kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конкурс по военной истории "Ратная слава Отечества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное общеобразовательное  автономное учреждение

средняя общеобразовательная    школа с углублённым изучением отдельных    предметов № 1 г. Белогорска Амурской области.

 

 

 

                                          Нефедова Ольга Юрьевна,

              учитель истории и обществознания высшей категории.

 

В нашей школе  успешно работают военно-юридические классы пограничного профиля.  Помимо углублённого изучения истории России, учащимся предлагается модульный курс «Военная история России». Главное внимание уделяется важнейшим военно-историческим событиям, рассматриваются стратегия и тактика русского войска, конкретная деятельность и жизненный путь национальных героев страны, известных российских полководцев и государственных деятелей. Данный курс во многом  способствует военно-патриотическому воспитанию учащихся, привитию им чувства национальной гордости за историческое прошлое России.

Традиционными стали конкурсы, викторины, брей - ринги по военной истории России.

 

Вашему вниманию предлагается  конкурс « Ратная слава Отечества» для учащихся 10-11-х  военно-юридических классов.

Цель его – проверка знаний и умений  учащихся по военной истории России IX-

XIX веков; расширение кругозора в исторической области, развитие их  творческих способностей   и, конечно же, воспитание любви к нашему Отечеству, богатого примерами героизма и мужества наших соотечественников.

                                    

                                              Страницы конкурса:

  1. Поля Ратной славы.
  2. Выдающиеся полководцы и флотоводцы (исторический портрет).
  3. Слава русского оружия.
  4. Рода войск.

 

В каждой странице по 7 заданий. Право хода у той команды – кто первая ударит в гонг. Обсуждение – 30 сек.   Также   жюри отмечает лучших болельщиков.

Награждение победителей подводится  по трём номинациям: «Эскадрон гусар летучих» (лучшая команда), «Лучший стратег» (лучший капитан команды), «Тыловая      поддержка» (лучший болельщик 10 и 11 класса).

 

К разработке конкурса прилагается презентация.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конкурс по военной истории- Ратная слава Отечества»


Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с углублённым изучением отдельных предметов № 1

г. Белогорска Амурской области.


Нефедова Ольга Юрьевна,

учитель истории и обществознания высшей категории.



I. Вступительное слово учителя.

Всё может родная земля: может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может. Поэтому защита родной земли – обязанность тех, кто ест её хлеб, пьёт воду, любуется её красотой. Людям даются почётные и уважительные звания. Самое высокое звание из всех – защитник Родины. Память народа свято хранит имена отважных воинов. История знает множество тому примеров.

Вот и вы, учащиеся 10, 11 военно-юридических классов пограничного профиля

решили связать свою будущую судьбу с армией, стать профессиональными защитниками Родины. И сегодня мы проверим, насколько вы готовы ими стать. Поможет в этом конкурс по военной истории России «Ратная слава Отечества».

Цель – проверка ваших знаний и умений по военной истории России IX- XIX веков; расширение кругозора в исторической области, развитие ваших творческих способностей и, конечно же, воспитание любви к нашему Отечеству, богатого примерами героизма и мужества наших соотечественников.

II. Представление команд (их визитка).

III. Знакомство с правилами конкурса.

Страницы конкурса:

  1. Поля Ратной славы.

  2. Выдающиеся полководцы и флотоводцы (исторический портрет).

  3. Слава русского оружия.

  4. Рода войск.

В каждой странице по 7 заданий. Право хода у той команды – кто первая ударит в гонг. Обсуждение – 30 сек. Лучшие болельщики также будут отмечены жюри.

Награждение победителей будет в трёх номинациях: «Эскадрон гусар летучих»

(лучшая команда), «Лучший стратег» (лучший капитан команды), «Тыловая поддержка» (лучший болельщик 10 и 11 класса).

Представление независимого жюри.

Итак, мы начинаем.

Эпиграфом к сегодняшнему конкурсу мы взяли слова известного русского полководца А.В. Суворова: «Не надлежит мыслить, что слепая храбрость даёт над неприятелем победу, но единственно смешанное с оною военное искусство»

I. «Поля ратной славы ».

Задание: Определить, о каком известном сражении идёт речь! Назвать его дату

(подсказкой являются поэтические строки и иллюстрации военных сражений).

1. «Вставайте, люди русские, на смертный бой, на грозный бой! Вставайте, люди вольные, за нашу землю честную!" В. Луговской.

? - Победа русской дружины в этой битве имела большое историческое значение. Она сохранила для Руси берега Финского залива, её торговые пути в страны Запада и тем самым облегчила русскому народу его длительную борьбу с Ордынским игом.

Невская битва - 15 июля 1240 года.

2. «Стоял суровый беспорядок железа, крови и воды. На месте рыцарских отрядов легли кровавые следы».

К.Симонов

? - Сражение XIII в., окончательно освободившее русские земли от иноземных захватчиков. Тактика противника - замкнутый клин.

Ледовое побоище-5 апреля 1242года.

3."Туда! За Дон! Настало время! Надежда наша - бог и меч! Сразим монголов и, как бремя, ярмо Мамая сбросим с плеч!"

К.Рылеев

? - Началу, какой битвы предшествовал поединок богатырей? Назовите битву, дату и имена богатырей.

Куликовская битва - 8 сентября 1380 года;

богатыри Пересвет и Челубей.

4."Швед, русский - колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет. Гром пушек, топот, ржанье, стон. И смерть, и ад со всех сторон".

А.С.Пушкин

? - Это сражение явилось генеральным в ходе Северной войны. В честь победы русских войск по улицам Москвы прошли не только победители, но и 22 тыс. пленных шведов. Среди трофеев москвичи видели шведские знамена, артиллерию и даже носилки Карла ХП, брошенные на поле боя. "Главный трофей" этой битвы олицетворял первый министр Швеции граф Пипер, замыкавший колонну пленных. Победа в этой битве предопределила перелом в Северной войне в пользу России.

Полтавское сражение - 27 июня 1709 года.

5."Хвала вам, чада прежних лет, хвала вам, чада славы! Дружиной смелой вам вослед бежим на пир кровавый..."

В.Жуковский

? - Назовите морское сражение, которое стало первой морской победой над сильнейшим в то время Шведским флотом, который до той поры не знал поражения. Победу в этом сражении Петр I назвал "второй Полтавой”.

Гангутское морское сражение - 25 - 27 июля 1714 г.

6. "Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый.- Наш рукопашный бой!"

М. Лермонтов

? - О каком сражении Наполеон сказал: "Из всех моих сражений - самое ужасное то, какое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, русские стяжали право быть непобеждёнными".

Бородинское сражение - 26 августа 1812 года.

7. «Слава, слава вам, герои, слава русским морякам! Благородно за разбои вы ответите врагам».

Н. Тройницкий

? - Морское сражение, явившееся последним крупным сражением парусных кораблей и первое, в котором использовались бомбические орудия (т.е. стрелявшие разрывными снарядами)

Синопский морской бой -18ноября1853г.

Жюри подсчитывает количество очков, получаемых командами.

II. «Исторические портреты».

Выдающиеся полководцы и флотоводцы.

Любовь к Отечеству породила целую плеяду выдающихся полководцев и
флотоводцев. История хранит бесчисленное множество подвигов, совершенных российскими воинами. История всегда отводила военачальнику
основополагающую роль. Недаром старинная русская пословица гласит:
"крепка рать воеводою".

Задание: узнать портрет исторического деятеля.

1. Святослав I Игоревич.

Вся сознательная жизнь этого русского князя прошла в походах и сражениях. Он первым из киевских князей отказался от племенных ополчений и сделал ставку на

немногочисленное профессиональное войско. По географическому размаху его походы были сопоставимы с походами Ганнибала и Александра Македонского. Будучи очень воинственным князем, он оставался благородным воином, всегда оповещая противника о своих замыслах: «Хочу на вы ити». Он прославился разгромом Хазарского каганата.

2. Александр Невский.

Яркой звездой вспыхнул его полководческий талант. В 20 лет он разгромил шведских завоевателей на реке Неве, а в 22 немецких «псов- рыцарей» в ходе Ледового побоища. Память его празднуется Русской Православной церковью месяца ноября в 23-й день и месяца августа в 30-й день. В 1725г. в России и в 1942г. в СССР был учрежден орден имени этого полководца. В современной наградной системе этот орден занимает достойное место.

3. Дмитрий Донской.

В истории нашей страны огромную роль сыграла победа, одержанная в
1380г. на Куликовом поле войсками московского великого князя. Одним из
первых в тактике ведения боя использовал разведку. Он внес большой вклад
в дело объединения русских земель. Разгром полчищ хана Мамая явился
важным этапом освобождения Руси и других народов Восточной Европы от
монголо-татарского ига.

4. Петр I.

Его историческая роль состоит в создании регулярной армии и военного флота. Он вырастил целую плеяду талантливых военачальников. Проявил высокие организаторские способности и талант полководца в ходе Азовских походов (1695-1696гг.), в Северной войне (1700-1721гг.), во время Персидского похода (1722-1723гг.). Под его непосредственным руководством в знаменитой Полтавской битве (1709г.) были разгромлены и пленены войска шведского короля Карла XII.

5. Григорий Александрович Потемкин (Таврический).

Выдающийся полководец XVIII века, участник русско-турецкой войны 1787-1791гг. В этой войне российские войска под его руководством одержали немало крупных побед. Были взяты турецкие крепости Очаков и Измаил, разгромлены турецкие войска при Рымнике и Фокшанах. В ряде морских сражений был разбит и потоплен турецкий флот. За

военные и политические достижения фельдмаршал получил титул «Светлейший князь Таврический».

6. Александр Васильевич Суворов.

Великий русский полководец за 55 лет военной деятельности прошел все
ступени армейской службы, от рядового до генералиссимуса. В двух войнах
против Османской империи он был окончательно признан «первым мечом России». Именно он взял штурмом неприступную крепость Измаил,
разгромил турок при Рымнике, Фокшанах, Кинбурне. Итальянский поход
1799г. и победы над французами, бессмертный переход через Альпы были
венцом его полководческого искусства. В историю он вошёл как полководец- новатор. Сущность его тактики - три воинских искусства - глазомер,
быстрота, натиск.

7. Михаил Илларионович Кутузов.


Полководец, генерал - фельдмаршал начала XIX века. Военную службу он начал на 15-м году жизни в чине капрала, а в 17 лет уже командовал ротой.
Воевал против турок, татар, поляков, французов в различных должностях, в
том числе главнокомандующим армиями и войсками. Создал не
существовавшую до этого в русской армии легкую конницу. С особой силою
его полководческий талант расцвел в Отечественной войне 1812г. против
агрессии Наполеона. Не уклоняясь от генерального сражения, он широко
использовал систему отдельных контрударов, маневрирования войсками,
сочетание активной обороны и наступления. А венцом этих действий явилось
решительное контрнаступление и преследование врага.

Жюри подводит итоги второго конкурса.


III. «Слава русского оружия».

Слава русского оружия исчисляется веками. Как за иголкой тянется нитка, так за новым оружием следует новая тактика боя, новые боевые построения войск. Русское оружие прославило себя прекрасными победами.


Задание: показать среди изображений названное оружие, дать ему характеристику.

1. Бердыш.

Вид холодного оружия, широкий длинный топор с изогнутым лезвием в виде полумесяца. Использовался в русской пехоте в XIXVII вв.

2. Единорог.

Старинное русское гладкоствольное орудие, использовалось для навесной стрельбы по укрытым целям (на вооружении с XVIII в). Стреляли ядрами, бомбами, картечью. Данный эффект достигался применением зарядной камеры конической формы и меньшей по сравнению с пушками длиной канала ствола. Сопровождали

пехоту в бою, существовали до середины XIX в., когда были введены нарезные орудия.

3. Шишак.

Древнерусский железный, вытянутый вверх шлем с наушниками и наносником. Шлем оканчивался шишом – небольшой шишкой.

4. Мортира.

Артиллерийское орудие с коротким стволом для навесной стрельбы и разрушения особо прочных оборонительных сооружений. Применялась с XV до XX вв.



Задание: Определить, о каком виде оружия идёт речь.


5.Фитильное крупнокалиберное оружие, из которого стреляли, используя специальную подставку. В России до н. XX в. так назывались кремневые ружья.

Мушкет.

6.Этот вид оружия впервые изобретён арабами. В 1118г. они успешно атаковали с его помощью Испанскую крепость Сарагоса. О русском варианте этого оружия сообщал в Лондон английский посол: «Ни один из христианских государей не имеет такого хорошего запаса военных снарядов как русский царь, чему отчасти может служить подтверждением Оружейная палата в Москве, где стоят они в огромном количестве всякого рода разные». Иван IV наладил и производство лёгкого вида этого оружия и первым создал для него полковое подразделение. Это оружие применялось на том участке, где полк вёл действия, по усмотрению его командира.

Пушки – артиллерия.

7. Тяжёлое длинное ружьё, заряжавшееся с дула каменными, затем свинцовыми пулями. Пороховой заряд поджигался от руки через затравочное отверстие в стволе. Русскими войсками применялось в XVXVI вв., в XVII в. заменено мушкетом.

Пищаль.


Жюри подводит итоги третьего конкурса.

IV. «Рода войск».

Сила любой армии складывается из множества разных сил. Одна из них – рода войск. История российского войска богата их разнообразием. Дружинники, лучники, стрельцы, пехота, мушкетёры, гусары, всего не перечислишь. У каждого рода войск своя форма. Военная форма – это не только одежда, которой положено быть достаточно удобной, практичной, но и своего рода визитная карточка любой армии. С тех пор как униформа - появилась в Европе в XVII в., представительская роль мундира была очень высока. В русской армии единообразная форма одежды для войск была введена в период реформ конца XVII в. начала XVIII века, в правление Петра I. Пёстрая мозаика старинных мундиров поможет командам определить тот или иной род войск.


Задание: Определить род войск


1. Служивые люди, составлявшие первое постоянное войско в Русском государстве XVI-н.XVIII вв. Созданные в 1550г. эти войска имели на вооружении огнестрельное (пищаль) и холодное оружие (бердыши за спиной и мечи или сабли на боку). Изначально это войско набиралось по «прибору» (т.е. по набору) из свободного крестьянского и городского населения, затем служба стала пожизненной и наследственной. Стрельцы.


2. Отряд воинов во главе с племенным вождём (князем) в период разложения

родового строя. Они составляли привилегированную часть общества. Делились на «старших» (знатных и близких лиц – «княжеских мужей»), бояр и «молодших» («гриди» и «отроки»).

Дружинники.

3. Вид пехоты и кавалерии в европейских армиях XVIIIXIX вв. В русской армии появились в конце XVII века. В бою они сочетали стрельбу с метанием гранат. Конные воины в конном строю действовали как драгуны, в пешем – как гранатомётчики. С 1763г., когда было отменено метание гранат, ими назывались солдаты отборных частей и подразделений.

Гренадеры.


4. Вид кавалерии. Появились в России с 1634г., несли пограничную службу под Тулой. С 1650г. при стрелецких полках введены конные роты, вооружённые саблями, пиками, карабинами, пистолетами. Отличались от других видов кавалерии формой одежды, боевым духом, братством, лёгкостью нравов. До середины XIX в. были легкой конницей.

Гусары.

5. Личная охрана монарха отборными гвардейскими частями. Была введена Петром I в конце XVII в. Позже – почётное наименование отдельных полков.

Лейб-гвардия.

6. Солдаты и офицеры лёгкой кавалерии XIX - н.XX века, вооружённые саблями и пиками. Были предназначены для стремительного преследования неприятельской конницы во время боя. Уланы.

7. Солдаты, вооруженные кремневыми ружьями. Стрельбу они вели бумажными патронами, которые пехотинец носил в особой патронной суме. Носилась патронная сума на правом боку, на кожаной перевязи, надеваемой через левое плечо.

Мушкетёры.

Жюри подводит итоги четвёртого конкурса.

I Конкурс болельщиков:

Задание: перечислить правила войны А.В. Суворова. Когда они были приняты?

1.Действовать не иначе, как наступательно.

2.В походе – быстрота, в атаке – стремительность, холодное оружие.

3.Не нужно методизма; а верный взгляд военный.

4.Полная власть главнокомандующему.

5.Неприятеля бить и атаковать в поле.

6.В осадах времени не терять; разве какой-нибудь Майнц, как

складочный пункт. – Иногда наблюдательный корпус, блокада, а всего лучше

открытый штурм – тут меньше потери.

7.Никогда сил не раздроблять для занятия пунктов. Обошёл неприятель – тем лучше: сам

идёт на поражение. Конец 1798-1799гг.

II Конкурс болельщиков:

Во все времена сила армии умножалась коллективизмом и взаимопомощью воинов. Воинская дружба и товарищество являются славной боевой традицией армии и флота. Они не требуют громких слов. Наш народ очень метко выразил сущность воинского товарищества и дружбы в пословицах и поговорках:

Задание: вспомнить народные пословицы и поговорки о воинской дружбе, братстве, товариществе.

«Дружба да братство дороже любого богатства», «Один за всех и все за одного», «Нет службы без дружбы», «Дружба службе помогает», «Чем крепче служба тем, легче служба», «Солдат солдату друг и брат», «Сила воина крепкой дружбой удвоена», «Один в поле не воин», «Сам погибай, а товарища выручай», «Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает», «Друг спорит, а недруг поддакивает», «Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду скажет», «Врага уничтожить – большая заслуга, но друга спасти – это высшая честь", «За Россию да за друга стерпи жар и вьюгу!».


V. Подведение итогов конкурса и награждение победителей.


6



Просмотр содержимого документа
«ТЕЗИСЫ - Ратная слава Отечества»

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 1 г. Белогорска Амурской области.




Нефедова Ольга Юрьевна,

учитель истории и обществознания высшей категории.


В нашей школе успешно работают военно-юридические классы пограничного профиля. Помимо углублённого изучения истории России, учащимся предлагается модульный курс «Военная история России». Главное внимание уделяется важнейшим военно-историческим событиям, рассматриваются стратегия и тактика русского войска, конкретная деятельность и жизненный путь национальных героев страны, известных российских полководцев и государственных деятелей. Данный курс во многом способствует военно-патриотическому воспитанию учащихся, привитию им чувства национальной гордости за историческое прошлое России.

Традиционными стали конкурсы, викторины, брей - ринги по военной истории России.


Вашему вниманию предлагается конкурс « Ратная слава Отечества» для учащихся 10-11-х военно-юридических классов.

Цель его – проверка знаний и умений учащихся по военной истории России IX-

XIX веков; расширение кругозора в исторической области, развитие их творческих способностей и, конечно же, воспитание любви к нашему Отечеству, богатого примерами героизма и мужества наших соотечественников.

Страницы конкурса:

  1. Поля Ратной славы.

  2. Выдающиеся полководцы и флотоводцы (исторический портрет).

  3. Слава русского оружия.

  4. Рода войск.


В каждой странице по 7 заданий. Право хода у той команды – кто первая ударит в гонг. Обсуждение – 30 сек. Также жюри отмечает лучших болельщиков.

Награждение победителей подводится по трём номинациям: «Эскадрон гусар летучих» (лучшая команда), «Лучший стратег» (лучший капитан команды), «Тыловая поддержка» (лучший болельщик 10 и 11 класса).

К разработке конкурса прилагается презентация.






Просмотр содержимого презентации
«Ратная слава Отечества»

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение  средняя общеобразовательная школа  с углубленным изучением отдельных предметов № 1.    Конкурс «РАТНАЯ СЛАВА ОТЕЧЕСТВА»   Выполнила:  Нефедова  Ольга Юрьевна,  учитель истории  и обществознания  высшей категории.   Амурская область, г. Белогорск.

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1.

Конкурс

«РАТНАЯ СЛАВА ОТЕЧЕСТВА»

Выполнила: Нефедова

Ольга Юрьевна, учитель истории

и обществознания

высшей категории.

Амурская область, г. Белогорск.

I. Вступительное слово учителя.   Всё может родная земля: может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может. Поэтому защита родной земли – обязанность тех, кто ест её хлеб, пьёт воду, любуется её красотой. Людям даются почётные и уважительные звания. Самое высокое звание из всех – защитник Родины. Память народа свято хранит имена отважных воинов. История знает множество тому примеров.

I. Вступительное слово учителя.

Всё может родная земля: может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может. Поэтому защита родной земли – обязанность тех, кто ест её хлеб, пьёт воду, любуется её красотой. Людям даются почётные и уважительные звания. Самое высокое звание из всех – защитник Родины. Память народа свято хранит имена отважных воинов. История знает множество тому примеров.

Конкурс по военной истории России  «Ратная слава Отечества».    Цель – проверка знаний и умений учащихся 10-х - 11-х военно-юридических классов пограничного профиля по военной истории России IX- XIX веков;  Задачи - расширение кругозора в исторической области, развитие творческих способностей, воспитание любви к нашему Отечеству, богатого примерами героизма и мужества наших соотечественников .

Конкурс по военной истории России «Ратная слава Отечества».

Цель – проверка знаний и умений учащихся 10-х - 11-х военно-юридических классов пограничного профиля по военной истории России IX- XIX веков;

Задачи - расширение кругозора в исторической области, развитие творческих способностей, воспитание любви к нашему Отечеству, богатого примерами героизма и мужества наших соотечественников .

II. Представление команд (их визитка). III. Знакомство с правилами конкурса.   Страницы конкурса: 1. Поля Ратной славы. 2. Выдающиеся полководцы и флотоводцы (исторический портрет). 3. Слава русского оружия. 4. Рода войск. В каждой странице по 7 заданий. Право хода у той команды – кто первая ударит в гонг. Обсуждение – 30 сек. Лучшие болельщики также будут отмечены жюри. Награждение победителей в трёх номинациях: «Эскадрон гусар летучих» (лучшая команда), «Лучший стратег» (лучший капитан команды), «Тыловая поддержка» (лучший болельщик 10 и 11 класса).  Представление независимого жюри.

II. Представление команд (их визитка).

III. Знакомство с правилами конкурса.

Страницы конкурса:

1. Поля Ратной славы.

2. Выдающиеся полководцы и флотоводцы (исторический портрет).

3. Слава русского оружия.

4. Рода войск.

В каждой странице по 7 заданий. Право хода у той команды – кто первая ударит в гонг. Обсуждение – 30 сек. Лучшие болельщики также будут отмечены жюри.

Награждение победителей в трёх номинациях: «Эскадрон гусар летучих» (лучшая команда), «Лучший стратег» (лучший капитан команды), «Тыловая поддержка» (лучший болельщик 10 и 11 класса).

Представление независимого жюри.

Эпиграф «Не надлежит мыслить, что слепая храбрость даёт над неприятелем победу, но единственно смешанное с оною военное искусство».  А.В. Суворов.

Эпиграф

«Не надлежит мыслить, что слепая храбрость даёт над неприятелем победу, но единственно смешанное с оною военное искусство».

А.В. Суворов.

I. «Поля ратной славы ».  Задание: Определить, о каком известном сражении идёт речь! Назвать его дату  (подсказкой являются поэтические строки и иллюстрации военных сражений). 1. «Вставайте, люди русские, на смертный бой, на грозный бой! Вставайте, люди вольные, за нашу землю честную!

I. «Поля ратной славы ». Задание: Определить, о каком известном сражении идёт речь! Назвать его дату (подсказкой являются поэтические строки и иллюстрации военных сражений).

1. «Вставайте, люди русские, на смертный бой, на грозный бой! Вставайте, люди вольные, за нашу землю честную!" В. Луговской.

? - Победа русской дружины в этой битве имела большое историческое значение. Она сохранила для Руси берега Финского залива, её торговые пути в страны Запада и тем самым облегчила русскому народу его длительную борьбу с Ордынским игом.

2. «Стоял суровый беспорядок железа, крови и воды. На месте рыцарских отрядов легли кровавые следы».  К. Симонов     ? - Сражение XIII в., окончательно освободившее русские земли от иноземных захватчиков. Тактика противника - замкнутый клин.

2. «Стоял суровый беспорядок железа, крови и воды. На месте рыцарских отрядов легли кровавые следы».

К. Симонов

? - Сражение XIII в., окончательно освободившее русские земли от иноземных захватчиков. Тактика противника - замкнутый клин.

3.

3."Туда! За Дон! Настало время! Надежда наша - бог и меч! Сразим монголов и, как бремя, ярмо Мамая сбросим с плеч!"

К. Рылеев

? - Началу, какой битвы предшествовал поединок богатырей? Назовите битву, дату и имена богатырей.

4.

4."Швед, русский - колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет. Гром пушек, топот, ржанье, стон. И смерть, и ад со всех сторон".

А. С. Пушкин

? - Это сражение явилось генеральным в ходе Северной войны. В честь победы русских войск по улицам Москвы прошли не только победители, но и 22 тыс. пленных шведов. Среди трофеев москвичи видели шведские знамена, артиллерию и даже носилки Карла ХП, брошенные на поле боя.
  • ? - Это сражение явилось генеральным в ходе Северной войны. В честь победы русских войск по улицам Москвы прошли не только победители, но и 22 тыс. пленных шведов. Среди трофеев москвичи видели шведские знамена, артиллерию и даже носилки Карла ХП, брошенные на поле боя. "Главный трофей" этой битвы олицетворял первый министр Швеции граф Пипер, замыкавший колонну пленных. Победа в этой битве предопределила перелом в Северной войне в пользу России.
5. «Хвала вам, чада прежних лет, хвала вам, чада славы! Дружиной смелой вам вослед бежим на пир кровавый...» . В. Жуковский      ? - Назовите морское сражение, которое стало первой морской победой над сильнейшим в то время Шведским флотом, который до той поры не знал поражения. Победу в этом сражении Петр I назвал

5. «Хвала вам, чада прежних лет, хвала вам, чада славы! Дружиной смелой вам вослед бежим на пир кровавый...» . В. Жуковский

? - Назовите морское сражение, которое стало первой морской победой над сильнейшим в то время Шведским флотом, который до той поры не знал поражения. Победу в этом сражении Петр I назвал "второй Полтавой”.

6.

6. "Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый.- Наш рукопашный бой!"

М. Лермонтов

? - О каком сражении Наполеон сказал: "Из всех моих сражений - самое ужасное то, какое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, русские стяжали право быть непобеждёнными".

7. «Слава, слава вам, герои, слава русским морякам! Благородно за разбои вы ответите врагам».  Н. Тройницкий ? - Морское сражение, явившееся последним крупным сражением парусных кораблей и первое, в котором использовались бомбические орудия (т.е. стрелявшие разрывными снарядами)

7. «Слава, слава вам, герои, слава русским морякам! Благородно за разбои вы ответите врагам».

Н. Тройницкий

? - Морское сражение, явившееся последним крупным сражением парусных кораблей и первое, в котором использовались бомбические орудия (т.е. стрелявшие разрывными снарядами)

II. « Исторические портреты ».  Выдающиеся полководцы и флотоводцы . Задание: узнать портрет исторического деятеля. 1. Вся сознательная жизнь этого русского князя прошла в походах и сражениях. Он первым из киевских князей отказался от племенных ополчений и сделал ставку на немногочисленное профессиональное войско. По географическому размаху его походы были сопоставимы с походами Ганнибала и Александра Македонского. Будучи очень воинственным князем, он оставался благородным воином, всегда оповещая противника о своих замыслах: «Хочу на вы ити». Он прославился разгромом Хазарского каганата.

II. « Исторические портреты ». Выдающиеся полководцы и флотоводцы .

Задание: узнать портрет исторического деятеля.

1. Вся сознательная жизнь этого русского князя прошла в походах и сражениях. Он первым из киевских князей отказался от племенных ополчений и сделал ставку на немногочисленное профессиональное войско. По географическому размаху его походы были сопоставимы с походами Ганнибала и Александра Македонского. Будучи очень воинственным князем, он оставался благородным воином, всегда оповещая противника о своих замыслах: «Хочу на вы ити». Он прославился разгромом Хазарского каганата.

2. Яркой звездой вспыхнул его полководческий талант. В 20 лет он разгромил шведских завоевателей на реке Неве, а в 22 немецких «псов- рыцарей» в ходе Ледового побоища. Память его празднуется Русской Православной церковью месяца ноября в 23-й день и месяца августа в 30-й день. В 1725г. в России и в 1942г. в СССР был учрежден орден имени этого полководца. В современной наградной системе этот орден занимает достойное место.

2. Яркой звездой вспыхнул его полководческий талант. В 20 лет он разгромил шведских завоевателей на реке Неве, а в 22 немецких «псов- рыцарей» в ходе Ледового побоища. Память его празднуется Русской Православной церковью месяца ноября в 23-й день и месяца августа в 30-й день. В 1725г. в России и в 1942г. в СССР был учрежден орден имени этого полководца. В современной наградной системе этот орден занимает достойное место.

3. В истории нашей страны огромную роль сыграла победа, одержанная в 1380г. на Куликовом поле войсками московского великого князя. Одним из  первых в тактике ведения боя использовал разведку. Он внес большой вклад в дело объединения русских земель. Разгром полчищ хана Мамая явился важным этапом освобождения Руси и других народов Восточной Европы от  монголо-татарского ига.

3. В истории нашей страны огромную роль сыграла победа, одержанная в 1380г. на Куликовом поле войсками московского великого князя. Одним из первых в тактике ведения боя использовал разведку.

Он внес большой вклад в дело объединения русских земель. Разгром полчищ хана Мамая явился важным этапом освобождения Руси и других народов Восточной Европы от монголо-татарского ига.

4. Его историческая роль состоит в создании регулярной армии и военного флота. Он вырастил целую плеяду талантливых военачальников. Проявил высокие организаторские способности и талант полководца в ходе Азовских походов (1695-1696гг.), в Северной войне (1700-1721гг.), во время Персидского похода (1722-1723гг.). Под его непосредственным руководством в знаменитой Полтавской битве (1709г.) были разгромлены и пленены войска шведского короля Карла XII.

4. Его историческая роль состоит в создании регулярной армии и военного флота. Он вырастил целую плеяду талантливых военачальников. Проявил высокие организаторские способности и талант полководца в ходе Азовских походов (1695-1696гг.), в Северной войне (1700-1721гг.), во время Персидского похода (1722-1723гг.). Под его непосредственным руководством в знаменитой Полтавской битве (1709г.) были разгромлены и пленены войска шведского короля Карла XII.

5. Выдающийся полководец XVIII века, участник русско-турецкой войны 1787-1791гг. В этой войне российские войска под его руководством одержали немало крупных побед. Были взяты турецкие крепости Очаков и Измаил, разгромлены турецкие войска при Рымнике и Фокшанах. В ряде морских сражений был разбит и потоплен турецкий флот. За военные и политические достижения фельдмаршал получил титул «Светлейший князь Таврический».

5. Выдающийся полководец XVIII века, участник русско-турецкой войны 1787-1791гг. В этой войне российские войска под его руководством одержали немало крупных побед. Были взяты турецкие крепости Очаков и Измаил, разгромлены турецкие войска при Рымнике и Фокшанах.

В ряде морских сражений был разбит и потоплен турецкий флот. За военные и политические достижения фельдмаршал получил титул «Светлейший князь Таврический».

6. Великий русский полководец за 55 лет военной деятельности прошел все ступени армейской службы, от рядового до генералиссимуса. В двух войнах против Османской империи он был окончательно признан «первым мечом России». Именно он взял штурмом неприступную крепость Измаил,  разгромил турок при Рымнике, Фокшанах, Кинбурне. Итальянский поход 1799г. и победы над французами, бессмертный переход через Альпы были венцом его полководческого искусства. В историю он вошёл как полководец- новатор. Сущность его тактики - три воинских искусства - глазомер,  быстрота, натиск.

6. Великий русский полководец за 55 лет военной деятельности прошел все ступени армейской службы, от рядового до генералиссимуса. В двух войнах против Османской империи он был окончательно признан «первым мечом России».

Именно он взял штурмом неприступную крепость Измаил, разгромил турок при Рымнике, Фокшанах, Кинбурне. Итальянский поход 1799г. и победы над французами, бессмертный переход через Альпы были венцом его полководческого искусства. В историю он вошёл как полководец- новатор.

Сущность его тактики - три воинских искусства - глазомер, быстрота, натиск.

7. Полководец, генерал - фельдмаршал начала XIX века. Военную службу он начал на 15-м году жизни в чине капрала, а в 17 лет уже командовал ротой.  Воевал против турок, татар, поляков, французов в различных должностях, в том числе главнокомандующим армиями и войсками. Создал не существовавшую до этого в русской армии легкую конницу. С особой силою его полководческий талант расцвел в Отечественной войне 1812г. Против агрессии Наполеона. Не уклоняясь от генерального сражения, он широко использовал систему отдельных контрударов, маневрирования войсками, сочетание активной обороны и наступления. А венцом этих действий явилось решительное контрнаступление и преследование врага.

7. Полководец, генерал - фельдмаршал начала XIX века. Военную службу он начал на 15-м году жизни в чине капрала, а в 17 лет уже командовал ротой. Воевал против турок, татар, поляков, французов в различных должностях, в том числе главнокомандующим армиями и войсками.

Создал не существовавшую до этого в русской армии легкую конницу. С особой силою его полководческий талант расцвел в Отечественной войне 1812г. Против агрессии Наполеона. Не уклоняясь от генерального сражения, он широко использовал систему отдельных контрударов, маневрирования войсками, сочетание активной обороны и наступления. А венцом этих действий явилось решительное контрнаступление и преследование врага.

III. Слава русского оружия.  Задание: показать среди изображений названное оружие, дать ему характеристику

III. Слава русского оружия. Задание: показать среди изображений названное оружие, дать ему характеристику

Задание:  Определить, о каком виде оружия идёт речь.   5 .Фитильное крупнокалиберное оружие, из которого стреляли, используя специальную подставку. В России до н. XX в. так назывались кремневые ружья.

Задание: Определить, о каком виде оружия идёт речь.

5 .Фитильное крупнокалиберное оружие, из которого стреляли, используя специальную подставку. В России до н. XX в. так назывались кремневые ружья.

6.Этот вид оружия впервые изобретён арабами. В 1118г. они успешно атаковали с его помощью Испанскую крепость Сарагоса. О русском варианте этого оружия сообщал в Лондон английский посол: «Ни один из христианских государей не имеет такого хорошего запаса военных снарядов как русский царь, чему отчасти может служить подтверждением Оружейная палата в Москве, где стоят они в огромном количестве всякого рода разные». Иван IV наладил и производство лёгкого вида этого оружия и первым создал для него полковое подразделение. Это оружие применялось на том участке, где полк вёл действия, по усмотрению его командира.

6.Этот вид оружия впервые изобретён арабами. В 1118г. они успешно атаковали с его помощью Испанскую крепость Сарагоса. О русском варианте этого оружия сообщал в Лондон английский посол: «Ни один из христианских государей не имеет такого хорошего запаса военных снарядов как русский царь, чему отчасти может служить подтверждением Оружейная палата в Москве, где стоят они в огромном количестве всякого рода разные». Иван IV наладил и производство лёгкого вида этого оружия и первым создал для него полковое подразделение. Это оружие применялось на том участке, где полк вёл действия, по усмотрению его командира.

7. Тяжёлое длинное ружьё, заряжавшееся с дула каменными, затем свинцовыми пулями. Пороховой заряд поджигался от руки через затравочное отверстие в стволе. Русскими войсками применялось в XV – XVI вв., в XVII в. заменено мушкетом.

7. Тяжёлое длинное ружьё, заряжавшееся с дула каменными, затем свинцовыми пулями. Пороховой заряд поджигался от руки через затравочное отверстие в стволе. Русскими войсками применялось в XV – XVI вв., в XVII в. заменено мушкетом.

IV. Рода войск.  Задание: Определить род войск 1 . Служивые люди, составлявшие первое постоянное войско в Русском государстве XVI-н.XVIII вв. Созданные в 1550г. эти войска имели на вооружении огнестрельное (пищаль) и холодное оружие (бердыши за спиной и мечи или сабли на боку). Изначально это войско набиралось по «прибору» (т.е. по набору) из свободного крестьянского и городского населения, затем служба стала пожизненной и наследственной.

IV. Рода войск. Задание: Определить род войск

1 . Служивые люди, составлявшие первое постоянное войско в Русском государстве XVI-н.XVIII вв. Созданные в 1550г. эти войска имели на вооружении огнестрельное (пищаль) и холодное оружие (бердыши за спиной и мечи или сабли на боку). Изначально это войско набиралось по «прибору» (т.е. по набору) из свободного крестьянского и городского населения, затем служба стала пожизненной и наследственной.

2 . Отряд воинов во главе с племенным вождём (князем) в период разложения родового строя. Они составляли привилегированную часть общества. Делились на «старших» (знатных и близких лиц – «княжеских мужей»), бояр и «молодших» («гриди» и «отроки»). 3. Вид пехоты и кавалерии в европейских армиях XVIII – XIX вв. В русской армии появились в конце XVII века. В бою они сочетали стрельбу с метанием гранат. Конные воины в конном строю действовали как драгуны, в пешем – как гранатомётчики. С 1763г., когда было отменено метание гранат, ими назывались солдаты отборных частей и подразделений.

2 . Отряд воинов во главе с племенным вождём (князем) в период разложения родового строя. Они составляли привилегированную часть общества. Делились на «старших» (знатных и близких лиц – «княжеских мужей»), бояр и «молодших» («гриди» и «отроки»).

3. Вид пехоты и кавалерии в европейских армиях XVIII – XIX вв. В русской армии появились в конце XVII века. В бою они сочетали стрельбу с метанием гранат. Конные воины в конном строю действовали как драгуны, в пешем – как гранатомётчики. С 1763г., когда было отменено метание гранат, ими назывались солдаты отборных частей и подразделений.

4 . Вид кавалерии. Появились в России с 1634г., несли пограничную службу под Тулой. С 1650г. при стрелецких полках введены конные роты, вооружённые саблями, пиками, карабинами, пистолетами. Отличались от других видов кавалерии формой одежды, боевым духом, братством, лёгкостью нравов. До середины XIX в. были легкой конницей. 5 . Личная охрана монарха отборными гвардейскими частями. Была введена Петром I в конце XVII в. Позже – почётное наименование отдельных полков.

4 . Вид кавалерии. Появились в России с 1634г., несли пограничную службу под Тулой. С 1650г. при стрелецких полках введены конные роты, вооружённые саблями, пиками, карабинами, пистолетами. Отличались от других видов кавалерии формой одежды, боевым духом, братством, лёгкостью нравов. До середины XIX в. были легкой конницей.

5 . Личная охрана монарха отборными гвардейскими частями. Была введена Петром I в конце XVII в. Позже – почётное наименование отдельных полков.

6 . Солдаты и офицеры лёгкой кавалерии XIX - н.XX века, вооружённые саблями и пиками. Были предназначены для стремительного преследования неприятельской конницы во время боя. 7 . Солдаты, вооруженные кремневыми ружьями. Стрельбу они вели бумажными патронами, которые пехотинец носил в особой патронной суме. Носилась патронная сума на правом боку, на кожаной перевязи, надеваемой через левое плечо.

6 . Солдаты и офицеры лёгкой кавалерии XIX - н.XX века, вооружённые саблями и пиками. Были предназначены для стремительного преследования неприятельской конницы во время боя.

7 . Солдаты, вооруженные кремневыми ружьями. Стрельбу они вели бумажными патронами, которые пехотинец носил в особой патронной суме. Носилась патронная сума на правом боку, на кожаной перевязи, надеваемой через левое плечо.

I Конкурс болельщиков: Задание: перечислить правила войны А.В. Суворова. Когда они были приняты? II Конкурс болельщиков: Задание: вспомнить народные пословицы и поговорки о воинской дружбе, братстве, товариществе.  V. Подведение итогов конкурса и награждение победителей.  

I Конкурс болельщиков:

Задание: перечислить правила войны А.В. Суворова. Когда они были приняты?

II Конкурс болельщиков:

Задание: вспомнить народные пословицы и поговорки о воинской дружбе, братстве, товариществе.

V. Подведение итогов конкурса и награждение победителей.

 

ОТВЕТЫ  I. «Поля ратной славы». 1. Невская битва - 15 июля 1240 года. 2. Ледовое побоище-5 апреля 1242года. 3. Куликовская битва - 8 сентября 1380 года; богатыри Пересвет и Челубей. 4. Полтавское сражение - 27 июня 1709 год а. 5 . Гангутское морское сражение - 25 - 27 июля 1714 г. 6. Бородинское сражение - 26 августа 1812 года. 7. Синопский морской бой -18ноября1853г.

ОТВЕТЫ

I. «Поля ратной славы».

1. Невская битва - 15 июля 1240 года.

2. Ледовое побоище-5 апреля 1242года.

3. Куликовская битва - 8 сентября 1380 года;

богатыри Пересвет и Челубей.

4. Полтавское сражение - 27 июня 1709 год а.

5 . Гангутское морское сражение - 25 - 27 июля 1714 г.

6. Бородинское сражение - 26 августа 1812 года.

7. Синопский морской бой -18ноября1853г.

ОТВЕТЫ II. «Исторические портреты». Святослав I Игоревич. Александр Невский. Дмитрий Донской. Петр I. Григорий Александрович Потемкин  (Таврический). Александр Васильевич Суворов. Михаил Илларионович Кутузов.

ОТВЕТЫ

II. «Исторические портреты».

  • Святослав I Игоревич.
  • Александр Невский.
  • Дмитрий Донской.
  • Петр I.
  • Григорий Александрович Потемкин (Таврический).
  • Александр Васильевич Суворов.
  • Михаил Илларионович Кутузов.

ОТВЕТЫ III. Слава русского оружия. 1. Бердыш. 2. Единорог . 3. Шишак . 4. Мортира . 5.Мушкет. 6. Пушки – артиллерия. 7. Пищаль .

ОТВЕТЫ

III. Слава русского оружия.

1. Бердыш.

2. Единорог .

3. Шишак .

4. Мортира .

5.Мушкет.

6. Пушки – артиллерия.

7. Пищаль .

ОТВЕТЫ  IV. Рода войск.

ОТВЕТЫ

IV. Рода войск.

  • Стрельцы.
  • Дружинники.
  • Гренадеры.
  • Гусары.
  • Лейб-гвардия.
  • Мушкетёры.
ОТВЕТЫ I Конкурс болельщиков: 1.Действовать не иначе, как наступательно. 2.В походе – быстрота, в атаке – стремительность, холодное оружие. 3.Не нужно методизма; а верный взгляд военный. 4.Полная власть главнокомандующему. 5.Неприятеля бить и атаковать в поле. 6.В осадах времени не терять; разве какой-нибудь Майнц, как складочный пункт. – Иногда наблюдательный корпус, блокада, а всего лучше открытый штурм – тут меньше потери. 7.Никогда сил не раздроблять для занятия пунктов. Обошёл неприятель – тем лучше: сам идёт на поражение. Конец 1798-1799гг.

ОТВЕТЫ

I Конкурс болельщиков:

1.Действовать не иначе, как наступательно.

2.В походе – быстрота, в атаке – стремительность, холодное оружие.

3.Не нужно методизма; а верный взгляд военный.

4.Полная власть главнокомандующему.

5.Неприятеля бить и атаковать в поле.

6.В осадах времени не терять; разве какой-нибудь Майнц, как складочный пункт. – Иногда наблюдательный корпус, блокада, а всего лучше открытый штурм – тут меньше потери.

7.Никогда сил не раздроблять для занятия пунктов. Обошёл неприятель – тем лучше: сам идёт на поражение. Конец 1798-1799гг.

ОТВЕТЫ II Конкурс болельщиков: «Дружба да братство дороже любого богатства», «Один за всех и все за одного», «Нет службы без дружбы», «Дружба службе помогает», «Чем крепче служба тем, легче служба», «Солдат солдату друг и брат», «Сила воина крепкой дружбой удвоена», «Один в поле не воин», «Сам погибай, а товарища выручай», «Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает», «Друг спорит, а недруг поддакивает», «Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду скажет», «Врага уничтожить – большая заслуга, но друга спасти – это высшая честь», «За Россию да за друга стерпи жар и вьюгу!».

ОТВЕТЫ

II Конкурс болельщиков:

«Дружба да братство дороже любого богатства», «Один за всех и все за одного», «Нет службы без дружбы», «Дружба службе помогает», «Чем крепче служба тем, легче служба», «Солдат солдату друг и брат», «Сила воина крепкой дружбой удвоена», «Один в поле не воин», «Сам погибай, а товарища выручай», «Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает», «Друг спорит, а недруг поддакивает», «Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду скажет», «Врага уничтожить – большая заслуга, но друга спасти – это высшая честь», «За Россию да за друга стерпи жар и вьюгу!».

Информационные источники 1.Ратная слава Отечества (книга 1-4, IX - XIXвв.)  Автор: Соколов Ю., Издательство: РАУ-Университет-1999 г. 2. Русские воинские традиции ( fb2)сoollib.net proxy.coollib.net 3. Род войск - Википедия , ru.wikipedia.org 4. Род войск - Википедия | История  gruzdoff.ru 5. Храбрые славны вовеки! knigomagia.ru . doblesti  russkogo  naroda.shtml 6. Пословицы о воинской доблести  shortwisdom.ru › proverbs /5 7.   Обмундирование военное - Энциклопедия, Большая Советскаяhttp://gatchina3000.ru/big/083/124_bolshaya-sovetskaya.htm

Информационные источники

1.Ратная слава Отечества (книга 1-4, IX - XIXвв.) Автор: Соколов Ю., Издательство: РАУ-Университет-1999 г.

2. Русские воинские традиции ( fb2)сoollib.net proxy.coollib.net

3. Род войск - Википедия , ru.wikipedia.org

4. Род войск - Википедия | История gruzdoff.ru

5. Храбрые славны вовеки! knigomagia.ru . doblesti russkogo naroda.shtml

6. Пословицы о воинской доблести shortwisdom.ruproverbs /5

7.   Обмундирование военное - Энциклопедия, Большая Советскаяhttp://gatchina3000.ru/big/083/124_bolshaya-sovetskaya.htm


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конкурс по военной истории "Ратная слава Отечества"

Автор: Нефедова Ольга Юрьевна

Дата: 07.01.2015

Номер свидетельства: 151166

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "План Месячника по военно-патриотическому воспитанию школьников в рамках празднования Дня Защитника Отечества"
    ["seo_title"] => string(112) "planmiesiachnikapovoiennopatriotichieskomuvospitaniiushkolnikovvramkakhprazdnovaniiadniazashchitnikaotiechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "278014"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453030076"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Внеурочное мероприятие  "Гражданская молитва страны" "
    ["seo_title"] => string(57) "vnieurochnoie-mieropriiatiie-grazhdanskaia-molitva-strany"
    ["file_id"] => string(6) "171491"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423674369"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Мы помним! Мы гордимся! "
    ["seo_title"] => string(23) "my-pomnim-my-ghordimsia"
    ["file_id"] => string(6) "118657"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413209662"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства