Урок №4
Дата: 11. 09.2015 год предмет: история Казахстана класс: 8 Б,Г,Д
Тема урока: Борьба казахского народа против джунгарского нашествия.
Общие цели: Выявление причин поражения казахских ополченцев в противостоянии с джунгарами.
Задачи:
- Раскрыть негативное значение родоплеменной розни; подвести учащихся к выводу о том, что именно благодаря усилиям народных масс, вышедших из своей среды крупных предводителей народного ополчения, была сохранена территориальная целостность Казахстана.
- Развивать навыки оценки исторических событий на основе систематизации материала.
- В процессе знакомства с подвигами батыров, развивать высокую гражданственность и патриотизм.
Ключевые понятия: Народ, независимость, границы, политический строй, политическая история.
Ссылка: поурочные планы, 8 класс, 1 четверть, урок 4
Общие положения
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная
Методы: организации и самоорганизации учебной деятельности., частично- поисковый, эвристический, творческой деятельности, словесный, практический, наглядный
Технология: развития критического мышления
Стратегии: «Мозговой штурм», «Кто быстрее», «Диалог на стикерах», 2Ротерянное слово»
Материалы и оборудование: карта “Земли Казахского ханства в ХУII— первой четверти ХУIII в.”; портреты Абулхаир хана, портреты великих батыров.
Ожидаемые результаты
уметь работать в группах, развить навыки исследовательской работы с историческими документами, уметь делать выводы.Должны актуализировать свои знания по теме, самостоятельно соотносить информацию, реализовывать в процессе познавательной деятельности коммуникативные умения.
-анализировать их условия и ресурсы, внутренние различия;
- должны прийти к выводу по проблемному вопросу.
Этапы урока
Виды работ, стратегии
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Ресурсы
Вводная часть
Приветствие
Круг добра - добрые пожелания друг другу
Деление на группы
взаимооценивание
Психологический настрой учащихся на дальнейшую деятельность
Построение по росту, расчет на 1,2 - образование двух групп.
ключ и критерии оценивания
Учащиеся желают друг другу хорошие слова;
Построение по росту, расчет на 1,2 - образование двух групп.
Дескрипторные карты
Основная часть
Вызов:
«Мозговой штурм»
Осмысление:
Групповая работа: дополнительное чтение, поиск информации,
взаимооценка, Создание проблемной ситуации
Стратегия «Кто быстрее»
Взаимооценивание между группами
Работа с картой
Стратегия «Диалог на стикерах»
Стратегия «Потерянное слово»
Прочитав название темы урока, вы наверное догадались о чем мы будем сегодня говорить? И так, мы начинаем свой урок!
( ученики индивидуально записывают ответы в тетрадь, после этого обсуждение в группе, дописывают ответы)
- агрессия
- героизм
- нашествие
- преданность
- батыр
Работа с текстом учебника, хрестоматией.
Задание 1 группе:
Цель агрессии джунгар.
Освободительная борьба казахского народа против джунгар.
Задание 2 группе:
Роль народного курултая в сложный период жизни казахского общества.
Казахские батыры.
Заполнить кластер
Главные битвы Главные битвы ббитвы
Покажите на карте - “Земли Казахского ханства в ХУII— первой четверти ХУIII в.”- места главных битв.
1. «Первая четверть ХУIII в. – ужасный и роковой период в жизни казахского народа» - почему дают такую характеристику Ч. Валиханов и А. Левшин?
Оценивание работы спикерами групп.
Задание 1 группе:
Собравшись у подножия горы Ордабасы, представители казахских жузов, приняли решение о (всенародной организации борьбы против врага). Новые силы казахов сосредоточились в районе гор Ордабасы в 20-е годы 18в. потому что (удобнее было выйти на приграничные районы с Джунгарией). У гор Ордабасы казахское ополчение было рассредоточено и организовано (по принципу принадлежности к жузам). Хан (Абулхаир), был назначен главнокомандующим объединенного ополчения трех казахских жузов в борьбе с джунгарами.
Задание 2 группе:
(1730 году) произошла самая крупная победа над джунгарами и освобождение Среднего и Младшего жуза. На Востоке грозным соседом для Джунгарии была (Цинская империя). Дело спасения страны, в решающий момент казахско-джунгарских войн, взял на себя (народ). Отличились в освободительной борьбе казахского народа против джунгарской агрессии: (Богенбай и Кабанбай). Достигнув значительных успехов, общенародная борьба казахов против джунгар, ослабла вследствие: (традиционных разногласий).
Взаимное оценивание групп.
( ученики индивидуально записывают ответы в тетрадь, после этого обсуждение в группе, дописывают ответы)
- агрессия
- героизм
- нашествие
- преданность
- батыр
Главные битвы Главные битвы ббитвы
Учащиеся работают в группах над проблемной ситуацией
Заполнить кластер
Учащиеся показывают на карте “Земли Казахского ханства в ХУII— первой четверти ХУIII в.”- места главных битв.
Оценивание работы спикерами групп.
Учащиеся дописывают потерянные слова
Рабочая тетрадь
Задания группам
Бумага, маркеры
Листы оценивания
Бумага, маркеры
Листы оценивания
Контурные карты, атласы
Стикеры
Задания карточки
Заключитель-ная часть
Проблемные вопросы
Дом. Задание
Рефлексия
1.Вопрос: подумайте, что необходимо было сделать для отражения агрессии? Подвести к выводу о необходимости объединения всех сил казахского общества, так как сила народа в единстве.
2.Вопрос: возможна ли была иная развязка политических событий Казахского ханства в этот период?
Анализ работы, выставление оценок.
Прочитайте § 2, заполните таблицу «Хронологические события освободительной борьбы против джунгарского нашествия»
годы
события
Историческое значение
ЗХУ
Запись дом. Задания
Ответы на вопросы,
Выбор и наклеивание стикеров разных цветов
дневники
стикеры
Анализ
Что прошло хорошо?
Урок удался. План реализован. Все виды работ выполнены. Урок прошел в темпе и по времени соответствовал рамкам 45 минут. Учащиеся были активны все без исключений. Ими опробованы 4 вида оценивания. Проблемный вопрос получил логическое решение. Выводы сделаны верно. Материал усвоен на хорошо.При рефлексии учащиеся были единодушны, им урок понравился.
Что было не так хорошо?
Затруднен выбор лидера в одной из групп, т.к. в нее попали сразу 2 активных учащихся.
Затянулось на 4 минуты выполнение постера, пришлось экономить время на презентациях.
Взаимооценивание в группах прошло медленней, чем обычно.
На какие силь-ные стороны можно полагаться?
Отработано и проходят быстро деление на группы, распределение ролей и нумерация участников, отбор материала для постеров, осмысление нового материала. Нравятся различные приветствия, рефлексия. Легко и весело проходят разминки «Танцующий ежик»., само и взаимооценивание работ по контурным картам. ЗХУ.
Что можно развить?
Критериальное оценивание с комментированием устных ответов, выводы по новому материалу, более тщательная подготовка презентирования и постепенное сокращение времени за счет отбора фактов. Выполнение постеров более аккуратное и логически завершенным,
Что Вы хотите изменить?
Более тщательно готовить разработку урока по времени, чтобы спокойно укладываться в 45 минут
Планирование на будущее
Просить спаренные уроки, избирательно подходить к выбору информации
Что Вы може-те делать не-медленно?
Начать пересмотр объема параграфов с целью раздела на основную, необходимую при подготовке к ЕНТ
В какой под-держке Вы нуждаетесь?
Консультации по возникающим вопросам
Откуда возможна поддержка?
Тренер, коллеги- одногруппницы, администрация школы, форум ЦПМ, коллеги, прошедшие курсы, единомышленники- коллеги
Что следующее Вы собираетесь делать?
Планировать следующий урок.
Учитель: Петренко Н.А.