Просмотр содержимого документа
«Проектирование творческой среды на уроках истории»
Ресурсы современного урока: проектирование творческой среды на уроках истории и обществознания
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем обучающимся проявить свои таланты и творческий потенциал.
Творческая атмосфера - это, по сути, интенсивная познавательная деятельность, которая позволяет формировать внутреннюю потребность в самообразовании, нестандартно мыслить, развивать исследовательские умения. Позволяет ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу со временем, развивает умение истинно оценивать себя, научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, конструктивно критиковать отрицательные моменты. Всё это развивает коммуникативность, умение сотрудничать, стимулируют гибкость мышления.
Основными составляющими в работе по созданию творческой атмосферы можно выделить следующее:
- применение разнообразных технологии, форм уроков, приёмов и методов, которые стимулируют поисковую мыслительную деятельность обучающихся.
Один из способов развития творческого мышления обучающихся на уроках истории и обществознания – включение в содержание учебно-воспитательного процесса заданий творческого характера.
По содержанию творческие задания подразделяют на познавательные и нестандартные задачи, экспериментально-исследовательские и конструкторские задачи; задачи, развивающие логические и комбинаторные способности; задания с изюминкой, требующие помимо знания предмета нестандартного логического подхода.
Выбор методов организации творческой деятельности осуществляется в зависимости от целей, уровня сложности содержания, уровня развития способностей обучающихся, конкретных условий, сложившихся при выполнении творческого задания: осведомленности обучающихся в поставленной проблеме, степени проявления интереса, личного опыта применения способов решения поставленной задачи. Творческие задания предполагают применение обучающимися активных методов для организации самостоятельной творческой деятельности.
Прием «ЗХУ»
«Знаем. Хотим узнать. Узнали». Для этого делю доску на 3 широкие колонки, озаглавленные соответственно: «Знаем», «Хотим узнать», «Узнали».
Затем называю тему и спрашиваю обучающихся, что они об этом уже знают. Обсуждение продолжается, пока не выявятся сведения, в справедливости которых обучающиеся не сомневаются. Их мы заносим в колонку «Знаем».
Спорные идеи и вопросы заносим в колонку «Хотим узнать». В конце урока обучающиеся самостоятельно заполняют третью колонку «Узнали». В случае затруднения обсуждаем возникшие вопросы. Данный прием эффективен и для подведения итога урока, он позволяет осуществить рефлексию.
Например: на уроке истории в 5 классе по теме «Военные походы фараонов» используемая таблица после постановки цели урока выглядит следующим образом:
Что знаем
Что хотим узнать
Узнали
Фараоны – правители Египта
Ходили в походы, чтобы расширить владения, награбить богатства
В какие страны организовывали походы? Чем закончились эти походы?
Какое вооружение имели египетские воины? Какие виды войск были в Египте?
Легко ли жилось египетскому воину?
Прием «ЗХУ» можно использовать в любом классе в зависимости от темы урока.
Методического приема «вертушка».
Материал, подлежащий изучению, делится на 4 части. Обучающиеся получают карточки с номерами 1, 2, 3, 4. Класс делится на 4 группы. Обучающиеся с карточкой №1 работают над первым вопросом, обучающиеся с карточкой № 2 работают над вторым вопросом и т.д. Каждый из них должен уметь объяснить изученный материал. Затем состав групп меняется таким образом, чтобы в каждой группе был человек, готовый объяснить определенную порцию материала. Получится 4 группы по 4 человека. Можно обучающихся разделить на 2 группы, затем организовать работу в парах. Обучающимся очень интересно на таком уроке. Они все выступают в роли «учителей», чувствуют ответственность, даже слабые обучающиеся не стесняются говорить. Такая работа развивает речь, память, мышление, формирует навыки работы с текстом.
«6 шляп критического мышления».
Этот алгоритм позволяет организовать работу с любым текстом, обменяться мнениями в непринужденной атмосфере. Главное, строго придерживаться того направления, которое задаст каждая шляпа.
3-я шляпа – черная: критическая, негативная (обращает внимание на то, чего не хватает, что плохо)
4-я шляпа – желтая: апологетическая (обращает внимание на то, что есть положительного, хорошего).
5-я шляпа – синяя: аналитическая, поисковая.
6-я шляпа– зеленая: изобретательская, творческая.
Прием «Изюминка». Урок начинаю с притчи, анекдота, пословицы, мультфильма, фрагмента фильма или музыкального произведения.
Далее задаются вопросы и идет обсуждение – ребята высказывают свое мнение, ассоциации.
Разработана серия рабочих тетрадей по истории и обществознанию. В них представлена свернутая информация в виде опорных схем, необходимых для выполнения заданий рисунков, памяток и других справочных материалов.
Для групповой и индивидуальной работы может быть использован прием «кластер».
Этот метод помогает обучающимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
Методика составления кластера достаточно проста:
- написать ключевое слово или предложение на бумаге;
- записывать слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме;
- выписывать можно столько идей, сколько захочется.
На уроках обучающимся как можно больше надо предлагать разнообразных творческих заданий. В арсенале учителя их может быть немало: кроссворды, ситуация-сценка, соцопрос, анкетирование, творческое перо, анаграммы, письмо к …
Использование игровых приемов на уроках , для повторения и закрепления материала.
5 класс. Исторический диктант.
"Веришь, не веришь?"
1) Верите ли вы, что река Ганг течет в Китае?
2) Верите ли вы, что Греция расположена в Передней Азии?.
"Аукцион"
Учащимся предлагается записать в столбик слова, которые характеризуют Индию.
На работу дается пять минут времени.
Затем предлагается начальная цена: шесть слов. Кто больше?
Побеждает тот, кто больше назовет слов.
"Хлопни верно"
Учитель произносит слова, относящиеся к определенной теме, учащимся необходимо хлопнуть в ладоши в тот момент, когда произносится не верное слово, относящееся к другой теме.
Предлагаю работу в парах с использованием приема собирания пазлов карта страны (кто быстрее), интерактивные занятия (создание коллажа на доске по теме).
Кейс-метод обучения — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при обучении. Отличительной особенностью этого метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
Ситуация 2 Учащимся класса предлагается в выходной день принять участие в посадке аллеи Славы. Несколько учащихся отказалось участвовать, мотивируя это тем, что родители им не разрешают в выходной день куда-то идти. Как бы ты поступил(а) на их месте?