I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по изученному материалу. | Проводит беседу по вопросам: – Почему кризисы повлияли на переход от экстенсивного к интенсивному типу производства? - В чем заключаются главные особенности третьей промышленно-технологической революции? - Назовите основные области новейших научных достижений. - Как вы думаете, действительно ли научно-информационная революция способствовала кризисам в 1970 – 1980-х годах? | Отвечают на вопросы, анализируют, пытаются ответить на главную проблему урока (опережающее задание). Работают с документом и пытаются найти ответ на проблему урока | Фронтальная работа. Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 17 | Работа с текстом и таблицей Задание Работа с текстом в группах Работа с текстом учебника и картой | Экономическая и социальная политика стран Запада в 1970—2000-е гг. Работа в классе строится на основе анализа и обсуждения таблицы учебника «Три главных этапа в экономической и социальной политике после Второй мировой вой- ны» (с. 178). Возможно использование следующих вопросов и заданий для учащихся: 1. Дополните таблицу графой «Хронологические рамки этапа» и заполните её. 2. Каким образом на каждом этапе решался вопрос о рыночной экономике? 3. Выясните особенности политики государства в социальной сфере на каждом этапе. Далее учащиеся выполняют задания по теме неоконсерватизма в 1980-е гг. 1. Проанализируйте высказывания и определите их принципиальное отличие от предшествующей политики государства благосостояния. «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке» (М. Тэтчер). «Всё, что может сделать правительство, — это поощрить людей полнее использовать их предприимчивость и оживить в них дух предпринимательства, а потом просто уйти с дороги и не мешать им» (Р. Рейган). 2. Найдите в учебнике (с. 176) два аргумента консерваторов, которые они использовали для объяснения смены экономического курса. 3. По аналогии со схемой «Неоконсерватизм в странах Запада в 1980-е гг.» на основе текста учебника (с. 177) составьте свою схему «Политика «третьего пути» в странах Запада в 1990-е — начале 2000-х гг.». 4. Прочитайте тезисы, отражающие основные направления экономической политики стран Запада в 1990-е — начале 2000-х гг., и сравните их с деятельностью неоконсерваторов. Сделайте выводы об их отличиях и сходстве. Идейно-политические течения и партии Класс делится на три группы соответственно трём политическим идеологиям: консерватизм, либерализм и социализм. Примеры возможных партий: Христианско-демократический союз Германии (консерваторы); Консервативная партия Великобритании (консерваторы); Лейбористская партия Великобритании (социалисты); Французская коммунистическая партия (социалисты); Либеральные демократы в Великобритании (либералы); Свободная демократическая партия Германии (либералы). Особенности политического развития в мире. Задания для учащихся 1. Представьте материал о трёх волнах демократизации в мире (с. 183—184 учебника) в оптимальной графической форме (таблица, схема, график и т. п.). 2. Сопоставьте материал параграфа о группах современных государств (с. 185 учебника) с политической картой мира (цветная вклейка). Опираясь на карту, назовите наиболее крупные государства в каждой из групп. | Учащиеся слушают учителя, анализируют таблицу, дополняют таблицу графой «Хронологические рамки этапа» и заполняют ее. Выясняют особенности политики государства в социальной сфере на каждом этапе. Далее учащиеся анализируют высказывания и определяют их принципиальное отличие от предшествующей политики государства благосостояния. Затем учащиеся находят в учебнике (с. 176) два аргумента консерваторов, которые они использовали для объяснения смены экономического курса. На основе текста учебника (с. 177) учащиеся составляют свою схему «Политика «третьего пути» в странах Запада в 1990-е — начале 2000-х гг.». Учащиеся выделяют следующие направления: модернизация системы социального обеспечения, отказ от приватизации социальной сферы, но внедрение в неё элементов коммерческих отношений; вложение бюджетных средств в сферы военных технологий, освоения космоса, развития биотехнологии и медицины, обеспечение экологической безопасности; поддержка малого и среднего бизнеса, научно-исследовательских учреждений, фермерского труда; дополнительные государственные расходы стали осуществляться не в счёт бюджетного дефицита, а на условиях коммерческого кредита с последующей компенсацией в бюджет в виде прибыли. Учащиеся выполняют задание 3 рабочей тетради (с. 57—58). Каждая группа получает задание: а) на основе схемы в учебнике, отражающей политический спектр партий (с. 180), определить, какие политические партии выражают выбранную идеологию; б) используя ресурсы Интернета, изучить программу одной из конкретных европейских политических партий, доказать, что она выражает выбранную идеологию; в) выступить перед одноклассниками с результатами работы. Учащиеся представляют материал в оптимальной форме Сопоставляют материал параграфа с политической картой мира | Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Индивидуальная работа. Индивидуальная работа. Индивидуальная работа. Групповая работа Фронтальная работа | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное | Устные ответы. Устные ответы. Устное задание Устные ответы. Записи в тетради Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: – Охарактеризуйте типы экономической политики и определите какие политические силы стоят за ними? - Каковы причины поворота от консервативно-реформистского курса к социальной политике, которую традиционно проводят в странах Запада социал-демократические партии? - Какие новые мировые кризисы появились с конца 1980-х годов? - Как вы думаете, действительно ли научно-информационная революция способствовала кризисам в 1970 – 1980-х годах? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |