Образовательные технологии: технология развивающего обучения, технология урока на деятельностной основе.
На уроке используется по характеру содержания обучающее – воспитывающая, гуманистическая.
Методическая цель:
Создание на уроке условий для проявления познавательной активности учащихся;
Создание проблемной ситуации;
Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности;
Стимулировать учащихся к высказыванию собственного мнения;
Оценить конечный результат и процесс деятельности;
План - конспект
орг момент.
Проверка домашнего задания:
Назовите границы Российской империи.
Приведите не менее трех фактов, доказывающих, что Россия в начале XIX века была преимущественно аграрной.
Задание для ученика у доски:
Начертить схему государственного управления в России на рубеже XVIII – XIX вв., назвать особенности политического строя России.
Сообщение учащегося: « Александр I – воспитание, черты характера».
Какие черты характера императора, на ваш взгляд, могут рассматриваться как достоинства верховного правительства?
Запись на доске: Александр I ( 1801 – 1825 ) – годы правления.
«Негласный комитет»
Объяснение учителя с элементами беседы:
Вступив на престол, Александр торжественно провозгласил, что в основе его правления будет не личная воля или каприз монарха, а строгое соблюдение законов.
В это время было сильно влияние на умы людей Века Просвещения и французской революции.
Еще в середине 90 – х годов вокруг Александра сложился небольшой кружок единомышленников. Это были во – В.П. Кочубей, А.А. Чарторыйский, А.С. Строганов, Н.Н. Новосильцев. В этом кружке « молодых друзей» обсуждались пороки павловского царствования и строились планы на будущее об отмене крепостного права, о предпочтительности республиканского правления.
Узкий кружок близких друзей Александр назвал Негласным Комитетом, представители высшей знати окрестили его « якобинской шайкой». С воцарением Александра члены комитета по – прежнему рассуждали о необходимости преобразований государственного аппарата, облегчение участи крепостных крестьян, издания « Жалованной грамоты народу», однако исходили из основ незыблемости абсолютизма.
Начало царствования:
Первыми мероприятиями Александра I стали:
Манифест с заявлениями, что император будет « управлять по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей Государыни Императрицы Екатерины Великой».
Восстановление в полном объеме Жалованной грамоты дворянству и городам.
Запись в тетрадях:
Жалованная грамота дворянству.
Меры по крестьянскому вопросу:
1801г. – право покупки земли получают купцы, мещане, государственные и удельные крестьяне.
О чем свидетельствует данная мера?
Запрещение публиковать объявления о продаже дворовых.
Работа с документом:
« Продается свора собак и при них доезжачий; продаются кровные жеребцы, при них кучер и конюх».
- как объявления характеризуют отношения дворян к крепостным?
Дайте оценку решению царя о запрете печатать подобные объявления.
Указ о запрещении продажи крестьян на ярмарках «в розницу», т.е. с разделением семьи;
Указ, отменявший право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки.
Закон, по которому помещик был обязан кормить своих крестьян в голодные годы.
Запись в тетрадях:
1803г. – указ о вольных хлебопашцах.
Работа с документом:
Прочитать отрывки из указа о вольных хлебопашцах.
« Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих по одиночке или целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли то, сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими имеет представить их при прошении своем через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам. Если последует от нас решение, желанию его согласное: тогда предъявятся сии условия в гражданской палате.
Если крестьянин или целое селение не исполнит своих обязательств, то возвращается помещику с землею и семейством его во владение по прежнему.
Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землею отпущенные, если не пожелают войти в другое состояние, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев.
Крестьяне, опущенные от помещиков на волю и владеющие землей в собственность, несут подушный оклад наравне с помещичьими, отправляют рекрутскую повинность натурою оброчных денег в казну не платят».
Беседа по вопросам к документу:
Назовите условие необходимое для освобождения крестьян?
К какому сословию принадлежали крестьяне после освобождения по указу?
Каковы были права и обязанности вольных хлебопашцев?
Предположите, каковы были практические результаты издания этого указа.
Реформы М.М. Сперанского:
Объяснение учителя:
Разработкой проекта реформы органов власти занялся М.М. Сперанский.
( сообщение учащегося « Светило российской бюрократии» )
Поручая М.М. Сперанскому составление плана государственного преобразования Росс, Александр передал ему все материалы Негласного комитета, проекты и записки, поступившие в Комиссию составлению государственных законов. Сам Сперанский, по своему свидетельству, « изучил все существующие в мире конституции» и ежедневно встречался с императором, с которым обсуждал каждый параграф плана.
Работа с учебником и беседа по вопросам:
Прочитать в учебнике о проекте реформ М.М. Сперанского и устно ответить на вопросы.
- Вспомните идеи Просвещения XVIII в. Какие из этих идей нашли свое отражение в проекте Сперанского?
- Как по проекту должно было происходить формирование Государственной Думы в результате непрямых многоступенчатых выборов?
- Исходя из своего ответа на предыдущий вопрос, сделайте вывод о том, какими правами наделялось население страны.
- Представители какого сословия по проекту были ограниченны в правах?
- Как вы думаете, почему проект вызвал недовольство со стороны дворянства?
Работа со схемой:
ИМПЕРАТОР
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
МИНИСТЕРСТВА
СИНОД
СЕНАТ
- Сравните структуру власти в России до и после реформ Александра I. Назовите ликвидированные и новые учреждения. Изменились ли функции оставшихся учреждений?
Чем министерства отличались от коллегий?
Какие положения из проекта Сперанского были претворены в жизнь Александром I, а какие нет?
Работа с источником:
Из манифеста об образования Государственного совета:
«… Ныне, с помощью Вышнего, положили мы совершить сие образование на следующих главных началах:
В порядке государственных установлений Совет составляет сословие, в коем все части управления в главных их отношениях к законодательству соображаются и через него восходят к верховной императорской власти.
По сему все законы, уставы и учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению.
Никакой закон, устав и учреждение не исходит из Совета и не может иметь своего совершения без утверждения державной власти.
Совет составляется из особ, доверенностью нашею в сословие сие призываемых…».
- Как можно охарактеризовать Государственный совет согласно этому документу?
- Сильно ли изменилась по существу структура власти в России после реформы?
Закрепление материала:
1. Беседа с учащимися.
- Перечислите основные направления первых преобразований Александра I. Каковы были практические последствия и результаты данных преобразований?
2.Составить синквейн : Александр I.
Домашнее задание: § 2.
Александр
Мыслящий, наивный
Мечтает, планирует, но не осуществляет.
Он – сфинкс, не понятый до гроба.
Он самодержец.
Сперанский
Умный, мечтающий,
Планирует, разрабатывает, стремится.
Он мечтает о свободе в России.
Напрасно.
Россия
Огромная, сильная,
Создает, трудится, развивается.
Она достойна счастья.
Надеюсь.
Задание:
Соотнесите имена правителей с датами:
Петр II
А 1730–1740
Анна Ивановна
Б 1727–1730
Екатерина I
В 1725–1727
Екатерина II
Г 1761–1762
Петр III
Д 1762–1796
Елизавета Петровна
Е 1741–1761
В клетках слева напиши имя правителя, правившего в данный период времени:
1730–1740 гг.
1727–1730 гг.
1725–1727 гг.
1761–1762 гг.
1762–1796 гг.
1741–1761 гг.
Группа №2
Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 18. Выполните следующее задание:
1. Проанализируйте планы Сперанского по изменению сословного строя России.
2. Подготовьте и задайте группе №1 три вопроса по изменению положения сословий в России.
Группа №3
Ознакомьтесь с текстом учебника на стр.18. Выполните следующее задание:
Проанализируйте планы Сперанского по изменению государственного устройства России:
а) организация государственной власти;
б) организация выборов.
Подготовьте схему (на доске) и рассказ.
Группа №4
Ознакомьтесь с текстом учебника на стр.18. Выполните следующее задание:
Проанализируйте планы Сперанского по изменению государственного устройства России.
Подготовьте и задайте группе № 3 три вопроса по данной теме.
Описание конкурсных материалов.
Автор
Кузина Елена Николаевна, учитель истории и обществознания.
название
Внутренняя политика Александра I
форма
презентация
Учебный предмет, класс
История, 8Б класс СОШ № 7
Название темы или раздела учебного курса
Правление Александра I
Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал
КМ – школа, Microsoft PowerPoint, Microsoft Word.
Цели, задачи дидактического материала
С помощью дидактического материала более доступно и понятно объяснить тему урока; наглядно показать положительные и отрицательные стороны внутренней политики Александра I; дать возможность учащимся самостоятельно делать выводы; продолжить работу в парах.
Содержание дидактического материала
Схема; документы; исторический источник; иллюстрации; видео- ролик; самодельные фигурки Екатерины II, Павла I, Александра II; лист и краски; литературный источник; тесты и задания различных уровней сложности; таблица.
Ресурсы дидактического материала
Видео – фото, видео – ролик, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные эффекты.
Используемые источники информации
Валькова В.Г. Валькова О.А. Правители России. – М.: Рольф, 1999.
Важенин А.Г. Конспекты уроков по истории России 19 века: 8 класс: Методическое пособие. – М.: Изд. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
Энциклопедия для детей. Т – 5. История России. От дворцовых переворотов до эпохи великих реформ. М., 1997.
Данилов А. А., Косулина Л.Г. Учебное пособие. М., изд. “Центр гуманитарного образования”, 1998.
Интернет.
Возможности использования дидактического материала