен и формированию казахской государственности. Объясните, какую роль в этих процессах сыграли исторические личности: султаны Керей, Жаныбек и хан Абулхаир. Сформулируйте значение образования Казахского ханства для современной республики Казахстан.


Приложение 2.

Технологическая КЕЙС- матрица

Проблема


Причины возникновения данной проблемы



Способы действия

(варианты решения проблемы)



Лучшее решение проблемы



Положительные последствия

Отрицательные последствия







Анализ необходимых ресурсов для решения проблемы:



Программа деятельности (определение конкретных шагов):



Выводы:





Приложение 3.

Оценивание работы в группе Ф.И ________________________


Критерии

Дескрипторы

1 балл

2 балла

3 балла

Сотрудничество в группе

Участие в работе при поддержке членов группы.

Активное участие в работе, помощи членам группы.

Руководство работой группы, оказание поддержки и помощи членам группы.

Раскрытие

материала

Частичное участие в обсуждении и изучении материала.

Активное участие в обсуждении, анализ и оформление результатов.

Руководство обсуждением, анализом. Формулирование результатов.

Защита работы

Поддержка членов группы.


Участие в представлении и защите результатов.

Ведущая роль в представлении и защите результатов.

Самооценка


Взаимооценка




Приложение 4.


Рефлексивный лист «Мишень»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Хоменко Елена Николаевна

Дата: 08.11.2015

Номер свидетельства: 249828

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Тема: Без прошлого, нет будущее."
    ["seo_title"] => string(35) "tiemabiezproshloghonietbudushchieie"
    ["file_id"] => string(6) "266744"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450228936"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства