Урок - панорама "Ратное поле Бородино"
Цели урока: помочь учащимся проникнуться высоким чувством патриотизма, прочувствовать точность и емкость каждого слова стихотворения, представить картины и людей, в нем изображенных; учить выразительному чтению стихотворения; развивать чувство гордости за героическое прошлое своей Родины; развивать воображение учащихся, их фантазию.
Оборудование урока: портрет М.Ю.Лермонтова; репродукции картин: “Бородинская битва” Ф.А.Рубо; “Главнокомандующий М.И.Кутузов” Р.М.Волкова; “Генерал П.И.Багратион” неизвестного художника; “Ветеран 1812 года” П.Е.Заболотского; грамзапись стихотворения М.Ю.Лермонтова “Бородино”.
Ход урока
1.Вступительное слово учителя
Русское поле, разлеглось ты во все стороны, точно сказочный ковер, расшитый искусными руками, и кажется – нет ничего на свете красивее и величественнее тебя.
Русское поле! Много ты повидало на своем долгом веку: и хорошего и плохого. Ведь так повелось, что все самые главные и судьбоносные сражения разыгрывались в поле.
Память о трех ратных полях, о трех великих битвах хранит в своем сердце Русь.
Поле Куликово. Поле Бородино. Прохоровское поле.
- Но сегодня мы будем говорить о Бородинском поле, о сражении, после которого Наполеон назвал русских воинов непобедимыми. Мы перенесемся в героический 1812 год на ратное поле Бородино.
- Как вы думаете, какова цель такого путешествия во времени?
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
-Это история нашей страны, нашего народа, мы должны знать ее. Ибо народ, не знающий своего прошлого не имеет и будущего. Хотелось бы, чтобы вы почувствовали дух того славного времени, прожили вместе с русскими солдатами те 15 часов, что длилась битва, испытали гордость за наших предков и следовали их примеру. А поможет нам в этом М.Ю.Лермонтов и его замечательное произведение.
Итак, мы продолжаем разговор о стихотворении «Бородино».
2. Инсценирование диалога старого и молодого солдата
(Входят два ученика, одетых в кивера)
-Вот так встреча! Здравствуйте, ребятушки! Кто вы? Расскажите…
Старый солдат:
- Здравствуйте, ребята! Я старый вояка-артиллерист, «дядей» называют меня юнцы! 25 лет прослужил я в армии, таким был тогда срок службы. В тот грозный 1812 год взяли меня в солдаты, и я, тогда еще совсем молодой, угощал французов под Бородино из своей пушечки…
- А я новобранец… Недавно служу! Пороху не нюхал. Но случись беда – не струсил бы, бился бы за Русь-матушку, как славные наши отцы и деды.
(Читают диалог “Скажи-ка, дядя.” до слов: “Не отдали б Москвы”)
- Спасибо вам, дорогие солдатушки! Присоединяйтесь к нам и помогайте на трудном пути по Бородинскому полю.
3. Беседа с классом
- Ребята, а какой исторической дате посвятил М. Ю. Лермонтов это произведение?
(25-летию Бородинской битвы)
- Что же волнует молодого солдата? Каков его главный вопрос старому воину?
( Действительно ли нужно было сдать Москву французам? Молодому человеку горько осознавать, что Москва, хотя и сожженная, все же была отдана врагу. Он убежден, что это был вынужденный шаг, и оставление Москвы – это не поражении русской армии. Поэтому ему хочется снова и снова слышать рассказы своих старших товарищей, свидетелей великой битвы, о подвигах русских солдат.)
-А вот перед вами портрет ветерана войны 1812 года, старого воина. Вот примерно так и выглядел в действительности рассказчик из стихотворения Лермонтова.
-Что вы можете сказать об этом воине, судя по портрету?
(Храбрый, мужественный воин, об этом говорят ордена на груди)
- Да, ребята, рассказчик гордится тем, что он один из нескольких тысяч таких же простых солдат, кому выпала честь защищать столицу – матушку Москву.
- С кем сравнивает он своих боевых товарищей?
(C богатырями)
- Перечитайте эти строки.
- Покажите голосом, что солдаты - богатыри, чтобы мы почувствуем их силу, могущество.
(Чтение:
-Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля….)
- А молодой солдат…кто он?
(Он ровесник М. Ю. Лермонтова, он, как и автор, представляет «нынешнее племя»).
- А почему сейчас старый солдат сетует на то, что теперь иное время и иные люди? Глядя на молодые, безусые лица новобранцев, неторопливо, как бы желая вспомнить самое главное в сражении, он роняет ироническую реплику: "Богатыри - не вы."Почему?
( Это мысль-жалоба на настоящее поколение, в котором нет такого патриотического духа, желания жить и действовать во имя России, это сожаление об ушедшем великом прошлом, столь полном славы и великих дел.)
-Да, Бородинское сражение было поистине великим. Но до него было тягостное для солдат отступление нашей армии.
- Представьте, что мы находимся среди этих отступающих солдат русской армии. Вы - солдаты, армия отступает! Что вас возмущает? Скажите словами текста.
(Досадно было, боя ждали. / О русские штыки!)
- Как Вы понимаете последние строки?
(Солдаты рвутся в бой, они самоотверженные, рассказчик подчеркивает их боевой дух; они жаждут расправы с врагом).
Учитель:
- И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки-
Французы тут как тут.
- С этого момента начинается томительное ожидание боя. Каждый понимал, что он будет страшным и кровавым, для кого-то последним, потому что за спиной была Москва-мать городов русских!
-Ребята, как вы думаете, со времен Древней Руси с чего начинал русский человек все великие свершения?
(С молитвы)
- Присоединимся же и мы к русскому воинству накануне великого сражения…
(видеофрагмент «Молебен»)
- Ребята, о чем просили солдаты Богородицу? О чем молились?
(Защитить Москву, ведь Москва-это сердце России. Просили дать им силы победить врага).
Учитель:
А вот как об этом повествуется об этом в «Летописи о нашествии французов».
- Солдаты, окружавшие икону, вдруг расступились. Кто-то, вероятно, очень важное лицо, судя по поспешности, с которой перед ним сторонились, – подходил к иконе.
Это был Кутузов, объезжавший позицию. Он перекрестился привычным жестом, достал рукой до земли и, тяжело вздохнув, опустил свою седую голову.
Да уж тяжко было Михайле Илларионовичу. Знал он, что сражение кровавым будет, что многих ребят ядра да пули настигнут. Но Россия ждала – выбора не было.
- Солдаты рвутся в бой, они полны отваги, героизма. Как Лермонтов показывает их крепкий моральный дух. Перечитаем слова старого артиллериста, чтобы почувствовать, что солдаты настолько любили Родину, им жизни не жаль было отдать?
(“Забил снаряд я в пушку туго…/ За Родину свою!”)
- А как вы думаете, почему поэт употребляет местоимение мы в этих строках?
(Поэт показывает, что все участники сражения без исключения объединены этим чувством - защищать свою Родину до последней капли крови)
- А теперь представьте: солнце садится, вечереет. Зачитайте строки, где описано, что делают русские солдаты в ожидании боя?
(“Прилег вздремнуть я у лафета.”)
- Как вы их понимаете?
(Лагерь был, тих, сосредоточен. Солдаты к предстоящему бою относятся по - деловому, - без суеты. Каждый занят, своим делом, каждый думает о своем.)
- А почему ликовал француз? (Они привыкли к легким победам и были уверены, что и Москву возьмут быстро, поэтому и заранее праздновали ее).
- Рассказчик говорит: «Француз», а не «французы». Почему, как вы думаете?
( Во французском войске не было такого единодушия. Для французов это не освободительная война, а захватническая и каждый из них мечтал чем-нибудь поживиться на русской земле. Каждый шел за своим «лакомым куском», который ему обещал Наполеон)
- А теперь представьте: наступает утро…
- И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Физкультминутка:
Вопрос: А вы готовы поддержать моральный дух русского войска?
Тогда вставайте на физзарядку!
(Шагаем под песню «Солдатушки, браво ребятушки»)
- Представьте: перед строем идет полковник,он воодушевляет солдат. Это один из тех полководцев, которые шли плечом к плечу с рядовыми воинами.
- Давайте вспомним имена великих русских военачальников, сражавшихся на Бородинском поле.
- Ребята, представьте, пожалуйста, героев Бородино!
(Барклай де Толи, Багратион, Раевский, Тучков-сообщения учеников).
- Главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов, под чьим руководством произошло это сражение, сломавшее мощь французской армии. Словно с них списан портрет командира - полковника.
- Каким изобразил его М. Ю. Лермонтов? Что мы о нём знаем?
(“Полковник наш рожден был хватом”)
- Что означают эти слова “рожден был хватом”?
(Cильным, смелым, отважным, ловким)
- Как вы понимаете, словосочетание “слуга царю”?
(Верный присяге)
-“Отец солдатам”?
(По отношению к солдатам добрый, сердечный, болеет за них душой)
- В каких словах полковника звучит тревога за судьбу России, понимание ответственности перед ней?
(“Ребята, не Москва ль за нами.”)
- И вот в шестом часу утра грянул бой! Разгорелась Бородинская битва! Представим, что и мы с вами на боевом поле.
– Что мы здесь видим? (Фрагмент панорамы Ф. Рубо)
(Полчища русских и французов. Трудно понять, кто где. Все слились в общей массе, в жестокой кровавой битве, не на жизнь, а на смерть. Вдали тела убитых, дым от взрывных снарядов)
( На Бородинском поле русские сражались отчаянно, каждый был готов отдать жизнь за свое Отечество)
- Демнострирую фрагмент (видео «Засада артиллерийского расчета)
- Какие строки стихотворения иллюстрируют эти кадры?
1. Французы двинулись, как тучи.
Земля тряслась, как наши груди.
Носились знамена, как тени…)
2. Огонь блестел.
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала.
И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел.
- Какие художественные средства автор использует, рисуя стремительность боя, жестокость кровавой сечи, храбрость солдат).
- Вот так, ребята, перед нашими глазами прошла картина грандиозного сражения, равного которому раньше не знала история. Недаром старый солдат, обращаясь к своему молодому товарищу, говорит: “Вам не видать таких сражений!”
И несмотря на страшный, кровопролитный бой, русские солдаты
“были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять.”
- Прочтем последние строки стихотворения.
И мне хотелось бы спросить у нащих героев:
- Чем гордится солдат - рассказчик?
(Мужеством своих однополчан, готовностью не раздумывая отдать свою жизнь за Родину, беспримерной отвагой и героизмом)
- А о чем он печалится?
(В его словах звучит боль от того, что пришлось сдать врагу Москву – сердце России, от невозвратимой утраты близких ему людей, товарищей, погибших в бою).
- Ответил он на вопрос новобранца? «Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва спаленная пожаром,
Французу отдана?»
-Почему же отдана Москва?
( Силы русской армии были на исходе, поэтому Кутузов принимает решение сдать Москву. Это было тяжелое, но необходимое решение, оно помогло сохранить армию, измотать противника и победить его. Это было сделано во имя спасения России.)
-Ребята, в каких же словах заключена основная мысль стихотворения?
(«Да, были люди в наше время.» Это стихотворение о горячей любви к Родине, о патриотизме, желании простых солдат отдать жизнь за свою Россию).
4. Рефлексия.
- Ну что ж, ребята, пришла пора возвращаться. Оглянитесь вокруг. Мы снова в 21 веке, в нашем классе.
- Вы все молодцы, храбро прошли по Бородинскому полю, почувствовали огненное дыхание Бородинского сражения и заслужили отличных отметок.
Особенно хочу отметить:
- Вам интересно было на уроке?
- Какие открытия вы сделали для себя на сегодняшнем уроке?
- Какие чувства помог вам испытывать на поле боя М.Ю. Лермонтов?
(Вместе с солдатом - рассказчиком мы были отважны, смелы, любили товарищей, свою Родину; понимали, что отступать нельзя, лучше умереть. Скорбили об убитых товарищах, восхищались их мужеством и отвагой).
- Думаю, теперь вам не сложно будет продолжить мысль :«Бородинское поле – это…»
(Дети читают зарисовки)
Учитель:
Есть под Москвой большое поле
На Бородинские вершины,
Седой орел с детьми засел,
И там схватились исполины,
И воздух рделся и горел.
Кто вам опишет эту сечу,
Там гром орудий, стон долин?
Со всей Европой эту встречу
Мог русский выдержать один.
Федор Николаевич Глинка
( Видео с музыкой Гимн Бородино)
-Всем большое спасибо !