Тема урока: Государство на берегах Нила.
УУД:
Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов.
Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают ее, представляют информацию на основе схем, сообщений.
Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения.
Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки.
Учебное оборудование:
карта “Древний Восток. Египет и Западная Азия”;
презентация “Древний Египет”; (Приложение 1)
маршрутные листы (Приложение 2) и визы (Приложение 3) для учащихся.
Задание 1: Древнегреческий историк Геродот говорил: «Египет – дар Нила». Согласны ли вы с Геродотом?
Задание 2: Знаете ли вы слова и их значение?
Дельта.
Папирус.
Ил.
Пороги.
Оазис.
А. Островки зелени в пустыне.
Б. Высокий тростник, который рос по берегам Нила.
В. Огромный треугольник, который образовала река Нил, делясь на рукава при впадении в Средиземное море.
Г. Плодородная земля по берегам Нила.
Д. Каменистые преграды на дне реки, мешавшие судоходству.
На доске: тема урока, новые понятия: цивилизация, папирус, дельта, оазис, ил, фараон, пороги, номы
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Форма проведения: урок-путешествие.
Ход урока
1.Организационный момент. Учитель и учащиеся класса определяют название нового раздела, главы, тему урока.
Цель урока.
- Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке?
2. Изучение новой темы.
План.
1.От первобытности к цивилизации.
2.Страна Египет.
3.Разливы Нила.
4.Объединение Египта.
I.Рассказ учителя и оформление схемы “Признаки государства” на доске.
Более пяти тысяч лет назад на Древнем Востоке появились первые государства. Во главе государства стоял царь. Власть он получал по наследству от отца, а затем передавал её сыну. Каждое царство имело определённую территорию, на которой строились города. Царю служило войско. В главном городе (столице) располагался дворец царя, и находилась казна.
государство
власть (царь)
войско неравенство сбор налогов (казна)
В Древнем мире существовало неравенство одни были богатые и свободные, другие испытывали тяготы бедности и порабощения.
А знакомиться с цивилизациями Древнего Востока мы начнём с истории Древнего Египта.
– Ребята, а как вы понимаете слово цивилизация?
«цивилизация» - новый этап развития человеческого общества, культура определённой эпохи. Первые цивилизации появились более 5 тысяч лет назад.
На слайде №4 ученики читают определение:
Цивилизация – объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.
– Ребята, я приглашаю вас совершить заочное путешествие по стране Египет!
Для путешествия каждый из вас должен заполнить визу (лежат на столе).
Для того чтобы вернуться домой вам необходимо быстро, а самое главное правильно выполнять задания и получить как можно больше печатей – символа власти любого государства. От этого будет зависеть и ваша оценка. А я буду вашим гидом.
И так, в путь!
II.
А. Работа с настенной картой и показывает место их путешествия, беседуя с учениками:
- Какие части света вы знаете? (Дети перечисляют, учитель останавливается на Африке).
- Где на карте север, юг, запад, восток? (Учитель, слушая детей, двигает указку к северо-востоку и показывает реку Нил, по берегам которой находится Египет).
Ваша задача: изучить местоположение и природные условия Древнего Египта.
Б. Каждой группе в ходе путешествия необходимо заполнить маршрутный лист.1-я группа ставит себе печать.
Самостоятельная работа с учебником. Для этого вы должны прочитать текст учебника §6 п. 1,2 и воспользоваться картой учебника на странице 31. После чего заполнить предложенную таблицу (маршрутный лист).
Заполнение таблицы.
Работа по карте.
Ответы учащихся.
Слайд №5 Проверка заполнения маршрутного листа
Слайд-карта №6
Слайд-вывод №7: Египет – страна, которая расположена на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря.
В. Работа с историческими словами.
Обратите внимание на эти слова (папирус, дельта, оазис, ил, пороги)
Выполнение задания №2
Физкультминутка.
Г. Работа с историческим документом.
За каждый правильный ответ группа ставит себе печать в визу.
Д. Беседа по содержанию документа и параллельно работа по карте:
- Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский? (Египет).
- Где находится Египет? (в северо-восточной части Африки).
-Чем защищен Египет с запада? (Ливийской пустыней).
- Чем защищена восточная часть страны? (рекой и пустыней с болотистыми местами или «безднами»).
- Каким морем омывается северная часть страны? (Средиземным).
- О какой реке идет речь в документе? (о реке Нил).
- Куда впадает Нил? (В Средиземное море).
- Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние? (начинается разлив Нила).
III.
Е. Сообщение обучающегося:
Путешествие продолжается, и мы переходит к следующему пункту плана «Разливы Нила».
часть сообщения такого содержания: «В июле, когда стоит страшная жара, всё сохнет, земля трескается, вдруг в реке Нил начинает прибывать вода, и он разливается. Египтяне объясняли это так: «Далеко на юге, за нильскими порогами есть пещера, в которой сидит бог реки по имени Хапи. В руках у него два сосуда с водой. Летом Хапи сильнее наклоняет сосуды, и Нил выходит из берегов, а на полях после разлива Нила остаётся плодородный ил. Поэтому мы поём богу благодарственные песни».
– Нил в жизни египтян играл огромную роль, в честь него египтяне распевали хвалебные песни.
Слайд №9 – “Хвалебные песни Нилу”.
- За что хвалили египтяне Нил и Солнце? (Нил орошает землю, оживляет природу, помогает вырастить урожай.)
Д. Задание №1:решите творческую задачу. Почему древнегреческий историк Геродот называл «Египет - дар Нила?» Подумайте, прав ли был Геродот?
( Плодородный ил давал возможность заниматься земледелием. Благодаря высоким урожаям земля Египта могла прокормить людей. После разливов Нила оживала природа и хозяйственная жизнь человека).
Не забываем ставить печати за правильный ответ!
IV.
Е. Рассказ учителя:
– Единое государство Египет сложилось не сразу. Давайте узнаем как?
Демонстрация слайдов №10 -№11– Объединение Египта. Карта.
Первоначально в Долине и Дельте складываются:
Номы – общины, связанные с местными ирригационными системами.
Затем, согласно преданию, 22 нома долины и 20 номов дельты объединились в два государства. Цари южного государства носили белую корону, цари северного – красную. Длительный период времени государства враждовали, пока царь Верхнего Египта Мина не подчинил себе дельту. Около 3-го тыс. до н.э. страна объединилась под властью одного царя, увенчавшего себя бело-красной короной и ставшего основателем первой династии фараонов.
- Кто такой фараон?
Фараон – повелитель всего Египта.
С этого полулегендарного события начинается история Египетского государства. Первой столицей египетского государства стал город Мемфис названа дата объединения 3118 год до н. э. .
3. Закрепление. Наше путешествие подходит к концу. Подведем итог.
1) Чтобы вернуться обратно домой, мы должны выполнить задания теста.
Слайд-викторина №12-№13
ИЛИ
Беседа по вопросам:
Назовите столицу Египетского государства. (Мемфис.)
Как называли повелителя Египта? (Фараон.)
Посчитайте, сколько лет назад образовалось Египетское государство. (Приблизительно 5127 лет назад образовалось государство в Египте.)
Завершив первое путешествие в Древний Египет, мы можем перенести наши знания на контурную карту:
2) Работа с контурной картой: р.т. с. 20, з.25
4. Итог урока. Оценки (по количеству печатей на визе).
5. Д.З. §6 вопросы. Словарная работа. Р.т. стр.18, зад. №22
6. Рефлексия:
Ребята, что вам понравилось в путешествии?
Или не понравилось?
Что вы узнали нового, интересного?
Хотели бы еще совершить путешествие в другую страну?
Задание 2: Знаете ли вы слова и их значение?
Дельта. | Огромный треугольник, который образовала река Нил, делясь на рукава при впадении в Средиземное море. |
Папирус. | Высокий тростник, который рос по берегам Нила. |
Ил. | Плодородная земля по берегам Нила. |
Пороги. | Каменистые преграды на дне реки, мешавшие судоходству. |
Оазис. | Островки зелени в пустыне. |