Цель урока: показать глубину трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, определить возможности выхода из кризисных ситуаций путем гражданского мира.
Задачи:
Образовательные: выявить причины победы красных, причины поражения белых в Гражданской войне, определить итоги, последствия войны, показать ее уроки.
Воспитательные: воспитание терпимости, толерантности, готовности к компромиссу.
Развивающие: развитие умения формулировать свою точку зрения, быть внимательным к мнению других, делать самостоятельные выводы, обобщения, умения работать с документами.
Оборудование: карта “Гражданская война в России 1918-1920”. Плакаты “Ты записался в добровольцы?” “Почему вы не в армии?”, оформление стендов - портреты лидеров Красной армии и белого движения, магнитофон, аудиозаписи В. Высоцкого, А. Маршала, выставка художественной и исторической литературы.
Сегодня - завершающий урок, посвященный трагической странице в истории нашей страны - Гражданской войне. Владимир Высоцкий в своей песне, посвященной этому периоду истории, удивительно точно отразил то состояние страха, растерянности, отчаяния, обреченности, которое охватило в то время многих людей. (Запись В. Высоцкого - “В куски разлетелася корона…)
Изучая на предыдущих уроках причины, основные военные событии, методы борьбы, мы увидели, что Гражданскую войну в России с полным основанием можно считать неизвестной войной. Слишком мною противоречий, неоднозначных суждений, вопросов на которые нет ответов. На сегодняшнем уроке мы попытаемся подвести итоги изучения этой темы, выработать свою точку зрения на эти события. Вопросы для подготовки к следующему занятию распечатаны и лежат у вас па партах. Вы познакомитесь с ними дома и увидите, что на следующем уроке мы восстановим хронологию военных событий, особенности политики военного коммунизма в годы Гражданской войны, результаты войны. А сегодня мы затронем нравственный аспект этой темы. Итак, тема урока - Гражданская воина. Вопросы, которые я предлагаю для обсуждения на доске:
Вопросы для обсуждения:
1. Можно ли было избежать Гражданской войны?
2. “Красный” и “белый” террор - кто виноват?
3. Причины победы красных в Гражданской войне, причины поражения белых.
4. А есть ли победители?
5. Последствия и уроки Гражданской войны.
Гражданская война - самая страшная из воин, когда брат с оружием в руках идет на брата, отец на сына, друзья становятся врагами. Гражданская война в России расколола народ на два лагеря, две враждующие силы, всех поделила на красных и белых.
Одни восстали из подполий
Из ссылок, фабрик, рудников,
Отравленные темной волей
И горьким дымом городов.
Другие - из рядов военных,
Дворянских разоренных гнезд,
Где проводили на погост
Отцов и братьев убиенных.
Одни идут освобождать Москву
И вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.
Так писал об этом противостоянии поэт М. Волошин, но с другой стороны рабочие, крестьяне, солдаты и офицеры были среди белых и среди красных. Немало было случаев, когда один человек за годы войны воевал и за белых и за красных. Даже песни они пели под одну мелодию и со схожими словами.
Красные
Белые
Смело мы в бои пойдем
За власть Советов
И как один умрем
В борьбе за это.
Смело мы в бой пойдем
За Русь Святую
И как один прольем
Кровь молодую.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА" »
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНАВ РОССИИ
“ О поле, поле, кто тебяусеял мертвыми костями?”
(А.С. Пушкин “Руслан и Людмила”)
Цели:
Обобщить и систематизировать знания о гражданской войне в России.
Развивать умения высказывать свою точку зрения, делать выводы на основании анализа документа.
Воспитание терпимости, толерантности, готовности к компромиссу.
Проблемное задание:
Как оценивать гражданскую войну:
Как героическую страницу истории или трагическую страницу истории?
План обобщения материала:
Каковы были причины Гражданской войны?
Какие социальные силы участвовали в гражданской войне?
Персоналии.
Красный и белый террор.
Причины победы красных и причины поражения белых?
Вводный контроль
Какое определение гражданской войны дает нам автор учебника?
Чем она отличается от других войн?
1. Какие же причины вызвали ее к жизни? Выберите утверждения, с которыми вы согласны. Ответ аргументируйте.
Гражданская война – это схватка нового со старым, отжившим;
Гражданская война – порождение веками копившихся в обществе злобы, раздражения;
Гражданскую войну вызвали иностранные империалисты;
Гражданской войны можно было бы избежать, если бы не политика большевиков 1917 - начала 1918 гг.;
Гражданская война – закономерное продолжение революции;
Гражданская война – справедливая месть народа эксплуататорам;
Гражданская война – это трагическая ошибка, порожденная взаимным непониманием;
Гражданская война была развязана свергнутыми классами – помещиками и буржуазией, стремившимися вернуть власть, собственность.
Страны Антанты
Причины
Отказ от выплат
Разгон
Захват власти
Национализация
Национализация
Отказ большевиков
Этапы войны
1 этап
4 этап
2 этап
5 этап
3 этап
Гражданская война
1 этап
4 этап
2 этап
5 этап
3 этап
6
I этап «Мягкая (локальная)Гражданская война»(10.1917- 05.1918)
Северо-Запад: октябрь 1917г.
Наступление на Петроград отрядов Краснова и Керенского
Юг Урала: атаман А.И.Дутов
Дон: Добровольческая армия (А.В.Алексеев, Л.Г.Корнилов, А.И.Деникин)
Забайкалье: атаман Г.С.Семёнов
Мурманск: март-апрель 1918 г.
Высадка английского десанта.
Дальний Восток: высадка американских и японских войск.
Верховный руководитель Добровольческой армии А.В.Алексеев
Генерал
П.Краснов
Керенский А.Ф.
Фронтовая гражданская война(1918-1920)II этап(май – ноябрь 1918 г.)Мятеж чехословацкого корпуса.
Май 1918 - попытка разоружения чехословаков в Челябинске приводит к восстанию 45-тыс. корпуса .
В Казани восставшие захватили золотой запас России (свыше 30 тыс. пудов золота.)
Командир корпуса капитан Р.Гайда:
«Всем эшелонам приказываю,
по возможности наступать на Иркутск.
Советскую власть арестовать…»
II этап(май – ноябрь 1918 г.)Лето - осень 1918 г. – эскалация Гражданской войны
Разжигание классовой борьбы в деревне
Введение продразвёрстки
Организация комбедов
Антибольшевистский характер
массовых выступление в деревне
Лето 1918г. – восстание крестьян в Поволжье и на Урале.
Война приобрела общенациональный характер.
.
Организация обороны страны большевиками.
2сентября 1918г.- декрет ВЦИК о превращении Советской республики в военный лагерь.
Сентябрь –создан Реввоенсовет Республики во главе с Л.Д.Троцким в апреле 1919г.преобразован в Главное политическое управление Красной Армии (ГПУ)
30 ноября – декрет ВЦИК об образовании Совета рабочей и крестьянской обороны во главе с В.И.Лениным
Л.Д. Троцкий
В.И. Ленин
Мероприятия большевиков
по укреплению боеспособности
* 15 января 1918г.создана Рабоче-крестьянская Красная армия
*29 января 1918г.создан Рабоче-крестьянский Красный флот
Июль 1918г. Декрет о Всеобщей воинской повинности
Создание краткосрочных курсов по подготовке среднего командного состава
Март 1918г. Привлечение в Красную армию военных специалистов старой армии и введение военных комиссаров .
Возникновение антисоветских правительств.
1) Район Транссибирской магистрали (Поволжье, Зауралье):
-конец мая 1918г.-мятеж Чехословацкого корпуса. Образуются эсеро-меньшевистские правительства.
-сентябрь 1918г.-в Уфе образовано единое эсеро-кадетское правительство «Уфимская директория» (разогнана Колчаком 18 ноября 1918г.)
А.В. Колчак
2 ) На Дону:
- июль-август 1918г.- Наступление А.И.Деникина на Кубань.
- август-сентябрь. 1918г.- на Дону правительство П.Н. Краснова (Донское казачье войско). Опиралось на поддержку Германии. Наступление на Воронеж и Царицын.
Семёнов Г.М.
Дутов А.И.
3 ) Север:
-август 1918г.- в Архангельске было образовано правительство Севера России под рук. Нар. Социалиста Н.П. Чайковского.
Региональные правительства
Комитет членов Учредительного собрания (Комуч)
– председатель эсер В.К.Вольский.
Уфимская Директория
Создана 23 сентября 1918г.
(Н.Д,Авксентьев).
Борьба с большевиками
Выступала за продолжение войны
Восстановление договоров со странами Антанты.
Добивались упразднения всех других областных , национальных и казачьих правительств.
Временное правительство Сибири.
Создано в июне 1918г. в Омске
( председатель эсер П.В.Вологодский) .
Приняли Декларацию независимости Сибири.
Создание собственной армии
Насильственная мобилизация населения
18 ноября 1918г. – военный переворот, разгон правительства. А.В.Колчак – Верховный правитель России . ( территория Урала, Сибири)
Антибрльшевистские выступления
Май-июнь 1918г.-массовые антисоветские выступления крестьян Поволжья и Западной Сибири.
Июнь 1918г.-убийство эсерами Володарского в Петрограде (Сергеевым).
6 июля 1918г. Убийство левыми эсерами немецкого посла Мирбаха в Москве.
Июль 1918г.-мятеж левых эсеров в Ярославле, Рыбинске, Муроме, Москве.
10-11 июля 1918г.- мятеж эсера Муравьева.
30 августа 1918г.- в Петрограде убит Урицкий, в Москве покушение на Ленина.
Уральский областной Совет принял решение о казни Романовых. Бывший император в апреле 1918 г. был доставлен в Екатеринбург и поселен в доме купца Ипатьева. Большевики опасались, что в условиях разгоравшейся войны Николай может стать символом «белого» движения и объединить вокруг себя антисоветские силы.
17 июля 1918 г.Николай и 10 членов его семьи были расстреляны.
В начавшейся войне обе стороны использовали террор. В августе 1918 г.был убит председатель Петроградского ЧК М.Урицкий, а эсерка Ф.Каплан тяжело ранила В. Ленина. Большевики ответили «красным террором» и казнили заложников в Петрограде. «Белые» продолжили свои террористические акции. В этих условиях противники начали применять на фронте «децимации»( казнь каждого десятого).
Ипатьевский дом в 1918 году.
5 сент. 1918г.- Постановление СНК о «красном терроре», по которому ВЧК получила право расстрела без суда и следствия.
Основная масса населения -крестьянство
колебания
Белые
Красные
Земельный вопрос
1919г.
год белых
1920г.
год красных
Возможный частичный возврат к помещичьему землевладению
- Декрет о земле 1917г.
- Комбеды 1918г.
- Продразвёрста 1919г.
Красные:
Белые- отрицательно,
Белые: жесткая политика
Красные –отрицательно,
Красная армия
10 июля 1918г. введена всеобщая воинская повинность от 18 до 40 лет.
Весна 1919 численность Красной Армии 1,5 млн.
Военкомы с чрезвычайными полномочиями.
Восточный фронт- С Каменев, Фрунзе М., М. Тухачевский. Южный фронт : А.Егоров, С. Буденный, К.Ворошилов.
Красные командиры: В.Чапаев, Щорс, Фурманов и др.
Интервенция
Конец ноября1918г.-высадка английских и французских интервентов в Новороссийске, Севастополе, Одессе.
Однако:
А) местное население относится к интервенции отрицательно;
Б) среди интервентов большевики ведут антивоенную пропаганду;
В) усиливаются противоречия между странами Антанты;
Г) в странах Антанты ширится движение «Руки прочь от Советской России!».
23 марта 1919г.- французские войска эвакуированы из Одессы.
Общая информация об интервентах
Примерное число живой силы:
50,000 чехи
28,000 японцы (позднее до 70,000)
7,500 американцы
4,000 канадцы
12,000 поляки
4,000 сербы
4,000 румыны
2,000 итальянцы
1,600 англичане
760 французы
3 этап (ноябрь1918 г. – весна 1919 г.)Республика в кольце фронтов
Север,
Миллер + английские войска
Колчак - вся Сибирь, Урал,
Оренбургская обл.
150 тыс. интервентов
Советская власть
Северо - Запад, Юденич + английские войска
20 тыс.интервентов.
Украина - националистическое правительство + Германия
Деникин + английские и французские войска 130 тыс.
интервентов.
Массовая интервенция против России: Ноябрь 1918г. – высадка французских и английских войск в черноморских портах России.
Поддержка
Сибирь, Урал – с 18.11.1918
А.В.Колчак – Верховный правитель России.
Сибирь – войска Антанты
Юг - до конца 1919г. находились вооруженные силы Антанты.
Север - до сент. 1919г. английские войска.
Северо - запад- английские войска
Юг - 8 января 1919г.
после разгрома Германии
Донская армия Краснова
Добровольческая армия
Деникина
Вооружённые силы Юга
Деникин А.
4 этап (март 1919г.- март 1920г.)
Весной 1919 г.русский политический комитет в Финляндии во главе с ген.Н.Юденичем сформировал на ее территории армию и в мае начал наступление на Петроград. Фронт между Нарвой и Чудским озером был прорван.
13 июня начался мятеж в ряде петроградских фортов.
Большевики опираясь на балтийских матросов и части РККА подавили мятеж и перешли в наступление.
В начале 1920 года были освобождены Мурманск и Архангельск.
Русский север вновь стал советским.
Н.Н.Юденич
В мае-июне 1919 г.на юге началось наступление Деникина, белогвардейцы заняли Донбасс, Белгород, Царицин и объявили о начале похода на Москву.
Первая Конная армия под командованием С.Буденного разрезала белогвардейцев на 2 части - кавказскую и крымскую.
В начале 1920 г. Добровольческая армия прекратила свое существование.
Врангель Пётр
Зелёное движениев годы гражданской войны
Крестьянское движение, активно выступавшее как против Белого, так и против Красного движений. Зелёный цвет – символ воли и свободы. Территория – Причерноморье, Северный Кавказ, Крым, юг Украины. Украина – отряды «батьки Махно»
После оккупации Украины германскими войсками возглавил партизанскую борьбу за независимую Украину. Отряды Махно сражались под чёрными знамёнами с надписями «Свобода или смерть!».
Против белогвардейцев махновцы выступали вместе с Красной армией.
Сначала в июне 1919 г., а затем в 1920г. командование Красной армии ведёт борьбу с махновщиной.
Махновцы вели борьбу до осени 1921 г., а затем после тяжёлого ранения Н.Махно эмигрирует из России. Скончался во Франции.
Н.И.Махно – в юности увлёкся идеями анархизма, после революции в Гуляй-Поле (Украина) крестьяне под его руководством провели «чёрный передел» земли.
Какие из перечисленных социальных сил поддерживали белых, красных, зелёных?
высшее офицерство;
казачество;
среднее офицерство;
либеральная интеллигенция;
малоквалифицированные рабочие;
беднейшее крестьянство;
среднее крестьянство;
солдаты;
зажиточное крестьянство.
5 этап (апрель 1920г.- ноябрь 1920г.)
Части Красной Армии были переброшены на юг и начали штурм Перекопского перешейка, но сразу овладеть мощными укреплениями не удалось.
8 ноября один из отрядов форсировал Сиваш и ударил в тыл белогвардейцам.
Остатки белогвардейцев устремились в Севастополь в надежде бежать за границу, но удар, нанесенный Фрунзе, ликвидировал остатки Добровольческой армии.
Из остатков деникинских войск
П. Врангель формирует армию, но терпит поражение от войск Фрунзе.
В ноябре 1920г. Остатки армии Врангеля эвакуируются из Крыма в Турцию.
Проблемное задание:
Как оценивать гражданскую войну:
Как героическую страницу истории или трагическую страницу истории?
Работа с документами ужасы гражданской войны
Итоги гражданской войны
Кем были красные? Отметьте определение, которое вы выбрали:
героями, защитниками обездоленных;
людьми честными, но невежественными;
патриотами, мечтавшими о лучшем будущем для народа;
мстителями старому обществу, фанатиками, каравшими и правых, и виноватых;
Кто, по вашему мнению, победил в гражданской войне? Отметьте аргументы, которые вы считаете верными:
в гражданской войне победили красные, т.к. Советская власть, диктатура пролетариата, сохранилась и даже укрепилась;
в гражданской войне победили белые, т.к. властью были сделаны уступки (экономические и политические) свергнутым эксплуататорским классам;
в гражданской войне победили зеленые, т.к. после войны Советская власть была вынуждена под влиянием их требований перейти от продразверстки к продналогу.
Все рядком лежатНе развесть межойПоглядеть: солдат: где свой?Где чужой?Белым был - красным сталКровь обагрилаКрасным был - белым сталСмерть победила.