Методическая разработка урока по Всемирной истории
Тема : «Холодная война»
Разработал : преподаватель высшей категории Марченко-Тихонова Марина Викторовна
Тема : Холодная война
Цели и задачи урока:
- формировать представление учащихся о политическом, идеологическом и экономическом противостоянии СССР и США, определившем содержание крупного периода всемирной истории;
- развивать коммуникативные способности учащихся, применяя различные формы работы на уроке ;
- воспитывать у учащихся демократические ценности в межличностных и межгосударственных отношениях, раскрывая негативные социально-политические и морально-психологические последствия,характерные для жизни общества в годы «холодной войны»;
- способствовать развитию познавательных умений: проводить поиск необходимой информации в различных источниках, сравнивать их данные, называть характерные черты исторических событий и явлений, объяснять смысл важнейших понятий, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов, определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.
Для успешной реализации плана урока использовались различные методы. Методы – словесный, наглядный метод, использованные в презентации, также использовался частично-поисковый метод – самостоятельная работа с текстом.
Оборудование: Сайт в Интернете http://www.coldwar.ru
http://nsportal.ru/shkola/istoriya/
http://www.myshared.ru/slide/61948/ Мультимедийный проектор.
Ноутбук.
Презентация «Хлодная война ».
Документальный видеофрагмент.
Раздаточные карточки с документами :
1. Речь У. Черчилля «Мускулы мира» 5 марта 1946г., Фултон.
2. Фрагмент речи Трумэна12 марта 1947 г.
План урока:
1. Истоки «холодной войны» (1945-1947гг.)
2. Апогей «холодной войны» (1949-1953гг.)
3. Период партнерства и соперничества (1960-1980гг.)
4. Завершение «холодной войны» (рубеж 1990гг.)
5. «Холодная война»: послесловие…
Тип урока : УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Ход урока
Вступительное слово учителя
На прошлом уроке мы познакомились с новым периодом XX в., который привнес массу изменений в мировое переустройство политических отношений, это период «холодной войны».
Но холодная война это не просто термин, это целая эпоха в жизни человечества.
Предлагаю сегодня, опираясь на материал прошлого урока, создать образ этой эпохи; дополнить ее портрет теми фактами, без которых он был бы недостаточно выразительным.
1 Истоки холодной войны (1945-1947гг.)
Обратите внимание,на доске трижды написана дата : 5 марта. Именно эту дату мы будем трижды упоминать на нашем уроке.
1) «5 марта 2013 года.Классная работа.»
Откройте тетради и запишите эту дату, а я открою первый текст который спрятан под первой датой « 5 марта».
2)Какие государства являются главными действующими лицами в «холодной войне» ?
Кто был руководителем в этот период в СССР ? ( И.В.Сталин )
Каким образом дата связна с именем Сталина ? (Сталин умер 5 марта 1953 года )
А я открою второй текст,который спрятан под датой « 5 марта».
3)Перейдем к истокам «холодной войны».
1. обратимся к документу, к известной нам речи У. Черчилля «Мускулы мира» 5 марта 1946г., Фултон
В ней нет прямого призыва к конфронтации. Но многие историки считают эту речь предвестником «холодной войны».
Почему?
2. 12 марта 1947 г. еще один лидер выступил с не менее известной речь, которая стала доктриной внешней политики государства. И эту речь тоже считают истоком «холодной войны»
Какое событие имеется в виду?Познакомьтесь с фрагментом речи Трумэна.
В доктрине позиция силы и политика твердого сдерживания коммунизма от захвата новых территорий, провозглашенных жизненно важными для обеспечения безопасности и интересов США, ослабление советской системы и обострение ее противоречий
3. Сейчас мы ознакомимся с основными пунктами плана Маршалла.
Президент Трумэн сказал о внешнеполитической доктрине США, названной его именем, и о плане Маршалла как о двух скорлупках одного ореха, так как план довершил политический раздел Европы экономическим расколом.
Учащиеся,совместно спреподавателем обобщают информацию и записывают основные тезисы в тетрадь.
II. Апогей холодной войны (1949-1953гг.)
Германия после второй Мировой войны стала источником распространения фашизма и источником опасности для мирового сообщества. Чтобы обезопасить человечество, какие меры были приняты после войны ?
Граница между двумя лагерями прошла по территории Германии. Железный занавес – это образное выражение. Позже,13.08.1961 г. в столице Германии, появилось его материальное воплощение.
Что именно стало таким символом?
7 августа на закрытом заседании Политбюро ЦК СЕПГ был назначен день «Х», иначе говоря, день возведения стены, которым и стало 13 августа 1961 г.
В ночь на 13 августа 1961 г. в Восточном Берлине была объявлена тревога первой степени. Военнослужащие, полиция и рабочие дружины заняли указанные позиции, где были заранее подготовлены стройматериалы для возведения заграждений. К утру трехмиллионный город оказался разрубленным на две части. Колючая проволока перегородила 193 улицы, 8 трамвайных путей и 4 линии метро
3. фрагмент «Атомный взрыв»
После ее первого испытания (ядерной бомбы) в США изобретатель Р. Оппенгеймер сделал решительный вывод: «Результаты нашего труда не оставляют человечеству другого выбора, кроме того как создать объединенный мир, мир, основанный на законности и гуманизме».
Беседа.
А, кстати, НАТО- это «он», «оно» или «она»?
Расшифровка аббревиатуры по-английски North Atlantic Treaty Organization- «она»
По правилам русского языка данная аббревиатура употребляется с существительными блок, альянс и в мужском роде.
5.Какой военный блок социалистических стран стал противовесом НАТО и в каком году?
III Период партнерства, и соперничества.(1960-1980 гг.)
До сегодняшнего дня нет уверенности в мирном сосуществовании человечества.После апогея «холодной войны» международные отношения развивались по принципу «маятника»: от кризиса к разрядке, от соперничества к партнерству…
Беседа о содержании понятий
-Карибский кризис
-Вьетнамский синдром
-Пражская весна
-Разрядка
IV. Завершение холодной войны (рубеж 1990-х гг.)
Исторически, хронологическое завершение «холодной войны» приходится на рубеж 90-х гг. XX столетия: это завершение связывают с распадом СССР, роспуском ОВД и СЭВ, объединением Германии и падением Берлинской стены. Прошло не много времени, но уже ясно, что «холодная война» была гигантской ошибкой, стоившей миру огромного напряжения сил и непомерных материальных и людских потерь.
Вечный вопрос : Кто виноват ?СССР или США ?
Давайте мы вместе попробуем решить его, подводя итоги урока.( Беседа с учащимися )
Биполярность мира, гонка вооружений, военно-политические блоки.
На протяжении всего урока, основные факты, даты, понятия записываются учащимися в конспект.
Давайте подведем итог урока.
Что же такое «холодная война»?
Х.В.- состояние противоборства между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США с их политическими партнерами, с другой. Продолжалось с 1946 г. по рубеж 90-х. получило название «холодной войны», поскольку в отличие от «горячих войн» осуществлялась экономическими, идеологическими и политическими методами.
Домашнее задание
1. Прочитать параграф.
Подобрать из средств массовой информации факты, события, явления, являющиеся «отголосками холодной войны» в настоящее время.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ "хОЛОДНАЯ ВОЙНА "»
Методическая разработка урока по Всемирной истории
Тема : «Холодная война»
Разработал : преподаватель высшей категории Марченко-Тихонова Марина Викторовна
Тема : Холодная война
Цели и задачи урока:
- формировать представление учащихся о политическом , идеологическом и экономическом противостоянии СССР и США, определившем содержание крупного периода всемирной истории;
- развивать коммуникативные способности учащихся , применяя различные формы работы на уроке ;
- воспитывать у учащихся демократические ценности в межличностных и межгосударственных отношениях, раскрывая негативные социально-политические и морально-психологические последствия ,характерные для жизни общества в годы «холодной войны»;
- способствовать развитию познавательных умений: проводить поиск необходимой информации в различных источниках, сравнивать их данные, называть характерные черты исторических событий и явлений, объяснять смысл важнейших понятий, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов, определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.
Для успешной реализации плана урока использовались различные методы. Методы – словесный, наглядный метод, использованные в презентации, также использовался частично-поисковый метод – самостоятельная работа с текстом .
Оборудование: Сайт в Интернете http://www.coldwar.ru
1. Речь У. Черчилля «Мускулы мира» 5 марта 1946г., Фултон.
2 . Фрагмент речи Трумэна12 марта 1947 г.
План урока:
Истоки «холодной войны» (1945-1947гг.)
Апогей «холодной войны» (1949-1953гг.)
Период партнерства и соперничества (1960-1980гг.)
Завершение «холодной войны» (рубеж 1990гг.)
«Холодная война»: послесловие…
Тип урока : УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Ход урока
Вступительное слово учителя
На прошлом уроке мы познакомились с новым периодом XX в., который привнес массу изменений в мировое переустройство политических отношений , это период «холодной войны».
Но холодная война это не просто термин, это целая эпоха в жизни человечества .
Предлагаю сегодня, опираясь на материал прошлого урока , создать образ этой эпохи; дополнить ее портрет теми фактами , без которых он был бы недостаточно выразительным.
Истоки холодной войны (1945-1947гг.)
Обратите внимание ,на доске трижды написана дата : 5 марта. Именно эту дату мы будем трижды упоминать на нашем уроке.
1) «5 марта 2013 года .Классная работа.»
Откройте тетради и запишите эту дату, а я открою первый текст который спрятан под первой датой « 5 марта».
2)Какие государства являются главными действующими лицами в «холодной войне» ?
Кто был руководителем в этот период в СССР ? ( И.В.Сталин )
Каким образом дата связна с именем Сталина ? (Сталин умер 5 марта 1953 года )
А я открою второй текст ,который спрятан под датой « 5 марта».
3)Перейдем к истокам «холодной войны».
1. обратимся к документу, к известной нам речи У. Черчилля «Мускулы мира» 5 марта 1946г., Фултон
В ней нет прямого призыва к конфронтации. Но многие историки считают эту речь предвестником «холодной войны».
Почему?
2. 12 марта 1947 г. еще один лидер выступил с не менее известной речь, которая стала доктриной внешней политики государства. И эту речь тоже считают истоком «холодной войны»
Какое событие имеется в виду?Познакомьтесь с фрагментом речи Трумэна.
В доктрине позиция силы и политика твердого сдерживания коммунизма от захвата новых территорий, провозглашенных жизненно важными для обеспечения безопасности и интересов США, ослабление советской системы и обострение ее противоречий
3. Сейчас мы ознакомимся с основными пунктами плана Маршалла.
Президент Трумэн сказал о внешнеполитической доктрине США, названной его именем, и о плане Маршалла как о двух скорлупках одного ореха, так как план довершил политический раздел Европы экономическим расколом.
Учащиеся ,совместно спреподавателем обобщают информацию и записывают основные тезисы в тетрадь .
II. Апогей холодной войны (1949-1953гг.)
Германия после второй Мировой войны стала источником распространения фашизма и источником опасности для мирового сообщества. Чтобы обезопасить человечество, какие меры были приняты после войны ?
Граница между двумя лагерями прошла по территории Германии. Железный занавес – это образное выражение. Позже,13.08.1961 г. в столице Германии, появилось его материальное воплощение.
Что именно стало таким символом?
7 августа на закрытом заседании Политбюро ЦК СЕПГ был назначен день «Х», иначе говоря, день возведения стены, которым и стало 13 августа 1961 г.
В ночь на 13 августа 1961 г. в Восточном Берлине была объявлена тревога первой степени. Военнослужащие, полиция и рабочие дружины заняли указанные позиции, где были заранее подготовлены стройматериалы для возведения заграждений. К утру трехмиллионный город оказался разрубленным на две части. Колючая проволока перегородила 193 улицы, 8 трамвайных путей и 4 линии метро
3. фрагмент «Атомный взрыв»
После ее первого испытания (ядерной бомбы) в США изобретатель Р. Оппенгеймер сделал решительный вывод: «Результаты нашего труда не оставляют человечеству другого выбора, кроме того как создать объединенный мир, мир, основанный на законности и гуманизме».
Беседа.
А, кстати, НАТО- это «он», «оно» или «она»?
Расшифровка аббревиатуры по-английски North Atlantic Treaty Organization- «она»
По правилам русского языка данная аббревиатура употребляется с существительными блок, альянс и в мужском роде.
5.Какой военный блок социалистических стран стал противовесом НАТО и в каком году?
III Период партнерства, и соперничества.(1960-1980 гг.)
До сегодняшнего дня нет уверенности в мирном сосуществовании человечества .После апогея «холодной войны» международные отношения развивались по принципу «маятника»: от кризиса к разрядке, от соперничества к партнерству…
Беседа о содержании понятий
-Карибский кризис
-Вьетнамский синдром
-Пражская весна
-Разрядка
IV. Завершение холодной войны (рубеж 1990-х гг.)
Исторически, хронологическое завершение «холодной войны» приходится на рубеж 90-х гг. XX столетия: это завершение связывают с распадом СССР, роспуском ОВД и СЭВ, объединением Германии и падением Берлинской стены. Прошло не много времени, но уже ясно, что «холодная война» была гигантской ошибкой, стоившей миру огромного напряжения сил и непомерных материальных и людских потерь.
Вечный вопрос : Кто виноват ?СССР или США ?
Давайте мы вместе попробуем решить его , подводя итоги урока.( Беседа с учащимися )
Биполярность мира, гонка вооружений, военно-политические блоки.
На протяжении всего урока , основные факты , даты , понятия записываются учащимися в конспект .
Давайте подведем итог урока.
Что же такое «холодная война»?
Х.В.- состояние противоборства между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США с их политическими партнерами, с другой. Продолжалось с 1946 г. по рубеж 90-х. получило название «холодной войны», поскольку в отличие от «горячих войн» осуществлялась экономическими, идеологическими и политическими методами.
Домашнее задание
Прочитать параграф.
Подобрать из средств массовой информации факты, события, явления, являющиеся «отголосками холодной войны» в настоящее время.