kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока:"Аграрная реформа П.А.Столыпина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: "Аграрная реформа П.А. Столыпина"

Цели урока –

  1. Помочь учащимся уяснить, с какой целью проводилась аграрная реформа, каково её содержание, а также увидеть связь между проблемами, которые стояли перед Россией в начале ХХ века и в настоящее время;
  2. Подвести уч-ся к пониманию причин, по которым реформы П. А. Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране
  3. Продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, аргументированно высказывать своё мнениё, делать самостоятельно вывод.

Проблемный вопрос: Почему реформы Столыпина называют “тихой революцией”? Почему деятельность Столыпина вызывает неподдельный интерес в наши дни?

 эпиграф: «Вам, господа, нужны великие потрясения, нам – великая Россия!” ( П.А.Столыпин)

План изучения нового материала

Аграрная реформа П.А.Столыпина (1906 – 1911гг.): её цели, суть, направления.

Методы проведения реформы.

Итоги и значение деятельности Столыпина в реформировании России.

                                                                                                                                                                             План работы на уроке

I. Музыкальное оформление

Звучит отрывок  из оперы Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”. Музыка прерывается звуками выстрелов. Учитель объясняет, что также неожиданно была прервана опера в Киевском городском театре почти 100 лет назад, 1 сентября 1911 года, выстрелом террориста-анархиста. Дмитрий Богров, стрелял в  Российского премьера Петра Аркадьевича Столыпина. Через 4 дня главы кабинета министров не стало. Он был смертельно ранен,  врачи не смогли спасти его жизнь.

II. Вступительное слово учителя. Постановка проблемы

Учитель: Итак, вы уже поняли, что речь пойдёт о человеке, чья деятельность вызывала интерес в России в начале XX века; и сейчас дискуссии вокруг этой личности не смолкают. П.А. Столыпина выступил инициатором реформы, которую называют «тихой революцией».

Вопрос-проблема: Можно ли  реформы Столыпина называть “тихой революцией”?   Актуальна ли реформа в наши дни? (Учащиеся дают ответы в конце урока).

Кто же он – П.А. Столыпин?

III Пётр Аркадьевич Столыпин (презентация ученика).

IV.Беседа с уч-ся

1.Какие изменилась ситуация была в русской деревне в начале ХХ века?

2. Какие пережитки крепостнической системы сохранялись в аграрном секторе экономики?

3.Какие решения аграрного вопроса были предложены в начале ХХ в. различными политическими партиями России?

предполагаемые ответы:

4.Назовите одну из главных причин первой российской революции?

предполагаемые ответы:   Аграрный вопрос.  Крестьяне страдали от малоземелья                                                                                                                                           

5.Был ли решён аграрный вопрос в ходе революции?

6.Каких изменений добились крестьяне в ходе революции?

Вводное слово учителя.

В ходе революции острота аграрного вопроса не ослабла. Россия на распутье. Какие могли быть пути развития страны в этих условиях? Беседа учителя.

Вот здесь большую роль сыграл П.А.Столыпин. Он предложил свой путь развития – аграрную реформу.

V.Столыпинская аграрная реформа 

В условиях роста крестьянской борьбы 9 ноября 1906 года был издан указ “О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования”. Началась аграрная реформа П.А.Столыпина

Цели реформы

Работа учащихся с документами:

Документ №1

На основании высказываний П.А.Столыпина сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы.

“Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу…

(цель: “успокоение” страны, отвлечение крестьян от принудительного отчуждения помещичьей земли).

“Не в крупном землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как бездоходные, сами владельцы стали продавать Крестьянскому банку. Опора не в них, а в царе…Единоличное хозяйство крепких земельных собственников – основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий”.

(цель: создание социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян)

“Главное богатство и мощь государства не в казне и казённом имуществе, а в богатеющем и крепком населении”.

 (цель: продолжение модернизации России)

Основные мероприятия аграрной реформы (лабораторная работа с учебником с § 6, работа по группам  и заполнение схемы)

I группа: Охарактеризовать сущность разрушения крестьянской общины.

II группа: Переселенческая политика

III группа: Крестьянский вопрос: кооперация

IV группа: Итоги реформы

Выступления представителей групп:

Обобщение ответов, вывод в форме схемы.

Схема. Основные мероприятия аграрной реформы П.А. Столыпина.

Основные мероприятия реформы:

- Что вам известно о крестьянской общине? Почему она мешала развитию капитализма?

(круговая порука, спасала слабых но тормозила крепкие хозяйства способствующие уравнению, низкое благосостояние, невозможность использовать сельхозтехнику; чересполосица, регулярный передел земли, так как 2,5 млн человек ежегодно прирост населения )

 В течение урока заполняются следующая таблица:

VI Результаты реформы

Положительные

Отрицательные         

Учитель.  Итоги реформы нельзя оценить однозначно.

VII Ответы на проблемные вопросы

Почему реформы Столыпина называют “тихой революцией”?  Почему деятельность Столыпина вызывает неподдельный интерес в наши дни?

“Ещё 10 лет таких реформ и в России революция будет невозможна”.

( В.И.Ленин)

Столыпин нанёс монархии, или, по крайней мере, династии, более сильный удар, чем все революционеры, вместе взятые”.

(В.В.Вернадский – член ЦК КДП)

Вывод

Его аграрная реформа - это проблема нереализованного шанса для России, шанса избежать тех катаклизмов, которые потрясли страну в начале 20 века. Потому что он приводил в жизнь воистину революционные идеи. Жизнь при нем в кратчайшие сроки радикально менялась (во всех областях). Столыпин мог бы полностью преобразить Россию без кровопролития, но, к сожалению, ему не дали закончить начатое. Реформа носит позитивные черты, поэтому к ней и Столыпину интерес - значит нужно использовать опыт реформы в современных аграрных преобразованиях.

ИТОГИ УРОКА

“В политическом плане реформа явно провалилась. Она не сняла социальной напряженности ни в деревне, ни в обществе в целом.  Правящая верхушка противилась нововведениям, интеллигенции и предприниматели, считали их недостаточными  Краткосрочность проведения реформы не способствовала её логическому завершению, изменить коренным образом ситуацию в деревне не удалось. Крестьяне по-прежнему требовали решения аграрного вопроса путём ликвидации помещичьего землевладения.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник: параграф  6;7,пункт 3 работа с терминами и понятиями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока:"Аграрная реформа П.А.Столыпина"»

Тема урока: "Аграрная реформа П.А. Столыпина"

Цели урока –

  1. Помочь учащимся уяснить, с какой целью проводилась аграрная реформа, каково её содержание, а также увидеть связь между проблемами, которые стояли перед Россией в начале ХХ века и в настоящее время;

  2. Подвести уч-ся к пониманию причин, по которым реформы П. А. Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране

  3. Продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, аргументированно высказывать своё мнениё, работать с картой, статистикой, делать самостоятельно вывод.

На доске:

Проблемный вопрос: Почему реформы Столыпина называют “тихой революцией”? Почему деятельность Столыпина вызывает неподдельный интерес в наши дни?

эпиграф: «Вам, господа, нужны великие потрясения, нам – великая Россия!” (П.А.Столыпин)

План изучения нового материала

Аграрная реформа П.А.Столыпина (1906 – 1911гг.): её цели, суть, направления.

Методы проведения реформы.

Итоги и значение деятельности Столыпина в реформировании России.

План работы на уроке

I. Музыкальное оформление

Звучит отрывок из оперы Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”. Музыка прерывается звуками выстрелов. Учитель объясняет, что также неожиданно была прервана опера в Киевском городском театре почти 100 лет назад, 1 сентября 1911 года, выстрелом террориста-анархиста. Дмитрий Богров, стрелял в Российского премьера Петра Аркадьевича Столыпина. Через 4 дня главы кабинета министров не стало. Он был смертельно ранен, врачи не смогли спасти его жизнь.

II. Вступительное слово учителя. Постановка проблемы

Учитель: Итак, вы уже поняли, что речь пойдёт о человеке, чья деятельность вызывала интерес в России в начале XX века; и сейчас дискуссии вокруг этой личности не смолкают. П.А. Столыпина выступил инициатором реформы, которую называют «тихой революцией».

Вопрос-проблема: Можно ли реформы Столыпина называть “тихой революцией”? Актуальна ли реформа в наши дни? (Учащиеся дают ответы в конце урока).

Кто же он – П.А. Столыпин?

III Пётр Аркадьевич Столыпин (презентация ученика).

IV.Беседа с уч-ся

1.Какие изменилась ситуация была в русской деревне в начале ХХ века?

предполагаемые ответы: товарность с/х довольная высокая, Россия продавала хлеб заграницу, но с/х было отсталым, в основном в деревне преобладали бедняки и середняки, не было техники, урожайность была низкой, в деревне сохранились феодальные пережитки.

2. Какие пережитки крепостнической системы сохранялись в аграрном секторе экономики?

предполагаемые ответы: крестьянская община, отрезки, выкупные платежи, помещичье землевладение, малоземелье крестьян

3.Какие решения аграрного вопроса были предложены в начале ХХ в. различными политическими партиями России?

предполагаемые ответы:

Большевики национализация земли

Меньшевики муниципализация земли

Эсеры “социализация” земли, т.е. принудительное изъятие помещичьих земель и превращение в общенародное достояние. Землю разделить между крестьянами по количеству рабочих рук или едоков в семье.

Кадеты , земли крестьян выкупать по “справедливой цене”, т.е. решение за счет крестьян.

Октябристы частная собственность основа основ экономики, не трогать помещичьи земли, переселенческая политика

4.Назовите одну из главных причин первой российской революции?

предполагаемые ответы: Аграрный вопрос. Крестьяне страдали от малоземелья

5.Был ли решён аграрный вопрос в ходе революции?

предполагаемые ответы: нет, крестьяне землю не получили

6.Каких изменений добились крестьяне в ходе революции?

предполагаемые ответы: отмена выкупных платежей, снижение арендной платы за землю

Вводное слово учителя.

В ходе революции острота аграрного вопроса не ослабла. Россия на распутье. Какие могли быть пути развития страны в этих условиях? Беседа учителя.

(-дальнейшее продолжение революции;

-бескомпромиссное подавление революционного движения;

-реформирование страны).

Вот здесь большую роль сыграл П.А.Столыпин. Он предложил свой путь развития – аграрную реформу.

V.Столыпинская аграрная реформа (беседа, пояснения учителя, работа с документами, групповая работа).

В условиях роста крестьянской борьбы 9 ноября 1906 года был издан указ “О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования”. Началась аграрная реформа П.А.Столыпина

Цели реформы

Работа учащихся с документами:

Документ №1

На основании высказываний П.А.Столыпина сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы.

“Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу…

(цель: “успокоение” страны, отвлечение крестьян от принудительного отчуждения помещичьей земли).

“Не в крупном землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как бездоходные, сами владельцы стали продавать Крестьянскому банку. Опора не в них, а в царе…Единоличное хозяйство крепких земельных собственников – основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий”.

(цель: создание социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян)

“Главное богатство и мощь государства не в казне и казённом имуществе, а в богатеющем и крепком населении”.

(цель: продолжение модернизации России)

Основные мероприятия аграрной реформы (лабораторная работа с учебником с § 6, работа по группам и заполнение схемы)

I группа: Охарактеризовать сущность разрушения крестьянской общины.

II группа: Переселенческая политика

III группа: Крестьянский вопрос: кооперация

IV группа: Итоги реформы

Выступления представителей групп:

Обобщение ответов, вывод в форме схемы.

Схема. Основные мероприятия аграрной реформы П.А. Столыпина.

Основные мероприятия реформы:

- Что вам известно о крестьянской общине? Почему она мешала развитию капитализма?

(круговая порука, спасала слабых но тормозила крепкие хозяйства способствующие уравнению, низкое благосостояние, невозможность использовать сельхозтехнику; чересполосица, регулярный передел земли, так как 2,5 млн человек ежегодно прирост населения )

В течение урока заполняются следующая таблица:

VI Результаты реформы

Положительные

1.рост сельхозпроизводства и улучшение культуры землепользования

2.рост свободной рабочей силы, за счет выхода крестьян из общины.

3.Освоение Сибири, создание там крепких единоличных хозяйств

4.начало формирования фермерских хозяйств.

5.более быстрые темпы развития капитализма и модернизации России.

Отрицательные

1.община не была разрушена (25% крестьян вышло из общины)

2.имущественное расслоение крестьян

3.отрицательное отношение крестьян к частной собственности

4.противоречие не только между крестьянами и помещиками, но и внутри крестьянства

5.не удалось создать широкий слой крестьян фермеров

6.проблема малоземелья не была решена

7.переселенческая политика не принесла желаемых результатов.

Учитель. Итоги реформы нельзя оценить однозначно.

VII Ответы на проблемные вопросы

Почему реформы Столыпина называют “тихой революцией”? Почему деятельность Столыпина вызывает неподдельный интерес в наши дни?

“Ещё 10 лет таких реформ и в России революция будет невозможна”.

( В.И.Ленин)

Столыпин нанёс монархии, или, по крайней мере, династии, более сильный удар, чем все революционеры, вместе взятые”.

(В.В.Вернадский – член ЦК КДП)

Вывод

Его аграрная реформа - это проблема нереализованного шанса для России, шанса избежать тех катаклизмов, которые потрясли страну в начале 20 века. Потому что он приводил в жизнь воистину революционные идеи. Жизнь при нем в кратчайшие сроки радикально менялась (во всех областях). Столыпин мог бы полностью преобразить Россию без кровопролития, но, к сожалению, ему не дали закончить начатое. Реформа носит позитивные черты, поэтому к ней и Столыпину интерес - значит нужно использовать опыт реформы в современных аграрных преобразованиях.

ИТОГИ УРОКА

“В политическом плане реформа явно провалилась. Она не сняла социальной напряженности ни в деревне, ни в обществе в целом. Правящая верхушка противилась нововведениям, интеллигенции и предприниматели, считали их недостаточными Краткосрочность проведения реформы не способствовала её логическому завершению, изменить коренным образом ситуацию в деревне не удалось. Крестьяне по-прежнему требовали решения аграрного вопроса путём ликвидации помещичьего землевладения.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник: параграф 6;7,пункт 3 работа с терминами и понятиями.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Методическая разработка урока:"Аграрная реформа П.А.Столыпина"

Автор: Шеховцова Елена Ивановна

Дата: 17.12.2015

Номер свидетельства: 267278


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства