План-конспект урока
Урок техноогии в 5 классе
Раздел: Элементы материаловедения
Тема: Технология производства натуральных волокон, их свойства
Цель: Знакомство учащихся с классификацией текстильных волокон, с технологией получения ткани.
Задачи:
- Развивать логическое мышление через работу с понятиями, пространственное воображение, коммуникативные умения, познавательный интерес к предмету.
- Воспитывать аккуратность, бережливость, целеустремленность.
- Научить применять полученные знания и умения в практической деятельности.
Методы проведения занятия:
- Частично-поисковый
- Объяснительно-иллюстративный
- Практическое исследование
- Самостоятельная работа учащихся
Объект труда: волокна хлопка и льна, хлопчатобумажные и льняные ткани.
Межпредметные связи: история, природоведение.
Материально-техническое оснащение:
- ИКТ (слайдовая презентация). (Приложение 1)
- Коллекция хлопчатобумажных и льняных тканей
- Коллекция “Волокна”
- Лупы
- Карточки-задания с практической работой № 2.(приложение 2)
- БСЭ (Большая советская энциклопедия), словари.
Основные понятия: швейное материаловедение, волокно, текстильное волокно, натуральные волокна, химические волокна, хлопчатник, хлопок, хлопчатобумажные ткани, гигроскопичность, лен, лен-долгунец, льняные ткани, пряжа, прядение, нить, ткань, основа, уток, лицевая сторона ткани, ткацкое переплетение, полотняное переплетение.
План занятия (2 урока по 45 мин.)
№ п/п
Этапы занятия
Время (мин).
1
Организационный момент
2
2
Введение в тему «Швейное материаловедение»
3
3
Изучение новой темы: Понятие о текстильных волокнах волокна хлопка и льна.
20
4
Закрепление и применение изученного (практическая работа №1)
15
5
Изучение новой темы: Понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве.
20
6
Закрепление изученного (практическая работа №2)
10
7
Применение полученных знаний.
7
8
Рефлексия урока
5
9
Задание на дом
3
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
- Проверка явки учащихся
- Проверка готовности к уроку
2. Введение в тему
Учитель: Тема сегодняшнего занятия называется “Швейное материаловедение”. (Слайд 1)
Швейное материаловедение – это раздел технологии, который занимается изучением строения и свойств материалов, используемых для изготовления швейных изделий.
Прежде чем сшить какое-либо изделие, необходимо изучить свойства материала, из которых оно будет изготавливаться. (Слайд 2)
Изделие – вещь, сделанная из чего-нибудь, товар. (Словарь)
Изделие - поделка, произведение, шедевр, создание, творение, продукт, фабрикат, детище. (Словарь синонимов)
Когда мы говорим о свойствах чего-либо, что мы имеем в виду?
Мы имеем в виду характеристики, показатели.
Свойства - характеристики, показатели чего-либо.
В данном случае нам необходимо знать характеристики и показатели материалов, из которых будут изготавливаться изделия.
От свойств материалов зависит внешний вид изделия, его конструкция, способы изготовления, правила эксплуатации.
Свойства материалов зависят от исходного сырья. (Слайд 2)
Сырье - сырые материалы, предмет труда, претерпевший уже известное изменение под воздействием труда и подлежащий дальнейшей переработке (БСЭ).
3. Изучение новой темы “Понятие о текстильных волокнах. Волокна хлопка и льна”.
Упражнение.
- Из какого сырья сделана парта? (из древесины)
- Откуда берут древесину? (ее получают из деревьев)
- Составьте логическую цепочку производства парты.(Работа в парах)
ПАРТА (изделие) – ДРЕВЕСИНА (материал) – ДЕРЕВО (сырье)
Задание: Составьте логическую цепочку изготовления фартука на основе алгоритма: изделие-материал-сырье. (Работа в парах).
Ответ учащихся: (изделие) ФАРТУК – (материал) ТКАНЬ – (сырье)?
Проблема: Неизвестно сырье, из которого изготовлены ткани.( (Слайд 2)
- Как можно решить данную проблему? (Версии учащихся)
Для этого можно рассмотреть строение ткани.
Перед вами лежат образцы тканей, из которых можно сшить фартук. (Коллекция хлопчатобумажных и льняных тканей).
Задание: Рассмотрите строение ткани через лупу и составьте логическую цепочку.
Ответ учащихся: ТКАНЬ (изделие) – НИТИ (материал) – ТОНКИЕ ВОЛОСКИ (сырье) (Слайд 3)
- Что это за “тонкие волоски” и откуда они берутся?
Учитель: Исследовав ткани, вы пришли к выводу, что для ее производства необходимы нити, которые состоят из “тонких волосков”. В швейном материаловедении их называют волокнами.
Волокно- это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер.
В швейном материаловедении есть понятие текстильные волокна – это волокна, которые используют для получения пряжи, ниток, тканей и других текстильных изделий. (Слайд 3)
Из чего получают текстильные волокна?
Давайте рассмотрим классификацию текстильных волокон (Слайд 4)
В ее основе лежит происхождение (способ получения) волокон и их химический состав.
По своему происхождению все волокна делятся на натуральные и химические.
Натуральные волокна - это волокна, которые нам дает природа.
Химические волокна - это волокна, которые получают химическим путем в заводских условиях.
С древнейших времен и до конца XIX века единственным сырьем для производства текстильных материалов служили натуральные волокна, которые получали из различных растений или шерсти животных.
Из волокон растительного происхождения наиболее известны хлопок и лен.
Далее учитель сообщает сведения о волокнах хлопка и льна, их свойствах в пределах учебника. (Слайд 5,6,7,8,9,10)
Дает характеристику хлопчатобумажным и льняным тканям.
Сравнительная таблица свойств тканей из волокон хлопка и льна
Свойства тканей
Х/б ткани
Льняные ткани
прочность
средняя
прочная
сминаемость
средняя
больше, чем у х/б
осыпаемость
малая
больше, чем у х/б
гигроскопичность
высокая
чуть ниже чем у х/б
усадка
даёт усадку
даёт усадку
горение
горит ровно, быстро, запах жжённой бумаги
горит так же как х/б
Прочность – способность ткани противостоять нагрузке.
Сминаемость – способность ткани образовывать при перегибах и давлении морщины и складки.
Осыпаемость – способность нитей выпадать из открытых срезов, образуя бахрому.
Гигроскопичность – способность волокон поглощать влагу из окружающей среды.
Усадка – уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги.
4. Закрепление и применение изученного
Учащиеся выполняют практическую работу №1 “Изучение волокон хлопка и льна”(Слайд 11)
Оборудование: коллекция “Волокна”, лупы, учебник, рабочая тетрадь.
Вывод: Волокна хлопка и льна отличаются по внешнему виду и на ощупь. Хлопчатобумажные ткани отличаются от льняных по этим же признакам. Хлопчатобумажные ткани обладают теми же свойствами, что и волокна хлопка.
5. Изучение новой темы “Понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве”.
Учитель: Давайте вернемся к нашей логической цепочке (Слайд 12)
Текстильные волокна – ( пряжа – нити) – ткань
Вспомните свои действия при исследовании ткани.
Каким образом из волокон была получена нить? (путем скручивания волокон).
Каким образом была получена ткань? (путем переплетения нитей)
Далее идет рассказ о получении нитей и ткани в пределах учебника (Слайд 13,14,15,16,17,18,19)
Пряжа - это тонкая длинная нить, полученная путем скручивания коротких волокон.
Прядение – процесс получения пряжи путем скручивания коротких волокон.
Ткань – материал (изделие), который изготавливают на ткацком станке путем переплетения пряжи или нитей.
Ткачество – процесс получения ткани на ткацком станке.
Нити основы – нити, идущие вдоль ткани.
Нити утка – нити, идущие поперек ткани.
Суровая ткань – ткань, снятая с ткацкого станка.
Печатание (набивка) – процесс нанесения на ткань цветного рисунка.
Готовая ткань – ткань, прошедшая отделку.
Признаки определения нити основы:
- По кромке.
- По степени растяжения – нить основы меньше тянется.
- Основная нить прямая, а уточная извитая.
Нити в ткани переплетаются в определенном порядке. Самый распространенный вид переплетения – это полотняное переплетение, где основные и уточные нити чередуются через одну. Полотняное переплетение имеют хлопчатобумажные ткани – ситец, бязь, батист, а также некоторые льняные ткани (Слайд 20)
Ткань имеет лицевую и изнаночную сторону.
Признаки определения лицевой стороны ткани:
- На лицевой стороне ткани печатный рисунок более ярче, чем на изнаночной.
- На лицевой стороне ткани рисунок переплетения более четкий.
- Лицевая сторона более гладкая, так как все ткацкие пороки (петельки, узелки) выведены на изнаночную сторону.
6. Закрепление изученного.
Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу № 2 “Определение в ткани направления нитей основы и утка”. ( Приложение 2)
Вывод: Пряжу получают из волокон в процессе прядения. Ткани получают путем переплетения двух систем нитей – нитей основы и нитей утка. Готовые ткани имеют лицевую и изнаночную стороны. Направление нити основы можно определить по кромке, по степени растяжения, по виду нитей.
Свойства ткани зависят от свойств пряжи и свойств волокон.
7. Применение полученных знаний.
Учащимся предлагаются образцы тканей.
Дайте характеристику ткани.
Какие изделия можно сшить из этой ткани?
8. Рефлексия урока
- Что нового вы узнали на уроке?
- Удалось ли нам решить выявленную проблему?
- Что понравилось и что не понравилось на уроке?
9. Задание на дом.
-
§§ 1,2 (ответить на вопросы к параграфам).
-
Закончить практическую работу № 2.
-
Выполнить из бумаги макет полотняного переплетения.
-
Повторить основные понятия.
Список литературы:
- Крупская Ю.В., Лебедева Н.И., Литикова Л.В., Симоненко В.Д. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений./ Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: “Вентана-Граф”, 2004.
- Обслуживающий труд учебное пособие для 5-го класса. Лабзина. А.Я., Васильченко Е.В., Кузнецова Л.Н. -3-е изд.- М.: Просвещение, 1982 г.
- Мальцева Е.П. «Материаловедение швейного производства».-М.: Легпромбытиздат, 1986
- Кукин Г.Н. «Текстильное материаловедение».- М.: ИТИ, 1961
- Технология обработки ткани: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений./В.И. Чернякова.-4-е изд.-М.: Просвещение, 2001г.
- TvoyLen.ru›Хлопковые ткани
- dic.academic.ru›dic.nsf/brokgauz…Хлопчатобумажные