Тема урока: « История семьи в истории страны: династия Романовых».
Цель: рассмотреть особенности развития России и влияние на отдельные человеческие судьбы; способствовать созданию у учащихся представлений и умозаключений об императоре как человеке и политическом деятеле, его нравственном облике, политических ценностях;
Задачи:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся по истории России; вырабатывать умение работать с фактическим материалом, документами
Развивающие: научить ребят доказывать собственные и опровергать ошибочные мнения, развитие мыслительной деятельности, памяти, умения делать собственные выводы, обобщать исторические факты
Воспитательные: способствовать формированию патриотических и нравственных качеств, познавательного кругозора и развитие творческого потенциала учащихся; воспитывать чувство такта, уважительное отношение друг к другу.
Тип урока: урок закрепления знаний и умений учащихся.
Оборудование: презентация, раздаточный материал
ХОД УРОКА
История России, как и любой страны мира, очень богата и разнообразна событиями. В ней переплетались значительные открытия, жестокие войны, взлеты и падения ученых, достижения культуры, политические перевороты. Хочу коротко напомнить основные события XX века.
1905-1907гг - 1-ая русская революция
1914-1918гг - 1-ая мировая война
1917г — взятие власти большевиками
1918-1920гг - гражданская война
1941-1945гг - Великая Отечественная война
1961 г - полет Ю.Гагарина
Если разбирать подробно каждое из событий, то за ними стоят конкретные люди, обычные труженики, наши прадеды и деды. Каждый человек, участвующий в событии вносит свой, определенный вклад в развитие истории. Сегодня, мы с вами, разберем на примере истории царской семьи Романовых.
Зачитываясь историей великой России, мы не можем не вспомнить гордую династию Романовых. Именно они запомнились своим неизменным патриотизмом и множеством неожиданных событий. Каждый государь пережил тяжелые времена, поднимая страну из бедности в результате постоянных войн. Не секрет, что история династии Романовых насквозь пропитана тайнами и кровавыми событиями. Практический каждый представитель этого рода чтил интересы народа, но в тоже время отличался и жестокостью.
История династии Романовых - это долгое время, полное невзгод и трагедий, завершившиеся свержением правителей и приходом к власти совершенно другого правящего «дома».
По мнению некоторых психологов, в судьбе отдельного человека в миниатюре отражение отражается история его семьи. Изучением истории семей и родов занимается специальная наука – генеалогия. Ее название происходит от древнегреческого слова, которое переводится как «родословная», т.е. слово о роде. Сегодня мы с вами попробуем научиться составлять генеалогическую таблицу( генеалогическое древо).
Правила составления генеалогического древа семьи ( приложение 1):
Генеалогическое досье (Сбор как можно большего количества данных о предках)
Генеалогическая карточка (Занесение в карточку сведений о предке)
Составление генеалогической таблицы
После изучения правил составления генеалогического древа, мы попробуем на практике построить генеалогическую таблицу на примере царской семьи Романовых.
Составлением генеалогического древа сегодня мы и займемся на уроках. Ваша задача построить генеалогическую таблицу. Но для начала, вам нужно будет угадать, о каком правителе рассказывается, назвать годы его правления. У каждого на столе лежит генеалогическая таблица с фотографиями правителей. Ваша задача вписывать имена и дату правителя в нужную ячейку (приложение 2).
Карточка 1.
Первый правитель из династии Романовых. Отец – патриарх Филарет. Взошел на престол после Смутного времени. В период его правления проходила Смоленская война. Активизируется деятельность земских соборов.
Ответ учеников – Царь Михаил Федорович 1613-1645гг.
Карточка 2.
Правил со своим братом.
Отличался религиозностью и слабым здоровьем.
Царь Иван V 1682-1696гг.
Карточка 3.
В русской истории период правления этой женщины получил название «Бироновщина»
Провела военную реформу. Были сформированы Измайловский и конный гвардейские полки.
Императрица Анна Иоанновна 1730-1740г.
Карточка 4.
Поклонник прусских порядков, которые ввел в армию.
Указ о престолонаследии, по которому власть переходила от отца к старшему сыну.
В заговоре против него участвовал его старший сын.
Император Павел 1 1796-1801гг.
Карточка 5.
В период его правления произошел церковный раскол, появление старообрядцев.
Издается «Соборное уложение»
Царь Алексей Михайлович 1645-1676гг.
Карточка 6.
Внук Петра Великого.
Перевел двор в Москву. Умер в 14 лет от оспы.
Император Петр11 1727-1730гг.
Карточка 7.
В период его правления проходила Отечественная война 1812 года.
Создал «Негласный комитет»
«Аракчеевщина» и создание военных поселений.
Император Александр 1 1801-1825гг.
Карточка 8.
Регентша при двух малолетних братьях.
В период правления заключен «Вечный мир» с Польшей
Получила постриг в монашки в Новодевичьем монастыре.
Царевна Софья 1682-1689гг.
Карточка 9.
В период ее правления открыт государственный Дворянский банк, упорядочена система налогообложения.
Указ об открытии Московского Университета, который возглавил М.В. Ломоносов.
Императрица Елизавета (1741-1761гг.)
Карточка 10
Начало его правление ознаменовало восстание декабристов.
Учредил «Третье отделение» Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Было напечатано «Свод законов Российской империи»
Император Николай 1 (1825-1855гг.)
Карточка 11.
Ликвидация тайной канцелярии, ведавшей политическим сыском.
Манифест «О вольности дворянства», освобождение дворян от обязательной государственной службы.
Секуляризация церковных земель
Император Петр 111 (1761-1762гг.)
Карточка 12.
Период контрреформ. Циркуляр Министерства просвещения «О кухаркиных детях».
Приняты законы о регламентации труда малолетних.
Император Александр111 (1881-1894гг.)
Карточка 13.
«Прорубил окно в Европу».
Стал первым российским императором.
Учредил Сенат, коллегии, Синод и органы высшего государственного контроля.
Император Петр1 (1682-1725гг.)
Карточка 14.
Открыта Академия наук, на Дальний Восток отправлена экспедиция В.Беринга, учрежден орден Александра Невского, Создание Тайного Верховного Совета.
Императрица Екатерина1 (1725-1727гг.)
Карточка 15.
Объединение Левобережной Украины и России.
Учреждение Славяно-греко-латинской академии.
Уничтожение местничества.
Царь Федор Алексеевич (1676-1682гг.)
Карточка 16.
Когда взошел на престол, ему был один год.
Правила его мать, осуществив дворцовый переворот и отправлен в отставку Бирон.
Император ИванVI (1740-1741гг.)
Карточка 17.
Получил прозвище «Освободитель»
В период его правление было отменено крепостное право и проведены «Великие реформы».
Император Александр11 (1855-1881гг.)
Карточка 18.
Вошла в историю под именем «Великая», период ее правления называют «просвещенный абсолютизм».
Провела государственно-административные и социально-экономические реформы.
Восстание Е.Пугачева.
Императрица Екатерина 11 (1762-1796гг.)
Карточка 19.
Последний из династии Романовых. Убит вместе с семьей большевиками.
В период его правления прошли Первая русская революция и Первая Мировая война.
Император Николай11 (1894-1917гг.)
А теперь давайте проверим правильно ли вы определили имена и даты правления государей. Вашему вниманию будет предложено 10 фотографий правителей, ваша задача назвать их имена и даты правления. Работа будет проходить в группах (класс делится на на 3-4 группы), вам выдали листы с заданиями, куда вы должны вписать правильный ответ. На это вам дается 2-4 минуты.
Выдаются листы с заданиями(Приложение 3 ):
Ответы учеников:
Петр 1 (1682-1725гг.)
Елизавета Петровна (1741-1761гг.)
Александр 1 (1801-1825гг.)
Николай 1 (1825-1855гг.)
Екатерина 11 (1762-1796гг.)
Александр 11 (1855-1881гг.)
Анна Иоанновна (1730-1740гг.)
Александр 111 (1881-1894гг.)
Екатерина 1 (1725-1727гг.)
Николай 11 (1894-1917гг.)
А теперь, вспомнив всех императоров династии Романовы, давайте вместе реконструируем генеалогическое древо этой семьи.
Учащиеся начинают называть по очереди правителей и даты их правление. Правильные ответы демонстрируются на слайде. Учащиеся проверяют себя, и корректируют ошибки.
А сейчас давайте составим синквейн на слово – Романовы (групповая работа)
Правила составления синквейна (приложение 1):
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами)
Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Пример: династия
царская, правящая
правила, реформировала, воевала
семья расстреляна
правители.
власть
жестокие, патриотичные
покоряли, властвовали, предавали
правили с XVII века
государи
Заключительное слово учителя: Династия Романовых оставила России огромное наследство. Царская Россия - это исторически закрепленное образование, одним из самых влиятельных моментов которого является династия Романовых. Поэтому мы должны, как их потомки, помнить о великих монархах, мудро и справедливо (пусть и не всегда) правивших огромной страной. Сегодня мы еще раз убедились, что за каждым конкретным событием стоит конкретный человек, который в той или иной степени влияет на историю. Надо чтить своих предков, свои традиции, свою историю.
Каждому из вас предлагается составить генеалогическое древо. На реализацию этого проекта вам дается один месяц.