- проанализировать основные изменения, произошедшие на протяжении XVII в. в системе центрального и местного управления;
- охарактеризовать содержание и раскрыть значение Соборного уложения 1649 г.;
- продолжить формирование основных понятий.
2. Развивающие:
- развитие навыков самостоятельной работы с таблицами;
- развитие навыков работы с хронологией: развитие умения определять последовательность исторических событий и явлений, протяженность их во времени, значение.
3. Воспитательные:
- патриотическое воспитание через осмысление исторических событий;
- развитие познавательной активности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Политическое развитие страны»
Урок: история России, 7 класс
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Тема урока:«Политическое развитие страны»
Цель урока:продолжить формирование у учащихся исторического представления о фактах и событиях истории России XVII века
Задачи урока:
1. Обучающие:
- проанализировать основные изменения, произошедшие на протяжении XVII в. в системе центрального и местного управления;
- охарактеризовать содержание и раскрыть значение Соборного уложения 1649 г.;
- продолжить формирование основных понятий.
2. Развивающие:
- развитие навыков самостоятельной работы с таблицами;
- развитие навыков работы с хронологией: развитие умения определять последовательность исторических событий и явлений, протяженность их во времени, значение.
3. Воспитательные:
- патриотическое воспитание через осмысление исторических событий;
- развитие познавательной активности учащихся.
Личностные:
- формирование у учащихся гуманизма и толерантности;
- выработка восприятия истории как способа понимания современности, формирование ценностного отношения к правам человека и демократии, закладывание основы для понимания и индивидуальной оценки достижений западной и восточной культуры.
Метапредметные:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- выработка умений работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, работать с таблицей, формулировать и обосновывать выводы).
Предметные:
Планируемые результаты:
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого;
- выработка умения определять и объяснять понятия;
- выработка умений сравнивать исторические факты, явления и процессы, определяя общее и особенное; систематизировать историческую информацию.
Используемые приемы концептуальная таблица
Ход урока.
Проверки домашнего задания (§ 5 «Основные сословия российского общества»).
Задание учащимся: отметить в задании 1 к § 5 рабочей тетради (на печатной основе) верные положения:
В XVII в. в России:
А). феодалы были господствующим сословием в обществе – верно
Б). происходило усиление позиций боярства и ослабление позиций дворянства
В). положение основной массы крестьян улучшилось
Г). крестьяне делились на две основные категории: владельческие и черносошные – верно
Д). жители белых слобод имели особые привилегии и не несли повинностей в пользу государства – верно;
Е). в мелкотоварном производстве начал применяться наемный труд – верно
Ж). значительно сократилась численность духовенства;
З). новым сословием России стало казачество – верно.
и т.д.
Изучение нового материала.
I. СТАДИЯ ВЫЗОВА
Актуализация.
Учитель: «Вы дома прочитали документ – «Сословный строй России глазами иностранца А. Олеария» Кем он считал всех русских людей вне зависимости от их сословного положения?».
Ответ учеников: «Рабами»
Учитель: «Получается, что рабами он считал и царя, и представителей господствующих сословий. Прав ли он?».
Учащиеся называют свои версии.
Учитель: «Сегодня мы и определим, прав ли Олеарий, но для этого нам надо сделать характеристику политической системы России. И для начала мы должны вспомнить, что мы узнали о системе управления и законах России XVI в., в 6ом классе, а затем определим, что изменилось в XVII в.»
Учащиеся вспоминают основные понятия, изученные в курсе истории России в 6 классе (вспоминают те понятия, которые нужны для изучения нового материала на данном уроке):
Учитель раздает учащимся учебники 6 класса, указывая номера параграфов (§§ 21, 23, 25), и концептуальные таблицы, учащиеся заполняют 2ой столбец:
Понятие
Значение понятия
XVI век
Изменения в деятельности данного органа управления,
в содержании понятия, документа
XVII век
Новые понятия
XVII век
Значение понятия
XVII век
Примечания:
«!» – важно
«?» – непонятно
«+» - понятно
«-» - надо уточнить
1
2
3
4
5
6
Земский собор
Состоявший из представителей различных слоев населения орган при царе, созывавшийся для решения наиболее важных государственных дел
-------------------
Боярская дума
Высший совещательный орган при великом князе. Состоял из представителей старинных боярских родов и князей прежде независимых княжеств. По судебнику 1550 г. дума наделена правом высшего законодательного органа при царе, т.к. все законы должны были проходить порядок боярского утверждения
Приказы
Органы центрального управления
Самодержавие
Иван III провозгласил себя самодержцем, подчеркивая, что не подчиняется никакой другой власти (прежде всего, власти ханов)
Крепостное право
Такие общественные порядки, при к-рых владелец земли имел право на принудительный труд, имущество и личность прикрепленных к его земле и принадлежащих ему крестьян
Судебник 1550 г.
Свод законов Ивана IV. Увеличен размер пожилого, ужесточались наказания «лихим людям», вводились наказания за взятки, ограничивались права наместников.
----------------------
Воевода
Разряды
Соборное уложение 1649 г.
Активизация. Мотивация.
А. Олеарий считиает всех русских рабами, но и систему управления в России тиранией (документ после § 6 «Иностранец А. Олеарий о российской системе управления»). С помощью словарей учащиеся определяют смысл понятия «тирания», которое упоминается в документе (или учитель объясняет).
Тирания – в древнегреческих полисах форма гос. власти, установленная насильственным путем и основанная на единоличном правлении.
Учитель задает вопрос: «Почему у иностранца сложилось мнение, что в период правления Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и Федора Алексеевича (первых царей династии Романовых) в России сложилась тирания?».
На уроке – поиск ответа на этот вопрос.
На доске портреты первых Романовых и даты их правления
II. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ (составление схемы ориентировочных опорных действий)
Учащиеся самостоятельно с помощью § 6 заполняют в таблице 3й, 5й, 6й столбцы.
Учитель помогает, направляет, объясняет, если видит, что в графе «6» появился значок «?» - непонятно или «-» - надо уточнить.
Понятие
Значение понятия
XVI век
Изменения в деятельности данного органа управления,
в содержании понятия, документа
XVII век
Новые понятия
XVII век
Значение понятия
XVII век
Примечания:
«!» – важно
«?» – непонятно
«+» - понятно
«-» - надо уточнить
1
2
3
4
5
6
Земский собор
Состоявший из представителей различных слоев населения орган при царе, созывавшийся для решения наиболее важных государственных дел. Собирался (по мере необходимости) для обсуждения планов развития страны.
При Михаиле Р. рост представительства из низших сословий, гл. роль играли представители дворян и посадского населения; Соборы собирались часто.
После смерти Филарета (отец Михаила, соправитель) Соборы стали созываться лишь для утверждения подготовленных царем проектов.
После 1653 г. Земские соборы больше не собирались
-------------------
-
!
Боярская дума
Высший совещательный орган при великом князе. Состоял из представителей старинных боярских родов и князей прежде независимых княжеств. Решала наиболее важные вопросы. По судебнику 1550 г. Дума наделена правом высшего законодательного органа при царе, т.к. все законы должны были проходить порядок боярского утверждения (всего около 20 человек)
Утрачивает свою роль. Расширен состав Думы до 100 человек. В состав входила не только родовая знать, но и представители незнатных родов. Решала вопросы войны и мира, утверждения законов, введения новых налогов и т.д.
Из «большой» Думы выделена «ближняя» Дума из наиболее доверенных лиц, сосредоточил в своих руках решение многих вопросов гос управления.
Приказы
Органы центрального управления
Рост числа приказов.
Создан Приказ тайных дел – контролировал деятельность всех гос учреждений и ведал хозяйством царской семьи
Самодержавие
Иван III провозгласил себя самодержцем, подчеркивая, что не подчиняется никакой другой власти (прежде всего, власти ханов)
Монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя.
Царь опирается на бюрократию и армию.
Крепостное право
Такие общественные порядки, при к-рых владелец земли имел право на принудительный труд, имущество и личность прикрепленных к его земле и принадлежащих ему крестьян
Окончательное оформление крепостничества.
По Соборному уложению утверждено полное право феодала на землю и зависимых (крепостных) крестьян. Установлен бессрочный розыск беглых крестьян и большой штраф за их укрывательство.
Судебник 1550 г.
Свод законов Ивана IV. Увеличен размер пожилого, ужесточались наказания «лихим людям», вводились наказания за взятки, ограничивались права наместников.
В 1649 г. вместо него – Соборное уложение
1
2
3
4
5
6
----------------------
Воево-да
Глава уезда или приграничного города, назначенный царем. Возглавляли местные военные отряды, наделены главной административной и судебной властью. Отвечали за сбор налогов и выполнение повинностей населением
+
!
Разря-ды
Крупные военно-административные единицы, объединявшие группы городов-крепостей в пограничных районах
Собор-ное уложе-ние 1649 г.
Свод законов. Введено понятие «гос преступление».
III. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
1. Учащиеся в парах проговаривают друг другу то, что записали в таблицах (материализация)
2. Продолжение работы учащихся в парах: задают друг другу вопросы (тому, кто отвечает, таблицей пользоваться нельзя (громкая речь)
3. Учащимся раздаются по 2 конверта: в одном конверте листы, на которых написаны понятия, в другом конверте листы, на которых записаны определения и признаки (характерные черты) понятий. Учащиеся должны сопоставить (речь «про себя»).
4/1. Ответ на вопрос, поставленный на этапе активизации и мотивации (внутренняя речь (мыслительная деятельность)).
Отличия тирании от самодержавия: тиран захватывает власть насильственным путем, а Романовы получили власть по праву.
Сходство: и тирания, и самодержавие основаны на единоличном правлении
Доказательства перехода в России на протяжении XVII в. от сословно-представительной монархии к абсолютной (которую А. Олеарий и называет тиранией):
- прекращается созыв Земских соборов, теперь царь правит, опираясь на государственный аппарат и армию;
- решение многих вопросов государственного управления сосредоточила в своих руках «Ближняя» дума, состоящая из доверенных лиц;
- существование Приказа тайных дел давало возможность царю принимать решения в обход Боярской думы, в узком кругу особо доверенных лиц;
- в уездах вся полнота власти сосредоточилась в руках воевод, назначаемых Разрядным приказом и утверждаемых царем.
4/2. По картинам определить, что изображено – Земский собор, Боярская дума или приказ, объяснить ответ (внутренняя речь (мыслительная деятельность)).
Земский собор (художник С. Иванов) Боярская дума (художник С. Иванов) В приказе московских времен (С. Иванов)
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(202) "Политические права граждан. Выборы- это участие гражданина в политической жизни страны. Я кандидат в депутаты."
["seo_title"] => string(80) "politicheskie_prava_grazhdan_vybory_eto_uchastie_grazhdanina_v_politicheskoi_zhi"
["file_id"] => string(6) "522492"
["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1570966132"
}
}