Политическая жизнь России в революциях 1905-1917 гг.
Политическая жизнь России в революциях 1905-1917 гг.
Первый этап урока. Вводный
Учитель: Изучая события первой русской революции, мы с вами начали изучать политические партии России, процесс их оформления и становления в ходе революции. Число партий быстро росло и насчитывалось более 30-ти. Каждая партия отличалась программой, социальной опорой, методами борьбы, лидерами. Вспомним наиболее значительные из политических партий России.
Сигнал тишины. Хай файв
Дети сидят за столами по 4 человека, на столах таблички с названием партий : кдеты, эсеры, октябристы, социал –демократы, черносотенцы. В ходе фронтальной беседы начинается заполнение таблицы по модели «ФРЕЙЕР» “Политические партии России в революции 1907 – 1917 гг.”. В таблицу вносятся названия партий, время их оформления, к какому политическому лагерю относились, чьи интересы выражали, методы борьбы, цели и задачи, учащиеся вписывают примерную численность партий, в ходе работы с портретами определяются лидеры партий. После заполнения таблицы , ученики задают вопросы оппозиционной партии используя метод «куиз-куиз-трейд»
Второй этап урока. Митинг
Сигнал тишины. Хай файв
Учащимся предлагается принять участие в митинге времен революции 1905 – 1907 гг. и в процессе митинга закончить заполнение таблицы,по модели «ФРЕЙЕР» цели и задачи, методы борьбы и социальную опору каждой партии.
Каждая партия в революции пыталась решить свои задачи преобразования общества, стремилась привлечь на свою сторону как можно больше сторонников. Представим, что мы в 1905 году. На улицах Санкт-Петербурга шествуют рабочие, прогуливаются дамы, курсируют казачьи патрули, где-то слышны выстрелы. А недалеко от площади толпится большое число людей, слышны выкрики. Это – митинг.
Предлагаю речи составленные учениками. В ходе выступлений участники митинга задают вопросы, которые возникли на уроке или были подготовлены заранее представителям партий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Политическая жизнь России в революциях 1905-1917 гг. »
Учитель: истории и обществознания Кошкина Н.И.
Тема: «Политическая жизнь России 1907-1917 гг»
Урок- митинг
Историческая игра как метод активной формы обучения прочно вошла в практику учителей истории. Ребёнок воспринимает игровые моменты на уроках с удовольствием и активно включается в игровую деятельность в силу своих возрастных психофизиологических особенностей. Ребёнок перевоплощается в ходе игры в другого человека, мобилизуя все свои способности, знания и умения, расширяя и совершенствуя их. При этом знания и умения, приобретаемые в игре, становятся для ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, “почувствовать” изучаемую эпоху. В ходе игры развиваются способности школьника к восприятию, сопереживанию, прочно закрепляется интерес к прошлому и его изучению.
В современной методологии уже накоплен большой опыт проведения различных обучающих, развивающих игр, среди которых особое место занимают ролевые игры. Ролевая игра моделирует историческую ситуацию, ставящую учащихся в позицию очевидцев и участников событий.
Целями урока: является формирование представлений об основных политических партиях России, действовавших в условиях революции 1907–1917 гг., определение особенностей их политических программ, различия политических задач и позиций, выявление социальных групп, на которые они опирались и чьи интересы выражали, позволяет развивать умение публичных выступлений, умение слушать, выбирать значимое из полученной информации. Также урок способствует формированию личного мнения, определяет позицию ученика по отношению к событиям революции.
Оборудованием урока : может быть карта “Революция 1907–1917 гг.”, фотоизображения революционных событий, портреты лидеров политических партий и политических деятелей России начала ХХ века, символика Российской империи и революции, таблица “Политические партии России в революции 1907–1917 гг.”.
Проведение урока-митинга требует предварительной подготовки. Речи митингующих составлены заранее. Несколько учащихся получают творческое задание – составить речь выступления на митинге как представителя политической партии. Необходимо остановить выбор на наиболее значимых политических партиях (кадеты, октябристы, эсеры, социал-демократы, черносотенцы(монархисты)). В речи должны содержаться: программные требования, лозунги, критика противников, позиция партии в революционных событиях. Остальные учащиеся также должны познакомиться с политическими партиями и подготовить вопросы представителям разных партий. Учащимся предоставляется список рекомендуемой литературы(А. В. Ушаков. Демократическая интеллигенция периода трёх революций в России, М.: Просвещение, 1985; А.А.Данилов. История России. ХХ век: Справочные материалы. М., 1996; Политические партии в российских революциях в начале ХХ века. Под ред. Г.Н. Севостьянова. М.: Наука, 2005; Школьная энциклопедия “Руссика”. История России. XX век. М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003 и др.)
Первый этап урока. Вводный
Учитель: Изучая события первой русской революции, мы с вами начали изучать политические партии России, процесс их оформления и становления в ходе революции. Число партий быстро росло и насчитывалось более 30-ти. Каждая партия отличалась программой, социальной опорой, методами борьбы, лидерами. Вспомним наиболее значительные из политических партий России.
Сигнал тишины. Хай файв
Дети сидят за столами по 4 человека, на столах таблички с названием партий : кдеты, эсеры, октябристы, социал –демократы, черносотенцы. В ходе фронтальной беседы начинается заполнение таблицы по модели «ФРЕЙЕР» “Политические партии России в революции 1907 – 1917 гг.”. В таблицу вносятся названия партий, время их оформления, к какому политическому лагерю относились, чьи интересы выражали, методы борьбы, цели и задачи, учащиеся вписывают примерную численность партий, в ходе работы с портретами определяются лидеры партий. После заполнения таблицы , ученики задают вопросы оппозиционной партии используя метод «куиз-куиз-трейд»
Второй этап урока. Митинг
Сигнал тишины. Хай файв
Учащимся предлагается принять участие в митинге времен революции 1905 – 1907 гг. и в процессе митинга закончить заполнение таблицы,по модели «ФРЕЙЕР» цели и задачи, методы борьбы и социальную опору каждой партии.
Каждая партия в революции пыталась решить свои задачи преобразования общества, стремилась привлечь на свою сторону как можно больше сторонников. Представим, что мы в 1905 году. На улицах Санкт-Петербурга шествуют рабочие, прогуливаются дамы, курсируют казачьи патрули, где-то слышны выстрелы. А недалеко от площади толпится большое число людей, слышны выкрики. Это – митинг.
Предлагаю речи составленные учениками. В ходе выступлений участники митинга задают вопросы, которые возникли на уроке или были подготовлены заранее представителям партий.
1. Представитель партии эсеров.
Товарищи! Прежде всего, я обращаюсь к вам с той целью, чтобы вы поняли нас, социалистов-революционеров, и поддержали!
Мы защищаем интересы трудового народа – крестьянства, пролетариата, учащихся. Наша программа предусматривает, товарищи, экспроприацию капиталистической собственности и организацию общества на общинно-социалистических началах. Крестьяне сотни лет терпели эксплуатацию, работая на барина. Поэтому мы считаем, что необходимо произвести социализацию земли, которая предусматривает ликвидацию революционным путём помещичьего землевладения и передачу земли крестьянам. Вы только представьте себе, как будет здорово, если никого не будут ущемлять. Каждый будет жить плодами своего труда.
Я хочу, товарищи, познакомить с некоторыми предложениями лидера нашей партии В. М. Чернова, и с некоторыми нашими требованиями. Во-первых, это установление демократической республики, автономии областей, политических свобод, всеобщего избирательного права. Во-вторых, введение рабочего законодательства, установление 8-часового рабочего дня. В-третьих, признание неотъемлемыми прав человека и гражданина – свободы совести, слова, печати, собраний и союзов, свободы передвижения, выбора рода занятий и коллективных отказов (свобода стачек), неприкосновенности личности и жилища.
В вопросах переустройства земельных отношений, товарищи, мы стремимся опереться на общинные и трудовые воззрения, традиции и формы жизни русского крестьянства, в особенности, на распространённое среди Вас, крестьян, убеждение, что земля ничья, и право на пользование ею даёт лишь труд.
Способы достижения наших целей – индивидуальный террор и социальная революция. Хватит надеяться на реформы! Чтобы построить новое, надо обязательно разрушить старое. Новый лист не растёт на дереве из старого, новый дом не строится на старом. Человек не живёт вечно, он умирает и передаёт свои знания молодым. Это такая закономерность. Чтобы жить новой жизнью, надо разрушить старую. Революция – разрушение, но она благо.
Да здравствует социальная революция!
2. Представитель партии кадетов.
Господа! Граждане!
В бесконечных муках рождается национальное самосознание. На пути у него стоят два врага и два близнеца, друг друга питающие и стремящиеся сожрать друг друга: бюрократия и сектантская партийность. Они обе стремятся к диктатуре и стремятся сделать невозможными те необходимые соглашения, в которых и создаётся нация, а анархия и реакция будут возведены в закон революцией! Мы – представители конституционно-демократической партии России против революции! Мы делаем ставу на реформы и компромисс, отрицая крайности. Мы видим нашу послереволюционную Родину как конституционную монархию, с разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную. Считаем необходимостью увеличение земельной площади крестьянских наделов за счёт государственных земель, отмену сословных привилегий, равенство всех перед законом, установление свободы личности, слова, собраний и других демократических свобод. Мы признаём права рабочих на стачки и 8-часовой рабочий день. Право каждого участвовать в местном самоуправлении. Мы поборники русского национального государства, но не за счёт унижения и умаления роли других народов. Таковы наши основные требования, господа! Голосуйте за нас! Вступайте в партию кадетов! И тогда вы увидите всю силу и мощь Российской державы, узнаете, что значит быть её полноправным гражданином!!
3. Представитель партии монархистов.
Люди! Не слушайте этих словоплётов в белых воротничках. Они никогда не поймут нас, так как живут в другом мире и не знают наших нужд. Вам просто задуривают головы! Никогда Россия не жила без царя, который всегда был народным заступником, православным христианином!
Евреи и другие инородцы стремятся посеять смуту и разрушить империю, единство царя и народа! Поэтому нужно разделить население империи на русских, которые считаются православными и на всех остальных, которые представляют угрозу нашему Отечеству. Россия только для русских!
Для процветания России надо сохранять основы русской православной жизни, порядки, завещанные нам отцами и дедами. Пусть каждый крестьянин сам владеет своей землёй без общины и вмешательство в его жизнь разных интеллигентишек.
Будущее России только с царём-батюшкой – самодержцем! За веру, царя и Отечество!
4. Представитель партии октябристов.
Граждане!
Мы стоим на позициях известного Манифеста. Он лёг в основу программных требований нашей партии. Мы не идём ни на какие значимые контакты с левыми и занимаем последовательно антисоциалистические позиции. Также выступаем против идеи созыва Учредительного собрания, потому что считаем , что создание Думы поставило Россию на путь конституционных преобразований. Мы выступаем за эволюционное, постепенное совершенствование “Основных законов” Российской империи. Наша партия считает, что через Думу можно легально провести необходимые для страны реформы, которые превратят Россию в наследственную конституционную монархию и позволят России стать правовым государством. Власть монарха должна быть чётко ограничена законом.
Мы добиваемся свободы предпринимательства, торговли, приобретения собственности и свободы распоряжения ею. Наша партия против отчуждения помещичьих земель, но за всемерное поощрение зажиточных крестьянских хозяйств, за освобождение от оков общины. В рабочем вопросе мы выступаем за попечительскую политику – сокращение рабочего дня, страховое законодательство, частичное разрешение стачек. В национальном вопросе мы поддерживаем идею общерусского начала. Самоопределение и националь-культурная автономия способны разрушить империю. Россия для нас едина и неделима! Мы намерены сочетать активную экономическую модернизацию с умеренными политическими реформами. Граждане! Давайте бороться за экономическую свободу и политические реформы конституционными методами!
5. Представитель партии социал-демократов.
Товарищи! Рабочие и крестьяне!
Я представляю российскую социал-демократическую рабочую партию. В условиях революции мы призываем вас бороться с самодержавием. Только уничтожив власть помещиков и буржуазии, можно создать справедливое общество.
Наша программа состоит из первейших задач в этой революции и задач на будущее. Сейчас наша первичная цель – свержение самодержавия и установление демократической республики. Законодательная власть должна перейти в руки Законодательного собрания, составленного из представителей народа при всеобщем равном избирательном праве. В будущем демократическая республика сможет перерасти в социалистическую при руководстве хорошо организованной рабочей партии с железной дисциплиной, способной установить диктатуру пролетариата. Широкое местное самоуправление поможет сделать будущее государство рабочих и крестьян справедливым.
В этой революции мы за отмену сословий и полное равноправие всех граждан! За неприкосновенность личности и жилища, за неограниченную свободу передвижения. Каждый человек имеет право на справедливый суд с представителями от народа!
Мы за замену постоянного войска вооружением народа! Отделение церкви от государства! Мы за обязательное образование, снабжение нищих детей и беспризорников пищей, одеждой за счёт государства! Мы за равные возможности для всех!
Всё это будет возможно в будущем социальном государстве, которое сможет обеспечить только диктатура пролетариата при поддержке рабочих других стран!
Да здравствует революция!
Третий этап урока. Заключительный
Сигнал тишины. Хай файв
Учитель: Каждая партия в революции пыталась решить свои задачи преобразования общества, стремилась привлечь на свою сторону как можно больше сторонников.
Какая политическая партия была наиболее убедительной?
Ученикам предлагается разойтись по разным партиям, примкнуть к той партии, которая соответствует их убеждениям . Здесь применяется «КОНЭРС» ученик формирует свое мнение, развивает собственное мышление.
Учитель задает «фасилитирующие» вопросы для развития собственного мышления ученика.
Чем вас привлекла эта партия?
Какую политическую партию вы бы поддержали в ходе революции и почему?
А какую политическую партию поддержали народы России в революции?
Выясним, какая партия набрала больше всего сторонников путём открытого голосования.
Далее проверяется заполнение таблицы учащимися и предлагается доработать её дома.
Ход урока
I.Организационный момент
Обучающиеся сидят в группах по четыре человека
Учитель:
1)Приветствие учащихся
2)Стол № … ученик №… приветствуют от имени класса, ученики приветствуют друг друга.
II.Введение (5минут)
Учитель: Teambuilding
Команды определяют ведущего и секретаря.
Команды придумывают название, девиз команды и вырабатывают правила работы в команде
AllWriteRoundRobin(каждый по очереди записывает правила, начиная с №…; 2 минуты)
Учитель:
Просит команду №… участник №… озвучить правила работы данной команды и благодарит выступивших.
III.Изучению нового материала (35 минут)
1. Города в раннем средневековье (5 минут)
Учитель: Мы живем с вами в XXI веке и хорошо знаем, что в любой современной стране есть города, большие и маленькие.
А всегда ли существовали города?Просит команду №… участник №… ответить
Ученик:в первобытности их не было. В Древнем Египте, Греции, Риме - были города, в которых жили и трудились ремесленники, шел обмен продуктами и изделиями.
Учитель:А что случилось с городами Европы в раннем средневековье?Учащиеся: самостоятельно читают текст п.1, параграф 16, стр.147-148.
После прочтения текста ученики отвечают на вопрос «что случилось с городами Европы в раннем средневековье?» и записывают в группах.
Учитель:Просит команду №… участник №… ответить на вопрос
Ученик: разрушили варвары
Учитель:Когда же и почему возродились города? Вот об этом (и многом другом)мы сегодня и узнаем
2. Тема урока Средневековый город (5 минут)
Учитель:Почему примерно с XI века начинается постепенное возрождение городов?
Учащиеся: Ведущий читает текст п.2, параграф 16, стр.148-150
После прочтения текста ученики отвечают на вопрос «что случилось с городами Европы в раннем средневековье?» и записывают в группах.
Учитель:Просит команду №… участник №… ответить на вопрос
Ученик:с установлением феодального строя в хозяйстве произошли большие сдвиги - развивалось как скотоводство, земледелие так и ремесло.
3. Облик средневекового города (5 минут)
Учитель:Ребята! Мы с вами начинаем путешествие по средневековому городу. Облик средневекового города.
Как выглядел облик средневекового города?
Учащиеся:Город обнесен крепостной стеной, потому что не только добрые люди приходили за товаром к мостам и переправам. Но и лихие разбойники. Феодалы воевали между собой. Надо было защищаться.
В центре города находится собор, городская ратуша и рынок. А также центр города является местом театрализованных действий. (5 минут)
Учитель:Просит команду №… участник №… ответить на вопрос
Мы с вами завершили путешествие по средневековому городу.
4. MixPairShareиRallyRobin (5 минут)
Учащиеся: берут листок бумаги, сгибают пополам, на одной половине пишут свой вопрос, на другой пишут ответ.
Все поднимаются, задвигают стулья, звучит музыка. Участники смешиваются под музыку, образуют пару, когда музыка прекращается, задают свои вопросы поочередно, обмениваются короткими ответами.
5. Жители средневековых городов (10 минут)
Учитель:Теперь давайте разберемся кто живет в городах
работа с текстом учебника в группах (каждой команде раздаются карточки с заданием)
1 группа: сеньоры, стр. 101-102
2 группа: ремесленники, стр.154-155
3группа: купцы, стр.153-154, 160
4 группа: крестьяне, стр.102-107
5 группа: рыцари, стр. 109-115
6 группа: священники и монахи, стр.96-97
Охарактеризовать основные слои горожан и их занятия.
Учитель: Просит команду №… участник №… ответить на вопрос
IV.Закрепление (5 минут)
Учитель:
В каком веке в Европе происходит активное появление новых городов?
Какова причина появления новых городов?
Что такое цех?
Кто был хозяином в мастерской?
Учитель: Просит команду №… участник №… ответить на вопрос
V.Итог урока
- оценка знаний учащихся
- организация домашнего задания: §16-17, ответить на вопросы страница 155.
Самоанализ урока
Урок проходил в 6 «В» классе, в классе 24 человека, на уроке присутствовало 24 учащихся.
Тема урока: Средневековый город
Тип урока: изучения нового материала
Структура урока: организационный момент, введение в тему,целеполагание и мотивация, актуализация знаний, изучению нового материала, первичное закрепление, итог урока и домашнее задание.
Данный урок последний из раздела «Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.», он опирается на знания, полученные учащимися ранее и является фундаментальным к усвоению последующих тем курса.
Данный урок тесно связан с предыдущей темой «Экономическое развитие Западной Европы», так как показывает одно из последствий.Специфика урока заключается в том, что новая тема содержит большой материал.
Урок дан в 6 «В» классе, учащиеся которого имеют средние учебные возможности, всего в классе 24 учащихся, из них количество слабых 11, количество сильных 13 учащийся.
Цель урока:
Выяснить основные причины возникновения и образования средневековых городов.
Познакомить учащихся с организацией ремесленного производства в средневековом городе.
Задачи урока:
Образовательная – раскрыть причины возникновения средневековых городов, а также основные признаки городского ремесла как мелкого промышленного производства, основанного на личном труде собственника мастерской; выяснить особенности и значение цеховой организации городского ремесла.
Развивающая – продолжить развитие логического мышления через умение осознавать и представлять сущность процессов средневековой жизни, продолжить развитие образного мышления, речи, внимания и памяти при сопоставлении оценок средневекового города глазами его современников и человека наших дней.
Воспитательная – вызвать у школьников уважение к трудолюбию средневековых ремесленников, с помощью анализа документов дать нравственную оценку сеньориальным правам.
Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.
Урок был запланирован таким образом, чтобы была обеспечена комплексность и взаимосвязь поставленных целей и задач. Считаю, что урок цели достиг.
Время было распределено рационально, «связки» между этапами логичны.
Были использованы дидактические материалы,ИКТ, представлен наглядный материал по теме.
Был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся на этапе изучения нового материала в виде методов: тимбилдинг, таймд раунд робин, финк-райт-раунд-робин, рэллиробин, таймпдпэашэа, микспэашэа.
Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.
Здоровье сберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока, в проведении физкультпаузы.
Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение знаний, что поможет в дальнейшем изучении данной темы.
Активность класса можно оценить как высокую. Считаю, что урок цели достиг.