БОУ «Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии
Проект
«Я помню! Я горжусь!»
(для учащихся 8 класса
с ограниченными возможностями здоровья)
Составители: Алексеева Р.О.,
Алексеева О.С.,
воспитатели
пос. Кугеси
Проект
«Я помню! Я горжусь!»
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
В мае 2016 года исполняется знаменательная дата – 71-год Победы в Великой Отечественной войне.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач социальных организаций. Детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Память о Великой Отечественной войне, ставшей для нашего поколения уже далекой историей – это не только хроника, летопись и дневники, но это еѐ исторические уроки, вобравшие в себя социальный опыт прошлого и устремление в настоящее и будущее. Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной.
Великая Отечественная война… Война! Сколько жизней унесло, и принесло горя это страшное слово. Наш мир меняется, и меняются люди. Но память о тех, кто сражался, и стал героем, кто не вернулся с кровавых полей сражений, кто не покладая рук работал в тылу, о тех, чьё детство было украдено – память о них живёт, и будет жить вечно у нас в сердцах. И эта наша память никогда не изменится, и будет продолжаться в наших детях и внуках.
В преддверии празднования 71-года Великой Победы появилась идея о создании проекта «Я помню! Я горжусь!» В рамках проекта предполагается организация просветительской, исследовательской, творческой, поисковой
деятельности учащихся.
Передать эстафету памяти, показать ребятам величие и самоотверженность подвига людей, завоевавших Победу – одна из задач проекта «Я помню! Я горжусь!»
Проект направлен на развитие нравственно-патриотического воспитания личности ребёнка, любви к Родине, преданности, ответственности и гордости за неё. .
Принимая участие в этом проекте, очень важно донести до ребенка – чувство личной ответственности за свою Родину и ее будущее, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия - великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Патриотическая направленность Проекта обеспечивает воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине,
Нравственная направленность Проекта обеспечивает воспитание уважения к традиционным ценностям: любовь и уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Актуальность данной темы:
В средствах массовой информации активизируется пропаганда насилия и национализма.
Минимализм часов по истории на изучение темы о Великой Отечественной войне.
В литературе практически исключена тематика подвига и героизма нашего народа.
Переоценка базовых ценностей
Социальное расслоение и криминализация общества.
Проблема исследования.
Патриотами не рождаются. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма современной молодежи недостаточно развито и систематизировано. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты.
Цель:
- воспитание у учащихся гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, истории родного края через знакомство с судьбами ветеранов;
- ощущение чувство гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне;
- воспитание гордости к своей малой Родине.
Задачи:
1.расширять и обобщать полученные знания о Вов;
2.воспитывать гражданско-патриотические чувства к Родине, ветеранам войны, воинам российской армии, бабушкам и дедушкам;
3.воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищает нашу Родину;
4.формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, силу воли, любовь к Родине, гордость за свою страну;
5.развивать познавательные способности в процессе практической деятельности;
6.способствовать развитию речи, эмоциональному воспроизведению через чтение стихотворений, рассказов о Великой отечественной войне, инсценировании песни.
Форма презентации: защита проекта на МО воспитателей.
Виды продукта:
Выставка рисунков и поделок.
Срок проведения данного проекта:
Март- начало мая 2016г.
Участники проекта: уч-ся 8 класса, классный руководитель Григорьева Л.В., воспитатели Алексеева О.С. и Алексеева Р.О.
Место реализации: БОУ «Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Основные формы реализации данного проекта:
1 этап – подготовительный
- обсуждение выбора названия проекта;
- составление плана деятельности;
- подборка иллюстраций, фотографий, документов, предметов военных лет;
- подбор музыкальных произведений на военную тему;
- подготовка цикла бесед и презентаций о ВОВ;
- посещение библиотеки;
2 этап - основной, организационно-практический, исследовательский
Блиц опрос.
- испытываете ли вы чувство гордости и уважения, когда слышите о ветеранах войны?
95% ответили «да»
2.Есть ли у вас чувство долга перед ветеранами? Что они для нас сделали?
86% сказали «да». Ветераны мужественно защищали Родину.
3.Есть ли у вас родственники или близкие, которых коснулись тяжелые годы войны?
у 5% есть такие люди.
- просмотр видеофильма "Судьба человека», «Героический Севастополь», «Чапаев»
- чтение и обсуждение о Великой Отечественной войне;(чтение книги «Пионеры-герои»;
- беседы с детьми на темы: «Великая Отечественная война», «Письма с фронта»,
- уроки мужества:«Что такое героизм», «Дети в годы войны», «Мы помним героев».
- конкурс рисунков о войне;
- разучивание песни «Бухенвальдский набат»,
прослушивание цикл песен военных лет»
- уборка территории вокруг памятника «Воину-солдату»
- возложение цветов к памятнику «Воину-солдату»
- разучивание стихотворений о войне;
Экскурсия в школьную библиотеку. Небольшой рассказ библиотекаря (Ильина Г.В.)о войне и чтение отрывков стихотворений.
- посещение музея в с. Шоршелы;
- творческие работы детей «торцевание»-1 мая, 9 мая;
- изготовление костюмов
3 этап - заключительный
- вечер, посвященный 71-году Великой Победы (инсценирование песни «Бухенвальдский набат»;
- смотр строя и песни;
- выставка рисунков;
- конкурс чтецов
Ожидаемые результаты:
- понять важность праздника – Дня Победы в жизни каждого человека и гражданина своей страны;
- приобретение новых знаний о героях- земляках;
- рост чувства патриотизма, гордости за славное прошлое;
- уважительного и бережного отношения к памятникам архитектуры и культуры;
- продолжить развивать свои творческие способности, участвуя в мероприятиях, посвященных теме войны;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего;
- понять, какой вклад в развитии своей страны, своего края внесли ветераны Великой Отечественной войны.
Выводы:
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы школьных педагогических коллективов, помочь повысить уровень патриотического воспитания школьников, приумножить любовь к Родине не только у детей, но и у взрослых.
Проект обогатит и разнообразит образовательный и воспитательный процесс. Позволит вырастить грамотное и всесторонне образованное поколение на благо Родины. Повысит уровень патриотического потенциала детей.
В целом проект с детьми имеет прогрессивный характер и позволит не только привлечь к активному чтению, самообразованию и изучению истории России, но и дадут толчок для развития новых направлений деятельности.
Заключение
Работая над проектом, мы поняли, что для нас война – ветераны. Это люди, ставшие хранителями самого грозного и страшного времени. Живая память, символ того, что понятие «Родина»- не бессмысленный набор алфавитных знаков и даже не просто слова. Это люди, сделавшие невозможное. Невозможное – для нас, нынешних. Им-то все было по плечу…
За время реализации проекта «Я помню! Я горжусь! » уровень форсированности знаний о ВОВ у детей значительно повысился. Дети горды за своих бабушек и дедушек, за судьбу Родины. Активно обсуждают друг с другом, с родителями и педагогами то, что узнали в процессе реализации проекта. В результате дети имеют представления о военных профессиях, о родах войск, военной технике; знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику; владеют расширенным словарным запасом; имеют представление о памятных местах посекла Кугеси, г. Чебоксары; о земляках-героях, о героях своей семьи.
Мы родились, когда все было в прошлом,
Победа нашей не один десяток лет,
Но как нам близко то, что уже в прошлом.
Дай Бог вам, ветераны, долгих лет!
И каждый год душа болит, рыдает,
Когда нам память выдает слова.
Дух праздника в воздухе витает,
А на глазах печали пелена.
Спасибо вам, что мы войны не знали,
Что мы не слышим шума страшных лет,
Что вы нам жизнь своею жизнью дали!
Дай Бог вам, ветераны, долгих лет!
Пусть помнят все про подвиг вашей жизни,
Пусть люди помнят ваши имена,
И пусть умолкнут войны, что есть в мире
В тот день, когда черемуха цвела.
Да,- это праздник вашей седины,
Вы пережили много бед.
Поклон нижайший, до самой земли.
Дай Бог вам, ветераны, долгих лет!
Литература
- Гузеев В.В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения // Журнал “Директор школы”, 1995, № 6.
- Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем // Журнал “Завуч”, 2000, № 3.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего школьного возраста: Пособие для реализации Государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы”. 2-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2005 г.
- Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. // Журнал “Завуч”, 2003, № 6.
Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающего обучения. Петрозаводск, 1996.
6. school-collection.edu.ru
7. pedsovet.org
8. festival.1september.ru