kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Предпринимательство в России

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Солонцовская средняя  школа

Алексеевского муниципального района

Волгоградской области

Адрес: 403243, х.Солонцовский, д.147, Алексеевский р-он, Волгоградская обл.

Тел. 8(84446)3-71-86, e-mail: solonou@mail/ru

Название работы: Предпринимательство в России

Автор: Шепелева Марина Спартаковна,

учитель истории и обществознания

х.Солонцовский

2015

  Предпринимательство — неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
     Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости, играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны.
     Предпринимательство обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.

     История предпринимательства уходит в глубокое прошлое.
     До 19 века на Руси это были купцы-первопроходцы (в отношении которых термин «предприниматель» сегодня носит еще дискуссионный характер), а также другие торговцы (бояре, чиновники); позже этот слой незначительно пополнялся за счет выходцев из дворянской среды и разночинцев. После издания Александром I в 1803 г. «Указа о вольных хлебопашцах», разрешающего помещикам отпускать крестьян на волю за денежный выкуп, российское предпринимательство пополнило свои ряды деловыми людьми крестьянского происхождения. Проведение в жизнь великой реформы 1861 г. Ознаменовало собой начало нового революционного этапа в истории предпринимательства России, когда массы освободившихся крестьян стали наемными рабочими на частных предприятиях или смогли организовать собственное дело. Глубоко народная по своему происхождению личностная сущность российского предпринимателя дает достаточные основания считать одним из важнейших факторов формирования его ментальности религиозное воспитание и окружение.

      Отмена в России крепостного права в 1861 году стала важным событием в истории предпринимательства, развивается новая экономическая формация - капитализм, втягивающий в мировое товарное обращение окраины России, распространению наемного труда, росту капиталистических отношений.

      Переселение крестьян на окраины и прежде всего в Сибирь приобрело большое значение в период проведения столыпинской реформы, цель которой была в сохранении помещичьего землевладения путем создания опоры - кулачества.

     Промышленный подъем 90-х годов 19 века и строительство сибирской магистрали вызвали значительное оживление экономики  страны, русско-японская война дала импульс быстрому росту кулацких хозяйств, нажившихся на поставках продуктов для армии.

     После Октябрьской революции под влиянием разных факторов (прежде всего в силу принципиального отрицания частной собственности как источника эксплуатации, а также для преодоления сопротивления со стороны капиталистов, создания экономической основы для сохранения независимости страны) в несколько приемов были национализированы предприятия крупной, средней и отчасти мелкой промышленности, транспорта, торговли, все банковско-кредитные учреждения, ликвидированы товарные и фондовые биржи.
     С переходом к нэпу были сняты ограничения на частнопредпринимательскую деятельность. В июле 1921 года законодательством было допущено существование простых товариществ, в июле 1922 года- акционерных обществ, полные товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью. Новая экономическая политика способствовала восстановлению сельского хозяйства. Основное место в производстве продовольствия и сельскохозяйственного сырья занимало единоличное крестьянское хозяйство.

  Осуществление нэпа привело к подъему производительных сил нашей страны и улучшению положения рабочих, крестьян и представителей всех других слоев тогдашнего российского общества.
     Но сталинизм пресек демократические тенденции, характерные для периода нэпа. Наиболее характерными чертами создаваемой в это время административно-командной системы стали тотальное огосударствление экономики и общественной жизни, всеобщая бюрократизация, подавление демократии и гласности, массовые репрессии. Центр тяжести борьбы с частным капиталом переносится в торговлю.
Установление предельных розничных цен создавало на рынке устойчивое положение, частная торговля вынуждена была считаться с ценами государства. С рынка вытеснялся в первую очередь частный крупный оптовик, посредник межгосударственным и розничным товарооборотом. Расширение сети государственной и кооперативной торговли.
1923-1924 годы 1925-1926 годы составлял:
гос.сектор - 15,5% гос.сектор - 7%
кооперация - 60% кооперация - 6,2%
частный - 46,8 % частный - 25,5%
Изменения в частной торговле вели к ее измельчению: от оптовой - к оптово-розничной; от нее - к мелкой розничной. Уже к концу 1926 г. частный капитал занимал подчиненное положение по отношению к государственному и остался только в розничной торговле.
     "Ничейная" собственность, диктат и произвол высшего руководства, кадровый монополизм не давали проявиться предпринимательской инициативе. Многие руководители вынуждены были находиться в состоянии постоянной конфронтации с господствующей системой, бесплодно тратить свою энергию и способности на бесконечные согласования и рапорты.

     После глобальных перемен 1990-х годов, отношение к предпринимательству постепенно начинает меняться.
     Уже в Конституции России, принятой в 12 декабря 1993 года определено, что каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Права и свободы человека и гражданина, а значит, и право свободной предпринимательской деятельности осуществляются на всей территории России и распространяются на каждого гражданина страны. Все органы государственной власти обязаны обеспечивать и защищать в своей деятельности права предпринимателей и свободу предпринимательства, а их противодействие должно рассматриваться как нарушение Конституции России. Государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности.        Статистические данные свидетельствуют о том, что предпринимательство стало заметным явлением в экономике России.  В 2009 году в стране работало около  227,6 тыс. малых предприятий с численностью постоянно занятых свыше 5,7 млн. человек, с учётом финансового кризиса, конечно, произошло сокращение. Следует отметить, что в соответствии с Программой антикризисных мер принятие закона, позволяющего образовательным и научным организациям создавать малые предприятия, частично способствовало распространению практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями, что составило около 30 тыс. рабочих мест.
      География устойчивого развития предпринимательства постоянно расширяется, хотя и сохраняется неравномерность его распространения: более половины работающих в стране малых предприятий сосредоточено в восьми субъектах России, около четверти — в Москве. Предприниматели за годы экономических преобразований приобрели опыт ведения бизнеса. Повысился профессиональный уровень многих предпринимателей и управленцев. В целом произошла сегментация рынков, появилось больше предприятий, ориентированных на производственный сектор и сферу услуг, улучшается качество продукции пищевой и легкой промышленности. То же можно сказать и о сфере услуг в крупных городах. Вместе с тем, по-прежнему невелика доля производственного сектора, слабо внедряются новые технологии. Отдельные примеры выпуска высококачественных товаров до сих пор не решают проблему низкой конкурентоспособности основной продукции малых предприятий.
     Динамику развития предпринимательства можно охарактеризовать одним словом — застой: количественные показатели развития предпринимательства в России остаются практически неизменными с 1994 г.
     Августовский кризис 1998 г. негативно отразился на многих малых и средних предприятиях: оборотные средства резко уменьшились или пропали в банках, сократились рынки сбыта вследствие снижения покупательной способности населения, обанкротились многие предприятия, чья деятельность была связана с импортом сырья или товаров. В результате число занятых в этом секторе экономики сократилось на несколько сотен тысяч человек. Застой сменился тенденцией к разорению многих предпринимателей и малых предприятий. Кроме того, усиливается существующая опасность замедления простого воспроизводства субъектов предпринимательства взамен прекративших свою деятельность по тем или иным причинам, что ведет к сужению этого сектора экономики.
     Международный опыт убедительно показал, что развитие предпринимательства возможно только при наличии целенаправленной политики государства в отношении малого предпринимательства, исходящей из необходимости развития этого сектора экономики и понимания уязвимости малых предприятий по сравнению с крупными, обусловленной самим характером их функционирования. Другими словами, государство помогает малому предпринимательству, потому что это необходимо и государству, и народу.
     В экономически развитых странах число малых и средних предприятий достигает 80-99% от общего числа предприятий, в этом секторе экономики сосредоточены две трети трудоспособного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В этих странах проводится активная и последовательная политика поддержки и развития предпринимательства. В России государство предприняло определенные шаги по развитию малого предпринимательства: формируется законодательная база, были приняты программы развития малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, при содействии государства создана сеть сервисных организаций. Все большее внимание вопросам развития предпринимательства уделяют региональные и муниципальные органы власти.
     Очевидно, предпринятые государством меры явно недостаточны, а по ряду позиций допущены отступления от того, что уже достигнуто. Усиливается налоговый пресс. Возрастают административные барьеры. Несмотря на все трудности становления и развития, предпринимательство к 2009 г. превратилось в заметную экономическую и политическую силу, их оборот уже в 2009 г. составил 1832,5 млрд. руб.

     Следует отметить, что теперь предоставляется возможность авансового перечисления регионам субсидий из федерального бюджета на развитие малого и среднего бизнеса. Меры по улучшению положения предприятий микро-, малого и среднего бизнеса коснулись разных аспектов их деятельности и могут быть условно разделены на три следующих блока:

  • в области финансового и налогового стимулирования;
  • меры имущественно-инфраструктурной поддержки;
  • меры по снижению административного давления.

     С  этой целью были внесены изменения в статьи Налогового Кодекса РФ. В соответствии с Федеральным законом от 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 2008 г. к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям:

  • суммарная доля участия государства, муниципальных образований, нерезидентов и юридических лиц, не относящимся к субъектам МСП, в уставном капитале не должна превышать 25%;
  • средняя численность работников не должна превышать от 250 – для средних, 15 человек – для микропредприятий;
  • выручка от реализации товаров без учёта налога на добавленную стоимость не должна превышать от 60 до 1000 млн. руб.

     Есть, конечно, и вопросы, которые тормозят развитие этого сектора экономики. Так, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года» и «Основных направлений деятельности Правительства РФ до 2012 года», были решения в сфере развития  национальной пенсионной системы. Для увеличения объёмов финансирования пенсии требуется изыскать дополнительные источники финансирования. Было принято решение о переходе от единого социального налога к страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по единой ставке 26%. Повышение с 2011 года ставок страховых тарифов имеет своим прямым следствием увеличение финансовой нагрузки, в том числе и на предприятия МСП.

      Хочется верить, что развитие экономики и в государственном, и в масштабе малого бизнеса позволит нашей стране встать на уровень развитых стран и завоевать международный авторитет и в экономической, и в политической, и в других сферах жизни общества.

Просмотр содержимого документа
«Предпринимательство в России »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Солонцовская средняя школа

Алексеевского муниципального района

Волгоградской области

Адрес: 403243, х.Солонцовский, д.147, Алексеевский р-он, Волгоградская обл.

Тел. 8(84446)3-71-86, e-mail: solonou@mail/ru













Название работы: Предпринимательство в России


Автор: Шепелева Марина Спартаковна,

учитель истории и обществознания


























х.Солонцовский

2015



Предпринимательство — неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости, играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны.
Предпринимательство обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.

История предпринимательства уходит в глубокое прошлое.
До 19 века на Руси это были купцы-первопроходцы (в отношении которых термин «предприниматель» сегодня носит еще дискуссионный характер), а также другие торговцы (бояре, чиновники); позже этот слой незначительно пополнялся за счет выходцев из дворянской среды и разночинцев. После издания Александром I в 1803 г. «Указа о вольных хлебопашцах», разрешающего помещикам отпускать крестьян на волю за денежный выкуп, российское предпринимательство пополнило свои ряды деловыми людьми крестьянского происхождения. Проведение в жизнь великой реформы 1861 г. Ознаменовало собой начало нового революционного этапа в истории предпринимательства России, когда массы освободившихся крестьян стали наемными рабочими на частных предприятиях или смогли организовать собственное дело. Глубоко народная по своему происхождению личностная сущность российского предпринимателя дает достаточные основания считать одним из важнейших факторов формирования его ментальности религиозное воспитание и окружение.

Отмена в России крепостного права в 1861 году стала важным событием в истории предпринимательства, развивается новая экономическая формация - капитализм, втягивающий в мировое товарное обращение окраины России, распространению наемного труда, росту капиталистических отношений.

Переселение крестьян на окраины и прежде всего в Сибирь приобрело большое значение в период проведения столыпинской реформы, цель которой была в сохранении помещичьего землевладения путем создания опоры - кулачества.

Промышленный подъем 90-х годов 19 века и строительство сибирской магистрали вызвали значительное оживление экономики страны, русско-японская война дала импульс быстрому росту кулацких хозяйств, нажившихся на поставках продуктов для армии.

После Октябрьской революции под влиянием разных факторов (прежде всего в силу принципиального отрицания частной собственности как источника эксплуатации, а также для преодоления сопротивления со стороны капиталистов, создания экономической основы для сохранения независимости страны) в несколько приемов были национализированы предприятия крупной, средней и отчасти мелкой промышленности, транспорта, торговли, все банковско-кредитные учреждения, ликвидированы товарные и фондовые биржи.
С переходом к нэпу были сняты ограничения на частнопредпринимательскую деятельность. В июле 1921 года законодательством было допущено существование простых товариществ, в июле 1922 года- акционерных обществ, полные товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью. Новая экономическая политика способствовала восстановлению сельского хозяйства. Основное место в производстве продовольствия и сельскохозяйственного сырья занимало единоличное крестьянское хозяйство.

2

Осуществление нэпа привело к подъему производительных сил нашей страны и

улучшению положения рабочих, крестьян и представителей всех других слоев тогдашнего российского общества.
Но сталинизм пресек демократические тенденции, характерные для периода нэпа. Наиболее характерными чертами создаваемой в это время административно-командной системы стали тотальное огосударствление экономики и общественной жизни, всеобщая бюрократизация, подавление демократии и гласности, массовые репрессии. Центр тяжести борьбы с частным капиталом переносится в торговлю.
Установление предельных розничных цен создавало на рынке устойчивое положение, частная торговля вынуждена была считаться с ценами государства. С рынка вытеснялся в первую очередь частный крупный оптовик, посредник межгосударственным и розничным товарооборотом. Расширение сети государственной и кооперативной торговли.
1923-1924 годы 1925-1926 годы составлял:

гос.сектор - 15,5% гос.сектор - 7%

кооперация - 60% кооперация - 6,2%

частный - 46,8 % частный - 25,5%

Изменения в частной торговле вели к ее измельчению: от оптовой - к оптово-розничной; от нее - к мелкой розничной. Уже к концу 1926 г. частный капитал занимал подчиненное положение по отношению к государственному и остался только в розничной торговле.
"Ничейная" собственность, диктат и произвол высшего руководства, кадровый монополизм не давали проявиться предпринимательской инициативе. Многие руководители вынуждены были находиться в состоянии постоянной конфронтации с господствующей системой, бесплодно тратить свою энергию и способности на бесконечные согласования и рапорты.

После глобальных перемен 1990-х годов, отношение к предпринимательству постепенно начинает меняться.
Уже в Конституции России, принятой в 12 декабря 1993 года определено, что каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Права и свободы человека и гражданина, а значит, и право свободной предпринимательской деятельности осуществляются на всей территории России и распространяются на каждого гражданина страны. Все органы государственной власти обязаны обеспечивать и защищать в своей деятельности права предпринимателей и свободу предпринимательства, а их противодействие должно рассматриваться как нарушение Конституции России. Государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. Статистические данные свидетельствуют о том, что предпринимательство стало заметным явлением в экономике России. В 2009 году в стране работало около 227,6 тыс. малых предприятий с численностью постоянно занятых свыше 5,7 млн. человек, с учётом финансового кризиса, конечно, произошло сокращение. Следует отметить, что в соответствии с Программой антикризисных мер принятие закона, позволяющего образовательным и научным организациям создавать малые предприятия, частично способствовало распространению практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями, что составило около 30 тыс. рабочих мест.
География устойчивого развития предпринимательства постоянно расширяется, хотя и

3


сохраняется неравномерность его распространения: более половины работающих в стране

малых предприятий сосредоточено в восьми субъектах России, около четверти — в Москве. Предприниматели за годы экономических преобразований приобрели опыт ведения бизнеса. Повысился профессиональный уровень многих предпринимателей и управленцев. В целом произошла сегментация рынков, появилось больше предприятий, ориентированных на производственный сектор и сферу услуг, улучшается качество продукции пищевой и легкой промышленности. То же можно сказать и о сфере услуг в крупных городах. Вместе с тем, по-прежнему невелика доля производственного сектора, слабо внедряются новые технологии. Отдельные примеры выпуска высококачественных товаров до сих пор не решают проблему низкой конкурентоспособности основной продукции малых предприятий.
Динамику развития предпринимательства можно охарактеризовать одним словом — застой: количественные показатели развития предпринимательства в России остаются практически неизменными с 1994 г.
Августовский кризис 1998 г. негативно отразился на многих малых и средних предприятиях: оборотные средства резко уменьшились или пропали в банках, сократились рынки сбыта вследствие снижения покупательной способности населения, обанкротились многие предприятия, чья деятельность была связана с импортом сырья или товаров. В результате число занятых в этом секторе экономики сократилось на несколько сотен тысяч человек. Застой сменился тенденцией к разорению многих предпринимателей и малых предприятий. Кроме того, усиливается существующая опасность замедления

простого воспроизводства субъектов предпринимательства взамен прекративших свою деятельность по тем или иным причинам, что ведет к сужению этого сектора экономики.
Международный опыт убедительно показал, что развитие предпринимательства возможно только при наличии целенаправленной политики государства в отношении малого предпринимательства, исходящей из необходимости развития этого сектора экономики и понимания уязвимости малых предприятий по сравнению с крупными, обусловленной самим характером их функционирования. Другими словами, государство помогает малому предпринимательству, потому что это необходимо и государству, и народу.
В экономически развитых странах число малых и средних предприятий достигает 80-99% от общего числа предприятий, в этом секторе экономики сосредоточены две трети трудоспособного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В этих странах проводится активная и последовательная политика поддержки и развития предпринимательства. В России государство предприняло определенные шаги по развитию малого предпринимательства: формируется законодательная база, были приняты программы развития малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, при содействии государства создана сеть сервисных организаций. Все большее внимание вопросам развития предпринимательства уделяют региональные и муниципальные органы власти.
Очевидно, предпринятые государством меры явно недостаточны, а по ряду позиций допущены отступления от того, что уже достигнуто. Усиливается налоговый пресс. Возрастают административные барьеры. Несмотря на все трудности становления и развития, предпринимательство к 2009 г. превратилось в заметную экономическую и политическую силу, их оборот уже в 2009 г. составил 1832,5 млрд. руб.

Следует отметить, что теперь предоставляется возможность авансового перечисления регионам субсидий из федерального бюджета на развитие малого и среднего бизнеса. Меры по улучшению положения предприятий микро-, малого и среднего бизнеса коснулись разных аспектов их деятельности и могут быть условно разделены на три следующих блока:

  • в области финансового и налогового стимулирования;

4

  • меры имущественно-инфраструктурной поддержки;

  • меры по снижению административного давления.

С этой целью были внесены изменения в статьи Налогового Кодекса РФ. В соответствии с Федеральным законом от 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 2008 г. к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям:

  • суммарная доля участия государства, муниципальных образований, нерезидентов и юридических лиц, не относящимся к субъектам МСП, в уставном капитале не должна превышать 25%;

  • средняя численность работников не должна превышать от 250 – для средних, 15 человек – для микропредприятий;

  • выручка от реализации товаров без учёта налога на добавленную стоимость не должна превышать от 60 до 1000 млн. руб.

Есть, конечно, и вопросы, которые тормозят развитие этого сектора экономики. Так, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года» и «Основных направлений деятельности Правительства РФ до 2012 года», были решения в сфере развития национальной пенсионной системы. Для увеличения объёмов финансирования пенсии требуется изыскать дополнительные источники финансирования. Было принято решение о переходе от единого социального налога к страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по единой ставке 26%. Повышение с 2011 года ставок страховых тарифов имеет своим прямым следствием увеличение финансовой нагрузки, в том числе и на предприятия МСП.

Хочется верить, что развитие экономики и в государственном, и в масштабе малого бизнеса позволит нашей стране встать на уровень развитых стран и завоевать международный авторитет и в экономической, и в политической, и в других сферах жизни общества.























5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Предпринимательство в России

Автор: Шепелева Марина Спартаковна

Дата: 12.09.2015

Номер свидетельства: 230186

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Урок предпринимательства "
    ["seo_title"] => string(26) "urok-priedprinimatiel-stva"
    ["file_id"] => string(6) "142644"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418322259"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Предпринимательство экономической структуре общества "
    ["seo_title"] => string(61) "priedprinimatiel-stvo-ekonomichieskoi-strukturie-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "150866"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420563507"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Презентация по предпринимательству "История предпринимательства в России""
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_po_priedprinimatiel_stvu_istoriia_priedprinimatiel_stva_v_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "390338"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1486740472"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "«Что такое предпринимательство и бизнес?»"
    ["seo_title"] => string(43) "chto-takoie-priedprinimatiel-stvo-i-biznies"
    ["file_id"] => string(6) "320490"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461082643"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Экономическое развитие России в первой четверти XVIII века"
    ["seo_title"] => string(67) "ekonomichieskoie-razvitiie-rossii-v-piervoi-chietvierti-xviii-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "253436"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447597831"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства