kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок истории «Поля ратной славы. Отечественная война 1812 г»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на формирование умений работать с историческими  источниками, с текстом учебниками, исторической картой. Для усиления  эмоционального восприятия    на уроке  использованы   "Бородино"  М.Ю. Лермонтова, фрагмент фильма "Гусарская баллада". Уроки из цикла "Поля ратной славы" призваны воспитывать гордость за героические подвиги наших потомков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории «Поля ратной славы. Отечественная война 1812 г» »

Урок-исследование

«Поля ратной славы. Отечественная война 1812 г»

Цели: - сформировать представление о силах и планах сторон, о народном,

освободительном характере войны;

- продолжать развивать умения анализировать исторические

источники

- подвести учащихся к пониманию причин победы России над

наполеоновской империей.

- воспитывать чувства гордости героическим прошлым Отечества

Оборудование: карта «Отечественная война 1812г», подборки документов на каждую парту.

План

1.Причины и характер войны.

2. Соотношение сил и планы сторон.

3.Отступление русской армии.

4. Бородинское сражение.

5. Оставление Москвы

6. Тарутинский маневр.

7.Пратизанское движение

8.Гибель «Великой армии».

9.Причины победы

10.Значение войны

По каждому пункту плана предлагаются документы для аналитического исследования.

Ход урока

Определение темы и постановка проблемы

Гроза двенадцатого года

Настала – кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский бог?

Учитель: Сформулируйте тему и основную проблему урока

Ученик: Отечественная война 1812г. Пушкин ставит пред нами задачу: определить каковы причины победы русского народа? ( патриотизм народа, полководческий талант Барклая – де Толли, зимние холода или другие причины).

Учитель: России было суждено испытать в своей истории множество войн. А в народной памяти осталось, прежде всего, несколько - когда было хуже и труднее всего, когда решался вопрос: быть или не быть русской державе или сгинет она, погребенная гибельным разливом вражеского нашествия. И отвечая на него, поднималась вся Земля, и происходили битвы, в которых никто не думает о себе, но лишь об общей победе.

Поэтому и тему я предлагаю назвать «Поля ратной славы»

Учитель: С чего мы начинаем изучение истории войны

Ученики: Причины войны, характер войны, соотношение сил и планы сторон.

1.Причины и характер войны

РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ

Приказ Наполеона при переходе армии через Неман 10 июня 1812 г.

Солдаты! Вторая война началась. Первая окончилась в Тильзите. В Тильзите Россия поклялась быть в вечном союзе с Франциею и в войне с Англиею. Ныне она нарушает свои клятвы. Она не желает дать никакого объяснения в странных своих поступках. Она постановляет нас между бесчестием и войною. Выбор не может быть сомнителен. Идём же вперед, перейдём Неман, внесём войну в её пределы. Вторая война будет для французского оружия столь же славна, как и первая. Но мир, который мы заключим, принесет с собою и ручательство за себя и положит конец гибельному влиянию России, которое она в течение пятидесяти лет оказывала на дела Европы.

Русский посол в Париже князь А.Б.Куракин в 1811г.

“Война, которую готовит французский император против России, имеет цель поставить Россию в то положение, в котором она находилась до царствования Петра Великого, лишить того значения, которое она имеет в Европе”.

Приказ Александра I по Русской армии. Вильно, 13 июня 1812 г.

Из давнего времени примечали мы неприязненные против России поступки французского императора. Но всегда кроткими и миролюбивыми способами надеялись отклонить оные. Наконец, видя беспрестанное возобновление явных оскорблений. При всем нашем желании сохранить тишину, принуждены мы были ополчиться и собрать войска наши; но и тогда. Ласкаясь примирением, оставались в пределах нашей империи, не нарушая мира. А быв токмо готовыми к обороне. Все сии меры кротости и миролюбия не могли удержать желаемого нами спокойствия. Французский император нападением открыл первым войну. И так, видя его никакими средствами непреклонного к миру, не остается нам ничего иного, как. Призвав на помощь свидетеля и защитника правды, всемогущего творца небес, поставить силы наши противу сил неприятельских. Не нужно мне напоминать вождям, полководцам и воинам нашим о их долге и храбрости. В них издревле течёт громкая победами кровь славян. Воины! Вы защищаете веру, Отечество, свободу. Я с вами. На начинающего бог.

Вопросы для анализа документов:

Какие способы в отношениях с Францией использовала Россия?

Какова была цель России?

Почему война стала называться Отечественной?

Учитель: Определите причины и характер войны со стороны Франции и России.

Ученики: Со стороны Франции – захватнические. Наполеон перед нападением на Россию в 1811: « Я буду властелином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её ».

Для русского народа эта война была Отечественная, так как весь русский народ боролся за свободу своей Родины от иноземного порабощения.

2. Соотношение сил и планы сторон

Учитель: Ранним утром 12 июня 1812 года главные силы «великой армии» Наполеона начали вторжение через Неман. Тремя извилистыми колоннами войска завоевателей спускались с высокого левого берега реки и по наплавным мостам переправлялись на другую сторону. Наполеон, стоя на самом краю обрыва, неотрывно глядел на проходящие войска. Казалось, нет силы, которая сможет противостоять той мощи, которую собрал император французов со всей Европы.

Прочитайте пункт 1 параграфа 4 с.22 и сделайте выводы о соотношении и планах сторон. (420 тысяч французов против 210 тысяч русских)

Дополнительно: почему французская армия больше? Надо мобилизацию срочно, но можно ли пополнить армию в России (Нет, так как во Франции всеобщая воинская повинность, а в России – рекрутские наборы) Александр издал рескрипт (предписание), разрешавший помещикам вооружать своих крестьян.

Работа с картой: Как располагались русские войска :1 армия под командованием Барклай-де Толли в Литве (120 тысяч); 2 армия под командованием Багратиона в Белоруссии (40 тысяч), 3 армия под командование Тормасова расположена южнее (50 тысяч).

Учитель: Наполеон говорил: «Если я займу Киев, я возьму Россию за ноги; если овладею Петербургом, я возьму Россию за голову; заняв Москву, я поражу её в сердце». Задача Наполеона - не дать русским армиям соединиться, разбить их по одиночке.

3.Отступление русской армии.

Учитель: Учитывая численное превосходство неприятеля, командующий Барклай – де Толли принимает единственно верное решение – отступать.

Мы долго молча, отступали

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

Что ж мы на зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?

Учитель: Продвижение захватчиков по Земле Русской вовсе не было спокойным. Большие и малые стычки происходили почти каждый день. Первоначально армии Барклая и Багратиона должны были соединиться в районе Витебска. Однако лишь во второй половине июля 1 и 2 армии встретились в районе Смоленска. Тем самым первоначальный замысел наполеона был сорван. Здесь под Смоленском произошло крупное сражение, ставшее одной из героических странниц в истории России. Несмотря на то, что город удержать не удалось, французы потеряли под его стенами 20 тысяч своих солдат. Смоленск покинули, противнику достались лишь обугленные руины города. Ни продовольствия, ни фуража, на которые рассчитывал наполеон, захватить здесь так и не удалось. Русская армия была сохранена, но и убедилась в том, что «непобедимого» противника вполне можно успешно бить.

4. Бородинское сражение.

Учитель: Кутузов, назначенный главнокомандующим армии 8 августа, решает дать генеральное сражение .

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться, где на воле!

Бородино прикрывало дорогу на Москву. Крупнейшее сражение войны началось 26 августа 1812 года в половине шестого утра.

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам.

Да жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
“Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!”
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Учитель: Слушая сообщение, определите, кто победил в сражении?

Ученик: (Отрывок из сообщения) На бородинском поле были возведены укрепления. В центре обороны была развернута батарея из 18 орудий. Она входила в состав корпуса, которым руководил генерал Раевский. Левее от неё, недалеко от села Семеновского, были вырыты земляные укрепления (флеши), на которых разместились 36 орудий. Этим пунктом обороны командовал Багратион. Восемь раз пришлось атаковать французам флеши, прежде чем удалось добиться какого-либо успеха. Более 6 часов русские самоотверженно отражали натиск врага, неоднократно переходили в штыковые атаки. Смертельно ранен Багратион. Небольшое замешательство и французам удалось оттеснить русскую оборонительную линию. После полудня главные события развернулись на батарее Раевского. Французы врывались в русское укрепление – их снова выбивали прочь. Впоследствии французы назвали её «редутом смерти», «могилой французской кавалерии», «вулканом в центре русской армии». В ряды контратакующих становились даже генералы Ермолов, Кутайсов и др. Начальник русской артиллерии Кутайсов там и погиб, возглавив солдат во время одной из контратак. Лишь к концу дня французам удалось захватить центральные позиции на батарее.

Учитель:

Живые с мертвыми сравнялись,
И ночь холодная пришла,
И тех, которые остались,
Густою тьмою развела.
И батареи замолчали,
И барабаны застучали,
Противник отступил;
Но день достался нам дороже!
В душе сказав: помилуй боже!
На труп застывший, как на ложе,
Я голову склонил.

Учитель: С наступлением темноты Наполеон приказал отвести свои войска на исходные позиции. Потери обеих армий были велики, как никогда - 60 тысяч французов и 44 тысячи русских. Оценивая эту битву, Кутузов отметил: « Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов». Наполеон сказал: «Самое страшное из всех моих сражений – это то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми».

5. Оставление Москвы

Учитель: Определите причины оставления Москвы

ДОКУМЕНТ Из донесения М. И. Кутузова от 4 (16) сентября 1812.

… После сражения того армия была весьма ослаблена… не представилось позиции, на которой мог бы я с надежностью принять неприятеля. Войски, с которыми надеялись мы соединиться, не могли еще прийти; неприятель же пустил две новые колонны – одну по Боровской, а другую по Звенигородской дорогам, стараясь действовать на тыл мой от Москвы, а потому не мог я никак отважиться на баталию, которой невыгоды имели бы последствием не только разрушение армии, но и кровопролитнейшую гибель и превращение в пепел самой Москвы. В таком крайне сомнительном положении, по совещанию с первенствующими нашими Генералами, из которых некоторые были противного мнения, должен я был решиться попустить неприятеля войти в Москву, из коей все сокровища, арсенал и все почти имущества, как казенные так и частные вывезены, и ни один почти житель в ней не остался. Осмеливаюсь всеподданнейше донести ВАМ, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШИЙ ГОСУДАРЬ, что вступление неприятеля в Москву не есть еще покорение России. Напротив того с армиею делаю я движение на Тульской дороге. Теперь в недальнем расстоянии от Москвы собрав мои войска, твердою ногою могу ожидать неприятеля, и пока армия ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА цела и движима известною храбростью и нашим усердием, дотоле еще возвратная потеря Москвы не есть потеря Отечества.

Вопрос к документу: Почему Кутузов настоял на том, чтобы оставить Москву, столицу государства, неприятелю и вывести войска?

Москва несчастная пылает,
Москва горит двенадцать дней;
Под шумным пламенем истлевает
Несметное богатство в ней:
Все украшенья храмовые,
Сокровища их вековые,
Великолепия дворцов,
Чудесных редкостей собранья,
Все драгоценности ваянья,
Кистей искусных и резцов.
Еще двенадцать дней дымилась
Столица славы и отрад.
Пожара искра в пепле тлилась,
Курился нестерпимый смрад.
Повсюду ужасы встречались,
От гибели не исключались

Ни хижины, ни алтари;
От переулка до гульбища
Все претворилось в пепелища,
В развалины и пустыри.
Как грохот грома удаленна,
Несется горестна молва:
“Среди развалин погребена
Покрылась пепелом Москва!
Дымятся теремы, святыни;
До облак взорваны твердыни,
Ниспадши грудами, лежат,
И кровью обагрились реки.
Погиб, увы! погиб навеки
Первопрестольный россов град!”

6. Тарутинский маневр.

Учитель: Русская армия совершила блистательный маневр. Отступая по рязанской дороге, она внезапно свернула на юг и стала лагерем у села Тарутино, прикрывая оружейные заводы Тулы и Калуги.

7.Пратизанское движение

Наполеону приходилось сражаться не только против регулярных войск, но и против народа. Партизанское движение включало: действия крестьянских партизанских отрядов, партизанских отрядов регулярной армии в тылу врага. Оно зародилось стихийно в период отступления русской армии. Партизаны выслеживали и уничтожали отдельные небольшие группы наполеоновских солдат, нарушали пути сообщения врага, перехватывали курьеров и транспорты с продовольствием и другими припасами, освобождали русских пленных, воодушевляли местное население на борьбу с захватчиками.

Отряд Герасима Курина, крепостного крестьянина села Павлово, насчитывал до 5 тыс. пеших и 500 конных партизан. Отряд Ермолая Четвертакова очистил от врага многие местности вокруг Гжатска и не допустил их разорения. Громкую славу получил отряд, возглавляемый крестьянкой Василисой Кожиной. Партизаны её отряда вооруженные вилами, косами и дубинками, смело шли на врага.

Очень чувствительные удары по врагу наносили партизанские отряды, сформированные офицерами Кутузовской армии: Сеславин, Фигнер и поэт-гусар Денис Давыдов. Это были профессионалы, знающие тактику ведения боя.

В сентябре 1812 г. в составе партизанских отрядов действовало 36 казачьих полков, 7 кавалерийских полков, 5 пехотных полков, 22 орудия.

О партизанских офицерах писал поэт-декабрист К. Рылеев «Партизаны».

«В лесу дремучем на поляне,
Отряд наездников сидит,
Окрестность вся в седом тумане
Кругом осенний ветр шумит.
Вкушает враг беспечный сон:
Но мы не спим, мы надзираем,
И вдруг на стан со всех сторон
Как снег внезапный налетаем.
В одно мгновение враг разбит
Врасплох, застигнут удальцами».

Среди участников Отечественной войны 1812 г. было имя мужественной женщины Надежды Дуровой (переоделась в мужскую военную форму, отважно сражалась. «Кавалерист-девица» - увлекательная пьеса драматурга Гладкова «Давным-давно»), позднее по этой пьесе поставлен кинофильм «Гусарская баллада». ( фрагмент фильма)

ДОКУМЕНТ Из воспоминаний Д. В. Давыдова “О партизанской войне”.

Огромна наша мать Россия! Изобилие средств ее дорого уже стоит многим народам, посягавшим на ее честь и существование; но не знают еще они всех слоев лавы, покоящихся на дне ее. Один из сих слоев состоит, без сомнения, из полудиких и воинственных народов, населяющих всю часть империи, лежащую между Днепра, Дона, Кубани, Терека и верховьев Урала, и коих поголовное ополчение может выставить в поле сто, полтораста, двести тысяч природных наездников. Единое мановение царя нашего — и застонут поля неприятелей под копытами сей свирепой, неутомимо подвижной конницы, предводимой просвещенными чиновниками регулярной армии! Не разрушится ли, не развеется ли, не снесется ли прахом с лица земли все, что ни повстречается, живого и неживого, на широком пути урагана, направленного в тыл неприятельской армии, запятой в то же время борьбою с миллионною нашею армией, первою в мире по своей храбрости, дисциплине и устройству? Еще Россия не подымалась во весь исполинский рост свой, и горе ее неприятелям, если она когда-нибудь подымется!

Вопрос к документу: О какой лаве говорит Давыдов?

8.Гибель «Великой армии».

Учитель: В Москве Наполеон чувствовал себя как в осажденном городе. Никто не предлагал заключить мир. Армия была деморализована, превратившись в армию грабителей и насильников. Наступали холода. Решает возвращаться домой. 6 октября французы покинули Москву, выйдя на Калужскую дорогу. Но на их пути встала окрепшая и увеличившаяся численно русская армия. Поражения, нанесенные французам под Тарутином и Малоярославцем (переходил из рук в руки восемь раз), вынудили Наполеона повернуть войска на ми же самим разоренную Смоленскую дорогу. Отступающую армию преследовали русская армия, угрожавшая вырваться вперёд и отрезать пути отступления. «Великая армия» превратилась в неуправляемую голодную и обмерзшую толпу. Отступление превратилось в бегство. Особенно губительной для французской армии стала переправа через реку Березина. Потери – 30 тысяч человек. Великий император бежал ещё раньше. В Париже своим придворным сказал «Армии больше нет». А фельдмаршал Кутузов доложил царю: «Война закончилась за полным истреблением неприятеля»

Учитель: нашествие успешно отражено. Определим причины победы.( беседа с учащимися)

9.Причины победы

а) Глубоко справедливый отечественный характер войны, патриотический подъем народа, полководческий талант М.И. Кутузова, провал военных планов Наполеона.

Н.Г. Чернышевский писал, что главнейшими причинами нашего торжества в 1812г. должны быть признаваемым патриотизм народа, мужество наши армий и искусство полководцев;

б) даже военный гений Наполеона не рассчитывал на сопротивление народных масс.

Почему же стратегия Наполеона, ранее всегда обеспечивавшая ему победу, дала осечку? Здесь проявилось превосходство русского военного искусства, полководческий гений Кутузова, преимущества народной войны. Кутузов отмечал: «Что Подвиги ….. велики, многочисленны и восхитительны духу россиянина»;

в) глубокое отступление, умело проведенное Барклаем-де-Толли с последующим соединением армий, расстроило планы Наполеона;

г) героическое сопротивление русских под Бородино сорвало последние расчеты на генеральное сражение;

д) огромную роль в исходе войны сыграл фланговый марш – маневр у Тарутино и бой за Малоярославец.

10. Значение войны

1. Война имела значение для идейного развития русского общества.

2. Победа способствовала патриотическому подъему в разных слоях общества, росту национального самосознания общества.

3. Патриотическим порывом были охвачены передовые слои дворянства, треть будущих декабристов были участниками войны. Пестель – ранен на Бородино, награжден золотым оружием и 5 орденами. Сергей Муравьев - золотое оружие. Десятки московских студентов ушли добровольцами (среди них был Грибоедов).

Герцен писал, что «с 1812 г» начинается наша новая история. Победа в этой освободительной войне вдохновила лучших писателей, художников, музыкантов на создание произведений, литературы и искусства






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок истории «Поля ратной славы. Отечественная война 1812 г»

Автор: Козьякова Татьяна Александровна

Дата: 28.12.2014

Номер свидетельства: 148483

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(26) "«УРОК ПАМЯТИ» "
    ["seo_title"] => string(14) "urok-pamiati-1"
    ["file_id"] => string(6) "144527"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418742083"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Урок мужества "Поклонимся великим тем годам" "
    ["seo_title"] => string(48) "urok-muzhiestva-poklonimsia-vielikim-tiem-ghodam"
    ["file_id"] => string(6) "121135"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413895226"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "«Войны священные страницы навечно ?в памяти людской!» "
    ["seo_title"] => string(65) "voiny-sviashchiennyie-stranitsy-naviechno-dwaegv-pamiati-liudskoi"
    ["file_id"] => string(6) "212799"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431935741"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "тема воспитательского часа"дети войны" "
    ["seo_title"] => string(42) "tiema-vospitatiel-skogho-chasa-dieti-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "238048"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444471210"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Мы будем вечно помнить "
    ["seo_title"] => string(24) "my-budiem-viechno-pomnit"
    ["file_id"] => string(6) "131840"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416237756"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства