Предмет: История Казахстана
Класс: 9
Учитель истории и права: Каиржанова Шолпан Ашкеновна
Тема урока: Казахстан в период Февральской буржуазно-демократической революции
Цель урока:
Усвоение учащимися исторического материала о положении Казахстана в период Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г.
Задачи урока:
Образовательная:
Раскрыть влияние известных событий в России на дальнейший ход развития истории Казахстана;
Развивающая:
Развивать умения у учащихся делать самостоятельные выводы на основе анализа исторических событий;
Воспитательная:
Прививать ученикам чувство справедливости, негативное отношение к жестокости, агрессивности.
Базовые знания:
для расширения знаний у учащихся рассказать об общественно-политическом положении Казахстана в начале XX века., о причинах подъема национально-освободительного движения 1916 г., о его начале, ходе, историческом значении.
Опорные понятия: Победа Февральской буржуазно-демократической революции в России и ее влияние на Казахстан. Усиление влияния представителей интеллигенции, Временное правительство.
Иллюстрированный материал: Карта Казахстана в период Февральской буржуазно-демократической революции; портреты политических деятелей данного периода, и их программы;
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы урока: беседа с использованием иллюстраций, самостоятельная работа, практическая работа.
Итоги урока: учащиеся должен уметь дать оценку политике Временного правительства, которую оно проводило в Казахстане, знать о причинах развития общественно-политической жизни, о деятельности демократической интеллигенции.
Ход урока:
Урок делится на три части. В первой части, чтобы заинтересовать учащихся, останавливается на общих понятиях: задает вопросы и активизирует внимание учащихся. Во второй части раскрывает тему с помощью различных иллюстраций, развивает мыслительные способности учащихся. В третьей части организует самостоятельную работу учащихся (это чертежи, таблицы, тесты). Заключение включает в себя анализ новой темы учителем и учащимися.
Первая часть (10 мин). учитель формирует интерес к уроку на основе базовых понятий и постепенно переходит к основной теме. В качестве базового понятия рассматривается национально-освободительное движение 1916 г. (табл).
Центры национально-освободительного движения
Активность революционных организаций
Взгляды народно-демократической интеллигенции
Значение национально-освободительного движения
Национально-освободительное движение 1916 г.
Вопросы и задания:
1. Назовите повод к началу восстания народов Казахстана и Средней Азии против Российского колониализма.?
2. Каковы причины восстания 1916 г.?
3. Назовите признанных лидеров восстания 1916 г. ?
4. Какова роль Амангельды Иманова в восстания 1916 г.?
При объяснении нового урока учитель выполняет главные задачи - развивает способность логически мыслить и формирует у детей познавательные способности.
1. Обращение к народу А.Байтурсынова, А.Бокейханова, М.Дулатова.
Деятельность передовых людей в период национально-освободительного движения.
2. Февральская буржуазная революция в России. Изменения в общественно-политической жизни.
3. Казахстан во время Февральской буржуазной революции. Установление в Казахстане власти Временного правительства. Отношение Казахстана к Февральской революции.
4. Позиции демократов. Идея национальной автономии. Казахские областные и республиканские съезды. Вопросы, которые на них рассматривались, и решения.
5. Система многопартийности в Казахстане. Политическая активность партий.
Учитель постепенно раскрывает все вопросы и объесняет учащимся их задачи при усвоении темы. Заполнение вместе с учащимися табл. при разборе предыдущих пяти вопросов дает им представление обо всей теме.
Во второй части урока учитель организует самостоятельную работу. Этот метод развивает у учащихся такие качества, как находчивость, умение быстро принимать решение. Самостоятельная работ учащихся повышает их активность, развивает творческие способности.
Политическая партия и течения в Казахстане.
Политические партии и течения
Идеи и направления их деятельности во время Февральской революции
Программы, собрания, съезды
Руководители и члены партий
"Алаш"
Большевики
Эсеры
Кадеты
Мусульманские фракции
Заполняя таблицу и объясняя свой ответ, школьники учатся логически мыслить, а решая кроссворды, запоминают даты событий и имена политических деятелей.
Самостоятельная работа:
1. Назовите дату свершения Февральской буржуазно-демократической революции.
2. Какой политики придерживалось Временное правительство?
3. Назовите молодежные организации. Какие задачи они перед собой ставили?
Тестовые задания:
1. Альтернативный путь развития казахского народа в первой четверти 20 века предложила партия:
А) кадетов; В) эсеров; С) меньшевиков; Д) большевиков; Е) Алаш;
2. Свержение самодержавия в Петрограде в феврале 1917 г. казахи:
А) восприняли отрицательно; В) не отреагировали; С) не поняли; Д) приветствовали; Е) Выступили против;
3. После свержения самодержавия в России в 1917 году поддержать новое правительство и готовиться к выборам в Учредительное собрание призвал казахов:
А) Генерал Куропаткин; В) Ф,И,Голощекин; С) А.Букейханов; Д) С.Сейфулин; Е) М.Шокай;
4. Весной 1917 г. параллельно Советам рабочих и солдатских депутатов во многих городах Казахстана появились и действовали:
А) Марксистские кружки; В) Казахские национальные комитеты; С) мусульманские мектебы и медресе; Д) филиалы партии Алаш; Е) партии белогвардейцев;
5. Окончательное решение по вопросу о возвращении на Родину реквизированных на фронт было принято:
А) Временным правительством; В) Партией Алаш; С) Партией большевиков; Д) Эсерами; Е) советским правительством;
6. Для установления национального согласия в Степи 20 марта 1917 г. Временное правительство приняло решение:
А) предоставить казахам автономию; В) Сформировать казахские национальные комитеты; С) сформировать партию Алаш; Д) отметить ограничения в правах российских граждан; Е) Ликвидировать колониальные аппараты управления;
Домашнее задание: § 4-5 читать, написать реферат на одну из предложенных тем:
1. Советы рабочих и солдатских депутатов в годы Февральской революции: роль и функции.
2. Временное правительство: роль и функции.
3. Казахские комиссары Временного правительства.