План-конспект урока истории
тема «Распад Золотой Орды и свержение татаро-монгольского ига»
Задача: Определить значение свержения ига для русского государства.
Оборудование урока: расположение мест учащихся таким образом, чтобы они могли видеть друг друга, сигнальные карточки «согласия-несогласия», индивидуальные таблицы с предложенными вариантами прогнозов исторических событий, демонстрационная таблица прогнозов.
Ход урока (состоит из 3-х блоков).
Блок № 1 (5 минут)
Цель: дети научатся сознательной мотивации учебной деятельности.
В начале урока учитель предлагает детям сформулировать и записать собственные ожидания от предстоящего урока и представляет им свои ожидания.
Ожидания
учителя | учеников |
Ребята будут делать самостоятельный прогноз исторических событий. Свои ответы и прогнозы будут объяснять, защищать. Весь класс будет активно участвовать в обсуждении. |
|
Цель считается достигнутой, если дети осознанно формулируют свои ожидания.
Блок №2 (20 минут)
Цель: ребята научатся аргументированному прогнозированию исторических событий на основе уже известных фактов.
А) Объяснение учителем темы «Распад Золотой Орды»
Историю развития какого государства это напоминает?
(Распад Киевской Руси).
Б) Последствия распада Золотой Орды для русских княжеств
Отразился ли распад Золотой Орды на русских княжествах?
Предлагаю вам попробовать себя в роли исторических предсказателей. Вам предоставлены несколько вариантов событий, которые могли бы (или нет) произойти на Руси после Распада Золотой Орды.
У каждого ученика таблица с вариантами ответов-прогнозов.
Предлагаю рассмотреть каждый вариант и объяснить вашу точку зрения на вероятность (невероятность) их происхождения.
|
Ответы детей должны быть аргументированы. При анализе ответов ребята пользуются карточками «согласия-несогласия». Свое несогласие с тем или иным прогнозом также объясняется ими и доказывается. Учитель выступает в роли посредника в споре между учащимися. В процессе обсуждения могут возникнуть новые прогнозы. Они тоже будут записаны в предложенную таблицу.
В) Подведение итогов
Все ли ответы и предположения были аргументированы? Все ли ребята участвовали в обсуждении? Оправдались ли мои ожидания о ваших самостоятельных гипотезах?
Цель считается достигнутой, если дети доказывают свою точку зрения, опираясь на уже полученные знания.
Блок № 3 (15 минут)
Цель: ребята получат новые знания об историческом прошлом России, научатся находить подтверждения своих прогнозов.
Объяснение нового материала учителем.
А теперь из моего объяснения постарайтесь увидеть, услышать, уловить, какие же прогнозы окажутся верными.
Учитель рассказывает о свержении татаро-монгольского ига и расширении русских границ.
Все ли прогнозы подтвердились? Оправдались ли ваши ожидания от урока? Что бы вы могли сделать ещё лучше?
Цель достигнута, если ребята в процессе объяснения нового материала учителем самостоятельно находят подтвержденные историческими событиями прогнозы.