Тема «Древний Египет»
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний
Цель:
1Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Древний Египет», проверить знания учащихся по теме, развивать словарный запас детей, стремление знать больше по изученному предмету
2. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения.
Задачи
- Определить уровень ЗУНов по данной теме;
- ликвидировать возможные пробелы в знаниях, через личное, групповое участие в ходе урока на предельном уровне способностей каждого ученика;
- формировать уважение друг к другу в режиме урока.
Форма проведения: Нестандартный урок, урок- путешествие.
Структура урока:
1. Организационный момент
Постановка цели урока
2. Обобщение и систематизация знаний «Древний Египет»
Урок-путешествие.
3. Подведение итогов. Выставление оценок.
Оборудование:
- карты по истории Древнего мира, среди них – карта Древнего Египта;
- карточки с заданиями,
- презентация
Используемая литература:
1. Парецкова С.В. Повторительно-обобщающие уроки в нетрадиционных формах. Пособие для учителя. -: ВОЛГЛГРАД, 2007.-191с.
2. В.И.Уколова История Древнего мира. - М.: Просвещение, 2007 г.
3. Преподавание истории в школе, 1998, № 3.
Н.В.Кузьмина. История Внеклассные мероприятия. - Пособие для учителя. -: ВОЛГЛГРАД, 2007.-152с.
Форма урока была выбрана в виде урока-путешествия слайд-презентации. Обоснованность выбора формы урока отвечает его целям и задачам.
Урок путешествие – это комплексно игровая система. В игре активизируются психические процессы участников: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.
В игре возможно вовлечение каждого в активную работу. В процессе урока пассивный ребенок способен выполнять такой объем работы, какой ему недоступен в обычной учебной ситуации. Игра – эмоциональный ускоритель. Игра развивает память, быструю реакцию, помогает закрепить материал.
- Игровая деятельность способствует повышению личной уверенности у каждого участника, его самореализации.
- Развивает у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результатов, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческого задания.
- Развитие обще ценностных качеств человека.
Перед началом изучения темы «Древний Египет», учитель сообщает ученикам, что после изучения новой темы будет проводиться урок путешествие. Ребята начинают вести подготовительную работу к заданию «Путешествие по Египту»
Х О Д У Р О К А :
1Организация класса.
Во вступительном слове учитель объявляет тему урока, формулирует его цель и задачи. Учащимся сообщается, что урок пройдёт в форме путешествия.
2. Игра - путешествие
Мы с вами начали, изучать науку историю и в течение года будем путешествовать по странам Древнего мира. А почему бы нам не отправиться именно сегодня в путешествие? Скажу вам по секрету, что я давно мечтаю побывать в одной стране, не стану говорить в какой, надеюсь, вы сейчас догадаетесь? (Работа со слайдом №,2,3,4)
Давайте мы еще раз окунемся в волшебный мир Древнего Египта. Ведь кое-что об этой стране мы уже знаем. Наш путь будет, труден, нам предстоит открыть 7 египетских тайн, чтобы добраться к цели нашего путешествия. Ребята, назовите самую большую пирамиду. (Хеопс)
(Работа со слайдом №5)
В ней нам придётся отыскать последнюю тайну: имя древнегреческого монаха, который составил перечень фараонов всех династий. За каждую раскрытую тайну будите получать ключик, на котором найдёте цифру и букву. С их помощью вы можете прочитать имя этого монаха.
Я думаю, что нам пора отправляться, а полетим мы наверно на ракете так быстрее, времени у нас мало. Капитаном буду я, а вы все – экипаж (Слайд № 6) (Приложение 1)
Приземлились! И перед нами первая тайна – тайна старинной рукописи. (Работа со слайдом №7) Рукопись самая старая, что части текста уже не видно. Но именно она снабдит нас необходимыми данными, если мы восстановим её текст. Часть с картами выпала. Выберите карту Древнего Египта (из нескольких карт), которые лежат у вас на парте.
-Ребята, скажите, как вы её опознали. (Работа со слайдом № 8)
Тайна вторая: Карта найдена, но маршрут закрыт. Чтобы открыть замок, нужно ответить на вопросы:
- Кто был первым фараоном, объединившим Верхнее и Нижнее царство? (Царь Мина)
- Как называется египетская богиня, покровительница женской красоты?
(чёрная кошка Бастет)
- Египетский фараон, чья гробница оказалось единственной не тронутой
грабителями? (Тутанхамон) (Работа со слайдом №9)
- Вы заработали два ключа. (Слайд №10)
Отправляемся на поиски третьего. Следующая тайна называется «Блиц- вопрос: на быстроту ответа» (слайд №11). Для этого вам необходимо определить понятия. Именно под одним из них и находится ключ.
- Повелитель Египта – фараон.
- Жилище богов – храм.
- Боевая повозка – колесница.
- Статуя, изображающая льва с головой человека -Сфинкс.
- Плодородный слой, основное удобрение на полях – ил.
- Растение, материал для письма – папирус.
- Служитель богов в храме - жрец
- «Живой и убитый» -раб
- Высокий тростник в Египте, из которого и изготавливали материал для письма – папирус.
Чтобы получить ещё один ключ, нужно дать определение понятиям.
Тайна четвёртая «Исторический словарь»
Ра, иероглиф, шадуф, писцы, саркофаг (Слайд 13)
Пятая тайна- Какие боги изображены на слайдах и чему они покровительствовали? (Слайд 15)
1.Бог Ра
2. Бог Гор.
3 Бог Тот
А сейчас пришло время посмотреть рекламу:
( Что такое реклама? от слова громко кричать) это объявление, призванное привлечь общее внимание к определенным вещам. Ученики попробовали составить рекламу, которая вызовет интерес к путешествию в Египет, где сохранились исторические памятники.
Реклама должна быть красочно оформлена. В ней не должно быть слишком много слов. Она должна быть яркой, чтобы привлечь внимание каждого.
Это и было домашним заданием (класс разделён на 3 группы)
(Слайд №17)
Тайна шестая:
Важную роль при изучении истории играет исторические карты и не менее важную роль играет даты исторических событий. (Работа со слайдом 19,20,21)
Ребята, я попрошу назвать события совершённые: (Приложение №2)
1) 3000г до н. э 2) 1500г до н. э 3) 2600г. до н. э
Тайна седьмая: о ком идет речь? (Слайд № 23)
Зачитываются отрывки:
А) Мы знаем много об этом фараоне потому, что его гробница, единственная из всех, не была разграблена. За каменной дверью его погребения находился огромный каменный саркофаг, а в нем – второй, а во втором – третий. Лишь в последнем, четвертом, саркофаге, из чистого золота покоилась мумия этого юного фараона (Тутанхамон)
Б) Именно он спас евреев от египетского плена, вывел их через расступившееся Красное море и водил по пустыне 40 лет в поисках земли обетованной (Моисей)
Итог путешествия:
Наше путешествие подходит к концу. Вы были очень активными и сумели отгадать семь египетских тайн. У вас семь ключей, составьте имя монаха, который составил перечень фараонов всех династий.
(Слайд № 25)
Итак, пришло время возвращаться домой
-Экипаж, к запуску космической ракеты приготовиться! (Приложение №3)
(Слайд №26)
Вот мы и вернулись
Ребята скажите, пожалуйста, какая наука помогает нам узнать столь интересного о жизни людей в далёком прошлом? (История)
Правильно, а «отцом истории» считается греческий учёный Геродот. Подробнее вы узнаете о нём при изучении Греции.
А сейчас все вместе исполним песню «Виват. История!»
(Работа со слайдом № 27)
3 Подведение итогов
У вас на столе лежит модель папируса (изготовленная с помощью бумаги) вам необходимо написать «Мои впечатления об уроке».
Выставление оценок
Спасибо за работу (слайд № 28)