kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План - конспект урока истории в 11 классе по теме "Государство и власть. Русско-японская война".

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - конспект урока истории в 11 классе профильного уровня по теме " Государство и власть. Русско - японская война". Конспект представлен ввиде технологической карты, что соответствует требованиям ФГОС, а также  содержит раздаточный материал для обучающихся. В ходе изучения материала обучающиеся не только знакомятся с документами, но и должны сами сделать соответствующие выводы.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«план - конспект урока истории в 11 классе по теме "Государство и власть. Русско-японская война". »



"







Государство и власть. Русско-японская война





Аксёнова Татьяна Александровна

учитель истории и обществозания

Муниципальное общеобразовательное

учреждение «средняя

общеобразовательная школа р.п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области»

Саратов 2013

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 11 КЛАССЕ ПРОФИЛЬНОГО УРОВНЯ
Государство и власть. Русско-японская война


ФИО (полностью)

Аксёнова Татьяна Александровна

Место работы

МОУ «СОШ р.п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области»

Должность

Учитель истории и обществознания

Предмет

История

Класс

11 (профильный уровень)

Тема и номер урока в теме

Тема II. Первая российская революция и её последствия. Урок 1 «Государство и власть. Русско-японская война». Всего в разделе 6 уроков

Базовый учебник

Шестаков В.А. История России, XX - начало XXI века. М. «Просвещение» 2010


Цель урока: познакомить учащихся с государственным строем Российской империи на рубеже Х1Х-ХХ вв., внешней политикой России на Дальнем Востоке; рассмотреть причины и последствия русско-японской войны 1904 – 1905 гг.

Задачи:

- обучающие: формирование представления учащихся о характере внеш­ней политики мировых держав на рубеже Х1Х-ХХ вв. на Дальнем Востоке; осмысление причин и последствий русско-японской войны и дальнейшего развития общественной жизни страны и влиянии на революцию 1905-1907 годов на основе первичных представлений уча­щихся об основных событиях и процессах социально-эко­номического, политического и духовного развития России в 1900—1905 гг.;

-развивающие: развитие исторического и критического мышления учащихся в работе с источниками, отражающими разные точки зрения и оценки фактов; содействовать развитию навыков групповой работы, самооценки учащихся; способствовать развитию информационной культуры учащихся, знакомству их с возможностями ПК

-воспитательные: ориентация учащихся на гуманистические и демокра­тические ценности, актуализированные при анализе и об­суждении форм взаимодействия власти и общества, личнос­ти и общества в России в годы русско-японской войны, воспитывать уважение к истории, к примерам героизма и мужества русских солдат .

Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний

Формы работы учащихся: локализация фактов на тематической карте, анализ на её основе геополитической ситуации на Дальнем Востоке в начале XX в., многоуровневый анализ источников, дискуссия.

Необходимое техническое оборудование Компьютер, проектор, экран, раздаточные материалы, электронная карта «Русско-японская война 1904-1905 гг.».


Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война...
В. Плеве

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1.

Организационный


Приветствует учащихся. (Создание доброжелательного настроя, организация внимания, включение школьников в деловой ритм.)

Приветствуют учителя.



1 - 2 мин.


2.

Изучение нового материала




































Русско-Японская война [История России. XX век ]

Ресурс № 1.

















































Внешняя политика России в начале ХХ века. Ресурс № 2.













































































































Карта русско-японской войны. Ресурс № 3















































Видеофрагмент Русско-японская война 1904 – 1905 гг. Ресурс № 4























































Манифест Николая II. Ресурс № 5

Сообщение темы и цели урока. Показ презентации. (слайд 1,2)

Обратите внимание на экран (слайд № 3) /на слайде выдержка из «Свода Основных государственных законов Российской империи/

- Какие можно сделать выводы на основе этого документа?

- Что представлял собой политический строй Российской империи в начале XX века?

В начале XX в. Россия оставалась самодержавной монархией. Представительные органы власти не формировались. Вся законодательная, распорядительная и судебная власть концентрировалась в руках императора. Императорская семья владела крупными земельными угодьями, ей принадлежали также предприятия и промыслы. В среднем годовой доход Царской семьи составлял около 52 млн руб., что вдвое превышало расходы на образование.

(Слайд № 4) видеофрагмент о России в начале XX века/

- В стране нарастал политический кризис, который был прерван вспыхнувшей русско-японской войной. Чем был вызван этот политический кризис.

«Чтобы остановить революцию. Нам нужна маленькая победоносная война»,- незадолго до русско-японской войны сказал министр внутренних дел В.К.Плеве. Япония оказалась подходящит противником для такой войны. Разработанный русским командованием план военной кампании предусматривал захват Токио и пленение японского императора. Однако ни одно из этих сражений в войне не было выиграно русской армией.

Постановка проблемы: Русско-японская война позор или школа мужества? Это нам предстоит сегодня выяснить.

/Слайд № 5 /

Будучи наследником престола, Николай II посетил Японию, где подвергся нападению японского полицейского и получил ранение в голову.

Вопрос: Мог ли этот инцидент стать причиной войны?

Тогда давайте выясним причины войны. Обратите внимание на факты /Слайд № 6,7 /

Сформулируйте причины войны: (слайд 8)

- столкновение российских и японских интересов на Дальнем Востоке;

- попытка захвата внешних рынков для развивающейся отечественной экономики;

- российская имперская экспансия на Восток;

- стремление России и Японии к обогащению богатствами Кореи и Китая.

- желание царского правительства отвлечь народ от революционных выступлений.

- А теперь давайте выясним, как относились к войне в России. В это время в правящих кругах произошел раскол на два лагеря: сторонников войны, возглавляемых А.М. Безобразовым и В.К. Плеве; и ее противников, возглавляемых С.Ю.Витте.

(Слайд 9) «Поверьте мне, что нам маленькая победоносная война необходима, иначе нам внутри России будет грозить беда». «А Японию мы и шапками закидаем».

Из высказываний министра внутренних дел В.К. Плеве (по мемуарам С.Ю. Витте)

«Россия к войне не готова...»

Из доклада С.Ю. Витте после поездки по Дальнему Востоку в 1902 г.

Дело в том, что он в 1902 году совершил поездку на Дальний Восток и вынес твёрдое убеждение, что Россия к войне не готова. Витте предлагал начать широкое освоение Дальнего Востока.

«Лучше война, чем революция...»

Цитата из газеты (конец 1903 г.)

Не только правящие круги, но и русское общество начала века резко разделилось в своем отношении к войне! Обратите внимание на документ № 1 и ответьте на вопросы к документу.




- Каков был военный потенциал русской армии на Дальнем Востоке?

Анализ документов № 2, 3 и таблицы (раздаточный материал. Таблица на слайде № 10)

- Сделайте выводы на основе этих документов.

- С какими трудностями могла столкнуться русская армия в начале войны?







Утром 27 января 1905 года большая японская эскадра блокировала в Корейском порту Чемульпо крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец». После отказа сдаться эскадра начала боевые действия. Так было положено начало войне. (слайд 11)

Обратите внимание на документы № 4, 5 (Манифесты Российского и японского императоров о начале войны)

Вопросы и задания к источникам:

- Когда подписан каждый из манифестов? Как эти да­ты соотносятся с реальным началом военных действий?

- Как вы думаете, почему манифесты императоров России и Японии подписаны в разные дни?

- Как каждый из императоров объясняет причины войны? Совпадают ли их взгляды по этому вопросу?

- Кого каждый из императоров считает виновником военного конфликта? Чья позиция в этом вопросе кажет­ся вам более убедительной? Почему?


Итак, как же развивались события русско-японской войны?

/Слайд № 12 /

После цусимского поражения русских на всем фронте наступило затишье. Было очевидно, что две страны устали от войны, и пра­вительства искали возможность заключения мира. По этому поводу английская газета «Тайме» писала, что «нация, безнадежно битая в каждом сражении войны, одна армия которой капитулировала, другая обратилась в бегство, а флот погребен морем, диктовала свои условия победителю». Мир был необходим всем.

- Как вы думаете, почему Россия потерпела поражение в этой войне? /Слайд № 13 /














27 июля 1905 г. в американском городе Портсмут при посред­ничестве президента США Теодора Рузвельта начались перегово­ры двух стран - России и Японии. Заключение мирного договора 23 августа 1905 г. завершило один из первых военных конфликтов начала XX в. (слайд 14) Используя исторические документы № 6, 7, сделайте на их основе выводы об итогах и значении Русско-японской войны.

Мирный договор, подписанный в г. Портсмуте 23 августа (5 сентября) 1905 г. /Слайд № 15/

* Уступка Японии в вечное и полное владение Южного Са­халина, аренды Ляодунского полуострова с Порт-Артуром

* Признание Кореи сферой интересов Японии.

* Предоставление Японии права вести рыболовство вдоль русских берегов в Японском, Охотском и Беринговом морях.

* Предоставление Японии режима благоприятствования в тор­говле с Россией.

* Вывод русских и японских войск из Маньчжури

Итоги войны: (слайд 16)

  • Уничтожение Балтийского и Тихоокеанского флотов;

  • Большие людские потери

  • Позор от проигранных сражений

  • Крушение мечты о господстве на Дальнем Востоке

  • Потеря полцуострова Сахалин

  • революция

- Война закончилась, и потянулись по дорогам вои­ны, изувеченные, раненные, измученные, но не провинившиеся перед Отечеством, выполнившие свой солдатский долг до конца. (Слайд 17)

О войне 1904-1905 гг. сложено много песен, но строчки из пес­ни «Плещут холодные волны» неизвестных авторов, ставшей от­кликом на гибель «Варяга» и «Корейца», в наибольшей степени от­ражают трагедию и героизм русских солдат в этой войне. Впереди их ждала Первая мировая, Гражданская, Великая Отечественная, но и там русский воин выстоял, сохранил свою честь. «Война есть грех и свидетельство о грехе», - писал Н. Бердяев, и не надо нам, живущим сегодня, об этом забывать.

Записывают тему урока в тетради.

Знакомятся с текстом законов и делают соответствующие выводы.








Слушают учителя.


















Смотрят видеофрагмент. После просмотра отвечают на вопрос учителя.






















Знакомятся с проблемным вопросом урока.









Отвечают на вопрос учителя (Нет).

Знакомятся с информацией презентации и формулируют причины русско-японской войны. Затем записывают их в тетради.















Слушают учителя.









Знакомятся с информацией слайда.






























Знакомятся с текстом документа № 1 и отвечают на вопросы к нему.




Накомятся с документами и таблицей на слайде и делают выводы, выдвигают предположения о том, с какими трудностями пришлось столкнуться России в начале войны.

Слушают учителя и знакомятся с электронной картой






Обучающиеся знакомятся с текстами Манифестов императоров и отвечают на вопросы учителя.























Обучающиеся смотрят видеофрагмент о событиях русско-японской войны.
















На основе ранее изученных документов и просмотренного видеофрагмента, обучающиеся делают выводы о причинах поражения России в войне.Записывают их в тетрадь.












Знакомятся с текстами документов и формулируют условия мирного договора и итоги войны, записывают в тетради.

































Слушают учителя и знакомятся с текстом на слайде.

35 мин.

3.

Первичное закрепление изученного.


- Русско-японская война позор или школа мужества? (Слайд 18)


Обучающиеся отвечают на проблемный вопрос урока.

5 мин.

4.

Домашнее задание.


  1. Учебник § 5, вопросы и задания после параграфа. Раздаёт карточки с вопросами домашнгего задания. Ответить на вопросы:

  1. 1. На фоне предшествовавших и последующих войн Русско-японская война.1904—1905 гг. действительно ка­жется «маленькой»Как вы думаете, поче­му в новейшей истории России и памяти россиян она за­нимает особое место?

  2. 2. Как могло случиться, что после этой войны насту­пил золотой век в российско -японских отношениях 1906—1916 гг.? Такого уровня дружеских соглашений и культурного взаимодействия сопредельные страны боль­ше не достигали.

  3. 3. В современной исторической науке есть мнение о том, что название этой войны не совсем точное. Как вы думаете, что послужило поводом для сомнений? Какую
    роль играют названия военных конфликтов для их совре­менников и потомков? (Слайд 19)

Записывают домашнее задание в дневниках.

2 мин.

5.

Подведение итогов урока.


Благодарит учащихся за работу на уроке.


1 мин.



Приложение к плану-конспекту урока истории России в 11 классе

Государство и власть. Русско-японская война


ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Русско-Японская война [История России. XX век ]

Видео

Видеофрагмент

http://www.youtube.com/watch?v=ULrsi6K4klU


2.

Внешняя политика России в начале ХХ века

Информационный модуль

Презентация

http://www.fcior.edu.ru/card/14252/vneshnyaya-politika-rossii-v-nachale-hh-veka.html


3.

Карта русско-японской войны

Карта

Модель

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a4db4ae6-ede0-4064-980b-d51de5e9c9ae/%5BIS11RO_1-02%5D_%5BAN_04%5D.swf

4.

Русско-японская война

Видео

Видеофрагмент

http://www.youtube.com/watch?v=ITktDU3M-jY

5.

Манифест Николая II.

Информационный документ

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/90bb16e7-6e95-4a4a-a5f2-a963b24802ea/Manifest_Nikolaja_2_mirnyj_dogovor_s_Japonijej.jpg



Раздаточный материал к уроку «Русско-японская война»

Документ № 1.

«...За несколько месяцев до моих выпускных экзаменов раз­разилась Русско-японская война. Война началась с нападения японских миноносцев на русский флот, сосредоточенный в Порт-Артуре. Как ни странно, но это событие не породило той лихорадки патриотизма, какая охватила всю Россию позднее, в 1914 году, когда началась война с Германией. И хотя мобили­зация войск для отправки на Дальний Восток прошла вполне гладко, тем не менее патриотические манифестации, состояв­шиеся в столице и других городах, носили чисто формальный характер и не отличались особым энтузиазмом.

Зная, что Витте, а с ним и все члены кабинета министров, за исключением Плеве, выступали против войны, многие предчувствовали, что она принесёт немало бед и катастрофические по­следствия. Витте сделал всё, что мог, чтобы противодействовать провоенной ориентации нового царского фаворита статс-секрета­ря А. М. Безобразова. В конце 1901 года в Петербург с визитом прибыл крупный японский государственный деятель Хиробуми Ито в надежде урегулировать назревающий конфликт мирными средствами. Вопреки настояниям Витте, царь встретил Ито весь­ма холодно, и тогда он направился в Лондон для консультаций с японским послом Хаяси, который открыто ратовал за войну с Россией. Хаяси в полной мере воспользовался провалом перего­воров Ито с Витте, в результате чего был подписан договор об англо-японском союзе (январь 1902 года), направленном против России. К вящему удовольствию Плеве, летом 1903 года Витте был отстранён от прямого участия в решении государственных дел, получив назначение на почётный, ничего не значащий пост. Впрочем, в самый последний момент царь неожиданно опомнил­ся и предпринял попытку предотвратить войну...

Некоторые считают, что причиной революции 1905 го­да явилась война с Японией и поражение в ней России. Нео­правданность такого суждения, на мой взгляд, очевидна в све­те тех событий, которые происходили в России после 1901 го­да и суть которых я изложил выше. Японская война не была причиной революции 1905 года. Она лишь изменила и искази­ла её развитие.»

А. Ф. Керенский. Россия на историческом повороте. Мемуары (М., 1993).

Вопросы и задания к источнику:

- Как вы думаете, почему начало Русско-японской войны «не породило той лихорадки патриотизма, какая охватила всю Россию позднее, в 1914 году, когда нача­лась война с Германией»?

- Какие две крайние точки зрения на целесообраз­ность войны с Японией существовали в правительствен­ных кругах Российской империи? К какой из них ближе позиция автора мемуаров? Свой ответ подтвердите цита­тами из источника.

- Что нового в образ С. Ю. Витте вносят свидетель­ства А. Ф. Керенского?



Документ № 2. Военное оснащение стран накануне войны.

В техническом отношении русская армия начинала кампанию с 8 пулемётами; пополнялась полевой артиллерией, вместо горной, хотя с1900 г. можно было воочию видеть гористый характер будущего театра военных действий; не располагала точными картами, без которых часто плутали и попадали не туда, куда шли. Порт – Артур начал кампанию с 153 снарядами для 12-дюймовых орудий, тогда как во Владивостоке таких снарядов лежало 1037, и не было ни одного 12 дюймового орудия… Сухопутные войска насчитывали около 100 тыс. человек, в составе военно-морского флота на Дальнем Востоке были 7 броненосцев, 4 броненосных катера, 7 легких крейсеров, 6 канонерских лодок, 2 минных крейсера, 32 миноносца.

Очерки дипломатической истории Русско–японской войны. М. 1955г.

Документ № 3. Военное оснащение стран накануне войны.

Промышленность Страны восходящего солнца в 1898-1903 гг. создала высококачественный броненосный флот (некоторые корабли были закуплены в странах Западной Европы и США). В японской армии появилась прекрасная винтовка образца1898 года. В полевой армии численностью 190 тыс. штыков было484 орудия. Военачальники внимательно следили не только за самым современным технологическим обеспечением армии, но и за поддержанием высокого боевого духа своих солдат. Хорошо в Японии была поставлена разведка. Кроме того, полководцы этой страны отлично представляли театр предстоящих боевых операций…

Всемирная история сражений. М.,2000г.

Таблица. Численность и соотношение морских сил японской армии и русских войск на Дальнем Востоке.

Государство

Россия

Япония

К 1 января 1894 г.

Офицеры – 1118

Солдаты - 32716

Офицеры – 2476

Солдаты - 58446

К 1 января 1904 г.

Офицеры – 3249

Солдаты - 94586

Всего кораблей 63, общий тоннаж 190 тыс. тонн

Офицеры – 8082

Солдаты - 142663

Всего кораблей 80, общий тоннаж 260 тыс. тонн



Документ № 4. «Манифест Николая II о вступлении России в войну с Японией» (27.01.1904 г.)

В заботах о сохранении дорогого сердцу Нашему мира Нами были приложены все усилия для упрочения спокойствия на Дальнем Востоке. В сих миролюбивых целях Мы изъявили со­гласие на пересмотр существовавших между обеими Империя­ми соглашений по корейским делам. Возбуждённые по сему предмету переговоры не были, однако, приведены к окончанию, и Япония, не выждав даже получения последних ответных предложений Правительства Нашего, известила о прекращении переговоров и разрыве дипломатических сношений с Россиею.

Не предуведомив о том, что перерыв таких сношений знаме­нует собой открытие военных действий, японское правитель­ство отдало приказ своим миноносцам внезапно атаковать На­шу эскадру, стоявшую на внешнем рейде крепости Порт-Артур.

По получении о сём донесения Наместника Нашего на Даль­нем Востоке, Мы тотчас же повелели вооружённою силою отве­тить на вызов Японии.

Объявляя о таковом решении Нашем, Мы с непоколебимою верою в помощь Всевышнего и в твёрдом уповании на едино­душную готовность всех верных Наших подданных встать вмес­те с Нами на защиту Отечества, призываем благословение Божие на доблестные Наши войска армии и флота.»

Документ № 5. «Из манифеста японского императора» (29.01.1904 г.)

«Мы, милостью небес, император Японии, с незапамятных времён сидящий на троне, занимаемом тою же династиею, объ­являем этим манифестом всем нашим верным и храбрым под­данным следующее:

Мы этим объявляем войну против России, и мы повелеваем нашей армии и флоту всеми их силами производить нападения на эту империю... Отдельное существование Кореи необходимо для безопасности нашего государства.

Несмотря на это, Россия, пренебрегая её торжественными трактатами с Китаем и повторенными обещаниями другим дер­жавам, всё ещё занимает Маньчжурию , укрепляет свою власть в этих провинциях, решив их окончательно присвоить, а так как взятие Маньчжурии Россиею сделало бы невозможным сохране­ние неприкосновенности Кореи и вдобавок принудило бы бросить всякую надежду на мир на Дальнем Востоке , мы, ввиду этих обстоятельств , решили выяснить эти вопросы переговорами...

Однако же Россия никогда не встречала такие предложения в примирительном духе, но своим умышленным замедлением оттягивала решение вопроса...

Обеспечения будущего мы можем теперь только добиться призывом к оружию.»

Вопросы и задания к источникам:

- Когда подписан каждый из манифестов? Как эти да­ты соотносятся с реальным началом военных действий?

- Как вы думаете, почему манифесты императоров России и Японии подписаны в разные дни?

- Как каждый из императоров объясняет причины войны? Совпадают ли их взгляды по этому вопросу?

- Кого каждый из императоров считает виновником военного конфликта? Чья позиция в этом вопросе кажет­ся вам более убедительной? Почему?

Документ № 6. Отрывок из воспоминаний С.Ю. Витте, пред­ставлявшего интересы России в Портсмуте, об условиях за­ключения мирного договора

«...29 июня последовало мое назначение главным уполномоченным по ведению мирных переговоров с Японией, и на другой день утром я был у государя, и государь меня благодарил, что я не отказался от этого назна­чения, и сказал мне, что он желает искренно, чтобы переговоры пришли к мирному решению, но только он не может допустить ни хотя бы одной копейки контрибуции, ни уступки одной пяди земли.

Великий князь (Николай Николаевич) мне довольно обстоятельно объ­яснил положение дела...: 1) наша армия не может более потерпеть такого крушения, какое она потерпела в Ляояне и Мукдене; 2) при благоприятных обстоятельствах с возможным усилением нашей армии имеется полная вероятность, что мы оттесним японцев до Квантунского полуострова и в пре­делы Кореи, т. е. за Ялу, что для этого, вероятно, потребуется около года времени, миллиарда рублей расхода и тысяч 200-250 раненых и убитых и 3) что дальнейших успехов без флота мы иметь не можем; 4) что в это время Япония займет Сахалин и значительную часть Приморской области. Великий князь выражал мнение, что, во всяком случае, невозможно соглашаться на отдачу Японии хотя пяди исконно русской земли. Управляющий морским министерством Бирилев мне сказал, что вопрос с флотом покончен, Япония является хозяином вод Дальнего Востока. Что же касается мирных условий, то невозможно соглашаться на какие бы то ни было унизительные условия; что касается уступок территориальных, то, по его мнению, возможно усту­пить часть того, что мы сами в благоприятные времена награбили».

С.Витте

Документ № 7. ПОРТСМУТСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЯПОНИЕЙ, подписанный 23 августа (5 сентября) 1905 г.

(извлечение)

Статья I

Мир и дружба-пребудут отныне между их величествами императором всероссийским и императором Японии, равно как между их государствами и обоюдными подданными.

Статья II

Российское императорское правительство, признавая за Японией в Корее преобладающие интересы политические, военные и экономиче­ские, обязуется не вступаться и не препятствовать тем мерам руководства, покровительства и надзора, кои императорское японское правительство могло бы почесть необходимым принять в Корее...

Статья III

Россия и Япония взаимно обязуются:

эвакуировать совершенно и одновременно Маньчжурию, за исклю­чением территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова...

возвратить в исключительное управление Китая вполне и во всем объеме все части Маньчжурии, которые ныне заняты русскими или япон­скими войсками или которые находятся под их надзором, за исключением вышеупомянутой территории.

Российское императорское правительство объявляет, что оно не об­ладает в Маньчжурии земельными преимуществами либо... исключитель­ными концессиями, могущими затронуть верховные права Китая или не­совместимыми с принципом равноправности.

Статья V

Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству, с согласия китайского правительства, аренду Порт-Артура, Талиена и прилегающих территорий и территориальных вод, а также все права, преимущества и концессии, связанные с этой арендой или составляющие ее часть, и уступает равным образом императорскому японскому правительству все общественные сооружения и имущества на территории, на которую распространяется вышеупомянутая аренда...

Статья VI

Российское императорское правительство обязуется уступить импе­раторскому японскому правительству без вознаграждения, с согласия ки­тайского правительства, железную дорогу между Чан-чунь и Порт-Артуром и все ее разветвления со всеми принадлежащими ей правами, привиле­гиями и имуществом в этой местности, а также все каменноугольные копи в названной местности, принадлежащие означенной железной дороге или разрабатываемые в ее пользу...

Статья VII

Россия и Япония обязуются эксплуатировать принадлежащие им в Маньчжурии железные дороги исключительно в целях коммерческих и промышленных, но никоим образом не в целях стратегических.

Установлено, что это ограничение не касается железных дорог на тер­ритории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуостро­ва.

Статья IX

Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общест­венные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории.

Статья XI

Россия обязуется войти с Японией в соглашение в видах предостав­ления японским подданным прав по рыбной ловле вдоль берегов русских владений в морях Японском, Охотском и Беринговом.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Аксёнова Татьяна Александровна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101388


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства