kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час на тему "Славы предков достойны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теперь ли нам дремать в покое,

России верные сыны!

Пойдем, сомкнемся в ратном строе,

Пойдем — и в ужасах войны

Друзьям, отечеству, народу

Отыщем славу и свободу

Иль все падем в родных полях!

Что лучше: жизнь—где узы плена,

Иль смерть—где русские знамена?

В героях быть или в рабах?

      Ф. Н. Глинка  «ВОЕННАЯ ПЕСНЬ, написанная во время приближения неприятеля к Смоленской губернии»

Так звучат слова очевидца событий, о которых пойдет речь, Автор этих строк - русский поэт, публицист, офицер, участник декабристских обществ. Он в 1805-1806 состоял адъютантом при Милорадовиче, участвовал в походе против французов и был при Аустерлице. В 1807 был сотенным начальником дворянского ополчения. В 1812 опять поступил в армию адъютантом к Милорадовичу и находился в походе до конца 1814. (Слайд-2.)

          Сегодня  на классном часе пойдет об одном из самых главных событий российской истории - Бородинской битве. Наша страна отмечает в этом году 200-летие этого сражения, положившего начало победоносного марша русских войск в Отечественной войне 1812года. Мы лишь прикоснемся к этим событиям, а позже постараемся посетить Бородинскую панораму и побывать под Можайском на «поле русской славы» (так стали называть поле под Бородино, где происходило сражение). Конечно, более подробно вы познакомитесь с событиями Отечественной войны 1812года в старших классах, а теперь постараемся понять, что заставило французов напасть на нашу страну.

Пять лет в Европе битвы ждали

Такой, как эта, чтоб решить

В военном длительном скандале,

Кому в Европе главным быть.

Шестнадцать лет Наполеон

Уж вёл губительные войны

И в непрерывной грозной бойне

Разбил почти что всех уж он:

Иль покорил или склонил

К союзу с ним. Лишь англичане,

Испанцы, шведы, россияне

Не преклонились перед ним.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему "Славы предков достойны" »

  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

  • средняя общеобразовательная школа № 70























Классный час на тему:

«Славы предков достойны»













Подготовила:

Пчельникова Н.Ю.







г.Липецк, 2014 – 2015 учебный год



  • Тема: «Славы предков достойны»

  • Цели:

  • воспитать у учащихся чувства патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;

  • развивать у школьников мировоззренческиеубеждения на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок;

  • создать условия для осознания учащимися себя как представителей исторически сложившегося гражданского, этнокультурного сообщества;сформировать у учащихся способности определять собственные позиции по отношению к явлениям и событиям современной российской жизни

 

Теперь ли нам дремать в покое,

России верные сыны!

Пойдем, сомкнемся в ратном строе,

Пойдем — и в ужасах войны

Друзьям, отечеству, народу

Отыщем славу и свободу

Иль все падем в родных полях!

Что лучше: жизнь—где узы плена,

Иль смерть—где русские знамена?

В героях быть или в рабах?

 

      Ф. Н. Глинка  «ВОЕННАЯ ПЕСНЬ, написанная во время приближения неприятеля к Смоленской губернии»

 

Так звучат слова очевидца событий, о которых пойдет речь, Автор этих строк - русский поэт, публицист, офицер, участник декабристских обществ. Он в 1805-1806 состоял адъютантом при Милорадовиче, участвовал в походе против французов и был при Аустерлице. В 1807 был сотенным начальником дворянского ополчения. В 1812 опять поступил в армию адъютантом к Милорадовичу и находился в походе до конца 1814. (Слайд-2.)

          Сегодня  на классном часе пойдет об одном из самых главных событий российской истории - Бородинской битве. Наша страна отмечает в этом году 200-летие этого сражения, положившего начало победоносного марша русских войск в Отечественной войне 1812года. Мы лишь прикоснемся к этим событиям, а позже постараемся посетить Бородинскую панораму и побывать под Можайском на «поле русской славы» (так стали называть поле под Бородино, где происходило сражение). Конечно, более подробно вы познакомитесь с событиями Отечественной войны 1812года в старших классах, а теперь постараемся понять, что заставило французов напасть на нашу страну.

 

Пять лет в Европе битвы ждали

Такой, как эта, чтоб решить

В военном длительном скандале,

Кому в Европе главным быть.

 

Шестнадцать лет Наполеон

Уж вёл губительные войны

И в непрерывной грозной бойне

Разбил почти что всех уж он:

Иль покорил или склонил

К союзу с ним. Лишь англичане,

Испанцы, шведы, россияне

Не преклонились перед ним.

 

« Россию рок влечёт к разгрому.

Свершится пусть её судьба!..

Пойдём чрез Неман на просторы

Российские. Вперёд, друзья!

 

Война такой же славной будет,

Какой и первая была.

Но мир, который мы заключим,

Натянет крепко удила.

 

Полсотни лет в дела Европы

Россия зря совала нос.

И мы идём, поправить чтобы

Дела надолго и всерьёз».

 Владимир Тяптин 1812. Отечественная война

 

(Слайд-3.)

 

К 1812 году император французов Наполеон I покорил и подчинил своему влиянию почти все страны Европы. Его Великую армию в России называли армией «двунадесяти языков». Но для русского солдата все они были «французами».

 

(Слайд-4.)

 

Вторжение войск Наполеона в пределы Российской империи началось в ночь на 12 (24) июня 1812 года. Общая численность неприятельской армии в этот момент составляла более 670 тыс. человек при 1372 орудиях. Общая численность российских вооруженных сил на Западной границе империи (разделенных на 3 армии) составляла около 317 тыс. человек при 1102 орудиях. Наполеон рассчитывал закончить военную кампанию против России за 1-2 месяца, навязав русскому командованию генеральное сражение в первые же недели после вторжения.

 

 

 

Война Отечественной стала:

Патриотизм достиг высот,

Каких страна ещё не знала,

И в ополчение идёт

И стар, и млад из всех сословий,

Чтоб доказать горячей кровью,

Как им Отчизна дорога,

И все хотят побить врага.

Деревни, сёла, города

Не пожалели средств и силы,

Отдали всё родной России,

Чтобы спасти её тогда.

Владимир Тяптин 1812. Отечественная война

 

(Слайд-5.)

 

Участники Отечественной войны 1812 года навсегда остались для более молодых современников и потомков поколением героев: им довелось сражаться с величайшей армией мира, предводительствуемой одним из лучших в истории человечества полководцем, но они отстояли Родину от «всемирного завоевателя». Они победили, несмотря на то, что численностью уступали неприятелю, закаленному к тому же многолетними войнами на полях Европы. Армия, состоявшая, по преимуществу, из крепостных крестьян, победила людей, гордившихся своей свободой и цивилизованностью. Многие были уверены, что победа была дарована народу российскому свыше, благодаря его глубокой вере и верности православию.

 

25 августа (6 сентября) обе армии деятельно завершали приготовления к решающей битве.

В русском стане после полудня вдоль фронта войск крестным ходом с чудотворной иконой Смоленской Божией Матери, спасенной из горевшего Смоленска, прошествовало армейское духовенство в парадных облачениях. Перед святым образом служили молебны. Первым к образу покровительницы России, опустившись на колени, приложился М.И.Кутузов. За ним — офицеры Главного штаба, и затем «сама собою, по влечению сердца, 100-тысячная армия падала на колени и припадала челом к земле, которую готова была упоить до сытости своею кровью», — писал Ф.Н.Глинка.

(Слайд-6.)

 

Как вспоминал один из участников битвы, «из всех явлений 1812 года канун Бородина сохранился, конечно, у многих в памяти. Все ожидали боя решительного. Офицеры надели с вечера чистое белье; солдаты, сберегавшие про случай по белой рубашке, сделали то же. Эти приготовления были не на пир! Бледно и вяло горели огни на нашей линии, темна и сыра была с вечера ночь на 26-е августа…» (Ф.Н.Глинка) Солдаты отказывались от положенной перед сражением винной порции, говоря: «Спасибо за честь! Не к тому изготовились: не такой завтра день!» Они молились: «Мать пресвятая Богородица! Помоги постоять нам за землю свою!». И только «к утру сон пролетел над полками».

Во вражеском стане до рассвета не умолкали песни и шумные хмельные споры, там уже праздновали победу. «Удвоенные костры, уставленные в несколько линий, пылали до самого Колоцкого монастыря. Эти не наши огни, стоя огненными полками, сквозили сквозь чащи лесов и кустарников, румянили наше небо и бросали какой-то кровавый отблеск на окрестности ямистые, темные. Рокот барабанов, резкие звуки труб, музыка, песни и крики несвязные (приветный клик войска Наполеону) слышались у французов», — вспоминал Ф.Н.Глинка.

(Слайд-7.)

Битва началась ранним утром 26 августа (7 сентября). Около 6 часов раздался первый выстрел французского орудия. «Чуть рассвело — а неприятель уже послал свое первое ядро. Одно из первых ядер пролетело над нашими головами и попало прямо в крышу того дома, где находился Кутузов!» — вспоминал ординарец М.И.Кутузова И.Р. фон Дрейлинг. Русская артиллерия открыла ответный огонь. «В рассветном воздухе шумела буря. Ядра… визжали пролетными вихрями над головами. Гранаты лопались. В пять минут сражение было уже в полном разгаре». (Ф.Н.Глинка)

 (Слайд-8.)

В армии Наполеона на Бородинском поле насчитывалось около 135 тыс. солдат при 587 орудиях, в распоряжении Кутузова находилось около 114 тыс. солдат регулярных войск при 624 орудиях, около 10 тыс. ратников ополчения и около 8 тыс. казаков. Сражение при селе Бородино было невиданным по численности, потерям и упорству обеих сторон в достижении победы. 

(Слайд-9.)

Русские солдаты на протяжении всей битвы совершали подвиги беспримерного мужества. Российские офицеры проявили здесь свои лучшие качества. Один из рядовых участников Бородинского сражения унтер-офицер Тихонов в своих воспоминаниях, записанных с его слов в 1830 году, так описал поведение командиров в бою: «Начальство под Бородином было такое, какого не скоро опять дождемся. Чуть бывало кого ранят, глядишь, сейчас на его место двое выскочат… Когда б не такое начальство, не так бы мы и сражались. Потому что, какое ни будь желанье и усердье, а как видишь, что начальство плошает, так и у самого руки опускаются. А тут в глаза всякому наплевать бы следовало, если бы он вздумал вилять… Да вилять никто и не думал». 

 

Прославленный генерал Багратион, получивший смертельную рану в Бородинском бою во время одной из контратак своих войск, высоко оценил действия офицеров, своих подчиненных: «Они были примером всем прочим воинам в неустрашимости и храбрости, что самое, как и благоразумные их распоряжения, доставили в сем деле войску нашему поверхность над неприятелем

Все отчетливо понимали, что в сражении при Бородино решается судьба Первопрестольной русской столицы. «Москва должна была служить для русского воина тем же, что могила для каждого смертного, за Москвой был уже другой мир», — писал храбрый российский генерал принц Евгений Вюртембергский.

 

 И вождь сказал перед полками:

«Ребята, не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали».

И мы погибнуть обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в бородинский бой.

М. Ю. Лермонтов      «Поле Бородина»

 

 

(Слайд-11.)

 

Кто первым произнес слова, ставшие знаменитыми благодаря лермонтовскому стихотворению: «Москва за нами!»? Об этом историки продолжают спорить до сих пор. Известно точно, что слова эти звучали на Бородинском поле на протяжении всего дня. Солдаты Московского пехотного полка, защищавшие батарею Раевского, слышали их от своего командира полковника Федора Федоровича Монахтина: «Ребята! Представьте себе, что это место — Россия и отстаивайте ее грудью богатырскою!»

Многие слышали возглас генерала Дмитрия Сергеевича Дохтурова, командира 6-го пехотного корпуса, назначенного командовать войсками 2-й Западной армии после ранения П.И.Багратиона: «За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад — ведь все равно умирать же под Москвою

Один из участников сражения вспоминал: «Под Бородиным мы сошлись и стали колоться. Колемся час, колемся два… устали, руки опустились! И мы, и французы друг друга не трогаем, ходим как бараны! Которая-нибудь сторона отдохнет и ну опять колоться. Колемся, колемся, колемся! Часа, почитай, три на одном месте кололись!»  

 

(Слайд-10.)

Сражение, продолжавшееся около 15 часов, стихло лишь в сумерки. Настроение русских войск, отошедших от занимаемых первоначально позиций не более, чем на 1 км, было таково, что все, от рядового до генерала считали битву выигранной. Была уверенность, что «победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным» (Л.Н.Толстой).  

Унтер-офицер Тихонов вспоминал, что когда закончилась битва, «приказание привезли, чтобы завтра атаковать француза. Мало его осталось, повалили мы его страсть что: он очень густо стоял, нашим пушкам ловко было палить; наших зарядов много меньше пропадало, чем французских, да мы и стояли пореже. Повалил он, после полудня, у нас много народу, но все не столько, сколько мы у него».

(Слайд-12.)

         Взвесив все, главнокомандующий М.И.Кутузов отдал приказ об отступлении. 29 августа он докладывал императору Александру: «Баталия, 26-го числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которую пришел нас атаковать. Но чрезвычайная потеря, и с нашей стороны сделанная, особливо тем, что переранены самые нужные генералы, принудила меня отступить по Московской дороге».

(Слайд-13.)

 

А главнокомандующий Москвы Ф.В.Ростопчин говорил: «Москва была отдана за Россию, а не сдана на условиях. Неприятель не вошел в Москву — он был в нее впущен — на пагубу нашествия».

(Слайд-14.)

 

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

 

 

Бородино! Мало кому известная до 26 августа 1812 г. деревня в 120 км к западу от Москвы стала местом славы русского солдата, славы России. В этот день на Бородинском поле произошло генеральное сражение Отечественной войны 1812 г. против французских захватчиков.

 Цель генерального сраженья:

Упорной обороной мы

Должны добиться истощенья

Наполеоновской «чумы»

И прекратить её движенье

К Москве. И русские холмы

Стать нашей крепостью должны.

Владимир Тяптин 1812. Отечественная война

 

 

 Главнокомандующий русской армией М. И. Кутузов не случайно выбрал Бородинское поле для генерального сражения. Поле очень просторное, на нем могли развернуться большие массы войск. Свои силы Кутузов расположил так, чтобы перерезать неприятелю путь на Москву — обе Смоленские дороги (см. на схеме). Правый фланг упирался в деревню Горки, где находилась ставка Кутузова. Центр русских войск защищала Курганная батарея, которой командовал генерал Н. Н. Раевский, потому ее называют сейчас батареей Раевского. Левый фланг проходил близ деревни Семеновское. Здесь очень быстро были возведены укрепления — флеши, которые защищали солдаты генерала П. И. Багратиона (Багратионовы флеши). Деревня Бородино находилась между правым флангом и центром.

Однако в единоборстве с наполеоновскими войсками русские остались непобежденными — таков первый итог Бородинского сражения. В то же время Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней уверенность в победе, ослабило ее наступательную активность. Бородинская битва предопределила поражение Наполеона в этой несправедливой, захватнической войне.

 

(Слайд-15.)

 

 

Прошло  немного времени, Наполеон вошел в сгоревшую Москву, а позже с остатками своей многоязычной армии в лютую русскую стужу покинул Россию.

18 (30) марта 1814 года около 9 часов утра колонны союзных армий с барабанным боем, музыкой и развернутыми знаменами начали входить в Париж через ворота Сент-Мартен

России быть, нам быть дано,

Пока жив дух Бородино.

Бородино!.. Да кто в России

Не знает про Бородино?

Прошли века, но с прежней силой

Волнует нашу грудь оно.

Отвага, мужество, и слава,

И небывалый героизм,

И гордость за свою державу

Навечно в слове том слились.

Оно как символ русской славы

Вошло в историю навек,

И без него своей державы

Не мыслит русский человек

Владимир Тяптин 1812. Отечественная война

 

(Слайд-16.)

 

Подведем итоги.

     1.Какую реку перешли войска Наполеона в ночь на 12(24) июня 1812 года?

2.Почему войну 1812 года называют Отечественной?

3.Где произошло решающее сражение этой войны?

4.На чьей стороне был численный перевес?

5.Кто руководил сражением при Бородино с русской стороны?

6.Кого из героев вы можете назвать?

7.Чем закончилась Бородинская битва?

8.Почему М.И.Кутузов принял решение оставить Москву неприятелю?

9.В каком году окончилась эта  Отечественная война?

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Классный час на тему "Славы предков достойны"

Автор: Пчельникова Наталия Юрьевна

Дата: 16.10.2015

Номер свидетельства: 240408

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Классный час "Достойные сыны Отечества" "
    ["seo_title"] => string(42) "klassnyi-chas-dostoinyie-syny-otiechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "206295"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1430146717"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Классный час "Поговорим о патриотизме""
    ["seo_title"] => string(37) "klassnyi_chas_pogovorim_o_patriotizme"
    ["file_id"] => string(6) "604455"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1649441812"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Классный час "День Конституции""
    ["seo_title"] => string(32) "klassnyi_chas_den_konstitutsii_1"
    ["file_id"] => string(6) "531879"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1576345070"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Классный час "День народного единства" "
    ["seo_title"] => string(39) "klassnyi-chas-dien-narodnogho-iedinstva"
    ["file_id"] => string(6) "104127"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402670148"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "викторина к классному часу " День Президента Казахстана""
    ["seo_title"] => string(51) "viktorinakklassnomuchasudienpriezidientakazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "262253"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449304126"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства