kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сохранение памяти о Великой Отечественной войне. Воспитание патриотизма и гордости за свою страну.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА МИКРОРАЙОНА ВЫНГАПУРОВСКИЙ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК









Тема урока «Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы».

Номинация «Лучший урок истории»












Н.Е. Скидан учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский г. Ноябрьск

















2019 год

Пояснительная записка

Современная ситуация, ознаменовавшаяся существенными переменами на международной арене, побуждает к глубокому изучению темы Великой Отечественной войны и особенно сохранение памяти о ней. Изучение истории и рассмотрение исторических процессов необходимо для становления полноценной, гармонично развитой личности, для формирования гражданственности, толерантности и чувства долга у учащихся. Тема актуальна тем, что красной нитью через весь урок проходит тема патриотизма, верности Родине. Значение победы над фашизмом в настоящее время умаляется, мир не должен допустить новой войны! Люди не должны забывать, кому мы обязаны жизнью и свободой.

Методическая разработка урока истории по теме «Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы» создана в рамках учебного курса «История» 10 класс как завершающий урок в теме и предназначена учителям истории, классным руководителям.

Полученные на уроке знания по данной теме позволяют учащимся понять наиболее важные аспекты ситуации, сложившейся в годы Великой Отечественной войны, которые наложили отпечаток на дальнейший ход истории.

Цели урока успешно реализуются за счет применения инновационных технологий: проблемного обучения и исследовательского метода обучения. Задания и материалы, представленные в конспекте, направлены на развитие творческого мышления учащихся. Используемые на уроке инновационные образовательные технологии направлены на повышение качества обучения, активизацию учебного процесса и деятельности обучающихся. Способствуют повышению уровня компетенций обучающихся, их творческих способностей и самостоятельности.






















Тема урока. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы.


Цели урока:

1.Предметные - обучающиеся смогут углубить представление о Великой Отечественной войне, её значении для истории страны и о цене Победы.

2. Познавательные - обучающиеся смогут развивать творческие способности, умение мыслить нестандартно, оценивать явления, процессы, выявляемые в ходе исследования, делать выводы на основе аргументации.

3. Регулятивные - обучающиеся смогут принимать решения в проблемной ситуации, прилагать волевые усилия и преодолевать трудности на пути достижения целей.

4. Коммуникативные - обучающиеся смогут работать в группе, совершенствовать межличностные отношения, эффективно сотрудничать и приходить к общему решению.

5. Личностные - обучающиеся смогут формировать мировоззренческие позиции с гуманистической точки зрения на события войн, вдумчивое, личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей страны.

Задачи:

- развивать познавательные способности при обобщении исторического материала;

- воспитывать у учащихся патриотические качества, чувство гордости за подвиг своих предков, отстоявших свободу и независимость Родины в годы испытаний;

- сохранение памяти о Победе в Великой Отечественной войне советского народа.


Тип урока: урок обобщения знаний


Форма урока: урок – размышление


Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная.


Материальное обеспечение: компьютер, медиапроектор, презентация, тексты исторических источников, рабочие листы, видеоматериал.


Перед уроком класс делится на три группы и занимает места за столами. 

На каждом столе – рабочие листы для учащихся, лист бумаги для общего мини-сочинения, стикеры.

На доске – листы ватмана, маркеры.


План урока:

1. Постановка проблемы урока.

2. Поиск решения проблемы (работа с источниками).

3. Обсуждение проблемы урока.

4. Рефлексия (игра)

5. Подведение итогов «Бессмертный полк».


Ход урока:

I.Организационный момент.

- Тема нашего обобщающего урока «Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. (СЛАЙД 1.)

Я предлагаю вам занять местаза столами разделившись на группам.

На каждом из ваших рабочих столов – рабочие листы, лист бумаги для общего мини-сочинения, стикеры.

II.  Вызов.(СЛАЙД 2.) (Документальные фрагменты). Ребята, сейчас я вам предлагаю посмотреть внимательно несколько видеофрагментов.

(СЛАЙД 3.)

- Что вы увидели сейчас на слайде: две противоречивых точки зрения?

Первая – благодаря Советской Армии была одержана победа и мир освободился от фашизма, ценой страшных потерь…

Вторая – забыла Европа о том, кто принес им долгожданную свободу. Обратный процесс… Почему это происходит?

ЦЕЛЬ УРОКА: - Сохранение памяти о Великой Отечественной войне.

- Определить итоги, источники и цену Победы.

- Оценить уроки войны.

Записываю на доске а дети в листе.

III. Актуализация знаний(СЛАЙД 4).

- Что значит Великая Отечественная война и Победа для вас лично, с чем у вас ассоциируется это событие?Возвращаясь к темам уроков о Великой Отечественной войне, просто назовите, первое, что вам вспомниться: название операций, битва, имя, термин, год.

ОТВЕТЫ:

- Все, что вы назвали – это составляющее Великой Победы. А что кроется за всем этим? Из всего, что вы перечислили давайте конкретно определим ИТОГИ, ИСТОЧНИКИ, ЦЕНУ победы. (СЛАЙД 5).Откуда черпал силы наш народ?  Три группы, каждая из которых, используя материалы различного характера, сформулирует их и запишет на рабочих листах, а потом вы выведете их на доске.

При ответах групп все обобщающие ответы фиксируем на рабочих листах, чтобы сохранилась целостность работы.

Работа в группах:

Первая определяет Итоги Победы.

- Сохранена свобода и независимость СССР.

- Расширились границы СССР.

- Разгромлен фашизм.

- Народы Европы спасены от фашистского ига.


Вторая определяет Источники Победы.

- Массовый героизм и сплоченность народа.

- Окрепшая в войне сила Красной Армии, выросшее военное искусство полководцев.

- Единство фронта и тыла

- Чувство патриотизма, сплочение всех национальностей.

- Героическая борьба партизанских соединений и подполья.

- Жестко централизованная экономика СССР.

- Создание антигитлеровской коалиции, открытие второго фронта.


Третья определяет Цену Победы.

- Война принесла стране огромные людские и материальные потери, мы потеряли более 27 млн. человек убитыми, 2,6 млн. человек стали инвалидами.

- Население сократилось на 34,4 млн. человек.

- Были разрушены 1710 городов и поселков, взорвано 31850 заводов и фабрик, 1135 шахт, 65 тыс.км железнодорожных путей.

- Посевные площади сократились на 36,8 млн.га.

- Страна потеряла треть своего национального богатства.


ВЫСТУПЛЕНИЕ КАЖДОЙ ГРУППЫ ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ. (На местах записывают в рабочих листах выступления каждой группы).

Формирующее оценивание.

У вас в рабочих листах есть таблица с критериями самооценки работы в группах, воспользовавшись ей, оцените свой вклад в работу на уроке.

Самооценка работы в группе

Работая в группе, я…

Всегда

Иногда

Никогда

выслушивал мнения своих товарищей




высказывал свою точку зрения




был полезен группе




с удовольствием работал в группе





У нас действительно героический народ, и победа в войне - его заслуга!!! А мы должны ценить это и помнить. Как сохранить эту память, как не допустить забвения?

Рефлексия (СЛАЙД 6,7,8)

Память народа в хранится в воспоминаниях, в сердцах, в художественных произведениях, произведениях искусства. Предлагаю вспомнить и допустим, сыграть в игру. Каждая группа называет объект (название литературного, художественного, архитектурного произведения, строчку из стихотворения, из песни) за ней следующая. Ну а я начну…

(СЛАЙД 9).

ВЕТЕРАНЫ – не много их осталось, но каждую весну, 9 мая все кто жив, празднуют этот день со слезами на глазах. Подготовьте обращение к ним, слова, которые бы вы хотели им сказать за настоящее, которое они подарили нам.(Творческое задание)

На столе у каждой группы листы для мини-сочинения. Приступайте к работе, вам 5 минут. Сочинение должно быть коллективным.

(Заслушивание сочинений).

Домашнее задание в продолжение этой темы будет таким: подготовить устное выступление «Коснулась ли Великая Отечественная война моей семьи?

Заключение.

- Сегодняшний урок мы посвятили памяти великих событий. Событий которые невозможно забыть или стереть из памяти людской. Ветераны (которых осталось совсем не много), мы, люди старшего поколения, воспитанные на сохранении памяти и традиций тех огненных лет и вы новое юное поколение будем беречь, помнить и гордиться нашим наследием.

Клип– ИТОГ (СЛАЙД 10).

Мы ПОМНИМ… Память безгранична. Если помним-значит живем! Спасибо за работу на уроке. Заканчивая урок, я хотела бы убедиться, что он оставил след в ваших душах. (СЛАЙД 11).

Давайте создадим свой Бессмертный полк. Вспомним о героях ушедшей войны, имена которых знает вся страна, вспомним дедов и прадедов ваших – участников той войны, напишем их имена. Отдадим дань их памяти и подвигам.

Начнем с меня. Мой дед ДАВЫДОВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ, офицер-пограничник погиб 26 июня 1941 года под СОКАЛЕМ на Западной границе. Теперь ваша очередь….

Ребята выходят к доске и на плакат «Бессмертный полк» приклеивают имена участников Великой Отечественной войны.

























Список используемой литературы

  1. История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 3 ч. [М.М. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю. Моруков и др.]; под ред. А.В. Торкунова. М., 2016.

  2. Афанасьев Ю.Н. «Другая война 1939-1945» М., 1996.

  3. Борозняк А.И. «Третий Рейх» в современной историографии ФРГ // вопросы истории – 1999. - №10.

  4. Герасимова С.Л. Ржевская бойня. Потерянная победа Жукова. - М., 2009.

  5. Городецкий Г. Канун войны: Сталин и дело Гесса // Вопросы истории – 1999. - №11.

  6. Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. – М., 2004.

  7. Дробязко С. И. Вторая мировая война 1939-1945 . - М., 2006.

  8. Ерин М.Е. Исследования Г.А. Винклера по истории Веймарской республики // Вопросы истории – 1989. - №9 – С.68-90.1.АдриановВ.И. и др. «Великая Отечественная война 1941-1945: События, люди, документы» М., 1990.

  9. Ивашко М.И. История России в таблицах и схемах в 3 ч. - М., 2006.

  10. Козлов М.М. Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия / - М.,Сов.энциклопедия,1985.

  11. Лавренев С.В. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. - М., 2002.

  12. Орлов А. С. Великая Отечественная война 1941 – 45 // Большая Российская энциклопедия в 30 т. - М.,2006.

  13. Ржешевский О. А. Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941-1945: Краткий справочник . - М., 1995.

  14. Тепильских К. Вторая мировая война. - М., 2006. - С. 52.

  15. Чернякевич О.М. Великие битвы XX века. - М., 2002.-С. 480.




















Приложения

Приложение 1

Рабочий лист к уроку истории

«Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы»

ученика(цы) 10 класса ___________________________________________


Цель урока:____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________


Работа в группах

Группа 1 Итоги Победы

Группа 2 Источники Победы

Группа 3 Цена Победы














































Самооценка работы в группе

Работая в группе, я…

Всегда

Иногда

Никогда

выслушивал мнения своих товарищей




высказывал свою точку зрения




был полезен группе




с удовольствием работал в группе






Домашнее задание. Подготовить устное выступление «Коснулась ли Великая Отечественная война моей семьи»




Приложение 2

Документы для работы в группах

Документ 1.

1. Источники. Патриотический подъем и массовый героизм советского народа на фронте и в тылу. Консолидация советского общества перед лицом фашистской агрессии. Единство всех наций и народностей СССР в борьбе с врагом. Прочность отечественной экономики. Высокие мобилизационные качества системы советского партийного и хозяйственного управления на всех уровнях. Превосходство советского военного искусства и морально-боевого потенциала советских солдат и офицеров.

2. Цена Победы. Людские потери - 26,6 млн. чел. Произошло значительное сокращение взрослого трудоспособного населения. Мужское население было подорвано. Понадобилось 10 лет, чтобы население СССР достигло довоенного уровня. Моральные потери: в СССР практически не было семьи, не потерявшей кого-либо из близких на войне. Материальные потери: за годы войны СССР потерял 1/3 своего национального богатства. Сожжено, разрушено и разграблено 1710 городов, 70 тыс. сел и деревень, 6 млн. зданий, 40 тыс. больниц, 43 тыс. библиотек, 427 музеев. Общие потери составляли гигантскую сумму в 4 трлн. долл. Результат войны - слабость экономики СССР, разруха и нужда в послевоенные годы. Лежали в руинах города и села, люди остались без крова. Понесли огромный ущерб промышленные и с\х предприятия. Ввиду мощного развития военной индустрии в экономике возникли значительные диспропорции. Трагическая ситуация сложилась в деревне. В 1945 г. объем аграрного производства снизился до 60%. Обрабатываемые площади сократились на 1/3.

3. Итоги и уроки Великой Отечественной войны.

1. Главным итогом Великой Отечественной войны Советского Союза стало то, что СССР отстоял свою свободу и независимость:

а) Советский Союз заплатил самую большую в мире цену за достижение Великой Победы: треть национального богатства; около 27 млн. человеческих жизней;

б) укрепилась безопасность советских границ. В состав СССР вошли территории, населенные этническими славянами, украинцами и белорусами; новые границы наиболее полно соответствовали исторически сложившимся условиям развития народов СССР;

в) было упрочнено военно-политическое положение СССР. На мировой арене появились государства, которые пошли на всесторонний тесный союз с нашей страной.

3. Советский народ с честью выполнил интернациональный долг, освободительную миссию. От фашистского ига были освобождены полностью или частично территории 13 стран мира. Формами освободительной миссии Советских Вооруженных Сил были следующие:

4. Итогом Великой Победы стало создание благоприятных условий для освободительной борьбы народов более чем 80 стран.

В целом, мир коренным образом изменился. Из вышеприведенных итогов войны следует ряд актуальных и поучительных уроков.

1. Недопустимость диктата политики в военном деле, монополии руководителя государства в выборе средств и способов ведения войны. Цена подобного положения, особенно в первый период войны, была исключительно тяжела. Фашистам было позволено начать кровавые расовые эксперименты. Парадоксально, но лишь с проведением разумной децентрализации властных полномочий, с прекращением вмешательства политиков в оперативно- тактические дела военных Красная Армия начала оказывать все возрастающее сопротивление врагу.

2. Необходимость единства общества в деле достижения победы.

Идеалы социальной справедливости были основой стойкости и героизма советского народа в Великой Отечественной войне.

Многонациональными были все воинские коллективы в Советских Вооруженных Силах. За подвиги на фронтах 11603 воина были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди Героев Советского Союза представители 62 национальностей.

3. Против войны надо бороться, пока она не началась. Это значит: - поддерживать усилия миролюбивых сил по обузданию войны;

- оперативно реагировать на все изменения в планах и намерениях вероятного противника, держать войска и органы управления на уровне, адекватном вероятной угрозе;

- изучать, творчески перерабатывать опыт минувшей войны и применять его с учетом современных реальностей.

 Великая Отечественная война. 1941-1945: энциклопедия / сост. И.А. Дамаскин, П.А. Кошель.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2010.- 447 с.: ил.





Документ 2.

Цена победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Одной из наиболее важных и острых проблем истории Великой Отечественной войны является вопрос о том, какой ценой нам досталась победа в этой войне. Особую актуальность он приобрёл в последние годы. В подходе к его решению, как в фокусе концентрируются принципиальные аспекты оценки войны в целом, а также её отдельных периодов и стратегических операций. В каждой войне вопросу о цене победы присущи свои особенности. Тем более это относится к Великой Отечественной войне, не имеющей себе равных по размаху, напряжённости и ожесточённости боёв ни в прошлой истории, ни в ходе второй мировой войны.

За победу в Великой Отечественной войне Советский Союз заплатил дорогой ценой.

Прежде всего, цена победы - это огромные людские потери. Количество потерь СССР в войне долгое время преуменьшалось официальной пропагандой, а для научного исследования эта тема оставалась закрытой, хотя некоторое переосмысление количества потерь постепенно происходило. Вскоре после войны в выступлении Сталина прозвучала первая цифра: СССР потерял в Великой Отечественной войне около семи миллионов человек. Сталинская оценка дожила до 60-х годов. В 1961 г. Хрущев опроверг приведенное Сталиным число потерь. По его мнению, действительные потери составили 20 млн. В 1965 г. Брежнев говорил о «более 20 миллионах».

На сегодняшний день статус официальной оценки людских потерь СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. приобрела цифра, прозвучавшая в докладе, посвященном 45-летию Победы, Президента СССР М.С. Горбачева 8 мая 1990 г.: примерно 27 миллионов жизней. В общем, она совпадает с различными расчетами, выполненными методом демографического баланса (т.е. основанными на сопоставлении численности населения СССР перед началом и после окончания войны). Так, по результатам исследований, проведённых Управлением статистики населения Госкомстата СССР и Центром по изучению проблем народонаселения при МГУ им. М.В. Ломоносова, общие прямые людские потери страны за все годы Великой Отечественной войны оцениваются в 26,6 млн. человек.

Следует отметить, что ценой войны можно считать и ее косвенные потери - послевоенные демографические изменения, вследствие сокращения в целом численности населения в СССР и сокращения численности мужского населения в частности (так, из мужчин 1923 года рождения осталось в живых всего 3%) Были деформированы возрастная, половая, семейно-брачная структура. Сотни тысяч женщин не смогли создать семей, не родились миллионы детей, которые должны были родиться. Произошло значительное сокращение взрослого трудоспособного населения. Мужское население было подорвано. Понадобилось 10 лет, чтобы население СССР достигло довоенного уровня. В СССР практически не было семьи, не потерявшей кого-либо из близких на войне.

За годы войны СССР потерял одну треть своего национального богатства. Сожжено, разрушено и разграблено 1 710 городов, 70 тыс. сел и деревень, 6 млн. зданий, 40 тыс. больниц, 43 тыс. библиотек, 427 музеев. Общие потери составляли гигантскую сумму в 4 трлн. долларов.

Понесли огромный ущерб промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Ввиду мощного развития военной индустрии в экономике возникли значительные диспропорции. Трагическая ситуация сложилась в деревне. В 1945 г. объем аграрного производства снизился до 60%. Обрабатываемые площади сократились на одну треть.

В Великой Отечественной войне перед советским народом вопрос стоял так - или победить, или быть уничтоженным, как нация. Изуверским планам «истребительной войны» фашистов необходимо было противопоставить все силы, использовать самые решительные формы борьбы. Жертвы были неизбежны. Иначе нельзя было выжить, сохранить Отечество. Стремление людей сохранить себя и Родину было величайшей движущей силой и на фронте, и в тылу.

Необходимо особо подчеркнуть, что из 27 миллионов погибших в Великой Отечественной войне потери вооружённых сил достигли 8,6 млн. человек, а более 18 млн. человек составило мирное население. Оно больше всего пострадало от фашистских зверств. Но это были жертвы, принесённые во имя спасения Родины, жизни грядущих поколений.

4. Итоги и значение Великой Отечественной Войны

Великая Отечественная война закончилась полной военно-политической, экономической и идеологической победой Советского Союза. Это предопределило исход Второй мировой войны в целом. Победа над фашизмом - событие всемирно-исторического значения. Каковы же важнейшие итоги войны?

Главный итог победоносного завершения Великой Отечественной войны заключается в том, что в тяжелейших испытаниях советский народ сокрушил фашизм - самое мрачное порождение эпохи, отстоял свободу и независимость своего государства. Низвергнув фашизм вместе с армиями других государств антигитлеровской коалиции, Советский Союз спас человечество от угрозы порабощения. Всемирно-историческая победа советского народа над германским нацизмом оказала огромное воздействие на весь дальнейший ход мировой истории, на решение коренных социальных проблем современности.

В результате разгрома германского нацизма были упрочены государственные границы СССР.

Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне способствовала росту его международного авторитета и влияния на мировой арене. К его голосу прислушивались правительства и народы, без его участия, по существу, не решалась ни одна важная проблема, затрагивающая коренные интересы мира. Это нашло отражение, в частности, в установлении и восстановлении дипломатических отношений со многими государствами. Так, если в 1941 году дипломатические отношения с Советским Союзом поддерживали 26 стран, то в 1945 году уже 52 государства. Победа в войне вывела СССР в разряд ведущих держав послевоенного мира, создала реальную основу для нового этапа в международных отношениях и повлияла на дальнейшее развитие многих стран.

Соловьёв, Б.В. Цена Победы / Б.В. Соловьев, В.Н. Суходеев // Военно-исторический журнал. 1997. № 4. С. 3 - 53.





































Документ 3.

Основными источниками победы советского народа были:

- героизм, сплочение народных масс;
- окрепшая в войне сила Красной Армии, выросшее военное искусство ее полководцев, командиров и политработников;
- единство фронта и тыла;
- героическая борьба партизанских соединений и подполья;
- возможности сверхцентрализованной директивной экономики, помноженные на огромные природные и людские ресурсы;
- организаторская деятельность Коммунистической партии, которую поддерживал народ.

Со стороны СССР война носила справедливый, оборонительный характер. Германия же вела захватническую, несправедливую войну.

Официально Вторая Мировая война для Европы завершилась 8 мая 1945 г. Считается, что для СССР Вторая Мировая и Великая Отечественная закончились уже на следующий день, 9 мая, однако мало кому известно, что тогда Советский Союз лишь принял капитуляцию фашистской Германии, а формально война с немцами окончилась лишь в 1955 г., когда был издан указ «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией».

Безусловно, главным и основным результатом Великой Отечественной войны стало освобождение территории СССР от немецко-фашистской оккупации, то есть то, что стране Советов удалось отстоять свой суверенитет и самостоятельность, избежать уничтожения и порабощения народов, входивших в состав Союза. Также итогом можно считать избавление всего мира от угрозы фашизма, ведь поражение, нанесенное немцам на территории Советского Союза, по праву считают решающим событием на пути к победе.

Однако были и другие итоги, гораздо менее радужные и приятные.

Демографические потери

По уточненной информации, во время войны погибло почти 27 миллионов граждан СССР. Подавляющее число погибших составляли мужчины (около 20 миллионов). Современные исследователи утверждают, что к концу войны из мужчин, родившихся в 1923г. (т.е. тех, кому в 1941 было 18 лет и их могли призвать в армию) в живых осталось около 3%. К 1945 г. женщин в СССР было вдвое больше, чем мужчин (данные для людей в возрасте от 20 до 29 лет).

К человеческим потерям можно отнести и резкое падение рождаемости. Так, по официальным подсчетам, если бы уровень рождаемости в государстве остался хотя бы на прежнем уровне, население Союза к концу 1945 г. должно было составлять на 35 – 36 миллионов человек больше, чем было в реальности. Несмотря на многочисленные исследования и подсчеты, точное количество погибших во время войны вряд ли когда-нибудь будет названо.

Экономические последствия

На территории Советского Союза за время войны было разрушено множество городов и поселков (официальная цифра – 1710), а также более 70 000 деревень. Естественно, в этих населенных пунктах были полностью уничтожены промышленные предприятия и заводы, а также жилой фонд. Всего было разрушено более 31 000 предприятий, 13 000 мостов, 65 000 километров железнодорожных путей. По оценкам экспертов, прямой ущерб в рублевом эквиваленте составил около 678 миллиардов без учета вложений в ведение войны и потери, которые понес Союз из-за прекращения экономической деятельности в оккупированных районах государства.

Больше всего потерь было в животноводческом секторе, однако и другим отраслям сельского хозяйства пришлось нелегко. Всего же по оценкам экспертов Советский Союз потерял более 30% национального богатства, если говорить об ущербе государству в целом, и более двух третей – на оккупированных территориях.

Еще одним итогом войны в экономическом отношении стало перебазирование промышленности из оккупированных районов на Урал и на Север, а также развитие на Востоке страны новых промышленных зон. После войны многие предприятия так и остались на новых местах, изменив производственную инфраструктуру.

Социальные последствия

Война не только резко уменьшила количество населения Советского Союза, но и значительно ухудшила уровень жизни оставшихся в живых, ведь во время военных действий на территории государства было уничтожено 40 000 лечебных учреждений, 43 000 библиотек и 84 000 различных учебных заведений. Это означало, что до их восстановления большая часть населения не получит ни квалифицированной медицинской помощи, ни образования.

Итоги для политической жизни СССР

Несмотря на многочисленные потери, на момент окончания войны армия Советского союза была самой многочисленной в Европе, и насчитывала более 11 миллионов человек. Кроме того, были существенно расширены границы государства, ведь к СССР присоединили часть Пруссии (будущую Калининградскую область); литовскую Клайпеду; за счет финских территорий – часть современной Мурманской области; Южный Сахалин; Закарпатскую область Украины; Курильские острова. Также к РСФСР присоединилась Тува, которая стала автономной областью, а затем – автономной республикой.

Кроме того, победа доказала состоятельность Советской власти, что позволило руководству государства укрепить свой авторитет среди населения.


Каково значение и итоги победы советского народа в войне?

1. Сохранена свобода и независимость СССР.
2. Расширились границы СССР.
3. Разгромлен фашизм.
4. Народы Европы спасены от фашистского ига.
5. Изменился социально-экономический строй в странах Восточной Европы.

Великая Отечественная война Советского Союза 1941 – 1945 / Под

ред. Хлевнюк О.П. - М.: Академия, 2009.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока

Автор: Скидан Наталья Евгеньевна

Дата: 20.02.2020

Номер свидетельства: 540529

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "разработка урока "Решение уравнений с модулем" "
    ["seo_title"] => string(50) "razrabotka-uroka-rieshieniie-uravnienii-s-moduliem"
    ["file_id"] => string(6) "119189"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413364206"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Методическая разработка урока "Размещение и выкладка товаров в торговом зале" "
    ["seo_title"] => string(87) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-razmieshchieniie-i-vykladka-tovarov-v-torghovom-zalie"
    ["file_id"] => string(6) "204701"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429711951"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "разработка урока  по теме «Использование информационных технологий  на уроке окружающего мира»"
    ["seo_title"] => string(106) "razrabotka-uroka-po-tiemie-ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokie-okruzhaiushchiegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "320454"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461079038"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Разработка  урока физики в 9 классе по теме «Силы в природе». "
    ["seo_title"] => string(61) "razrabotka-uroka-fiziki-v-9-klassie-po-tiemie-sily-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "124298"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414677354"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Методическая разработка урока " Распространенное определение. Реклама" "
    ["seo_title"] => string(77) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-rasprostraniennoie-opriedielieniie-rieklama"
    ["file_id"] => string(6) "168784"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423301716"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства