Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории на тему: «От Средневековья к Новому времени»»
«От Средневековья к Новому времени» 7 класс
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Учитель: давайте вспомним, что мы изучали в прошлом году.
Какие основные характеристики средневековья вы могли бы назвать?
Какие важнейшие события истории Средневековья вы могли бы назвать?
В 7 классе вам предстоит познакомиться с опытом жизни людей в новую эпоху всеобщей истории, которую называют Новое время или Новая история.
Запишите тему урока «От Средневековья к Новому времени».
Отвечают (историю Средневековья, страны…)
Называют.
Преобладающее сельскохозяйственное производство, натуральное хозяйство, сословное неравенство, неограниченная власть монарха.
Отвечают
А что такое Новое время?
Отвечают
Сформулируйте цель урока.
Давайте ознакомимся с заданиями на сегодняшний урок.
Когда появляется термин Новое время?
Назовите исторические границы Нового времени.
Какие существуют периоды Нового времени?
Какие изменения в жизни общества происходят в Новое время?
По каким источникам изучают историю Нового времени?
Формулируют (-формирование представление о сущности исторического периода «Раннего нового времени», его важности и необходимости для дальнейшего изучения истории).
Учитель переходит с детьми от одного вопроса к другому.
(- умение заполнять таблицу, сравнивать пригодится на многих предметах
Вступительное слово учителя: Уважаемые семиклассники. Вы видите перед собой учебник, по которому нам предстоит заниматься в течение следующих 28 уроков 2 раза в неделю. Пожалуйста, ответьте на вопросы:
Кто авторы учебника?
Как называется исторический период, который нам предстоит изучать?
Какие хронологические рамки он охватывает?
Проанализируйте структуру учебника. Какими способами авторы дополняют тексты параграфа?Какой еще дополнительный материал содержит учебник7
После ответов учащихся начать работу с текстом введения: стр.5, абз.1. Как называлось общество в Средние века?
1. Определение в тетради. Традиция-в переводе с латинского — передача. Традиционное общество-общество, жизнь в котором основана на традициях. Далее записываем определение, выделенное в тексте учебника:в таком обществе духовные ценнсти, образ жизни, организация трудовой деятельности передаются почти без изменений от поколения к поколению в течение длительного времени.
2.Характеристика.
Учащиеся выписывают в тетрадь основные черты традиционного общества просто под номером или в виде кластера:
Далее учитель говорит, что сам термин «Новое время» появился в XV веке среди гуманистов Италии, и что он для них означал (эпоха «пробужденя умов»).
Затем учащиеся в тексте находят те изменения, которые произошли в жизни людей в XV веке (с.5-6). Устные ответы учащихся:
1.Интерес к античной культуре;
2.Стремление к земной жизни и посмертной славе;
3.Интерес к человеку и т д.
Далее учитель говорит о том, что при узучении истории мы должны понимать, что изменения приходят в общество постепенно и поэтому границы между эпохами весьма условны. И даже по вопросу точной даты начала Нового времени среди историков нет единого мнения.
На доске или экране появляются даты с расшифровкой:
1485 год-конец войны Алой и Белой розы в Англии,
1492 год-открытие Колумбом Америки,
1517 год-начало Реформации в Европе.
Учитель подчеркивает, что в любом случае история Нового времени начинается на рубеже XV-XVI веков и этот преход- процесс постепенный и длительный.Здесь он заостряет внимание, что завершается Новое время в начале XX века. В XVI-XVIII веках общество оставалось аграрным. Преобладал ручной труд, но постепенно создавались новые технологии (запись в тетради: технология-совокупность методов обработки сырья, материалов в процессе производства).В XVIII веке появляется машинное производство, фабрики. Широкое применение техники начинается в XIX веке, когда общество перейдёт на следующую, индустриальную, ступень развития.( Здесь возможно обратить внимание на значение слова индустриальный (от лат. Indastria-деятельность). (Картинки на экране, которые иллюстрирут постепенный переход от примитивных орудий труда к машинному производству).
Итак, в 7 классе мы будем изучать период Новой истории XVI-XVIII веков. Для того, чтобы изменилась жизнь людей, должен измениться сам человек. Переходим ко второму пункту плана урока.
Вопрос: Как назывались группы людей, из которых состояло средневековое общество?
Ответ:Сословия.Учащиеся вспоминают, что сословия-это большие группы людей, имеющая определенные права, обязанности и привилегии, нравы и обычаи, закрепленные в традициях или законе и передаваемые по наследству.
Учитель подчеркивает, что сословное деление общества сохранялось, но при этом в обществе появился новый тип личности-человек, который почувствовал в себе силы для самостоятельной деятельности, способность принимать решения и нести за них ответственность. Это и был человек Нового времени.
Вопрос:Какие новые черты вы видите среди представителей семьи Фуггеров? Из каких слоев общества они происходили?
Ответы учащихся: желание разбогатеть, умение принимать решения и отвечать за них, личный успех. Такие люди часто были выходцами из низших соловий.
У людей появлятся другие ценности. Запись в тетради (Ценности-то, что является наиболее значимым в определенный период).Вопрос: Какие ценности появились в Новое время? (Ответы: богатство, слава, успех, свобода)