Урок истории Казахстана в 9 классе на тему "Положение в промышленности Казахстана в 70-80-е годы. Экологическая катастрофа"
Урок истории Казахстана в 9 классе на тему "Положение в промышленности Казахстана в 70-80-е годы. Экологическая катастрофа"
Открытый урок по истории Казахстана в 9 классе. В разработке представлены материалы к уроку, раздаточный материал. Урок построен в форме исследования. Используются элементы критического мышления, интерактивное обучение, составление кластеров, диаграмма Венна, "рефлексивная мишень". К уроку подобраны фото и видеоматериалы о районах экологического бедствия в Казахстане.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок истории Казахстана в 9 классе на тему "Положение в промышленности Казахстана в 70-80-е годы. Экологическая катастрофа" »
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА
В 9 КЛАССЕ
«Положение в промышленности в 70 – 80-е гг.
Признаки экологических катастроф»
Бектауская СШ
2013 год
Тема: Положение в промышленности.
Признаки экологической катастрофы.
Цель урока:
1. Дать характеристику развития тяжелой промышленности в 70 – 80 гг.;
2. Изучить и закрепить знания учащихся по вопросу об экологическом кризисе в Казахстане;
3. Исследовать последствия испытаний на Семипалатинском полигоне и экологической катастрофы Аральского моря;
4. Формировать навыки обсуждения и исследования данных проблем;
5. Воспитывать экологическую культуру.
Тип урока: комбинированный
Формы и методы: словесный, наглядный, интерактивный, исследовательский, проблемно-поисковый, работа в группах
Оборудование: компьютерная презентация, компьютерные презентации уч-ся, видеоролики о Семипалатинском полигоне и катастрофе Аральского моря, учебник, тетради, раздаточный материал, таблица, диаграмма Венна, «рефлексивная мишень», фото последствий испытаний на полигоне и высыхания Аральского моря.
Эпиграф
В безнравственном обществе все изобретения,
увеличивающие власть человека над природою,-
не только не благо, но несомненное и очевидное зло. Л.Толстой
Уч-ся повторяют за учителем: «Я смотрю на мир положительно, живу сообразно с природой, я удачлив(а), здоров(а), дарю свет и тепло».
Объявление темы, целей, эпиграфа урока.
Изучение нового материала.
Слово учителя: Сегодня на уроке мы будем рассматривать процесс развития тяжелой промышленности в Казахстане в 70-80 –е гг. и поговорим о негативных последствиях хозяйственной деятельности человека. И начнем мы с вопроса о промышленности.
(Учитель говорит об успехах и темпах развития тяжелой промышленности, об развивающихся отраслях).
Самостоятельная работа уч-ся по таблице и ее анализ.
(слайд 5,6)
Класс разделен на 2 группы: 1 – исследователи Семипалатинского полигона, 2 – исследователи проблем Аральского моря. Работая с таблицей, первая группа рассматривает вопрос развития таких отраслей промышленности, как электроэнергия и угольная промышленность, а вторая группа – добыча нефти и металлургия. Уч-ся дается время для работы с учебником на стр. 139 и заполнения таблицы, затем анализ развития промышленности по проделанной работе.
Развитие тяжелой промышленности в 70 – 80 гг.
Основные отрасли
промышленности
в 70 – х гг.
в 80 – х гг.
Электроэнергия
Уголь
Нефть
Металлургия
Слово учителя о Семипалатинском полигоне и трагедии Арала.
Учитель зачитывает отрывок из рассказа Роллана Сейсенбаева «День, когда рухнул мир».
Учитель: «Роллан Сейсенбаев , в рассказе «День, когда рухнул мир», описывает взрыв ядерной бомбы на Семипалатинском полигоне, каким его увидели местные жители:
«…И тихо покачнулась земля. Мне показалась, что она - вечная колыбель, баюкающая нас. Но земля внезапно содрогнулась, бешенными толчками била она нас снизу… Я видел, высунувшись из-под кошмы,- огромный гриб заполнил небо, и огнедышащие сполохи играли невообразимо буйным соцветием красок. Страх и удивление сковали мою душу, такого мне и в самом страшном сне не дано было увидеть. Стонали горы, с грохотом катились вниз огромные камни, скрипели, гнулись деревья, …
Земля вновь задрожала, теперь еще сильнее, она билась, как в падучей… Я забыл обо всем на свете, я понял – на меня рухнул мир, и сейчас я погибну под его обломками.
И казалось, что наступил конец света.»
Работа с видеороликами и презентациями уч-ся исследовательских групп.
Уч-ся просматривают видеоролики и затем защищают свои презентации, которые они приготовили (группы получали опережающее задание на дом).
Закрепление изученного.
Уч-ся составляют диаграмму Венна. (слайд 10)
Проблемное задание:
На основе рассмотренного материала составить диаграмму Венна. Определить последствия ядерных испытаний в Семипалатинске и экологической катастрофы Аральского моря.
Каждая группа получает лист с диаграммой Венна и заполняет ее, затем у доски защищают свою диаграмму. При выполнении задания уч-ся пользуются учебником на стр.142.
Выводы к уроку.
Учитель зачитывает стихотворение (слайд 11)
Учитель: Стихотворение неизвестного автора.
На Земле 21 век И то что свершил человек , Ему не исправить вовек. Как эхо земных катастроф Станет наш мир суров. Мир сохранить мы должны Закон природы таков. Хрупка на планете жизнь, Сотни видов исчезли совсем! И как обидно, что всегда Виноват человек во всём.
Катастроф в мире не счесть, кто знает, кто виноват, Люди, пора Землю беречь! Не то она превратится в ад!
Рефлексия.
«Рефлексивная мишень».
0
1.Содержание урока 2. Формы и методы
5
10
4.Деятельность уч-ся
3.Деятельность учителя
Уч-ся раздаются цветные стикеры, при помощи которых они оценивают на мишени урок по 4 пунктам.
Итоги урока, оценки, д/з.
(слайд 12)
Параграф 27 стр. 137
Ответить на вопросы к параграфу на стр. 143
6 этап урока
Роллан Сейсенбаев , в рассказе «День, когда рухнул мир», описывает взрыв ядерной бомбы на Семипалатинском полигоне, каким его увидели местные жители:
«…И тихо покачнулась земля. Мне показалась, что она - вечная колыбель, баюкающая нас. Но земля внезапно содрогнулась, бешенными толчками била она нас снизу… Я видел, высунувшись из-под кошмы,- огромный гриб заполнил небо, и огнедышащие сполохи играли невообразимо буйным соцветием красок. Страх и удивление сковали мою душу, такого мне и в самом страшном сне не дано было увидеть. Стонали горы, с грохотом катились вниз огромные камни, скрипели, гнулись деревья, …
Земля вновь задрожала, теперь еще сильнее, она билась, как в падучей… Я забыл обо всем на свете, я понял – на меня рухнул мир, и сейчас я погибну под его обломками.
И казалось, что наступил конец света.»
8 этап урока
Стихотворение неизвестного автора.
На Земле 21 век И то что свершил человек , Ему не исправить вовек. Как эхо земных катастроф Станет наш мир суров. Мир сохранить мы должны Закон природы таков. Хрупка на планете жизнь, Сотни видов исчезли совсем! И как обидно, что всегда Виноват человек во всём.
Катастроф в мире не счесть, кто знает, кто виноват, Люди, пора Землю беречь! Не то она превратится в ад!