Изучение нового материала | Внутренняя и внешняя политика Абылай хана. Исследовательский вопрос: Какова роль Абылай хана в сохранении независимого казахского государства? ПСМ «У казахов нет более чтимого предка, более великого человека, чем Абылай-хан!» К Демонстрируя слайд, раскройте тему урока. Вопросы исследования: · Какой подвиг совершил Абылай в Аныракайской битве? · В чем особенность правления и дипломатии Абылай хана? К Демонстрируя различные цитаты о Абылай хане, его политике, попросите учеников высказать какие ассоциации у них возникают. Например: - А. И. Левшин: «его, после победы над торгаутами и после смерти Абилмамбета, признали ханом не только все кыргыз – кайсаки, но и жители Туркестана и Ташкента». Через данную цитату учащиеся смогут определить, что Абылай хану удалось восстановить единство в Казахском ханстве. - Галдан Церен: «Он родился на сто лет раньше своего времени. Он может властвовать над всем миром». - А. Левшин: " Уверенный в своих достоинствах, он искусно привлекал к себе приверженцев важностью своею и осторожным поведением. Признавал себя, смотря по нужде, то подданным русским, то китайским, а на самом деле был властитель совершенно независимый." Т Раздав текст, дайте задание заполнить таблицу об особенностях внутренней и внешней политике Абылай хана. Политика Абылай хана | Внутренняя | Внешняя | | | Особенности | Особенности | | | 2. Дай оценку дипломатии Абылай хана Казахско – русские отношения | Казахско – джунгарские отношения | Казахско – кыргызские отношения | | | | Для подведения итогов по присоединению Младших и Средних жузов в состав Российской империи, предложите учащимся выполнить следующее задание: Исследование и анализ Учащиеся будут проводить историческое исследование по следующим темам: 1. Абылай — талантливый полководец 2. Хан Абылай — дальновидный политический деятель 3. Абылай — мудрый государственный деятель Раздайте учащимся информационные тексты (Приложение 1). Каждая группа приводит соответствующие доводы к своему исследованию и готовит постер. Критерии для создания постера: Основная мысль Ключевые моменты Основные исторические факты Причино-следственные связи Аргументация Творческое задание. Учащиеся готовят буклеты/доклад по следующим темам: Детство и участие Абылая в борьбе против джунгар. Взаимоотношения с Россией, Цинской империей и Средней Азией при Абылае Казахское ханство в период правления Абылая Доклад: Определение проблемы вопроса Написание плана Изложение основной мысли и аргументация Подведение итогов Собственное мнение Задание: 1. Найдите 3 общие причины, по которым Средний жуз и Младший жуз присоединились к России. 2. Определите 3 причины присоединения Среднего жуза к России, которые могут отличаться от причин присоединение к России Младшего жуза. 3. Предположите последствия присоединения Младшего жуза и Среднего жуза в состав Российской империи. Заполните таблицу в соответствии с заданием. Младший жуз | Средний жуз | общие | разные | | | Составьте характеристику личности Абылай хана. Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля: 1. Когда жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, какими средствами он стремился реализовать их? 2. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели? Что Вы цените в его характере? 3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь). 4. Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества). 5. Выскажите своё отношение к нему. | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Соединяют стрелочками одинаковые качества. Работают в группах. Заполняют карту. Делают вывод. Высказывают свое мнение. Ученики по ходу выполнения задания заполняют соответствующую их теме графу. Во время презентации 1-й группы остальные ученики должны делать записи в таблице соответственно выступлению 1-й группы и т. д. Как сделать буклет?: 1.Составить список всех разделов, которые нужно включить в буклет; 2.Определить порядок этих разделов; 3.Определить важные исторические события; 4. Подбор иллюстраций; 5.Лаконичность; 6.Ориентированность. | Словесная оценка учителя Взаимооценивание Стратегия «Стикер Словесная оценка учителя | История Казахстана (с античности до нынешнего времени).Пять томов. 3-том. – Алматы, 2010. Абылай хан.Қасымбаев Ж. – Алматы: Аруна, 2011ж. Әбжанов Х., Аяған Б., Исин А. Казахское ханство: формирование, развитие, ликвидация. – Астана, 2012. Главный ред. М.Х.Асылбеков, Қ.С.Алдажұманов,К.М.Байпақов. Казахстана (с античности до нынешнего времени). 5 томов. ІІІ том. – А: Атамұра, 2010ж. 253-272 стр. Абылай хан /разр. С.Дәуит. –Академия наукинститут литературы и искусства им. М.О.Ауезова. – Алматы, 1993. Коллективн. Авт. Сужикова А. У., Тоғысбайұлы Б. Исторические лица. – А: Алматыкітап, 2009 | |