Урок по всемирной истории (урок систематизации и обобщения знаний) Тема: «Древний Египет»
Урок по всемирной истории (урок систематизации и обобщения знаний) Тема: «Древний Египет»
Урок по всемирной истории в 6 классе. Тема: Древний Египет. Цель: закрепить знания учащихся по разделу "Древний Египет".Тип урока - повторительно-обощающий. Форма урока- Урок-путешествие. Методы-сюжетно-ролевая игра,драматизация, работа с географической картой. Используемые технологии-ИКТ, РКМЧП, групповая технология, личностно-ориентированное обучение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: компьютер, проектор, настенная карта «Древний Восток», презентация Microsoft Power Point, раздаточный материал.
Ход урока
Оргмомент. Психологический настрой. - Здравствуйте, ребята. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю». Откройте глаза. (звучит тихая мелодия)
Сообщение целей урока учащимся: Символом нашего урока является пирамида. У вас на столах пирамидки 4-х цветов. Выберите пирамидку того цвета, который отражает ваше настроение и займите место за тем столом, где стоит пирамидка такого же цвета.
Тех, кто выбрал зеленую пирамиду, ожидает успех на сегодняшнем занятии.
Те, кто выбрал Красную, — желают общаться.
Желтую— проявят активность. Синию — будут настойчивы.
Сегодня на уроке у нас присутствуют гости и у вас есть возможность показать свои знания.
- Кто из вас не мечтает о путешествиях? Новые страны, земли, города! Знакома ли вам эта страна? Как она называется? (звучит древнеегипетская мелодия)
Сегодня на уроке мы совершим путешествие в Древний Египет, повторим все, что вы знаете об этой удивительной стране. С собой не забудьте взять багаж. Багажом будут ваши знания, которые помогут вам.
Ребята, вы распределились по группам, в которых будете работать. На каждом столе есть пирамида, вы знаете, что она символ урока, а почему? (Потому что пирамида – символ Древнего Египта.)
Учитель: Ребята скажите, какие ассоциации у вас возникли, когда вы услышали слово «Египет». Кластер «Египет».
Однажды, в погожий осенний денек, в открытый океан вышло небольшое пассажирское судно «Ветерок» (демонстрация изображения корабля – слайд).
Капитаном корабля буду я. Я вижу землю! Право по борту земля!
Капитан: Я вижу берег, судя по всему, это очертания северо-востока Африки, если мы пристанем к нему, то, в какое государство попадем? Господа, нет ли среди вас географа?
Географ: Я географ (встает к висящей географической карте, показывает указкой и рассказывает) и могу сказать, что на северо-востоке Африки расположен Египет. Его северный берег омывается Средиземным морем, значит, наш корабль находится именно в нем. Природные условия Египта очень благоприятные, плодородная почва покрыта богатой растительностью. Этому способствует то, что по земле Египта протекает самая длинная река в мире –Нил. Она течет с юга на север. На севере, при впадении в Средиземное море, она разделяется на несколько рукавов, образуя огромный треугольник- дельту. По берегам Нила растут кокосы, душистые акации, деревья хурмы, а также тростник-папирус. Берега рек утопают в зелени, почва черная, влажная, поэтому любимыми цветами древних египтян были черный и зеленый.
Учитель: Нам просто необходимо сойти на берег, чтобы поближе познакомиться со столь удивительной страной!
Учитель: Какие же тайны хранит Древний Египет? Об одной из тайн нам расскажут юные исследователи из 1 группы.
1 группа: демонстрирует три небольших целлофановых пакета. В одном находится сухой песок, в другом – плодородная земля, а в третьем – вода. Песок мертв! На нём ничего не растёт, даже если поливать его. Пустыня всё время пыталась задушить своими песками узенькую полоску жизни вдоль реки Нил. А это, самое ценное, что было у жителей Египта – земля давала египтянам питание, а воду для полива давал Нил, поэтому они поклонялись земле и воде. Какую же роль играли разливы Нила в жизни египтян? (учебник разливы Нила)
Учитель: Отгадайте загадку:
Он был царем.
Потом завоевал Египет.
И стал хозяином корон,
Повелевать стал всеми… (фараон)
Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: Он Солнце, видящий лучами своими». Что это означает? нам расскажут ребята второй группы и тем самым приоткроют ёще одну тайну. (Фараон)
Учитель: Какая же следующая тайна ждет нас впереди?
На западном берегу Нила стоят, как бы разговаривая с небесами, первое из «семи чудес света» - пирамиды. Они них нам расскажут ребята из группы № 3.
Учитель: о достижениях древних египтян в области медицины мы знаем благодаря сохранившимся древнеегипетским трактам. Например, до нас дошёл медицинский папирус Эберса 20,5 м длины. Он содержит до 900 лечебных рекомендаций против различных недугов.
Над следующей тайной работали ребята 4 группы.
Благодаря бальзамированию трупов египтяне могли хорошо изучить строение человеческого организма, процесс кровообращения, в результате появились первые знания в области анатомии. Египетские врачи считались лучшими в тогдашнем мире. При лечении они употребляли настои трав, порошки, касторовое масло, различные соли, что свидетельствует о развитии фармакологии.
Наше увлекательное путешествие по Египту продолжается. Что делать ребята мы заблудились, как нам добраться до дома?
Мы вам сможем помочь.
Астроном: Добрый вечер, милейшие, можете ничего не объяснять, вы пришли из будущего, из глубины Азии, мне давно об этом поведали звезды, мы ждали вас. Непросто вам выбрать правильный ориентир, но мы знаем, как помочь вам. Рано утром на востоке взойдет звезда прекрасного и могущественного египетского бога. Держитесь от неё на северо-запад и вскоре будете дома.
Математик: Но узнаете имя Бога, если сумеете правильно вычислить!
Капитан: Благодарим вас от всего сердца!
Астроном и математик: Пусть удача сопутствует вам! Счастливого пути!
Учитель: Египтяне считали, что «знание вышло из Египта». Родиной, каких научных знаний был Древний Египет. /арифметика, геометрия, астрономия/ Ребята вы должны вычислить математические выражения, чтобы из букв составить имя главного египетского Бога.
Капитан: Теперь я знаю, куда держать курс. Лево руля! Курс на северо-запад! Отправляемся домой! Вот мы с вами и дома.
Заключительное слово учителя:
Наше путешествие закончилось. Понравилось ли оно вам?
Для закрепления пройденного материала вам предлагается ответить на тестовые задания. (тестовые задания)
Сегодня на уроке вы показали очень хорошие знания. А сейчас давайте заслушаем, как вы оценили свои работы по критериям. (Лист самооценки)
Ребята вы сегодня хорошо поработали на уроке. И сейчас вы узнаете, какие сладкие египетские финики на вкус. (Угощение уч-ся, гостей)
Домашнее задание сегодня вы можете выбрать сами.
На жёлтой карточке: Составить кроссворд по теме: «Древний Египет».
На зелёной карточке: напишите рассказ о Древнем Египте от имени путешественника. Покажите, какие задания вы выбрали?
На уроке вы были командой одного большого корабля «Ветерок», но сейчас вам каждому нужно причалить на своем маленьком кораблике к острову который выражает ваше душевное, эмоционально-чувственное состояние после нашего путешествия. (Рефлексия «Эмоциональные острова»)