Просмотр содержимого документа
«Поля ратной славы»
Урок истории по теме: "Поля ратной славы", 11-й класс
Задачи урока:
образовательная – формирование понятия исторической параллели, связывающей древнюю историю с современностью,
развивающая – развитие исторического мышления, использование компьютерных технологий для поиска, обработки и анализа материала,
воспитательная – формирование чувства патриотизма и этнического самосознания.
Тип урока: урок – экскурсия.
Форма проведения урока: индивидуально-групповая работа с элементами практического занятия.
Оборудование урока:
компьютер;
проектор;
экран,
краски, бумага, кисти, карандаши.
План урока.
1.Организационный момент – 1 мин.
2.Вводное слово учителя, постановка проблемы предстоящей экскурсии - 3 мин.
3. Представление учениками экскурсионного материала по одному из полей ратной славы, иллюстрируемое электронной презентацией учителя. – 20-25 мин.
4.Предложение учителя: образно представить своё видение исторической параллели полей русской ратной славы.—2мин.
5.Выполнение работы учащимися. – 8 мин.
6.Представление учащимися результатов своих размышлений. – 5 мин.
7.Подведение итогов работы – 1 мин.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Объявляет тему и принцип работы на уроке, сообщает о том, что экскурсоводы будут работать с презентацией, составленной учителем. Называет учащихся, помогавших ему в подборе материалов для презентации.
Учитель:
В этом году наша страна будет отмечать 66-летие Победы над гитлеровской Германией. Мы в течение нескольких уроков говорили о событиях Великой Отечественной войны и сегодня ребята проведут экскурсию по полям ратной славы русского оружия. Мы посетим Куликово поле, Бородино и поле под Прохоровкой, Афганистан, подвиг 6 роты псковских десантников.
Ваша задача не просто прослушать экскурсию, а попытаться ответить на главный вопрос: что связывает три этих поля?
II.
проблематика урока.
Учитель:
- Куликовская битва, Бородинское сражение, Курская дуга , боевые действия в Афганистане, высота 776 в Чечне– великих поля ратной русской славы. Какие замечательные страницы Отечественной воинской доблести связаны с этими полями. Сколько существует Русь, столько и приходится ей сражаться за свою свободу и независимость. Сегодня мы перелистаем лишь некоторые страницы нашей истории, которые связаны победными сражениями на этих полях.
III/ Экскурсия
Эльвина
Куликовская битва.
Тимур
Бородинское сражение.
Забил снаряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой - ка , брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Лиля
Курская дуга, танковое сражение под Прохоровкой.
Не сравнятся с тобой ни леса, ни моря,
И не в каждой стране поле доблести есть.
Ты – Отчизна моя и скажу не тая:
Здравствуй, русское поле, наша гордость и честь.
Айдар: Афганистан.
Песня
М.Г.-6 РОТА
Предложение учителя:
- Мы прослушали и посмотрели экскурсию, посвящённую трём великим полям ратной славы. В начале экскурсии вам было предложено подумать над тем, что могло бы объединить эти события разных эпох и мест действия. Сейчас перед вами бумага, карандаши, кисти, краски. Каждому предоставляется возможность в наиболее эмоциональной для него форме выразить свой ответ на вопрос. Кто-то напишет короткое эссе, кто-то четверостишие, умеющие рисовать могут отразить ответ в рисунке. Если вы видите ответ на поставленный вопрос в цвете, подберите ту краску, которая поможет остальным представить ваш эмоциональный настрой. На выполнение этой работы вам даётся 8 минут.
V.
Выполнение работы учащимися.
На данном этапе каждый учащийся выбирает для себя наиболее комфортную и подходящую его эмоциональному настрою форму ответа на поставленный в начале экскурсии вопрос: что объединяет три поля великой ратной славы. Среди предложенных видов работ ученики могут выбрать не один, а несколько. Например, они могут соединить эссе и музыку, четверостишие и рисунок. Варианты соединений учителем не оговариваются. Они возможны, но необязательны. Дети могут разойтись в разные концы класса, чтобы не нарушить своего эмоционального настроя и не помешать другим. Закончившие работу раньше, могут предоставить её учителю для ознакомления. Но тем, кто хотел бы преподнести сюрприз одноклассникам и учителю, демонстрировать работу на этом этапе необязательно.
VI
Представление ученических работ.
На данном этапе учащиеся представляют свои творческие работы. Представление обязательно сопровождается сообщением о том, какое поле ратной славы выбрано, почему в своей работе они соединяют именно эти поля. Этот вид работы предоставляет возможность раскрыться творческому потенциалу каждого учащегося, позволяет создать общий пафосный эмоциональный настрой, способствует патриотическому воспитанию.
VII
Подведение итогов.
Учитель.
Благодарит учащихся, создававших презентацию, проводивших экскурсию. Отмечает её эмоциональный настрой, патриотизм, воспитание чувства национального самосознания. Особое внимание уделяется творческим работам, выполненным учащимися. Сообщается, что лучшие изобразительные работы будут экспонироваться в музее гимназии, посвящённом истории города Томска и гимназии. А лучшие эссе, четверостишия, фразы, стихи войдут в гимназический альманах, посвящённый юбилею гимназии.