kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Час общения "Поля ратной славы. Морская слава России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

-формирование чувства гордости за историческое прошлое русского народа;

-знакомство учащихся с произведениями живописи, литературы и музыки, раскрывающими историческое прошлое страны;

Задачи:

• Формировать устойчивый интерес и уважительное отношение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям;

• Воспитывать уважение и любовь к Родине на конкретных примерах, используя региональный компонент.

Образовательные:

  • повышение интеллектуального уровня; проявление самостоятельной творческой активности;

Развивающие:

  • развивать умения работы с различной литературой;
  • продолжить развитие навыков работы с информационными технологиями;
  • развивать мыслительную и познавательную  активность школьников;
  • способствовать развитию кругозора учащихся.


 

Воспитательные:

  • воспитывать культуру общения, развивать коммуникативные качества (умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия);
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Час общения "Поля ратной славы. Морская слава России"»







ТЕМАТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА ОБЩЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ

ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

ИЗ ЦИКЛА «ПОЛЯ РАТНОЙ СЛАВЫ»

НА ТЕМУ:

« МОРСКАЯ СЛАВА РОССИИ»

Воспитатель: Фомина Л.В.

















Г. Магнитогорск







Цели:

-формирование чувства гордости за историческое прошлое русского народа;

-знакомство учащихся с произведениями живописи, литературы и музыки, раскрывающими историческое прошлое страны;



Задачи:



• Формировать устойчивый интерес и уважительное отношение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям;

• Воспитывать уважение и любовь к Родине на конкретных примерах, используя региональный компонент.

Образовательные:

  • повышение интеллектуального уровня; проявление самостоятельной творческой активности;

Развивающие:

  • развивать умения работы с различной литературой;

  • продолжить развитие навыков работы с информационными технологиями;

  • развивать мыслительную и познавательную активность школьников;

  • способствовать развитию кругозора учащихся.




Воспитательные:

  • воспитывать культуру общения, развивать коммуникативные качества (умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия);



























-1-

Ведущий: Славное историческое прошлое нашей Родины невозможно представить без героических морских сражений разных эпох. Ведь еще царь Петр I, основатель русского флота , говорил, что государство, у которого есть только сухопутная армия «одну руку имеет». Другой же русский царь – Александр III сказал, что у России только два верных союзника: армия и флот. И сегодня мыс вами сделаем небольшой экскурс в историю русского парусного флота, ибо эта история тоже была героической.

Славные подвиги выдающихся флотоводцев прошлого – В.А.Корнилова, П.С.Нахимова, А.И.Панфилова изображал выдающийся художник ХIХ века Иван Константинович Айвазовский. Наградой за его заслуги в изображении боевой славы русского флота было присвоение почетного звания «Живописца Главного морского штаба» с правом ношения адмиралтейского мундира.

Именно он первый дал возможность русскому обществу стать свидетелями подвигов русских моряков и их необыкновенному мужеству. И в наши дни И.К.Айвазовский остается одним из самых популярных мастеров-маринистов, ведь именно морю отдал художник свою любовь, морю посвятил всю свою жизнь и свое творчество.

Прежде чем перейти непосредственно к изображению батальных сцен из истории русского флота, дошедших до нас благодаря творчеству Ивана Константиновича Айвазовского, давайте полюбуемся обними из самых известных его картин.

(На экране – картина И.К.Айвазовского «Буря»).

Есть нечто волнующее в том, как почти 70-летний художник, создает патетический образ моря, отвечающий вдохновенным стихам А.С.Пушкина:

Есть упоение в бою

И бездны мрачной на краю,

И в разъяренном океане,

Средь грозных волн и бурной мглы.

(Разговор по картине, цветовой гамме, изображению бури и т.п.)





-2-

Ведущий: Романтическое восприятие, восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря находит отражение практически во всех произведениях И.К.Айвазовского и, в первую очередь, конечно, в одном из самых известных его полотен – картине «Девятый вал». Тема кораблекрушения дана тут в окружении сильных световых эффектов, усиливающих общее впечатление безграничности бушующего пространства.

( Ведущий: 1. Расскажите, как вы понимаете сюжет этой картины?

2.Какие выразительные средства использует автор в изображении шторма?

3. Почему люди на уцелевшей мачте подняли красный флажок?

4. Что такое – девятый вал?

5. Есть ли надежда на спасение? )

Зритель понимает, какое бедствие терпел экипаж корабля в эту страшную грозу. И тем яснее воспринимается наступившее прояснение, яркий блеск утренней зари, вселяющие уверенность в победном исходе борьбы.

Иван Константинович Айвазовский чаще всего изображал не чисто морские виды, как обычно это делают художники - маринисты. В его творчестве очень широко раскрыта основная идея, волновавшая его многие годы. Он нашел и ярко воплотил в живописи образ морской стихии, полный первозданной мощи и «гордой красоты».

( На экране – картина И.К.Айвазовского «Черное море»).

Перед нами бушующее море в момент наивысшего, грозного состояния морской стихии. Знаменательно, что , изображая такой момент, Айвазовский не вызывает чувства бессилия перед громадой вздымающихся волн. Луч солнечного света, озаряющий картину, придает ее колориту мажорный цветовой строй и в сочетании с живым ощущением движения волн и натиска ураганного ветра определяет жизнеутверждающее воплощение замысла, вызывает состояние приподнятости чувств, которые пробуждают в человеке только великие произведения искусства.

Ведущий: Сейчас даже подумать странно, что в далекие годы царствования императрицы Екатерины II у нас не было ни одного порта, ни одного корабля на Черном и Азовском морях.

-3-



Флот российский, основанный государем Петром Великим, весь находился на Балтике. Немало побед одержали русские моряки во время долгих войн за Балтийское побережье. Были в российском флоте и отважные офицеры, и опытные штурманы, были и адмиралы, поседевшие на морской службе. Но Россия готовилась дать достойный отпор туркам не только на суше, но и на море. И решено было отправить в Средиземное море русский флот, что всем казалось делом неслыханным. Кораблям следовало миновать Балтику, проливы, Немецкое море и, обогнув почти всю Европу, войти в Средиземное море и вступить в сражение с турецким флотом.

Эскадра вышла из Кронштадта 18 июля 1769 года. Она двигалась медленно, корабли были перегружены – ведь везли с собой небывалое количество припасов, десантный отряд из 2,5 тысяч человек и даже разобранные на 3 части полугалеры, которые потом собрали уже в южных водах.

После многих недель пути эскадра добралась до Англии, где корабли чинились и пополняли припасы. Атлантика встретила эскадру штормами, а еще ее изрядно потрепало в Бискайе.

После долгих 4 месяцев плавания, наконец-то показался мыс Гибралтар, а за ним – долгожданное Средиземное море. И загрохотали выстрелы, дым пороховой поплыл над ласковыми водами. Высадились десанты, пали под натиском русских первые турецкие крепости.

Особенно важную победу одержал в этих боях бригадир Ганнибал.

10 апреля 1770 года, после шестидневной бомбардировки, он взял сильную приморскую крепость Наварин, которая стала основной базой русской эскадры. Но долго держать захваченные крепости мы не могли и поэтому было решено взорвать крепость Наварин и, выйдя в море, дать бой турецкому флоту.

На экране – слайд №5 («Бой при Наварино»)

Ведущий: И хотя картина, которую мы сейчас видим , посвящена другому сражению при Наварино, когда российско-англо-французский флот разгромил турецко-египетский, чем способствовал победе греческой

революции, мы можем себе представить тот героический морской бой Ганнибала.



-4-



Ведущий: Кому известно название далекой турецкой крепости и почему? (Населенный пункт Наваринка в Челябинской области, названный в честь этой победы).

Турки собрали воедино весь свой громадный флот: 16 линейных кораблей, 6 фрегатов да мелких судов, гребных и парусных более 400, 16 тысяч человек да почти 1,5 тысяч пушек – сила немалая. А у русских – лишь 9 линейных кораблей и 3 фрегата и менее 5,5 тысяч человек и менее 800 пушек.

В Эгейском море, ближе к восточному берегу, находится остров Хиос, отделенный от материка широким Хиосским проливом. Чтобы войти в этот пролив, русскому флоту предстояло еще одно морское сражение, которое он с честью выиграл.

На экране – слайд «Бой в Хиосском проливе».

На старинных картах были обозначены и остров, и пролив, и бухта, чье название навсегда вошло в историю русского флота – Чесма. 23 июня 1770 года здесь, в Хиосском проливе, в боевом порядке стоял, поджидая русскую эскадру, турецкий флот.

Линейные корабли стояли на якорях в две линии, в шахматном порядке. Малые корабли укрывались под их защитой ближе к азиатскому берегу, где был выстроен военный лагерь, откуда турки во время боя надеялись получать подкрепления. Русские же могли рассчитывать только на офицерскую выучку и сметку, на смертельный огонь пушкарей-бомбардиров, на отчаянную храбрость матросов.

На рассвете 24 июня 1770 года наша эскадра выстроилась в линию и при попутном ветре двинулась на турецкий флот. На палубе русского корабля

«Евстафия» грянул военный оркестр, и взбодрились матросские сердца, разгорелись яростью близкого боя. И бой грянул!

На экране – слайды с изображением Чесменского боя.

Турецкие ядра так и сыпались, с треском проламывая древесину, разрывая паруса. Но не останавливались в страшной работе своей русские артиллеристы. То там, то здесь на палубах турецких кораблей вспыхивало пламя. И турки не выдержали! Беспорядочно стали отступать они в сторону Чесменской бухты, ища там укрытия от разящих ударов русских пушек. Так закончился двухчасовой бой.

-5-

На флагмане « Три иерарха» держали совет русские командиры. Решено было: «… не дать противнику роздыху, запереть его в Чесменской бухте и бить до последнего изо всех орудий». А также было решено пустить на турецкий флот брандеры– небольшие суда, загруженные порохом , которые подводили к вражескому кораблю и запаливали. Что творилось тогда на

К рассвету турецкого флота уже не было. Турки потеряли не только весь свой военный флот, но и более 11 тысяч человек. Наши же потери составили 14 человек убитыми и несколько человек ранеными, что в морской истории случай просто поразительный.

В память о Чесменской битве была выбита серебряная медаль с изображением турецкого флота и краткой подписью: «Был».

Ведущий: Проходили годы, но морская слава России не увядала, а наоборот, крепла. Подвиги наших моряков вызывали восхищение и зависть всего мира.

На экране – слайд «Бой брига «Меркурий» с турецкими судами».

Этот бой смело можно было бы принять за сказку, если бы не случилось этого в действительности 14(26) мая 1829 года, во время войны России с Турцией . Из 2 кораблей, настигших бриг, один был «Селимиэ» - 110-пушечный , один из сильнейших кораблей турецкого флота, на другом же было 74 пушки, против 18 небольших пушек «Меркурия».

Капудан-паша с «Селимиэ» решил увеличить флот султана одним русским бригом, встреченным им в просторах Черного моря. На призыв турок на ломаном русском языке: «Русские, убирайте паруса! Сдавайтесь!» с брига ответили залпом из 9 орудий с одного борта, и начался чудовищно неравный бой, продолжавшийся около 4 часов.

Перед боем командир брига капитан-лейтенант Казарский созвал всех офицеров на военный совет, где единогласно решили биться с турками «до крайности». А за последней крайностью последний и шаг: сцепиться с одним из кораблей противника и взорваться вместе с ним». Лейтенант Новосильский вынес из своей каюты заряженный пистолет и подвесил его на палубе так, чтобы и офицерам, и матросам было известно, где его найти в момент последней крайности. Выстрел из этого пистолета в крюйт-камере должен был вызвать взрыв брига.



-6-

Однако, случилось невероятное. Команда русского судна не потеряла спокойствия: точно и метко стреляла орудийная прислуга, спокойно целились и стреляли матросы. Через час после начала боя повреждения на стопушечном «Селимиэ» оказались так значительны, что капудану-паше пришлось вывести его из боя. На палубе корабля валялись груды убитых и раненых. Турецкие матросы метались по палубам , ища спасения. «Селимиэ» дал последний залп в сторону русских и ушел зализывать раны.

Но другой корабль турок и один был в несколько раз сильнее брига, получившего много пробоин, и неравная борьба продолжалась еще 3 часа.

Ни одна пара глаз начала уже оглядываться на пистолет Новосильского: не пришел ли тот самый момент «последней крайности»? Однако видели, что Новосильский и Казарский абсолютно спокойны. Напротив, забеспокоился командир турецкого корабля. Он видел, что паруса на его судне наполовину сбиты, потери в людях очень велики – еще немного и корабль будет лишен способности двигаться, поэтому он прекратил обстрел и даже постарался отойти от «Меркурия» на приличное расстояние.

Так необычно, почти фантастично, кончился этот бой, не имеющий себе подобных в истории всех флотов земного шара. А герою этого сражения, капитан-лейтенанту Казарскому, после его смерти в Севастополе на памятнике была высечена надпись: « Потомству в пример».

( Ведущий ведет разговор о выразительных средствах, с помощью которых живописец передает радость победы, торжество от сознания выполненного долга в картинах «Бой брига «Меркурий» с турецкими судами» и «Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой»).

Ведущий: На Черном море было неспокойно. Надвигалась новая война Турции с Россией. Турция была гораздо слабее России и султан бы не отважился бы на новую войну. Но ему советовали воевать с Россией Англия и Франция. Долгое время эти страны были хозяевами на морях. А теперь приходилось считаться с Россией, ее флотом. Главные страны Европы решили сообща нанести России удар, который надолго ослабил бы ее. Турецкое командование решило уничтожить русскую армию, оборонявшую Кавказ. Для этого , туркам надо было высадить десант на берега Грузии, в тылу русской армии. Удайся это противнику, русская армия погибла бы, сжатая с двух сторон, а Грузия и Армения были бы захвачены султаном.

-7-

Русские адмиралы узнали: турецкая эскадра вышла из Стамбула и направилась к берегам Грузии. Вот если бы уничтожить эту эскадру! Или хотя бы остановить ее…

Был ноябрь 1853 года. Эскадра под командованием Павла Степановича Нахимова искала в море противника.

А через несколько дней наконец-то обнаружили турецкую эскадру. Она стояла у городка Синоп, в бухте, защищенной артиллерийскими батареями. Чтобы турецкая эскадра не ушла из Синопской бухты, Нахимов загородил выход из нее тремя линейными кораблями.

На экране – слайд «Синопский бой».

Последним крупным боем парусного флота, его лебединой песнью, стал Синопский бой. На смену парусным судам уже пришли тогда паровые – как колесные, так и винтовые. Синопский бой был не только состязанием русского парусного с таким же турецким, но и еще с шестью береговыми батареями, в которых было сорок орудий. А в те времена ходячей среди моряков была фраза: «Одна пушка на берегу стоит целого корабля в море». Нередки были случаи, когда два-три орудия на берегу отбивали атаки больших судов.

Яркой особенностью боя при Синопе явилось то, что по приказу Нахимова атакующие суда стали на якорь, притом в близком расстоянии от атакуемых, то есть с самого начала сражения отбросили всякую возможность маневрировать: неподвижный строй судов сражался с таким же

неподвижным строем и совершенно без остатка истребил противника. Не прошло и трех часов с начала боя, как из 16 турецких кораблей 15 были

уничтожены. Русские корабли все были целы, но имели повреждения: пробоины в бортах, изодранные паруса, разбитые мачты, обгоревшие борта и палубы.

Турки, потеряв эскадру у Синопа, не высадили десант в Грузии. Поэтому в тылу у русских сухопутных войск было спокойно. И они вскоре разбили турецкую армию, наступавшую на Армению. Так победами на суше и на море закончился первый год этой войны…

( На экране – картины И.К.Айвазовского «Синопский бой. Ночь после боя»).



-8-

Ведущий: Посмотрите внимательно на эти полотна. Какими выразительными приемами пользуется живописец, чтобы передать всю сложность этого боя, героизм его участников?

( Разговор по картине).

По поводу картин Айвазовского, относящихся к Крымской войне, в журнале «Пантеон» была высказана очень знаменательная мысль: « Нельзя не чувствовать глубокой признательности к таланту, который не забывает увековечивать все, что только может иметь впоследствии интерес для будущего поколения, потому что люди умирают и в памяти народной остаются их дела и имена». И с этим нельзя не согласиться и сегодня.

Будучи одним из самых богатых художников России, Иван Константинович Айвазовский много сделал для своего родного города: на его средства были построены здания местной картинной галереи и археологического музея, проведены большие работы по благоустройству Феодосии, постройке порта и железной дороге. Основанная им Феодосийская картинная галерея носит ныне его имя.

И, конечно же, заслуга И.К.Айвазовского перед потомками состоит в том, что он в своих полотнах увековечил славу Российского флота, храбрость и героизм русских солдат, матросов и офицеров, имена которых помнит благодарная Россия.

Ведущий: 1. Как увековечены в нашей памяти имена героев-моряков и их великие победы? (В наименованиях населенных пунктов Челябинской области – пос. Наваринка, Чесма. В названиях кораблей – атомный ракетный

крейсер Северного флота им. Павла Степановича Нахимова)

- Нахимовское военно-морское училище в Санкт-Петербурге;

-Учреждены ордена и медали имени П.С. Нахимова I и II степени;

- Медаль имени Ф.Ф. Ушакова;

-Наименование улиц и площадей.



-9-

ЛИТЕРАТУРА:

  1. А.В. Митяев . «Адмирал Ушаков. Адмирал Нахимов» .

Издательский дом «Дрофа» 1998 год.

  1. С.Н.Сергеев-Ценский «Синопский бой».

Москва, «Русское слово» 2008 год.

  1. Л.Асанов «Чесма», издательство «Малыш», 1989 год.

  2. Н.С. Барсамов «М.К.Айвазовский», издательство «Искусство»,М, 1967г.

  3. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2008г.

  4. « Русская Живопись» на DVD-диске. DirectMedia.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Час общения "Поля ратной славы. Морская слава России"

Автор: Фомина Лариса Владимировна

Дата: 07.04.2017

Номер свидетельства: 407509


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства