Просмотр содержимого документа
«Путешествие в Древний Египет»
Аксененко Нина Николаевна.
Учитель истории и обществознания.
МОБУ Кангаласская сош имени П. С. Хромова. Городской округ «город Якутск»
Тема урока:«Путешествие в Древний Египет»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.
Цели урока:Образовательная:
- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, полученных при изучении темы «Древний Египет»;
- организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;
- обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий учащихся по данной теме.
работать в группе.
Воспитательная: Развивающая:
- содействовать формированию общеучебных умений и навыков: работе с картой, историческими источниками, самостоятельно делать выводы, выделять главное, высказать своё мнение, оперировать понятиями и терминами, логически мыслить, умение
- способствовать воспитанию культуры общения, умению выслушать собеседника.
Учебник:А. А. Вигасин, Г. И. Годер и И. С. Свенцицкая «История Древнего мира».
План урока:
1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.
2.Актуализация субъективного опыта и совместная постановка целей урока.
3.Обобщение и систематизация знаний учащихся.
4.Физкультминутка.
5.Организация контроля и самоконтроля.
6.Подведение итогов урока.
7.Информация о домашнем задании. Рефлексия
Ход урока:
1.Организационный момент. Создание позитивной мотивации.
- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас всех здоровыми, добрыми, с хорошим настроением и готовыми к большой работе.
- Для нашей работы нам необходимо сконцентрировать свою память, внимание, смекалку, острое зрение. Вы должны быть готовы прийти на помощь друг другу.
2. Актуализация субъективного опыта учащихся.
- На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомились с историей Древнего государства. - Как называется это государство? (Древний Египет.) - А что сегодня нам предстоит сделать на уроке? (Повторить.)
- Верно! Сегодня нам нужно повторить, закрепить наши знания по истории, а может узнать что-то новое и тем самым продвинуться на шаг вперед в развитии.
- Я предлагаю всем продолжить путешествие в историю Древнего мира.
- Все готовы к путешествию? (Да.) Мы сможем переместиться в Древнее государство Египет, только если правильно сделаем вычисления. Нам нужно узнать, насколько лет назад надо переместиться.
- Какие даты нам нужно вспомнить? (3000г. до н.э. + 2015г.)
- Возьмите, пожалуйста, листки-папирусы и произведите расчет. Один человек работает у доски. (5014 лет.)- Верно! На 5014 лет назад нам нужно переместиться. Отправляемся в путь!
3. Обобщение и систематизация знаний.
- Нашими спутниками в пути будут египетские боги. Но боги могут не только помогать, но и сильно наказывать. Как задабривали египтяне своих богов? (Главный жрец заходил в храм, где жил бог. Он натирал статую бога душистыми маслами, одевал ее, подносил вкусные угощения, а затем удалялся, пятясь назад, чтобы не повернуться к богу спиной.) Мы с вами постараемся задобрить их своими знаниями, а они их оценят.
- Первый бог, который нас встречает. Как египтяне называли его?
(Амон-Ра - бог Солнца) Он благословляет нас в добрый путь.
- Эта страна полна тайн и загадок. И вот первая тайна - тайна старинной рукописи. Рукопись очень старая и некоторые части текста уже стерты. Но именно она снабдит нас необходимыми данными, если мы восстановим ее текст.
Восстановить текст: Эта страна называется (Египет. )Она расположена вдоль полноводной реки (Нил), которая впадает в (Средиземное море. Люди этой страны занимаются (земледелием.) Чтобы попасть в эту страну, воспользуйтесь картой
Схема путешествия по станциям:
1
Географическая
2
Реставрация
3
Задачкино
- Чтобы пройти все эти станции, надо приложить все ваши знания, умения, навыки – всё то, что мы изучали, чему научились за это время.
На первой станции «Географическая» вам предстоит выбрать карту Древнего Египта из нескольких карт.
- Как вы ее опознали? (По Северо-восточной Африке несет свои воды одна из самых больших рек в мире –Нил. Течение встречало на своем пути множество порогов. Пройдя пороги, река спокойно текла на север. Впадая в Средиземное море она разделялась на несколько руковов, образуя огромный треугольник-дельту. На берегах Нила, от первого порога до Средиземного моря и располагается страна Египет, )
- Мы перемещаемся на следующую станцию - «Реставрация». На которой вам предстоит показать свои умения и знания. Я называю признаки предметов, а вы должны сказать, что это за предмет.
это огромное здание в нем никто не жил... ,оно построено вручную из огромных блоков известняка (Пирамида.)
это сельскохозяйственное приспособление ,оно напоминает наш колодец-журавль,при помощи него поливали сады и огороды, куда не доходила вода во время разлива реки... (Шадуф.)
это высокое растение, из него изготавливали материал для письма...на нем писали тонкой тростинкой (Папирус.)
это быстроходная повозка в Египте...она используется как движущая сила скаковых животных...использовали ее в сражениях и в Олимпийских играх (Колесница.)
- Прежде чем отправиться на станцию «Задачкино», давайте немного отдохнем.
Физкультминутка
1 упражнение: показать, как плывет лодка бога-Ра по небосклону;
2 упражнение: показать необходимое положение весов на суде Осириса;
3 упражнение: показать, как управляет боевой колесницей воин;
4 упражнение: показать обязательное движение, которое жрец делает в конце обряда, выходя из храма
- Динамическая пауза закончена, приведем себя в порядок и продолжим наше путешествие.
- На станции «Задачкино» нас встречает бог с головой птицы ибиса.
- Как называли его древние египтяне? (Тот-бог Мудрости.)
- Чему он научил египтян? (читать и писать)
Решение познавательных задач:
1 задача: В Древнем Египте «страну мертвых» часто называли Аментис. В переводе это слово означает «Запад». Чем объяснить подобное название? (Египтяне видели, как солнце садится на западе. Они думали, что оно умирает, а значит там находится «страна мертвых».)
2 задача: У многих народов издавна значительную роль играли собаки. В Египте же священным животным считалась кошка, из умерших кошек делали мумии, хоронили на специальных кладбищах. К собакам такого отношения не было. Почему? (В Египте люди занимались земледелием. Надо было защищать собранное зерно от грызунов. Кошки сберегали зерно от мышей.)
3 задача: Не всегда считается приличным надеть два головных убора на одну голову. Один Египтянин именно так и поступил. Чем был вызван этот поступок? Кем был этот египтянин? (Речь идет о фараоне, с чьим именем связано объединение Северного и Южного Египта и создание двойной короны.)(В дельте Нила располагался Северный Египет, а выше по течению- Южный. Царь Южного носил белую корону, как шлем, а Северного- красную, высокую сзади. Примерно 3000 лет до нашей эры царь Южного Е. подчинил Северный и объединил всю страну. Он стал носить двойную корону, как бы одна вставлена в другую.)
4 группа: Говорят, на вкус и цвет товарища нет. А вот в Древнем Египте все земледельцы считали два цвета очень хорошими, а третий был для них плохим. Какие это цвета и почему? (Любимые-черный и зеленый. Это цвета плодородной земли и оазиса; нелюбимый цвет-желтый. Это цвет пустыни, песка.)
4. Организация контроля самоконтроля знаний.
-Наше путешествие подходит к концу, и на последней станции нас встречает бог.
Он является сторожем загадочной дверцы.
- Как древние жители Египта называли этого бога? (Анубис – помощник Осириса)
-Он обещает нам открыть потайную дверцу.
5. Подведение итогов урока.
- Вот и закончилось наше путешествие. Ребята, скажите, пожалуйста, что больше всего вам запомнилось или понравилось в истории Древнего государства?
- Верно! Путешествуя по Древнему Египту мы повторили географическое положение страны, основные занятия египтян, религию, культуру Древнего Египта.
- Вот теперь мы можем открыть эту загадочную дверцу.
- Вы видите надпись:«Добро пожаловать в Древнее Двуречье», историю которого мы начнём изучать на следующем уроке. Спасибо за урок! Мне было приятно с вами работать.
6. Рефлексия
- Ребята, поднимите тот смайлик, который описывает ваше настроение в конце проведенного урока:)