Разработка урока на тему: "Дворцовые уроки на пути формирования российского самодержавия"
Разработка урока на тему: "Дворцовые уроки на пути формирования российского самодержавия"
Тема урока:
«Дворцовые перевороты на пути формирования российского самодержавия».
Автор урока:
Слепушова Виктория Владимировна –
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
10 класс, базовый уровень
Тип урока – проблемный; урок комплексного применения знаний и умений.
Цель урока: определение закономерностей исторического развития в эпоху дворцовых переворотов, выявление общего и особенного.
Используемые технологии: технология проблемного обучения, ИКТ-технология, технология критического мышления.
Учебные материалы урока.
Литература:
Данилов А. А. История. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2013.
Техническое оснащение:
компьютер,
интерактивная доска.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Деятельность учеников: приветствие, включение в деловой режим урока.
Деятельность учителя: приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания. Визуализация образа Петра I (картина И. Никитина «Петр I»).
2. Постановка учебной задачи.
Цель: создание проблемной ситуации. Фиксация учебной задачи.
Учитель: Первый российский император Петр I значительно укрепил систему русского самодержавия. Для него идея самодержавия как неограниченная власть монарха и идея реформ были неразрывны. Чтобы закрепить осуществленные с таким трудом преобразования, преемники Петра I во многом продолжили начатое им дело. Однако, в исторической науке это дискуссионная проблема, по которой высказываются различные, часто противоречивые мнения. Вам необходимо в ходе урока найти аргументы в подтверждение и аргументы в опровержение приведенной точки зрения.
«В течение XVIII века преемники Петра I на российском престоле не внесли радикальных изменений в начатый им процесс преобразований».
3. Совместное исследование проблемы (воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся).
Цель: актуализация опорных знаний и способов действий.
Технология: проблемное обучение.
Учитель: Что обозначает понятие «преемники Петра I».
Ответы: К преемникам Петра I относятся монархи, правившие после него: это период вошел в историю под названием «Дворцовые перевороты», он продолжался с 1725 по 1762 годы.
Учитель:
Выделите основные причины дворцовых переворотов (субъективные и объективные).
Назовите монархов Российской империи, получивших престол в результате дворцовых переворотов.
Назовите главную особенность дворцовых переворотов (опора на гвардию) [ 3 ].
4. Моделирование способа решения проблемы.
Цель: фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.
Технология: технология критического мышления (фаза вызова)
Учитель. Как будем решать проблему?
Ответы учащихся.
Определим векторы исследования проблемы:
Внешняя политика:
западное направление (выход к Балтийскому морю и закрепление Балтийского побережья);
восточное направление (безопасность южных границ, борьба за выход к Черному и Азовскому морям).
Внутренняя политика:
изменение положения дворянского сословия;
изменение положения крестьянства;
экономические преобразования.
Учитель: Выделенные критерии заносим в таблицу.
Оформление таблицы № 1 «Петр I и его преемники»
Критерии сравнения
Петр I
Причины изменений
Преемники
Причины изменений
Самодержавие
Дворянство
Крестьянство
Капиталистическая экономическая система
Внешняя политика
Учитель: Определим черты политического и социально- экономического развития России в Новое время [1, стр. 224].
Ответы учащихся (фиксируются в тетради):
В политической сфере:
укрепление самодержавия.
В экономической сфере:
сохранение главенствующей роли государства в экономике;
восстановление крестьянского хозяйства после Смуты;
формирование мелкотоварного ремесленного производства;
формирование центра производства товарного хлеба в Черноземье Среднем Поволжье;
народная колонизация Сибири;
хозяйственная специализация;
развитие мануфактур;
складывание всероссийского рынка;
окончательное оформление крепостного права.
В социальной сфере:
усиление позиций дворянства;
дифференциация дворянского сословия (титулованное и пожалованное царем Петром I за службу);
стирание различий между поместьем и вотчиной (указ от 1714 года);
оформление дворянства как сословия ко второй половине XVIII века;
сохранение сложной структуры крестьянства;
незавершенный к концу XVIII века процесс формирования сословия крестьян.
Учитель: Какие основные особенности развития России мы можем выделить?
Ученики:
усиление роли государства в экономической и политической сферах;
формирование сословий с сохраняющимися и усиливающимися противоречиями между ними;
кризис крепостнической экономической системы, основанной на внеэкономическом принуждении и зарождение новой системы.
5. Конструирование нового способа действия.
Цель: построение основы нового способа действия.
6. Переход к решению частных задач.
Цель: первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.
Технология: технология критического мышления ( фаза осмысления содержания).
Учитель: Из таблицы видно, что в деятельности Петра I и его преемников прослеживаются тенденции однонаправленные. Лишь в положении дворянства при Петре I видны разнонаправленные тенденции.
Вопросы:
Почему при Петре I происходит одновременно и усиление позиций дворянства и ослабление? ( Социальная опора и регулярное государство, где дворянство обязано служить на его благо).
Аргументируйте свой ответ историческими фактами (Указ о майорате, «Табель о рангах» и др.) [ 3 ].
7. Применение общего способа действия для решения частных задач.
Учитель: Необходимо исследовать политику российских императоров по заданным векторам. Изменим таблицу № 1 «Петр I и его преемники», введя в нее другие критерии.
Составление таблицы № 2 с опорой на электронный плакат (GLOG) «Деятельность преемников Петра I» [ 3 ]
8. Контроль.
Цель: Качественная оценка работы класса и отдельных учащихся.
Технология: технология проблемного обучения
Подведение итогов.
Учитель организует коллективное обсуждение таблицы «Деятельность преемников Петра I».
Учащиеся делают выводы:
Внешняя политика России при преемниках Петра I сохранила в целом свою направленность:
западное направление (удержание завоеваний Петра I - Балтийского побережья, сохранение статуса великой морской державы);
восточное направление (безопасность южных границ, борьба за выход к Черному и Азовскому морям).
Внутренняя политика была порой непоследовательной, но в целом сохраняла вектор – оформление самодержавия:
изменение положения дворянского сословия (при Петре I – обязательная военная служба, телесные наказания, конфискация имений осужденных дворян, при преемниках – освобождение от обязательной военной службы, отмена телесных наказаний, запрет конфискации имений);
изменение положения крестьянства (усиление крепостного гнета);
экономическое развитие (поддержка предпринимательства государством, укрепление помещичьего хозяйства, рост мануфактур, осложнявшийся отсутствием свободных рук).
9. Рефлексия.
Цель: Организовать рефлексию учащихся по поводу их психологического состояния, мотивации собственной деятельности и взаимодействия с окружающими.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему: "Дворцовые уроки на пути формирования российского самодержавия" »
Тема урока:
«Дворцовые перевороты на пути формирования российского самодержавия».
Автор урока:
Слепушова Виктория Владимировна –
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
10 класс, базовый уровень
Тип урока – проблемный; урок комплексного применения знаний и умений.
Цель урока: определение закономерностей исторического развития в эпоху дворцовых переворотов, выявление общего и особенного.
Задачи урока:
в предметном направлении - повторение, обобщение и систематизация знаний и умений по работе с историческими фактами.
в метапредметном направлении –
познавательные: научиться анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию;
коммуникативные: формирование умений конструктивно обсуждать основные проблемные вопросы, обосновывать свое мнение, выражать основные мысли и идеи;
регулятивные: формирование аналитических умений и навыков, систематизации знаий.
в направлении личностного развития - воспитание у учащихся интереса к истории. Формирование умения слушать и вступать в диалог, понимать партнера, уметь договариваться; правильно выражать свои мысли в речи; участие в коллективном обсуждении проблем.
Используемые технологии: технология проблемного обучения, ИКТ-технология, технология критического мышления.
Учебные материалы урока.
Литература:
Данилов А. А. История. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2013.
Техническое оснащение:
компьютер,
интерактивная доска.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Цель: создание благоприятного психологического настроя на работу.
Планируемые результаты.
Регулятивные: прогнозирование своей деятельности.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.
Личностные: самоопределение.
Деятельность учеников: приветствие, включение в деловой режим урока.
Деятельность учителя: приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания. Визуализация образа Петра I (картина И. Никитина «Петр I»).
2. Постановка учебной задачи.
Цель: создание проблемной ситуации. Фиксация учебной задачи.
Планируемые результаты.
Познавательные: осознанное и произвольное построение высказывания в устной форме; самостоятельное создание алгоритмов деятельности.
Регулятивные: уяснение условий задачи.
Коммуникативные: продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.
Личностные: смыслообразование.
Технология: проблемная технология.
Учитель: Первый российский император Петр I значительно укрепил систему русского самодержавия. Для него идея самодержавия как неограниченная власть монарха и идея реформ были неразрывны. Чтобы закрепить осуществленные с таким трудом преобразования, преемники Петра I во многом продолжили начатое им дело. Однако, в исторической науке это дискуссионная проблема, по которой высказываются различные, часто противоречивые мнения. Вам необходимо в ходе урока найти аргументы в подтверждение и аргументы в опровержение приведенной точки зрения.
«В течение XVIII века преемники Петра I на российском престоле не внесли радикальных изменений в начатый им процесс преобразований».
3. Совместное исследование проблемы (воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся).
Цель: актуализация опорных знаний и способов действий.
Планируемые результаты:
Познавательные: осознанное и произвольное построение высказывания в устной форме; самостоятельное создание алгоритмов деятельности.
Регулятивные: контроль в форме сравнений действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные: умение слушать, правильно выражать свои мысли.
Личностные: смыслообразование.
Технология: проблемное обучение.
Учитель: Что обозначает понятие «преемники Петра I».
Ответы: К преемникам Петра I относятся монархи, правившие после него: это период вошел в историю под названием «Дворцовые перевороты», он продолжался с 1725 по 1762 годы.
Учитель:
Выделите основные причины дворцовых переворотов (субъективные и объективные).
Назовите монархов Российской империи, получивших престол в результате дворцовых переворотов.
Назовите главную особенность дворцовых переворотов (опора на гвардию) [ 3 ].
4. Моделирование способа решения проблемы.
Цель: фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.
Планируемые результаты.
Регулятивные: целеполагание, планирование.
Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении; умение слышать, слушать и понимать партнера; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; уметь договариваться.
Познавательные: построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование
Личностные: самоактуализация и самоконтроль.
Технология: технология критического мышления (фаза вызова)
Учитель. Как будем решать проблему?
Ответы учащихся.
Определим векторы исследования проблемы:
Внешняя политика:
западное направление (выход к Балтийскому морю и закрепление Балтийского побережья);
восточное направление (безопасность южных границ, борьба за выход к Черному и Азовскому морям).
Внутренняя политика:
изменение положения дворянского сословия;
изменение положения крестьянства;
экономические преобразования..
Учитель: Выделенные критерии заносим в таблицу.
Оформление таблицы № 1 «Петр I и его преемники»
Критерии сравнения
Петр I
Причины изменений
Преемники
Причины изменений
Самодержавие
Дворянство
Крестьянство
Капиталистическая экономическая система
Внешняя политика
Учитель: Определим черты политического и социально- экономического развития России в Новое время [1, стр. 224].
Ответы учащихся (фиксируются в тетради):
В политической сфере:
укрепление самодержавия.
В экономической сфере:
сохранение главенствующей роли государства в экономике;
восстановление крестьянского хозяйства после Смуты;
формирование мелкотоварного ремесленного производства;
формирование центра производства товарного хлеба в Черноземье Среднем Поволжье;
народная колонизация Сибири;
хозяйственная специализация;
развитие мануфактур;
складывание всероссийского рынка;
окончательное оформление крепостного права.
В социальной сфере:
усиление позиций дворянства;
дифференциация дворянского сословия (титулованное и пожалованное царем Петром I за службу);
стирание различий между поместьем и вотчиной (указ от 1714 года);
оформление дворянства как сословия ко второй половине XVIII века;
сохранение сложной структуры крестьянства;
незавершенный к концу XVIII века процесс формирования сословия крестьян.
Учитель: Какие основные особенности развития России мы можем выделить?
Ученики:
усиление роли государства в экономической и политической сферах;
формирование сословий с сохраняющимися и усиливающимися противоречиями между ними;
кризис крепостнической экономической системы, основанной на внеэкономическом принуждении и зарождение новой системы.
Коммуникативные: построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и учителем; умение слушать и вступать в диалог.
Технология: Технология критического мышления (фаза осмысления содержания).
Учитель: Изобразим схематично при помощи знаков (усиление позиций ; ослабление позиций ) наши выводы, поместив их в таблицу.
Учитель: Какие закономерности в действиях Петра I и его преемников можно выделить?
Ответы учащихся:
усиление позиций дворянства при преемниках – боязнь за власть; при Петре – социальная опора;
усиление самодержавия – закономерное явление, вектор которому заложили еще первые Романовы;
ухудшение положение крестьянства – источник дохода;
капиталистическая экономическая система – закономерное явление, требующее источников финансирования и новых рабочих рук;
внешняя политика – приобретение статуса великой морской державы и усиление международных позиций.
Таблица № 1 «Петр I и его преемники».
Критерии сравнения
Петр I
Причины изменений
Преемники
Причины изменений
Самодержавие
закономерное явление
закономерное явление
Дворянство
социальная опора
боязнь за власть
Крестьянство
источник дохода
источник дохода
Капиталистическая экономическая система
закономерное явление
закономерное явление
Внешняя политика
Усиление международных позиций России
Усиление международных позиций России
.
6. Переход к решению частных задач.
Цель: первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.
Планируемые результаты.
Познавательные: структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; выдвижение гипотез и их обоснование.
Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные: контроль, коррекция, саморегуляция.
Коммуникативные: умение слушать и слышать, понимать партнера; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; взаимно контролировать действия друг друга.
Технология: технология критического мышления ( фаза осмысления содержания).
Учитель: Из таблицы видно, что в деятельности Петра I и его преемников прослеживаются тенденции однонаправленные. Лишь в положении дворянства при Петре I видны разнонаправленные тенденции.
Вопросы:
Почему при Петре I происходит одновременно и усиление позиций дворянства и ослабление? ( Социальная опора и регулярное государство, где дворянство обязано служить на его благо).
Аргументируйте свой ответ историческими фактами (Указ о майорате, «Табель о рангах» и др.) [ 3 ].
7. Применение общего способа действия для решения частных задач.
Цель: коррекция отработки способа.
Планируемые результаты.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Познавательные: постановка и решение проблем (самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданием.
Учитель: Необходимо исследовать политику российских императоров по заданным векторам. Изменим таблицу № 1 «Петр I и его преемники», введя в нее другие критерии.
Составление таблицы № 2 с опорой на электронный плакат (GLOG) «Деятельность преемников Петра I» [ 3 ]
Критерии сравнения
Петр I
Екатерина I
Анна Иоанновна
Елизавета Петровна
Петр III
Екатерина II
Политическая сфера (внутренняя политика
Социальная сфера (дворянство)
Социальная сфера (крестьянство)
Экономическая сфера
Внешняя политика
.
8. Контроль.
Цель: Качественная оценка работы класса и отдельных учащихся.
Планируемые результаты:
Регулятивные: оценка уровня и качества усвоения материала; контроль.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия способов и условий действия.
Технология: технология проблемного обучения
Подведение итогов.
Учитель организует коллективное обсуждение таблицы «Деятельность преемников Петра I».
Учащиеся делают выводы:
Внешняя политика России при преемниках Петра I сохранила в целом свою направленность:
западное направление (удержание завоеваний Петра I - Балтийского побережья, сохранение статуса великой морской державы);
восточное направление (безопасность южных границ, борьба за выход к Черному и Азовскому морям).
Внутренняя политика была порой непоследовательной, но в целом сохраняла вектор – оформление самодержавия:
изменение положения дворянского сословия (при Петре I – обязательная военная служба, телесные наказания, конфискация имений осужденных дворян, при преемниках – освобождение от обязательной военной службы, отмена телесных наказаний, запрет конфискации имений);
изменение положения крестьянства (усиление крепостного гнета);
экономическое развитие (поддержка предпринимательства государством, укрепление помещичьего хозяйства, рост мануфактур, осложнявшийся отсутствием свободных рук).
9. Рефлексия.
Цель: Организовать рефлексию учащихся по поводу их психологического состояния, мотивации собственной деятельности и взаимодействия с окружающими.
Источники:
Данилов А. А. История. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2013.
Пазин Р. В. История 10-11 классы. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. 400 заданий высокого уровня сложности (С4-С5): учебно-методическое пособие – Ростов н/Д: Легион, 2013.
«Дворцовые перевороты на пути формирования российского самодержавия»
Основные этапы учебной деятельности
Цель этапа
Деятельность учителя /
применяемые технологии.
Деятельность
обучающихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
1.Организационный момент.
Организация работы
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания.
Визуализация образа Петра I (картина И. Никитина «Петр I»)
Актуализация внимания.
Включаются в деловой режим урока.
Прогнозируют свою деятельность.
2.Постановка учебной задачи.
Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.
Формулирует учебную задачу:«В течение XVIII века преемники Петра I на российском престоле не внесли радикальных изменений в начатый им процесс преобразований».
Привести аргументы в подтверждение и опровержение данного суждения.
Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.
Высказывают аргументы.
Принимают и уясняют задачу урока.
Технология проблемного обучения.
3. Совместное исследование проблемы. (Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся).
Актуализация опорных знаний и способов действий.
Актуализирует знания по вопросам:
1.Определение понятия «преемники Петра I».
Выделение основных причины дворцовых переворотов
2.Имена монархов Российской империи, получивших престол в результате дворцовых переворотов.
3.Выделение главной особенности дворцовых переворотов.
4.Все ли монархи XVIII века были последовательными в своей политике?
Доказывают, аргументируют свою точку зрения.
Осознанно строят свои высказывания, рефлексия своих действий.
Исследуют условия учебной задачи, обсуждают способы решения.
Технология проблемного обучения.
4. Моделирование способа решения проблемы.
Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.
Отслеживает степень активности учащихся, предлагает новые приемы для выполнения задания.
Формируют обобщенные суждения, занося их в таблицу.
Участвуют в обсуждении материала.
Осуществляют контроль и самоконтроль.
Выделение критериев для сравнения политики Петра I и его преемников.
Изображение при помощи знаков (усиление позиций; ослабление позиций) наши умозаключения, поместив их в таблицу.
Составление таблицы «Петр I и его преемники».
Выделение общих закономерностей.
Технология критического мышления (фаза осмысления содержания).
6.Переход к решению частных задач.
Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.
Организует обсуждение результатов составления таблицы.
Осуществляют работу по составлению таблицы.
Слушают одноклассников; планируют и выполняют работу.
Осуществляют контроль, коррекцию, саморегуляцию.
Вопросы:
1.Почему при Петре I происходит одновременно и усиление позиций дворянства и ослабление?
(Социальная опора и регулярное государство, где дворянство обязано служить на его благо).
2.Аргументируйте историческими фактами (Указ о майорате, «Табель о рангах» и др.).
Технология критического мышления (фаза осмысления содержания)
7. Применение общего способа действия для решения частных задач.
Коррекция отработки способа.
Составляют таблицу.
Формулируют собственные аргументы.
Осуществляют самоконтроль.
Организует исследование политики российских императоров по заданным векторам.
Организует составление новой таблицы, введя в нее другие критерии «Деятельность преемников Петра I»
ИКТ-технология. Технология проблемного обучения
8. Контроль
Качественно оценить работу класса и отдельных учащихся.
Организует коллективную проверку составления таблицы «Деятельность преемников Петра I»
Корректировка ошибок.
Выражают свои мысли в соответствии с заданием.
Самопроверка.
Технология проблемного обучения.
9. Рефлексия
Организовать рефлексию учащихся по поводу их психологического состояния, мотивации собственной деятельности и взаимодействия с окружающими.
Организует рефлексию учащихся по поводу их психологического состояния, мотивации собственной деятельности и взаимодействия с окружающими. Подведение итогов урока.