kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Положение основных слоев российского общества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать представление о процессах, проходивших в социальной сфере во второй половине XIX в.; уяснить, что основной тенденцией, характерной для пореформенной деревни, стало вовлечение крестьянства в рыночные отношения, что приводило к постепенному размыванию общинных устоев; сформировать представление о специфике российской буржуазии и пролетариата пореформенного периода; показать изменения, происходящие в среде духовенства; вскрыть причины усиления оппозиционности российской интеллигенции;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Положение основных слоев российского общества»

Учитель: Таранюкова Наталия Викторовна, учитель истории МБОУ СОШ № 1 имени А.В.Суворова, г.Усть-Лабинск Краснодарского края

Предмет: история

Класс: 8

Тема: Положение основных слоев российского общества

Тип урока: урок – исследование

УМК: УМК по истории под ред. А.Л. Данилова, JI. Г. Косулиной.



Цель урока: сформировать представление о процессах, проходивших в социальной сфере во второй половине XIX в.; уяснить, что основной тенденцией, характерной для пореформенной деревни, стало вовлечение крестьянства в рыночные отношения, что приводило к постепенному размыванию общинных устоев; сформировать представление о специфике российской буржуазии и пролетариата пореформенного периода; показать изменения, происходящие в среде духовенства; вскрыть причины усиления оппозиционности российской интеллигенции;

План урока: 
1. Сословия и классы в пореформенном обществе. 
2. Крестьянство. 
3. Дворянство.

4. Буржуазия. 
5. Пролетариат. 
6. Духовенство. 
7. Интеллигенция.

Основные понятия: сословия; классы; общинная психология; имущественное расслоение; земельные переделы; отходничество, меценатство; стачка; интеллигенция.

Персоналии: А. А. Бахрушин; С. И. Мамонтов; П. М. Третьяков; С. И. и П. И. Щукины

Ход урока

I. Проверка домашнего задания:

1) Беседа по вопросам домашнего задания.

2) Тестирование

1. Что из нижеперечисленного было характерно для экономической политики Александра III:

а) государственная помощь сельскому хозяйству;

б) совершенствование налоговой системы;

в) развитие частных железных дорог?

2. Протекционизм — это экономическая политика государства, направленная на:

а) ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции;

б) широкое привлечение в страну иностранных товаров;

в) сокращение вывоза отечественных товаров за границу.

3. Главной целью экономической политики Александра III было:

а) повышение благосостояния населения;

б) рост промышленного производства и укрепление военной мощи страны;

в) догнать и перегнать развитые европейские державы по производству продукции на душу населения.

4. Денежная реформа 1897 г. вводила:

а) новую национальную валюту;

б) свободный обмен рубля на золото;

в) зависимость рубля от курса доллара.

5. Одним из основных мероприятий, проведенных министром финансов Н. Х. Бунге, было:

а) введение винной монополии;

б) снижение выкупных платежей и отмена подушной подати;

в) снижение таможенных пошлин на товары, ввозимые из-за границы.

6. Для экономической политики И. А. Вышнеградского было характерно:

а) активная деятельность на зарубежных финансовых биржах;

б) отказ от прямого вмешательства государства в дела экономики;

в) снижение налоговых пошлин на продукцию машиностроения.

7. Одним из пунктов экономической программы С. Ю. Витте было:

а) повышение акцизных сборов на водку и табак;

б) запрещение деятельности частных банков;

в) широкое привлечение в страну иностранных капиталов.

II. Изучение нового материала.

1. Сословия и классы в пореформенном обществе.

Первый вопрос можно изучить путем эмпирической беседы.

Учитель сообщает, что во второй половине XIX в. в Российской империи по-прежнему сохранялось сословное деление общества.

- Что такое «сословия»?

- На какие сословия делилось население России?

- Какие сословия являлись привилегированными?

- Какими привилегиями пользовались дворяне?

- Мог ли человек из иных сословий получить дворянство?

Затем учитель поясняет, что такое классы, чем классовое общество отличается от сословного.

- Какие классы являются основными для феодального общества?

- Какие классы существуют в буржуазном обществе?

- Какие классы существовали в пореформенном российском обществе?

- Как вы думаете, рост какой профессиональной группы населения происходил в пореформенной России?

В заключение учитель делает вывод о специфике социальной структуры российского общества второй половины XIX в.

2. Крестьянство


Изучение второго вопроса можно провести, сочетая различные методы. Рассказ о роли крестьянской общины необходимо сопровождать записями в рабочей тетради. Проблему втягивания крестьянских хозяйств в рыночные отношения можно проиллюстрировать документом, помещенным в учебнике на стр. 238, при этом письменные ответы на вопросы к документу учащиеся могут выполнить как на уроке, так и в качестве домашнего задания.

В заключение можно провести беседу:

- Какова была роль общины в жизни крестьян?

- В чем вы видите положительные и отрицательные стороны крестьянской общины?

- В чем сущность понятия «общинная психология»?

- Какие новые черты появились в деревне после отмены крепостного права?

3. Дворянство.

Третий вопрос учитель излагает сам, опираясь на материал учебника. В ходе рассказа учителя учащимся предлагается записать в тетрадях в виде тезисов ответ на вопрос:

- Какие процессы были характерны для российского дворянства в пореформенный период?

Можно предложить учащимся выполнить это же задание путем самостоятельного чтения соответствующего раздела учебника, а затем обсудить его выполнение.

4. Буржуазия

Четвертый вопрос целесообразно изучить, сочетая рассказ учителя с работой над документом 1 в конце § 32—33.

- О каких особенностях формирования класса буржуазии идет речь в документе?

- Какими чертами характера должен обладать предприниматель?

- Вызывают ли эти люди симпатии у Шаляпина?

- Как к ним относились крестьяне?

- Какие этапы в развитии русской буржуазии выделяет известный русский певец?

Затем можно заслушать подготовленные учащимися сообщения о меценатской деятельности А. А. Бахрушина, С. И. Мамонтова, П. М. Третьякова, С. И. и П. И. Щукиных.

5. Пролетариат

Пятый вопрос целесообразно изучить, сочетая рассказ учителя с работой над документом 2 в конце § 32—33.

- О каких двух категориях пролетариата идет речь в документе?

- Каковы были условия труда и быта работников слесарной мастерской?

- Чем различались условия работы в железнодорожных мастерских?

- Как вы думаете, почему условия труда в железнодорожных мастерских были лучше, чем на мелких слесарных предприятиях?

- Какие факты свидетельствуют о влиянии деревенской жизни на работу промышленных предприятий?

- В чем вы видите причину подобного влияния?

- Как выражали рабочие свое недовольство условиями труда?

- Какой характер носили выступления рабочих?

- Каково значение рабочих выступлений? Затем учитель рассказывает о начале стачечной борьбы пролетариата, о морозовской стачке.

6. Духовенство

Самостоятельное изучение материала учащимися, опираясь на учебник.

7. Интеллигенция.

Данный вопрос учитель объясняет сам, опираясь на материал учебника.

III. Закрепление изученного материала.

- Проверка записей в тетради

Домашнее задание: § 32—33 учебника и вопросы 1—8 к нему. Составить устный рассказ к иллюстрации на с. 203 учебника. Индивидуальные задания: подготовить сообщения о меценатской деятельности А. А. Бахрушина, С. И. Мамонтова, П. М. Третьякова, С. И. и П. И. Щукиных; «Быт и обычаи Кубанского казачества».
































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Положение основных слоев российского общества

Автор: Таранюкова Наталия Викторовна

Дата: 07.12.2016

Номер свидетельства: 366738

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Тематическое планирование уроков истории России 8 кл. "
    ["seo_title"] => string(57) "tiematichieskoie-planirovaniie-urokov-istorii-rossii-8-kl"
    ["file_id"] => string(6) "239402"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444765015"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Предпринимательство в России "
    ["seo_title"] => string(30) "priedprinimatiel-stvo-v-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "230186"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442035690"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "СОБСТВЕННОСТЬ И ПРАВА СОБСТВЕННИКА "
    ["seo_title"] => string(35) "sobstviennost-i-prava-sobstviennika"
    ["file_id"] => string(6) "128085"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415435558"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "россия на рубеже XIX-XXвека "
    ["seo_title"] => string(32) "rossiia-na-rubiezhie-xix-xxvieka"
    ["file_id"] => string(6) "211084"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431536861"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Казахстан в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции. "
    ["seo_title"] => string(76) "kazakhstan-v-ghody-ghrazhdanskoi-voiny-i-inostrannoi-voiennoi-intiervientsii"
    ["file_id"] => string(6) "166872"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423001624"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства