Политические права граждан. Выборы- это участие гражданина в политической жизни страны. Я кандидат в депутаты.
Политические права граждан. Выборы- это участие гражданина в политической жизни страны. Я кандидат в депутаты.
Конспект урока с аспектным анализом учителя истории и обществознания МКОУ СОШ № 4 имени Героя России Андрея Скрябина п. Анджиевский Минераловодский район
Тема урока:
Политические права граждан. Выборы - это участие гражданина в политической жизни страны. Я – кандидат в депутаты. ( для учащихся 9-го класса)
Цели урока:
- формирование представления учащихся о политических демократических ценностях: о демократическом политическом процессе, демократической культуре, развитие гражданского сознания и самосознания учащихся, их правовой культуры.
- Активизировать интерес учащихся к правовым знаниям.
- сформировать представление об избирательной системе, о выборах, научить различать активное и пассивное избирательное право ;
- способствовать развитию логического мышления, памяти.
Задачи урока: углубить, обобщить и систематизировать полученные знания, подвести учащихся к пониманию, что именно через выборы каждый гражданин реализует свое право голоса;првивать навыки групповой работы.
Развивающая: развивать умение работать с понятиями и терминами, формировать умение работать в группе,развивать умение сравнивать и сопоставлять разные точки зрения и отношения к политическому участию граждан, коммуникативные способности.
Конспект урока с аспектным анализом учителя истории и обществознания МКОУ СОШ № 4 имени Героя России Андрея Скрябина п. Анджиевский Минераловодский район
Тема урока:
Политические права граждан. Выборы - это участие гражданина в политической жизни страны. Я – кандидат в депутаты. ( для учащихся 9-го класса)
Цели урока:
- формирование представления учащихся о политических демократических ценностях: о демократическом политическом процессе, демократической культуре, развитие гражданского сознания и самосознания учащихся, их правовой культуры.
- Активизировать интерес учащихся к правовым знаниям.
- сформировать представление об избирательной системе, о выборах, научить различать активное и пассивное избирательное право ;
- способствовать развитию логического мышления, памяти.
Задачи урока: углубить, обобщить и систематизировать полученные знания, подвести учащихся к пониманию, что именно через выборы каждый гражданин реализует свое право голоса;првивать навыки групповой работы.
Развивающая: развивать умение работать с понятиями и терминами, формировать умение работать в группе,развивать умение сравнивать и сопоставлять разные точки зрения и отношения к политическому участию граждан, коммуникативные способности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Политические права граждан. Выборы- это участие гражданина в политической жизни страны. Я кандидат в депутаты.»
Конспект урока с аспектным анализом учителя истории и обществознания МКОУ СОШ № 4 имени Героя России Андрея Скрябина п. Анджиевский Минераловодский район
Тема урока:
Политические права граждан. Выборы - это участие гражданина в политической жизни страны. Я – кандидат в депутаты. ( для учащихся 9-го класса)
Цели урока:
- формирование представления учащихся о политических демократических ценностях: о демократическом политическом процессе, демократической культуре, развитие гражданского сознания и самосознания учащихся, их правовой культуры.
- Активизировать интерес учащихся к правовым знаниям.
- сформировать представление об избирательной системе, о выборах, научить различать активное и пассивное избирательное право ;
- способствовать развитию логического мышления, памяти.
Задачи урока: углубить, обобщить и систематизировать полученные знания, подвести учащихся к пониманию, что именно через выборы каждый гражданин реализует свое право голоса;првивать навыки групповой работы.
Развивающая: развивать умение работать с понятиями и терминами , формировать умение работать в группе,развивать умение сравнивать и сопоставлять разные точки зрения и отношения к политическому участию граждан, коммуникативные способности.
Воспитательная: воспитывать культуру ведения диалога,совместную работу над поставленной проблемой; способствовать воспитанию толерантности и гражданского долга, становлению политической и правовой культуры старшеклассников, их стремлению и готовности участвовать в перспективе в избирательных кампаниях.
Планируемые результаты: новый материал должен разьяснить учащимся в чем заключается право граждан на участие в управлении государством в условиях демократии и как это право может быть реализовано на практике.
Тип урока: изучение нового материала с элементами первичного закрепления и опережающего задания учащимся – подготовить программу кандидату в депутаты.
Форма урока: урок развивающего обучения с элементами игры, выступление с опережающими заданиями, работа в группах.
Средства обучения: Конституции РФ, программы кандидатов в депутаты, избирательные бюллетени, новые понятия - термины, соцопрос «Мой выбор», «Памятка будущему избирателю», «Неосведомленность одного избирателя в демократическом обществе наносит ущерб безопасности всех» (Джонн Кеннеди).
Понятия и термины: выборы, избирательное право, активное право, пассивное право, избиратель, электорат, предвыборная кампания, мажоритарная избирательная система, избирательный бюллетень.
План изучения темы:
Конституция РФ дает нам право политического выбора…
Объяснение терминов.
Работа штаба кандидата в депутаты - агитация, политическая реклама, ток - шоу, листовки, организация встреч кандидата в депутаты.
Знакомство с программами кандидатов в депутаты
Выборы. Осознанное участие гражданина в политической жизни страны.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент: объяснение учащимся целей урока, знакомство с планом изучения темы.
II. Объяснение новой темы:
Объяснение учителя: В Конституции в главе № 1 «Основы конституционного строя» в статье № 3 , говорится:
1). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2). Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3) Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Давайте попробуем разобраться, что такое выборы в Российской Федерации, когда они стали всеобщими, тайными и т.п.
Существуют разные виды выборов:
1. Очередные - проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;
2. Досрочные выборы - проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;
3. Выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа государственной власти в порядке и сроке, установленном законом;
4. Дополнительные выборы - назначаются в случае сложения депутатом своих полномочий по основным предусмотренным законам;
5. Повторные выборы - проводятся тогда, когда проведенные выборы признаны не состоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.
В российской научной литературе существует два подхода к пониманию понятия "избирательная система" — широкий и узкий. Избирательная системав широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле). Избирательная системав узком смысле — порядок определения результатов голосования.
Большинство зарубежных исследователей придают данному термину исключительно узкий смысл, также как и дореволюционные отечественные авторы не выделяли избирательной системы в широком смысле слова. Появление широкого смысла связано с нормативным введением в оборот понятия избирательная система в Конституции СССР 1936 г., когда в Основном законе появилась глава с аналогичным названием, нормы которой касались регулирования избирательных прав, порядка организации и проведения выборов и т.д. В зависимости от переменных показателей (содержание голоса, величина округа, правило переведения полученных голосов в мандаты, голосование за конкретного кандидата или за партию (список кандидатов) проводят их классификацию.
Мажоритарная избирательная система - система формирования выборных органов власти через персональное (индивидуальное) представительство называется мажоритарной. Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства. На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины. В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации» предусматривается избрание главы российского государства на основе мажоритарной системы абсолютного большинства. В соответствии с п. 3 ст. 76 указанного закона, избранным Президентом РФ считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Объяснение учителя: Предвыборная кампания — система агитационных мероприятий, осуществляемая кандидатами на выборные должности и их партиями в избирательной борьбе, после официального утверждения в качестве таковых, с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. В предвыборной кампании также участвуют различного рода группы поддержки, общественные организации, средства массовой информации и т. д. Основными формами (способами) агитации в ходе кампании являются проведение предвыборных собраний и митингов, печатание статей и памфлетов, расклейка предвыборных афиш и плакатов, выступления по радио и телевидению. Современные избирательные законы весьма подробно регламентируют проведение предвыборной кампании (сроки, порядок проведения и формы агитации, источники финансирования и др.).
Избирательное право — юридическое понятие, имеющее два основных значения: Объективное избирательное право — подотрасль конституционного права, состоящая из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования выборных органов власти; Субъективное избирательное право — право граждан страны избирать и быть избранными.
Учитель знакомит учащихся с 32 статьёй Конституции РФ
1.Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2.Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Вопросы к документу:
О каком праве граждан РФ идет речь в статьях Конституции РФ?
Что означает избирать и быть избранным?
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, закрепляя новый материал
Объяснение учителя: Электорат — круг избирателей, голосующих за определённую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах. В более широком значении употребляется как синоним избирательного корпуса страны.
Давно сложившиеся крупные политические партии, как правило, имеют значительный постоянный электорат, поэтому для итогов выборов имеют большое значение маргинальные избиратели — колеблющиеся, не примыкающие к постоянному электорату избиратели.
Избиратель — гражданин, обладающий активным избирательным правом и место жительство которого расположено в пределах избирательного округа, что обеспечивает представительный характер органа публичной власти соответствующего уровня.
Закрепление нового материала в виде игры: «Определи стадии избирательного процесса». Группам учащихся предлагается систематизировать предложенные пункты избирательного процесса, расположить их в правильном порядке, определить стадии избирательного процесса.
2)назначение даты выборов; установление избирательных участков; 3)подсчёт голосов, определение результатов выборов избирательной комиссией, контроль за соблюдением законоположений об избирательном процессе, избирательно-правовые споры, ответственность за избирательные правонарушения;
4)голосование;
5)создание избирательных органов;
6)агитационный период — период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию;
7)опрос на выходе, или экзит-поллы — неформальное предложение проголосовавшим записать свой выбор для контроля действий избирательной комиссии; период выдвижения кандидатов или партийных списков.
Объяснение учителя: Избирательный бюллетень — главное свидетельство волеизъявления избирателя. Именно при анализе знаков в этом документе избирательная комиссия способна вынести вердикт о предпочтении того или иного кандидата. Бюллетень не является агитационным материалом, однако вид бюллетеня может повлиять на исход избирательной компании, например, если фамилия кандидата расположена первой, как правило, это добавляет около 5-10% голосов избирателей. Если фамилия кандидата расположена на другой стороне бюллетеня, то это отнимает такое же количество голосов.
А теперь подойдем к работе штаба кандидата в депутаты. Ведь их деятельность – это политический проект кандидата в депутаты. Я то они сделали, для того, чтобы об их кандидате знали как можно больше избирателей.
Закрепление нового материала учениками. Группа учеников вошедшие в штаб рассказывают о своей работе.
Мы четко разделили свои обязанности, кто за что отвечает.
Катя Васина и Семен Мухитдинов отвечали за составление « Обращения кандидата к избирателям» и готовили «Предвыборную речь кандидата в депутаты». Нам помогали кандидат в депутаты, юрист и филолог. Как обращение, так и речь должны были быть грамотно составлены, кратки и доступны для понимания избирателей, в них должны быть тезисно указаны главные пункты программы кандидата.
Вторая группа Красавин Виктор и Башкиров Вадим отвечала за связь со СМИ: приготовила видеоролики политической рекламы кандидата, которые были размещены в местной газете, на телевиденье, на интернет-портале. Заказали баннеры и листовки с программой кандидата. Договорились о встречах кандидата в депутаты с избирателями.
А теперь мы готовы к встрече с вами, с нашими избирателями и рассчитываем, что именно вы станете нашим электоратом.
Выступление наших кандидатов в депутаты.
Каждый депутат в процессе выступления раздает свои буклеты с краткими тезисами программы, для того , чтобы избиратели могли прочитать, проанализировать и сделать выбор, за кого голосовать на выборах.
Итак, выступление первого кандидата в депутаты.
Рашевский Виктор. Моя программа связана с экологией в городе, основные пункты программы:
Город должен быть чистым на остановках и улицах должны быть контейнеры для мусора.
Вести разъяснительную работу в детских садах, школах, колледжах и вузах «О правилах поведения на улицах города» и заботе о чистоте города.
Выдача денежных грандов организациям, которые не только предоставили проекты чистоты и озеленения города, но и продемонстрировали свою программу.
Шутько Даниил. Моя программа связана с социальной политикой.
Снизить критерии признания семьи многодетными .
Устранить очереди для детского отдыха в санаториях и лагерях детей из малообеспеченных и многодетных семей.
Организовать доступное и качественное медицинское обслуживание населения.
Айтуганова Елизавета моя программа рассчитана на здоровый образ жизни.
Увеличить финансирование на создание рекламы , видеороликов, о значении здорового образа жизни.
Обеспечить равную поддержку всем популярным видам спорта.
Организовать в общественных местах и возле школ велостоянки, молодёжь и учащиеся могут передвигаться по городу на велосипедах.
Обращение учителя: у нас есть пару минут , для того чтобы вспомнить программы наших кандидатов в депутаты и решить для себя за кого вы будете голосовать .
«Голосование – минимальное участие в жизни демократического общества. Чем меньше людей участвуют в выборах, тем в большой степени политика государства определяется узкими интересами обособленных групп» .
И так представим что наш кабинет это избирательный участок. На столе лежат избирательные бюллетени, в них впечатаны фамилии наших кандидатов в депутаты, именно вы сейчас взяв бюллетень должны сделать свой выбор, за кого вы отдадите свой голос. Это ваше политическое право. В конце урока комиссия из двух учеников сделает подсчет голосов и озвучит имя победителя. Именно он победитель из кандидатов в депутаты превратиться в депутаты и получит мандат депутата.
Вывод : Счетная комиссия выносит решение на основании подсчета голосов победителя выборов . кто стал депутатом.
Домашнее задание: параграф № 6 выполнить задание № 1-4 проверь себя. Написать мини сочинение на тему: «Мои политические права» . Знать все термины с которыми мы познакомились на уроке.
Аспектный анализ учебного занятия
Политические права граждан. Выборы- это участие гражданина в политической жизни страны. Я – кандидат в депутаты.
Аспект: педагогический
Цель анализа: проследить, каким образом данный аспект проявляется на уроке.
Бутырина Л.Н. целесообразно выбрала форму проведения урока, добилась выполнения целей данного урока, соблюдая основные дидактические принципы.
Аспект: психологический
Цель анализа: пронаблюдать, каким образом поддерживался эмоциональный климат на уроке.
На уроке Бутырина Л.Н. создала благоприятный эмоциональный климат и условия для активизации речемыслительной деятельности.
Аспект: методический
Цель анализа: проследить, насколько методически дан урок.
Все этапы урока Бутырина Л.Н. последовательны, учебные задания и проблемные вопросы логически и последовательно связаны. Дети выполняли творческие задания, осмысливая информацию, приняли участие в формулировании выводов научного характера. Задания носили развивающие и обучающие функции. Положительной оценки заслуживают приемы работы с видеороликом, презентацией к уроку. Учитель правильно распределил время на уроке. Основная часть урока была отведена на развитие навыков мыслетворчества.
Аспект: физиолого-гигиенический
Цель анализа: насколько были соблюдены физиолого-гигиенические требования к уроку.
Помещение, в котором проходил урок, было проветрено и хорошо освещено. Бутырина Л.Н. обеспечила динамические перемещения учащихся при проведении учебного занятия, смену рода деятельности. Задания для учащихся были подобраны с учетом их психологических и возрастных особенностей.
Учебное занятие проводилось в 9 классе.
Учебное занятие: « Политические права граждан. Выборы - это участие гражданина в политической жизни страны. Я - кандидат в депутаты».
Цели урока:
- формирование представления учащихся о политических демократических ценностях: о демократическом политическом процессе, демократической культуре, развитие гражданского сознания и самосознания учащихся, их правовой культуры.
- Активизировать интерес учащихся к правовым знаниям.
- сформировать представление об избирательной системе, о выборах, научить различать активное и пассивное избирательное право ;
- способствовать развитию логического мышления, памяти.
Задачи урока: углубить, обобщить и систематизировать полученные знания, подвести учащихся к пониманию, что именно через выборы каждый гражданин реализует свое право голоса;првивать навыки групповой работы.
Развивающая: развивать умение работать с понятиями и терминами , формировать умение работать в группе,развивать умение сравнивать и сопоставлять разные точки зрения и отношения к политическому участию граждан, коммуникативные способности.
Воспитательная: воспитывать культуру ведения диалога,совместную работу над поставленной проблемой; способствовать воспитанию толерантности и гражданского долга, становлению политической и правовой культуры старшеклассников, их стремлению и готовности участвовать в перспективе в избирательных кампаниях.
Планируемые результаты: новый материал должен разьяснить учащимся в чем заключается право граждан на участие в управлении государством в условиях демократии и как это право может быть реализовано на практике.
Тип урока: изучение нового материала с элементами первичного закрепления и опережающего задания учащимся – подготовить программу кандидату в депутаты.
Форма урока: урок развивающего обучения с элементами игры, выступление с опережающими заданиями, работа в группах.
Средства обучения: Конституции РФ, программы кандидатов в депутаты, избирательные бюллетени, новые понятия - термины, соцопрос «Мой выбор», «Памятка будущему избирателю», «Неосведомленность одного избирателя в демократическом обществе наносит ущерб безопасности всех» (Джонн Кеннеди).
Понятия и термины: выборы, избирательное право, активное право, пассивное право, избиратель, электорат, предвыборная кампания, мажоритарная избирательная система, избирательный бюллетень.
План изучения темы:
Конституция РФ дает нам право политического выбора…
Объяснение терминов.
Работа штаба кандидата в депутаты - агитация, политическая реклама, ток - шоу, листовки, организация встреч кандидата в депутаты.
Знакомство с программами кандидатов в депутаты
Выборы. Осознанное участие гражданина в политической жизни страны.