kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока на тему: "Политическое развитие России в 17 веке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели  урока: -  определить актуальность реформ, значение Соборного уложения 1649 г. ; раскрыть становление самодержавия; – учить работать со схемой; составлять и анализировать таблицу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему: "Политическое развитие России в 17 веке"»





Тема: Политическое развитие страны. (История России, 7 класс)



Учебник. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г. М., «Просвещение» 2013 г. Параграф 6.

Цели  урока:

  1. Предметная - уметь определять актуальность реформ, значение Соборного уложения 1649 г. ; раскрывать становление самодержавия.

  2. Познавательная – уметь работать со схемой; составлять и анализировать таблицу.

  3. Регулятивная - уметь принимать и сохранять учебную задачу, оценивать свою работу на уроке, умение анализировать эмоциональное состояние

  4. Коммуникативная – уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

  5. Личностная – уметь составить историко-географический образ страны, включая знание основных исторических событий, ее достижений и культурных традиций



Тип урока: комбинированный.


Формы работы: фронтальная, индивидуальная и коллективная.


Оборудование: Историческая карта, проектор, экран, компьютер.


Структура и ход  урока

  1. Организационный этап (1 мин).

  2. Актуализация знаний и способов деятельности (7 мин).

  3. Изучение нового материала и закрепление знаний (20 мин).

  4. Физкультминутка (1 мин).

  5. Формулирование вывода с обоснованием (8 мин)

  6. Подведение итогов урока. Рефлексия. Постановка домашнего задания. (3 мин).



План урока:

    1. Усиление самодержавия. Первые Романовы.

    2. Земские соборы.

    3. Боярская дума.

    4. Приказы.

    5. Местное управление

    6. Соборное уложение 1649 г.

Основные понятия: самодержавное государство, местничество, приказы, уезд, волость, стан, разряд, думные дьяки, воеводы, подьячие, полки «иноземного строя».


Важнейшие даты: 1649 г. – принятие Соборного Уложения


Организационный момент.


Учитель приветствует детей.


Актуализация знаний и способов деятельности

Проверка домашнего задания. Опрос фронтальный:


  • какая система хозяйства оставалась господствующей в России в XVIIв?


  • Какими чертами характеризует барщинная система хозяйства?


  • Что такое мануфактура и каковы ее характерные черты?


  • В чем состоит главное отличие российской мануфактуры от западноевропейской?


  • Какими чертами характеризуется товарно—денежное хозяйство? В чем его главное отличие от натурального?


  • Что такое всероссийский рынок? Почему он стал складываться в XVIIв?



  • Назовите главные сословия России в XVIIв?



  • Чем отличалось положение крепостных и черносошных крестьян?



  • Кто составлял население белых слобод?


Итак, изменения в экономике вызвали изменения в политическом строе. Сегодня на уроке мы познакомимся с этими изменениями.

Изучение нового материала.


Первые Романовы.

Первым русским царем новой династии стал М.Ф.Романов (1613 – 1645). К началу правления ему едва исполнилось 16 лет. В таком возрасте он не мог быть самостоятельным политиком. Большое влияние на решение Михаила оказывала в отсутствие отца (Филарет был в польском плену) мать молодого царя Марфа, ставшая после провозглашения сына царем «великой государыней». Вступая на престол, Михаил обещал не править без Земского собора и Боярской думы. Эту клятву царь выполнял вплоть до возвращения из плена своего отца. Филарет, провозглашенный в 1919 году патриархом, получил также титул «великого государя» и стал соправителем своего сына. Вплоть до своей смерти в 1633 году Филарет был фактическим правителем России. При волевых и властолюбивых родителях Михаил был человеком мягким и добрым. Царь был физически слабым человеком и часто болел.

После смерти Михаила новым царем стал его сын Алексей Михайлович (1645-1676), вступивший на престол в том же возрасте, что и его отец – в 16 лет. К царствованию Алексея готовили заранее: в пять лет стали учить читать, в семь лет – писать. В зрелые годы он не только сам писал многие документы, но и сочинял небольшие литературные произведения. Его обучение ведал боярин Борис Иванович Морозов, который со временем приобрел большое влияние на Алексея (и даже первые три года фактически управлял страной при молодом царе). Алексей Михайлович был человеком набожным, привечал богомольцев, нищих и бездомных. Многие современники отмечали его необычную доброту и благожелательность, а порой и слабость характера. Все это не мешало ему, в случае необходимости проявлять и решимость, волю, жесткость.

От первого брака (Марией Ильиничной Милославской) у Алексея родилось 13 детей, в том числе сыновья Федор и Иван, а также дочь Софья. После смерти первой жены царь женился второй раз на Наталии Кирилловне Нарышкиной. В этом браке у царя появился сын Петр (будущий Петр Великий). После смерти старшего сына Алексея Михайловича – царя Федора Алексеевича (1676-1682) именно между детьми от первого и второго брака разгорелась борьба за власть после смерти Алексея Михайловича.

Земские соборы.

Клятва Михаила Федоровича о правлении в согласии с Земским собором и Боярской думой не была случайной: в условиях хозяйственного разорения и слабости центральной власти молодой царь был вынужден искать опору у всех слоев населения страны. Такой опорой в первую очередь должен был стать Земский собор. На протяжении всего царствования Михаил Федорович  главной чертой соборов стал значительный рост представительства из низших сословий. Избранные на собор депутаты получили от своих избирателей «наказы», которые они должны были отстаивать перед царем. При Михаиле Земские соборы собирались довольно часто. А в период возвращения из плена Филарета Земский собор практически не прекращал работу. По мере укреплению царской власти Земские соборы собирались все реже.

После смерти Филарета некоторые дворяне предложили преобразовать Земский собор в постоянно действующий парламент. Однако эти планы шли вразрез с интересами самодержавной власти. Соборы стали собираться лишь для утверждения уже подготовленных царем проектов. А с усилением крепостничества представительство низших слоев населения в Земских соборах стало незначительным.

Последний Земский собор был созван в 1653 году. С тех пор самодержавная власть опиралась не на представителей сословий, а на бюрократию и армию.

Боярская дума.



—  Какой порядок назывался местничеством?

(Местничеством назывался такой порядок, при котором все государственные и военные должности в стране распределялись между боярами не по заслугам, а по породе. Самые знатные и родовитые, несмотря на свою неграмотность, неспособность, получали высшие чины в государстве).


Постепенно утрачивала свою прежнюю роль и Боярская дума. Поначалу состав Думы был расширен Михаилом Федоровичем – так он отблагодарил тех, кто поддержал его воцарение.

Дума по-прежнему была призвана решать наиболее важные вопросы – войны и мира, утверждения законов и т.д. Руководил ее работой либо сам царь, либо назначенный им боярин.

Увеличение численного состава Думы сделало ее слишком громоздкой и вынудило царя создать более гибкий орган управления, состоящий из наиболее доверенных лиц. В полном составе Боярская дума стала собираться все реже и реже. «Ближняя» дума сосредоточила в своих руках решение многих вопросов государственного управления.

В 1682 г. было отменено местничество.



Физминутка

Приказы.

Увеличение территории страны, усложнение экономической жизни привели к значительному росту числа приказов – органов центрального управления.. В разное время в стране существовало около 100 приказов.

Учащиеся самостоятельно заполнить таблицу:

Приказы

Сфера деятельности

Посольский приказ

Внешняя политика и освобождение военнопленных за выкуп

Приказ Большого дворца

Дворцовое хозяйство и имуществом царя.

Казенный приказ

Сохранность драгоценностей и вещей царя

Конюшенный приказ

Царские конюшни и снаряжение для царских выездов

Разрядный приказ

Распределение дворян и бояр на царскую службу

Поместный приказ

Земельные пожалования и сбор налогов с поместий и вотчин

Ямской приказ

Почтовая связь

Приказ каменных дел

Каменное строительство в столице и крупных городах

Челобитенный приказ

Прошения и жалобы царских подданных

Приказ тайных дел

Контроль за деятельностью всех государственных учреждений и хозяйством царской семьи

Разбойный приказ

Земский приказ

Судебные вопросы

Разрядный приказ

Стрелецкий приказ

Пушкарский приказ

Иноземный приказ

Рейтарский приказ

Казачий приказ

Военное дело



Итак, к XVII в. окончательно утвердился государственный аппарат, одной из важнейших черт которого была централизация власти в руках царя.





















Однако численный рост приказов отрицательно влиял на систему управления, усиливал бюрократическую волокиту и злоупотребление служебным положением. Порой приказы занимались решением одних и тех же или близких по характеру задач.

Все это свидетельствовало о необходимости реформирования приказной системы, ее упрощения.

Местное управление.

В XVII веке главным административными единицами оставались уезды. Их численность к концу века превышала 250. Уезды в свою очередь делились на более мелкие звенья – станы и волости.

С самого начала века во главе уездов и ряда приграничных городов царь ставил воевод, возглавлявших не только местные военные отряды, но и наделенных главной административной и судебной властью. Они отвечали перед Москвой за сбор налогов и выполнение повинностей населением.

Со второй половины 17 века царь начинает формировать новые, более крупные военно-административные единицы – разряды

Запишем в тетради:

Уезд - административно-территориальная единица, на которые делилась Россия

Волость – административно-территориальная единица, на которые делились уезды

Стан - административно-территориальная единица, на которые делились волости

Разряды - объединявшие группы городов-крепостей в пограничных районах страны для обороны от возможных нападений.



Соборное уложение 1649 года.

В 1649 г. Земский Собор принял Соборное уложение - общерусский свод законов.

В закон было введено понятие «государственное преступление» (против чести и здоровья царя и его семьи, представителей государственной власти и церкви), за которое было предусмотрено суровое наказание.

В нем отменялись урочные лета (бессрочный розыск беглых крестьян и большой штраф за укрывательство беглецов) - это означало окончательное закрепощение крестьян.



Формулирование вывода с обоснованием



.

Учащийся читает отрывок из документа: «Государственные советники и бояре не только привлекаются ко двору для государственных дел, но служат и в канцеляриях для гражданских дел и судопроизводство, которые русские называют «приказами». Во всех приказах находится много писцов, пишущих красивым почерком и довольно хорошо обученных счетному искусству. Для счета они употребляют косточки от слив, которые каждый имеет при себе в небольшом кошельке. Брать подарки, правда, воспрещено всем под угрозою наказания кнутом, но втайне это все-таки происходит; особенно писцы охотно берут «посулы», благодаря которым часто можно узнавать и о самых секретных делах, находящихся в их руках». (А. Олеарий)



Картина С. В. Иванова «Приказная изба» (слайд)

Для более конкретного знакомства с деятельностью приказов используется картина, которая отражает типичную, повседневную работу одного из приказов.

Учащиеся анализируют картину, определяя где находится глава приказа — «судья» из бояр, дьяк — главный секретарь приказа, подьячие. Обращается внимание учеников на то, что приказная изба состоит из двух комнат: небольшой комнаты, которая называлась «казенкой», так как в ней хранились казна и наиболее важные документы приказа, Дверь в эту комнату охраняется вооруженным приставом. Он стоит у дверей, опершись о притолоку.

Вопросы:

— Какую работу выполняют подьячие, сидящие за столом?
— Кто находится в избе в качестве просителей?
— Всем ли просителям оказан одинаковый прием?
- Что можно сказать об организации работы в приказах?

- Коррупции является страшной опасностью для функционирования государственной власти. Она ухудшает и жизнь народа, вызывает его недовольство властью.


- Именно в XVII в. русские цари стали официально именовать себя самодержцами. К своему имени они прибавляли титул «великий государь, царь и великий князь, всея России самодержец». Россия постепенно превращается в абсолютную (неограниченную) монархию.


Кому же была выгодна неограниченная власть царя? Кто поддерживал ее?

Царь, как известно, был крупнейшим феодалом страны. В его дворцовых владениях насчитывалось 80 тыс. крестьянских дворов, и вся его власть была направлена на защиту интересов господствующего класса феодалов, особенно дворян. За время правления Алексея Михайловича дворяне еще больше укрепляют свое положение в государстве, служа верной опорой царю и получая от него взамен полную поддержку в политике дальнейшего закрепощения крестьян, угнетения городской бедноты.
Таким образом, в течение XVII в. усиливалась власть царя, опиравшаяся не на сословное представительство, а на государственный аппарат и армию; произошло окончательное оформление крепостничества и самодержавия.


Подведение итогов урока.

Достигли ли мы цели, которую ставили, изучая политическое развитие России в XVII в. и выявить причины укрепления самодержавия и крепостничества? Если нет, то, что нам помешало?



Как я усвоил материал?

Усвоил весь материал - 9-10 баллов

Частично усвоил материал - 7 – 8 баллов

Мало что понял - 4 – 6 баллов



Как я работал?

Со всеми заданиями справился – 9-10 баллов

Допустил ошибки - 7- 8 баллов

Не справился - 4-6 баллов



Как работала группа, учебная пара

Совместно выполняли задания - 9-10 баллов

Не все были активны - 7- 8 баллов

Работа была непродуктивная - 4- 6 баллов



Домашнее задание: параграф 6 (учебник Данилова), нарисовать схему власти России в XVII в.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока на тему: "Политическое развитие России в 17 веке"

Автор: Нистратов Алексей Владимирович

Дата: 12.05.2016

Номер свидетельства: 326060

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Разработка урока на тему: "Дворцовые уроки на пути формирования российского самодержавия" "
    ["seo_title"] => string(94) "razrabotka-uroka-na-tiemu-dvortsovyie-uroki-na-puti-formirovaniia-rossiiskogho-samodierzhaviia"
    ["file_id"] => string(6) "230390"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442131094"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Методическая разработка урока:"Аграрная реформа П.А.Столыпина""
    ["seo_title"] => string(60) "mietodichieskaiarazrabotkaurokaaghrarnaiarieformapastolypina"
    ["file_id"] => string(6) "267278"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450347943"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа, история, 9 класс "
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia-proghramma-istoriia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "153318"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420993421"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Методическая разработка урока по всемирной истории на тему: "Международные отношения в начале 20 века. Первая мировая война". "
    ["seo_title"] => string(138) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-vsiemirnoi-istorii-na-tiemu-miezhdunarodnyie-otnoshieniia-v-nachalie-20-vieka-piervaia-mirovaia-voina"
    ["file_id"] => string(6) "165777"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422874013"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Разработка урока истории в 6 классе на тему: "Нашествие с Востока" "
    ["seo_title"] => string(68) "razrabotka-uroka-istorii-v-6-klassie-na-tiemu-nashiestviie-s-vostoka"
    ["file_id"] => string(6) "221218"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435125379"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства