Конспект открытого урока истории в 9 классе
Разработала Маркелова О.Г.
Тема урока: Военный коммунизм
Тип урока: комбинированный.
Цель: Изучить сущность военного коммунизма –как быстрое насильственное вытеснение капиталистических элементов.
Задачи:
Образовательные:1. Углубить знания учащихся по проблеме «гражданские войны» на примере гражданской войны в России в 1918 – 1920 гг., раскрыть ее характер и особенности;
2. Раскрыть характерные черты и содержание политики «военного коммунизма», ее итоги и последствия;
3. Способствовать пониманию учащимися итогов гражданской войны и источников победы большевиков в гражданской войне.
4. Показать роль поддержки крестьянства как одной из главных причин победы большевиков.
Развивающие: 1. Продолжать учить извлекать нужную информацию из учебника и дополнительных источников для решения познавательных задач.
2. Совершенствовать умения подготавливать сообщения и выступать публично; вести дискуссию.
3. Развивать критическое мышление и умения высказывать оценочные суждения и свое личное мнение к изучаемому историческому событию.
Воспитательные: 1. способствовать осознанию учащимися феномена гражданских войн как величайшей трагедии народа, воспитывать негативное отношение к вооруженным способам разрешения национальных и политических конфликтов.
2. Продолжать воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину, свой народ, перенесший страшную трагедию братоубийственной войны и сумевший отстоять свою независимость.
3. Способствовать формированию у учащихся негативного отношения к любым попыткам насильственной смены власти, подчинению народа воле и лозунгам диктатора.
Основные понятия:Военный коммунизм; национализация; продразвёрстка; комбеды; продотряды; трудовая повинность; террор.
«Военный коммунизм» - внутренняя политика советского правительства в годы гражданской войны, попытка перехода к коммунистическому производству и распределению.
Национализация – передача частной собственности в собственность государства крупных предприятий или целых отраслей.
Продразверстка – обязанность крестьян сдать государству по твердой цене все излишки хлеба и продуктов.
Ожидаемые результаты:
− уяснение основных черт политики «военного коммунизма;
− осмысление и усвоение основных понятий, связанных с изучаемой темой;
− умение анализировать и высказывать своё мнение;
− закрепление навыков участия в групповой и самостоятельной работе.
Оборудование:ПК, проектор, рабочие листы для каждой группы, подборка документов для самостоятельной работы «Башкортостан в годы военного коммунизма», флажки, электронный учебник «История России. 9 класс», презентация, маркеры
План урока:
I. Оргмомент – 1 мин.
II. Проверка выполнения д/з – 5-8 мин.
III. Изучение нового материала – 26-28 мин.
1.Экономическая обстановка в стране в 1918 г.
2.Причины введения политики «военного коммунизма».
3.Основные мероприятия политики «военного коммунизма» (работа в группах):аграрная политика; промышленное производство; социальная политика;
4.Белебеевский район в годы Военного коммунизма 5.Итоги политики Военного коммунизма
IV. Первичное закрепление – 5 мин.
V. Итог урока. Домашнее задание – 3 мин.
VI. Рефлексия – 1 мин.
«Военный коммунизм был вынужден войной и
разорением… Он был временной мерой»
В.И.Ленин
Ход урока.
1 мин.
5-8 мин.
Слайд 1
26-28мин
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4-8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12-13
Слайд 14
5 мин
3мин
Слайд 15
1 мин
Слайд 16
- Организационный момент:
Вступительное слово учителя: Любая революция является следствием глубокого кризиса в обществе. Революция раскалывает общество на противостоящие лагеря, поэтому часто сопровождается гражданской войной. К сожалению, в началеXX в. не избежала этих потрясений и Россия.
II.Повторение пройденного материала.
Давайте вспомним основные моменты гражданской войны.
- 1 ученик отвечает на вопросы (Тест)
- Фронтальный опрос:
- Что такое Гражданская война?
- Сколько этапов выделяется в Гражданской войне в России?
- С какого события принято считать начало Гражданской войны?
- Какие противоборствующие силы принимали участие в Гражданской войне?
Деление на группы: «красные», «белые», и «зеленые»
- Назовите лидеров «красного», «белого», и «зеленого» движений.
- Озвучьте лозунги «красных» и «белых».
- Охарактеризуйте социальный состав каждого из движений.
- Какие методы для достижения целей применяли участники Гражданской войны?
- Существуют различные мнения о числе погибших в годы Гражданской войны в Советской России. Назовите примерные данные. (10, 12, 13 млн. человек)
- Только вслушайтесь в эти цифры! Это в 5 раз больше, чем в годы Первой мировой войны! К сожалению, оба лагеря в своей борьбе проявили лютую ненависть, жестокость и террор. Взаимная нетерпимость, неготовность к диалогу, нежелание идти на компромисс привели к величайшей трагедии в российской истории.
В условиях общенационального кризиса для удержания власти и победы в гражданской войне большевики использовали все имеющиеся у них мобилизационные ресурсы и методы.
И всё это делалось во имя воплощения многовековой мечты людей о справедливости, равенстве, счастье, во имя «светлого будущего».
Каким виделось это «светлое будущее» советскому руководству и какую цену, по мнению большевиков, должен был заплатить народ, мы и попытаемся выяснить сегодня на уроке.
Попытку построить «коммунистическое светлое будущее» большевики предприняли в рамках политики «военного коммунизма».