~~СОБСТВЕННОСТЬ И ПРАВА СОБСТВЕННИКА
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Цели урока:
1. Способствовать развитию экономической и правовой компетенции учащихся, актуализация знаний понятий «собственность», «виды собственности», «право собственности», продолжать формировать умения и навыки анализа документов: «Конституция РФ», «Гражданский Кодекс», «Закон о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», формирование навыков работы с предметными обществоведческими кейс-измерителями.
2. Развитие всех сфер личности учащегося: эмоционально-волевой, когнитивной, потребностно-мотивационной, интеллектуальной и практико-действенной.
3. Воспитание экономической и правовой эрудированности, гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права демократического государства, уважения к правам и свободам другого человека, содействие развитию профессиональных склонностей.
Форма урока: изучение нового материала с применением игровых форм работы.
Методы: эвристическая беседа, проблемное изложение, работа в группах, работа с документами, таблицами, тестами и кейс-измерителями.
Оборудование: Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, Закон о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации.
Основные понятия: собственность, виды собственности, права и механизм защиты прав собственника, имущественные права граждан, приватизация.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны:
1. Иметь представление о собственности, ее видах, функционирование в экономических системах;
2. Знать основные документы, содержащие права собственника - Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, Закон о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, понимать их значимость для гражданина Российской Федерации;
3. Знать основные права и обязанности лиц подросткового возраста, свой правовой статус;
4. Уметь характеризовать способы и средства правовой защиты собственника в современном государстве;
5. Овладеть навыками применения полученных знаний, предметных обществоведческих компетенций в нестандартных ситуациях современной экономической ситуации.
Ход урока:
ТЕМА МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СРЕДСТВА
I этап. Организационный момент, объявление темы урока - Журнал,
план урока
Актуализация имеющихся знаний Эвристическая беседа, дискуссия
II этап. Объяснение нового материала.
Собственность Самостоятельная работа учащихся с кластером, Объяснение Кластер, доска
Виды собственности Обсуждение, объяснение
Частная собственность Проблемное объяснение, работа с документами Раздаточный материал
Приватизация Проблемное объяснение, работа с документами, Раздаточный материал
III этап. Деловая игра «Продажа-покупка недвижимости» Кейс-измеритель, деловая игра Раздаточный материал
Подведение итогов деловой игры Обсуждение
IV этап. Тест Самостоятельная работа учащихся
V этап.
Подведение итогов урока Эвристическая беседа
Домашнее задание
I этап.
Организационный момент. Представление учителя.
Тема урока: «СОБСТВЕННОСТЬ
И ПРАВА СОБСТВЕННИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»
План урока:
1. Понятие «собственность» и виды собственности.
2. Частная собственность в Российской Федерации.
3. Приватизация жилищного фонда в Российской Федерации.
4. Деловая игра «Продажа – покупка недвижимости»
Наш урок посвящен интересной и актуальной теме, которая является одной из основных в общем курсе обществознания – «СОБСТВЕННОСТЬ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ СОБСТВЕННИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ».
Собственность – это основа, становой хребет любого общественного строя и общества. Она возникла на заре развития человечества, выражаясь в начале в индивидуальном присвоении древними людьми своей добычи, а потом и в коллективном присвоении. Ни о каком обществе не может быть речи там, где не существует никакой формы собственности, поскольку всякое производство есть присвоение индивидуумом предметов природы в пределах определенной общественной формы и посредством нее. Во время перехода к рыночной экономике в России, как, впрочем, и в других постсоциалистических странах, осуществление реформ столкнулось с рядом объективных трудностей, первоочередной среди которых, безусловно, можно назвать проблему собственности. Проблема эта не нова и занимает умы людей уже не одно столетие. Первые упоминания о собственности как об одной из основных характеристик государства, появились еще в глубокой древности в Вавилоне, Китае и других странах. Так что же такое собственность?
II этап.
Объяснение нового материала.
Сейчас на листе бумаги напишите понятия, которые возникают тогда, когда вы сталкиваетесь с понятием « Собственность». Мы составим кластер на доске – это своего рода ассоциативный ряд, который поможет нам вывести понятие «Собственность».
Итак, собственность – это правовое обладание имуществом.
Она включает в себя:
• владение,
• пользование
• распоряжение имуществом (вещью).
Существуют две основные исторические формы собственности:
• общественная
• частная:
- общественная собственность, которая характеризуется совместным присвоением средств и результатов производства;
- частная собственность – это форма собственности гражданина или юридического лица на конкретное имущество (землю, другое движимое и недвижимое имущество). Защищается законом.
Давайте обратимся к документам (Приложение 1, 2, 3):
? – Какие основные формы собственности признаны в основном Законе Российской Федерации (ст. 8)? (Приложение 1)
(Согласно п. 2 ст. 8 ныне действующей Конституции, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности).
? – В какой статье Конституции говорится о частной собственности? (Приложение 1)
? –Каковы права гражданина России? (Приложение 1)
(ст. 35, Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами).
? – Что может быть в частной собственности и при каких условиях? (Приложение 1)
(движимое и недвижимое имущество. Ст. 36 Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц).
Промежуточный вывод. Обобщение пройденного материала.
Право собственности - неотъемлемая часть гражданского законодательства любого развитого государства.
? –В каком документе зафиксированы права собственников России? (Приложение 2) (ГК РФ, ст.209. Содержание права собственности - собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими).
Наличие частной собственности есть краеугольный камень нормального функционирования рыночной экономики. Обратимся к истории нашего государства – история ХХ в. России показала нам пример господства какой формы собственности? С какого времени берет свое начало становление рыночной экономической системы? Именно с 90-х гг. ХХ в. насущной необходимостью стал переход от единой государственной собственности к многообразию ее форм.
Этот переход получил название – приватизация.
? –Какой документ содержит основные положения этого процесса? (Приложение 3) (Закон о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации).
Приватизация (лат. privatus - частный) - передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России означает приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных органов власти в собственность. Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т. д.
Главной целью процесса приватизации в России, который получил свое начало в 1992 г., было формирование слоя частных собственников, необходимых для рыночной экономики. Особенности, этапы и противоречия российской приватизации вы уже знаете, изучая историю ХХ века.
Вывод. Обобщение пройденного материала.
III этап.
Деловая игра «Продажа-покупка недвижимости»
На нашем уроке мы коснемся особенностей процесса перехода собственности – купли/продажи недвижимости, для наглядности используем кейс-измерители (это проблемные задачи из реальной жизненной ситуации, решение которых возможно при условии применения полученных знаний в и навыков креативного мышления).
Кейс-измеритель.
Семья из 4 человек – родители, двое детей (сын – 19 лет, дочь – 14 лет) решили улучшить свои жилищные условия, продав свою 3-х комнатную квартиру. Нашлись покупатели, которые согласны купить их квартиру.
Хозяева-продавцы - Какие условия им необходимо соблюсти, чтобы продать недвижимость?
Покупатели – Какие условия необходимы для признания сделки действительной?
Эксперты – Оценить действия продавцов и покупателей, высказать свое мнение.
Подведение итогов деловой игры.
Спасибо всем участникам игры, надеюсь, полученные знания пригодятся в дальнейшей вашей жизни. Давайте вместе сформулируем основные условия необходимые для совершения сделки на рынке недвижимости:
1. Для совершения продажи и покупки недвижимости необходимо обладать правом собственности на нее;
2. Продажа квартиры возможна при условии оплаты всех коммунальных платежей;
3.При продаже квартиры необходимо учесть права несовершеннолетнего ребенка;
4. Иметь при себе все необходимые для продажи документы;
5. Продажа и покупка квартиры регистрируется только в Учреждении Юстиции.
IV этап.
Проверочный тест.
Из перечня различных объектов собственности, приведенного в таблице, необходимо выбрать и отметить (+) те, которые, по мнению ученика, могут быть в личной (частной) собственности отдельного человека. Затем установить объекты, которые могут быть государственной собственностью. Отдельно следует выделить объекты возможной коллективной (групповой, совместной) собственности ряда лиц, образующих семью, трудовой коллектив, жителей города, региона.
V этап.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Эссе. «Реализация прав собственника в современной России»