kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

История семьи в истории страны: династия Романовых

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: « История семьи в истории страны: династия Романовых».

Цель: рассмотреть особенности развития России и влияние  на отдельные человеческие судьбы; способствовать созданию у  учащихся представлений и умозаключений об императоре как человеке и политическом деятеле, его нравственном облике, политических ценностях;

Задачи:

Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся по истории России; вырабатывать умение работать с фактическим материалом, документами

Развивающие:  научить ребят доказывать собственные и опровергать ошибочные мнения, развитие мыслительной деятельности, памяти, умения делать собственные выводы, обобщать исторические факты

Воспитательные: способствовать формированию патриотических и нравственных качеств, познавательного кругозора и развитие творческого потенциала учащихся;  воспитывать чувство такта, уважительное отношение друг к другу.

Тип урока: урок закрепления знаний и умений учащихся.

Оборудование: презентация, раздаточный материал

ХОД УРОКА

История России, как и любой страны мира, очень богата и разнообразна событиями. В ней переплетались значительные открытия, жестокие войны, взлеты и падения ученых, достижения культуры, политические перевороты. Хочу коротко напомнить основные события XX века.

1905-1907гг - 1-ая русская революция

1914-1918гг - 1-ая мировая война

1917г — взятие власти большевиками

1918-1920гг - гражданская война

1941-1945гг - Великая Отечественная война

1961 г - полет Ю.Гагарина

Если разбирать подробно каждое из событий, то за ними стоят конкретные люди, обычные труженики, наши прадеды и деды. Каждый человек, участвующий в событии вносит свой, определенный вклад в развитие истории.  Сегодня, мы с вами, разберем на примере  истории царской семьи Романовых.

Зачитываясь историей великой России, мы не можем не вспомнить гордую династию Романовых. Именно они запомнились своим неизменным патриотизмом и множеством неожиданных событий. Каждый государь пережил тяжелые времена, поднимая страну из бедности в результате постоянных войн. Не секрет, что история династии Романовых насквозь пропитана тайнами и кровавыми событиями. Практический каждый представитель этого рода чтил интересы народа, но в тоже время отличался и жестокостью.

История династии Романовых - это долгое время, полное невзгод и трагедий, завершившиеся свержением правителей и приходом к власти совершенно другого правящего «дома».

По мнению некоторых психологов, в судьбе отдельного человека в миниатюре отражение отражается история его семьи. Изучением истории семей и родов занимается специальная наука – генеалогия. Ее название происходит от древнегреческого слова, которое переводится как «родословная», т.е. слово о роде. Сегодня мы с вами попробуем научиться составлять генеалогическую таблицу( генеалогическое древо).

Правила составления  генеалогического древа семьи ( приложение 1):

Генеалогическое досье (Сбор как можно большего количества данных о предках)

Генеалогическая карточка (Занесение в карточку сведений о предке)

Составление генеалогической таблицы

После изучения правил составления генеалогического древа, мы попробуем на практике построить генеалогическую таблицу на примере царской семьи Романовых.

Составлением генеалогического древа сегодня мы и займемся на уроках. Ваша задача построить генеалогическую таблицу. Но для начала, вам нужно будет угадать, о каком правителе  рассказывается, назвать годы его правления. У каждого на столе лежит  генеалогическая таблица с фотографиями правителей. Ваша задача вписывать имена и дату правителя в нужную ячейку (приложение 2).

Карточка 1.

Первый правитель из династии Романовых. Отец – патриарх Филарет.  Взошел на престол после Смутного времени. В период его правления проходила Смоленская война. Активизируется деятельность земских соборов.

Ответ учеников – Царь  Михаил Федорович 1613-1645гг.

Карточка 2.

Правил со своим братом.

Отличался религиозностью и слабым здоровьем.

Царь Иван V 1682-1696гг.

Карточка  3.

В русской истории период  правления этой женщины получил название «Бироновщина»

Провела военную реформу. Были сформированы Измайловский и конный гвардейские полки.

Императрица Анна Иоанновна 1730-1740г.

Карточка 4.

Поклонник прусских порядков, которые ввел в армию.

Указ о престолонаследии, по которому власть переходила от отца к старшему сыну.

В заговоре против него участвовал его старший сын.

Император Павел 1 1796-1801гг.

Карточка 5.

В период его правления произошел церковный раскол, появление старообрядцев.

Издается «Соборное уложение»

Царь Алексей Михайлович 1645-1676гг.

Карточка 6.

Внук Петра Великого.

Перевел двор в Москву. Умер в 14 лет от оспы.

Император Петр11 1727-1730гг. 

Карточка 7.

В период его правления проходила Отечественная война 1812 года.

Создал «Негласный комитет»

«Аракчеевщина» и создание военных поселений.

Император Александр 1 1801-1825гг.

Карточка 8.

Регентша при двух малолетних братьях.

В период правления заключен «Вечный мир» с Польшей

Получила постриг в монашки в Новодевичьем монастыре.

Царевна Софья 1682-1689гг.

Карточка 9.

В период ее правления открыт государственный Дворянский банк, упорядочена  система налогообложения.

Указ об открытии  Московского Университета,  который возглавил М.В. Ломоносов.

Императрица Елизавета (1741-1761гг.)

Карточка 10

Начало его правление ознаменовало восстание декабристов.

Учредил «Третье отделение» Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Было напечатано «Свод законов Российской империи»

Император Николай 1 (1825-1855гг.)

Карточка 11.

Ликвидация тайной канцелярии, ведавшей политическим сыском.

Манифест  «О вольности дворянства», освобождение дворян от обязательной государственной службы.

Секуляризация церковных земель

Император Петр 111 (1761-1762гг.)

Карточка 12.

Период контрреформ. Циркуляр Министерства  просвещения «О кухаркиных детях».

Приняты законы о регламентации труда малолетних.

Император Александр111 (1881-1894гг.)

Карточка 13.

«Прорубил  окно в Европу».

Стал первым российским императором.

Учредил Сенат, коллегии, Синод и органы высшего государственного контроля.

Император Петр1 (1682-1725гг.)

Карточка 14.

Открыта Академия наук, на Дальний Восток отправлена экспедиция В.Беринга, учрежден орден Александра Невского, Создание Тайного Верховного Совета.

Императрица Екатерина1 (1725-1727гг.)

Карточка 15.

Объединение Левобережной Украины и России.

Учреждение Славяно-греко-латинской академии.

Уничтожение местничества.

Царь Федор Алексеевич (1676-1682гг.)

Карточка 16.

Когда взошел на престол, ему был один год.

Правила его мать, осуществив дворцовый переворот и отправлен в отставку Бирон.

Император ИванVI (1740-1741гг.)

Карточка 17.

Получил прозвище «Освободитель»

В период его правление было отменено крепостное право и проведены «Великие реформы».

Император Александр11 (1855-1881гг.)

Карточка 18.

Вошла в историю под именем «Великая», период ее правления называют «просвещенный абсолютизм».

Провела государственно-административные и социально-экономические реформы.

Восстание Е.Пугачева.

Императрица Екатерина 11 (1762-1796гг.)

Карточка 19.

Последний из династии Романовых. Убит вместе с семьей большевиками.

В период его правления прошли Первая русская революция и Первая Мировая война.

Император Николай11 (1894-1917гг.)

А теперь давайте проверим правильно ли вы определили имена и  даты правления государей. Вашему вниманию будет предложено 10 фотографий правителей, ваша задача назвать их имена  и даты правления. Работа будет проходить в группах (класс делится на на 3-4 группы), вам выдали листы с заданиями, куда вы должны вписать правильный ответ. На это вам дается  2-4 минуты.

Выдаются листы с заданиями(Приложение 3 ):

 Ответы учеников:

Петр 1 (1682-1725гг.)

Елизавета Петровна (1741-1761гг.)

Александр 1 (1801-1825гг.)

Николай 1 (1825-1855гг.)

Екатерина 11 (1762-1796гг.)

Александр 11 (1855-1881гг.)

Анна Иоанновна (1730-1740гг.)

Александр 111 (1881-1894гг.)

Екатерина 1 (1725-1727гг.)

Николай 11 (1894-1917гг.)

А теперь, вспомнив всех императоров династии Романовы, давайте вместе реконструируем генеалогическое древо этой семьи.

Учащиеся начинают называть по очереди правителей и даты их правление. Правильные ответы демонстрируются на слайде. Учащиеся проверяют себя, и корректируют ошибки.

А сейчас давайте составим синквейн на слово – Романовы (групповая работа)

Правила составления синквейна (приложение 1):

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами)

Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Пример: династия

               царская, правящая

               правила, реформировала, воевала

               семья расстреляна

               правители.

            власть

            жестокие, патриотичные

            покоряли, властвовали, предавали

            правили с XVII века

            государи

Заключительное слово учителя: Династия Романовых оставила России огромное наследство. Царская Россия - это исторически закрепленное образование, одним из самых влиятельных моментов которого является династия Романовых. Поэтому мы должны, как их потомки, помнить о великих монархах, мудро и справедливо (пусть и не всегда) правивших огромной страной. Сегодня мы еще раз убедились, что за каждым конкретным событием стоит конкретный человек, который в той или иной степени влияет на историю. Надо чтить своих предков, свои традиции, свою историю.

Каждому  из вас предлагается составить генеалогическое древо. На реализацию этого проекта вам дается  один месяц.

Просмотр содержимого документа
«История семьи в истории страны: династия Романовых»

Тема урока: « История семьи в истории страны: династия Романовых».


Цель: рассмотреть особенности развития России и влияние на отдельные человеческие судьбы; способствовать созданию у учащихся представлений и умозаключений об императоре как человеке и политическом деятеле, его нравственном облике, политических ценностях;

Задачи:

Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся по истории России; вырабатывать умение работать с фактическим материалом, документами

Развивающие: научить ребят доказывать собственные и опровергать ошибочные мнения, развитие мыслительной деятельности, памяти, умения делать собственные выводы, обобщать исторические факты

Воспитательные: способствовать формированию патриотических и нравственных качеств, познавательного кругозора и развитие творческого потенциала учащихся; воспитывать чувство такта, уважительное отношение друг к другу.

Тип урока: урок закрепления знаний и умений учащихся.

Оборудование: презентация, раздаточный материал

ХОД УРОКА

История России, как и любой страны мира, очень богата и разнообразна событиями. В ней переплетались значительные открытия, жестокие войны, взлеты и падения ученых, достижения культуры, политические перевороты. Хочу коротко напомнить основные события XX века.

1905-1907гг - 1-ая русская революция

1914-1918гг - 1-ая мировая война

1917г — взятие власти большевиками

1918-1920гг - гражданская война

1941-1945гг - Великая Отечественная война

1961 г - полет Ю.Гагарина

Если разбирать подробно каждое из событий, то за ними стоят конкретные люди, обычные труженики, наши прадеды и деды. Каждый человек, участвующий в событии вносит свой, определенный вклад в развитие истории. Сегодня, мы с вами, разберем на примере истории царской семьи Романовых.

Зачитываясь историей великой России, мы не можем не вспомнить гордую династию Романовых. Именно они запомнились своим неизменным патриотизмом и множеством неожиданных событий. Каждый государь пережил тяжелые времена, поднимая страну из бедности в результате постоянных войн. Не секрет, что история династии Романовых насквозь пропитана тайнами и кровавыми событиями. Практический каждый представитель этого рода чтил интересы народа, но в тоже время отличался и жестокостью.

История династии Романовых - это долгое время, полное невзгод и трагедий, завершившиеся свержением правителей и приходом к власти совершенно другого правящего «дома».

По мнению некоторых психологов, в судьбе отдельного человека в миниатюре отражение отражается история его семьи. Изучением истории семей и родов занимается специальная наука – генеалогия. Ее название происходит от древнегреческого слова, которое переводится как «родословная», т.е. слово о роде. Сегодня мы с вами попробуем научиться составлять генеалогическую таблицу( генеалогическое древо).

Правила составления генеалогического древа семьи ( приложение 1):

Генеалогическое досье (Сбор как можно большего количества данных о предках)

Генеалогическая карточка (Занесение в карточку сведений о предке)

Составление генеалогической таблицы


После изучения правил составления генеалогического древа, мы попробуем на практике построить генеалогическую таблицу на примере царской семьи Романовых.

Составлением генеалогического древа сегодня мы и займемся на уроках. Ваша задача построить генеалогическую таблицу. Но для начала, вам нужно будет угадать, о каком правителе рассказывается, назвать годы его правления. У каждого на столе лежит генеалогическая таблица с фотографиями правителей. Ваша задача вписывать имена и дату правителя в нужную ячейку (приложение 2).

Карточка 1.

Первый правитель из династии Романовых. Отец – патриарх Филарет. Взошел на престол после Смутного времени. В период его правления проходила Смоленская война. Активизируется деятельность земских соборов.

Ответ учеников – Царь Михаил Федорович 1613-1645гг.


Карточка 2.

Правил со своим братом.

Отличался религиозностью и слабым здоровьем.

Царь Иван V 1682-1696гг.


Карточка 3.

В русской истории период правления этой женщины получил название «Бироновщина»

Провела военную реформу. Были сформированы Измайловский и конный гвардейские полки.

Императрица Анна Иоанновна 1730-1740г..



Карточка 4 .

Поклонник прусских порядков, которые ввел в армию.

Указ о престолонаследии, по которому власть переходила от отца к старшему сыну.

В заговоре против него участвовал его старший сын.

Император Павел 1 1796-1801гг.



Карточка 5.

В период его правления произошел церковный раскол, появление старообрядцев.

Издается «Соборное уложение»

Царь Алексей Михайлович 1645-1676гг.



Карточка 6.

Внук Петра Великого.

Перевел двор в Москву. Умер в 14 лет от оспы.

Император Петр11 1727-1730гг.


Карточка 7.

В период его правления проходила Отечественная война 1812 года.

Создал «Негласный комитет»

«Аракчеевщина» и создание военных поселений.

Император Александр 1 1801-1825гг.


Карточка 8.

Регентша при двух малолетних братьях.

В период правления заключен «Вечный мир» с Польшей

Получила постриг в монашки в Новодевичьем монастыре.

Царевна Софья 1682-1689гг.


Карточка 9.

В период ее правления открыт государственный Дворянский банк, упорядочена система налогообложения.

Указ об открытии Московского Университета, который возглавил М.В. Ломоносов.

Императрица Елизавета (1741-1761гг.)


Карточка 10

Начало его правление ознаменовало восстание декабристов.

Учредил «Третье отделение» Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Было напечатано «Свод законов Российской империи»

Император Николай 1 (1825-1855гг.)


Карточка 11.

Ликвидация тайной канцелярии, ведавшей политическим сыском.

Манифест «О вольности дворянства», освобождение дворян от обязательной государственной службы.

Секуляризация церковных земель

Император Петр 111 (1761-1762гг.)


Карточка 12.

Период контрреформ. Циркуляр Министерства просвещения «О кухаркиных детях».

Приняты законы о регламентации труда малолетних.

Император Александр111 (1881-1894гг.)


Карточка 13.

«Прорубил окно в Европу».

Стал первым российским императором.

Учредил Сенат, коллегии, Синод и органы высшего государственного контроля.

Император Петр1 (1682-1725гг.)


Карточка 14.

Открыта Академия наук, на Дальний Восток отправлена экспедиция В.Беринга, учрежден орден Александра Невского, Создание Тайного Верховного Совета.

Императрица Екатерина1 (1725-1727гг.)


Карточка 15.

Объединение Левобережной Украины и России.

Учреждение Славяно-греко-латинской академии.

Уничтожение местничества.

Царь Федор Алексеевич (1676-1682гг.)


Карточка 16.

Когда взошел на престол, ему был один год.

Правила его мать, осуществив дворцовый переворот и отправлен в отставку Бирон.

Император ИванVI (1740-1741гг.)


Карточка 17.

Получил прозвище «Освободитель»

В период его правление было отменено крепостное право и проведены «Великие реформы».

Император Александр11 (1855-1881гг.)


Карточка 18.

Вошла в историю под именем «Великая», период ее правления называют «просвещенный абсолютизм».

Провела государственно-административные и социально-экономические реформы.

Восстание Е.Пугачева.

Императрица Екатерина 11 (1762-1796гг.)


Карточка 19.

Последний из династии Романовых. Убит вместе с семьей большевиками.

В период его правления прошли Первая русская революция и Первая Мировая война.

Император Николай11 (1894-1917гг.)


А теперь давайте проверим правильно ли вы определили имена и даты правления государей. Вашему вниманию будет предложено 10 фотографий правителей, ваша задача назвать их имена и даты правления. Работа будет проходить в группах (класс делится на на 3-4 группы), вам выдали листы с заданиями, куда вы должны вписать правильный ответ. На это вам дается 2-4 минуты.

Выдаются листы с заданиями(Приложение 3 ):

Ответы учеников:

Петр 1 (1682-1725гг.)

Елизавета Петровна (1741-1761гг.)

Александр 1 (1801-1825гг.)

Николай 1 (1825-1855гг.)

Екатерина 11 (1762-1796гг.)

Александр 11 (1855-1881гг.)

Анна Иоанновна (1730-1740гг.)

Александр 111 (1881-1894гг.)

Екатерина 1 (1725-1727гг.)

Николай 11 (1894-1917гг.)



А теперь, вспомнив всех императоров династии Романовы, давайте вместе реконструируем генеалогическое древо этой семьи.

Учащиеся начинают называть по очереди правителей и даты их правление. Правильные ответы демонстрируются на слайде. Учащиеся проверяют себя, и корректируют ошибки.

А сейчас давайте составим синквейн на слово – Романовы (групповая работа)

Правила составления синквейна (приложение 1):

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами)

Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Пример: династия

царская, правящая

правила, реформировала, воевала

семья расстреляна

правители.


власть

жестокие, патриотичные

покоряли, властвовали, предавали

правили с XVII века

государи

Заключительное слово учителя: Династия Романовых оставила России огромное наследство. Царская Россия - это исторически закрепленное образование, одним из самых влиятельных моментов которого является династия Романовых. Поэтому мы должны, как их потомки, помнить о великих монархах, мудро и справедливо (пусть и не всегда) правивших огромной страной. Сегодня мы еще раз убедились, что за каждым конкретным событием стоит конкретный человек, который в той или иной степени влияет на историю. Надо чтить своих предков, свои традиции, свою историю.

Каждому из вас предлагается составить генеалогическое древо. На реализацию этого проекта вам дается один месяц.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
История семьи в истории страны: династия Романовых

Автор: Еримеева Татьяна Юрьевна

Дата: 16.10.2020

Номер свидетельства: 560208

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Презентация на тему"Романовы. История семьи-история России" "
    ["seo_title"] => string(65) "priezientatsiia-na-tiemu-romanovy-istoriia-siem-i-istoriia-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "137599"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417375117"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "конспект урока "Опричнина" "
    ["seo_title"] => string(26) "konspiekt-uroka-oprichnina"
    ["file_id"] => string(6) "128766"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415557370"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока по истокам на тему "Мой родной город" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-po-istokam-na-tiemu-moi-rodnoi-ghorod"
    ["file_id"] => string(6) "126459"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415182189"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(23) "Мы за ЗОЖ ЗА! "
    ["seo_title"] => string(13) "my-za-zozh-za"
    ["file_id"] => string(6) "244643"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445967618"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Классный час, посвященный Дню народного единства ЛНР "В единстве наша сила""
    ["seo_title"] => string(80) "klassnyi_chas_posviashchiennyi_dniu_narodnogho_iedinstva_lnr_v_iedinstvie_nasha_"
    ["file_id"] => string(6) "377434"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1484047833"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства