Дата__________
Класс 9
Тема: СОВЕТСКАЯ РОССИЯ. СССР
Цели изучения темы: дать характеристику общего развития Советской России начиная с 1918 г. до Второй мировой войны, отметить особенности в социально-экономическом и политическом развитии страны.
Обучающая: Познакомить учащихся с внутренней и внешней политикой Советского правительства и раскрыть суть новой экономической политики (НЭП). Объяснить на конкретных фактах проведенные насильственным путем коллективизацию сельского хозяйства и индустриализацию страны. Утвердившийся тоталитарный порядок в стране застопорил развитие общественной жизни, превратив ее в простой механизм.
Развивающая: развивать умение распознавать причины трансформации народного государства и переход его в тоталитарную форму господства одной партии.
Воспитательная: Воспитывать чувство сострадания к народу подвергшемуся голоду, массовому уничтожению национальной интеллигенции, массовой русификации.
Наглядные пособия: карты "Создание СССР", "Советское государство в годы индустриализации страны" и др; схема, таблица
Этапы урока
Ход урока
Формирование универсальное учебные действия и технология оценивания учебных успехов
I Проверка домашнего задания
Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
Устный индивидуальный опрос учащихся. Проверка письменного задание
1. Каковы особенности политического развития Франции после Первой мировой войны?
2. В чем причины социальной напряженности в 1919—1920 гг.?
3. Охарактеризуйте период стабилизации во Франции в период "Левого блока". Расскажите об особенностях многопартийной системы Франции.
4. Какое влияние на социально-экономическую и политическую жизнь Франции оказал экономический кризис 30-х годов?
5. Почему французским фашистам не удалось прийти к власти?
6. Что такое Народный фронт! Определите его социальную и политическую базу. Чем интересен исторический опыт деятельности Народного фронта во Франции?
Экономическая и политическая проблема России 20-30 г XX века
Основные понятия: политика военного коммунизма, дефицит продовольствия, Декрет "О красном терроре", план электрификации (ГОЭЛРО), Вторая программа партии, антисоветские забастовки, новая экономическая политика (НЭП), продовольственный налог, массовая коллективизация, тоталитарный порядок, командно-административная система, массовое истребление народа
Работа в учебнике.
Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.
– Составим план урока.
План
Учитель вместе с детьми составляет план.
- Февральская революция в России
- Октябрьский переворот в России
- Гражданская война и экономическая политика в годы войны.
- Политика военного коммунизма
- Внутренняя и внешняя политика СССР.
- Новая экономическая политика и ее суть. Индустриализация.
- Образование СССР
- Индустриализация
- Коллективизация сельского хозяйства и ее последствия.
- Тоталитаризм, репрессии
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
Поиск решения проблемы.
Самостоятельное применение знаний.
Вопросы для закрепления темы:
Основные события:
• Гражданская война — 1918—1920 гг.
• Внедрение политики "военного коммунизма" — 1918— 1921 гг.
• Утверждение плана ГОЭЛРО — декабрь 1920 г.
• Создание СССР — 30 декабря 1922 г.
• Принятие Конституции СССР — 1924 г.
• Начало строительства Туркестано-Сибирской железной дороги (Турксиб) —1927 г.
Работа в мини группах по плану урока.
Работа с учебником.
Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
1. В каком году была установлена Советская власть?
2. Какие революции произошли в 1917 г.?
3. Одинаково ли относилась диктатура пролетариата ко всем слоям населения?
4. Какая партия была в стране правящей?
5. Каким способом Россия вышла из Первой мировой войны?
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙV. Домашнее задание.
Обязательное задание для всех: выполнить следующее задание, делая сравнение. Политика "военного коммунизма" = НЭП
ученикам прочитать тему целиком, а также выполнить творческое задание:
– Придумай кроссворд по терминам, именам, названиям, встречающимся в разделе учебника.
Также по желанию ученики выполняют задание актуализации к следующей теме.
V. Итог урока.
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
– Что нового узнали?
– Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?