kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Отечественная война 1812 г. конспект урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по предмету история России для учащихся 8 класса. Урок разработан  по УМК "Русское слово",  учебник История России XIX век., авторы А.Н.Сахаров А.Н.Боханов. Учащиеся сформируют  представления о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории;увидят и проследят отражение массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию во славу Отечества; придут  к пониманию того, что война была сложным общественным явлением, которое охватило все стороны жизни российского общества; продолжат работу по совершенствованию умений и навыков работы с картой, текстом, дополнительной литературой, анализа и обобщения изучаемого материала. В  урока используются современные педагогические технологии - проблемно-диалогового обучения, дискуссии, развития критического мышления, которые формируют у учащихся следующие УУД:  работать с информацией. анализировать различные стороны, принимать взвешенные решения.  

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Отечественная война 1812 г. конспект урока »

Павленко Александра Евгеньевна


Тема урока : Отечественная война 1812г


Цель:

- Учащиеся сформируют представления о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории;


- увидят и проследят отражение массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию во славу Отечества;


- учащихся придут к пониманию того, что война была сложным общественным явлением, которое охватило все стороны жизни российского общества;


- учащиеся продолжат работу по совершенствованию умений и навыков работы с картой, текстом, дополнительной литературой, анализа и обобщения изучаемого материала.


Ход урока


Вы изучили Взаимоотношения России и Франции в начале XIXв. На основании исторического документа: « Из русско-французского договора о наступательном и оборонительном союзе ( Тильзит в 1807г) ответить на проблемные вопросы:

- Что побудило Россию подписать Тильзитский договор? Назовите его условия.

-Какие из условий противоречили интересам России и почему?

- Как вы думаете, кто выиграл от подписания Тильзисткого договора Россия или Франция?

- Почему в 1811г в России росло понимание непрочности союза и неотвратимости военного столкновения с Наполеоном?

Выводы:

Причина войны : отказ от участия в континентальной блокаде Англии ( убытки для России), Россия присоединяла Валахию и Молдавию, получила свободу действий против Швеции.

Повод – отказ Александра I от притязаний Наполеона в женитьбе на Великой княжне Екатерине Павловне)

Наполеон не хотел усиления влияния России на общемировую политику и стал вынашивать план разгрома Российской империи.



Слайд

Итак, тема нашего урока «Отечественная война 1812г»

Вопрос учащимся: Как вы думает, какая цель нашего урока, что мы должны сегодня узнать.( ответы учащихся)


Задача (урока)

Определить историческое значение Отечественной войны


Слайд

План урока:

  1. Подготовка к войне и вторжение

  2. Патриотические подъем и Смоленское сражение

  3. Бородинская битва

  4. Тарутинский маневр

  5. Разгром «Великой армии»


Слайд Карта

Готовясь к войне с Россией, Наполеон не брезговал самыми грязными средствами. Так, для разрушения экономики России по его приказу было изготовлено большое количество фальшивых русских ассигнаций.

Французские, немецкие, итальянские, польские, голландские, польские, бельгийские, прусские войска под командованием наполеоновских генералов достигла общей численности в 675 тыс. человек.


Слайд

12 июня 1812 года наполеоновская армия формировала реку Неман и вторглась в Россию Неман.


Слайд

Диаграмма соотношения сил на момент начала войны.

Какие выводы мы можем сделать из данной диаграммы?


Слайды (движение армий направление на Смоленск).

Наполеон рассчитывал быстро сокрушить неприятеля. А затем продиктовать России условия мира. Его надежды оказались тщетны. Русские войска ускользали от встречи с ним. С таким ходом ведения войны Наполеон столкнулся впервые.

Вопрос учащимся:

Как вы думаете, какую цель преследовала данная тактика ведения войны русских полководцев?


Вывод:

В условиях существенного превосходства французских войск тактика отступления затягивания неприятеля вглубь России была единственно правильной.

Однако отступление вызывало ропот и в армии, и в кругах дворянства.


Слайд битва под Смоленском


Слайд

В неудачах первых недель войны обвинили Барклая де Толли, которого не любили в армии за суровость, замкнутость; его подозревали даже в измене.

В августе армия и народ потребовали назначить главнокомандующим М. И. Кутузова, знаменитого полководца, ученика Суворова.


Слайд

Александр I не любил Кутузова за самостоятельность, популярность в народе, не мог простить ему поражения под Аустерлицем.

Но под давлением широкого общественного мнения он был вынужден назначить Кутузова, и 17 августа Михаил Илларионович принял командование армией («Пришел Кутузов бить французов»).

М. И. Кутузов подтвердил, что действия Барклая де Толли были верными, и отступил еще ближе к Москве.






Ученик читает отрывок стихотворения «Бородино» Лермонтова М.Ю.


Мы долго молча отступали

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли командиру

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?


В городах шло формирование ополчений в помощь армии

Вопрос учащимся:

- Что такое народное ополчение?

-Вспомните события русской истории, когда созывалось народное ополчение

( Куликовская битва, Смутное время)


СЛАЙД (записать определение)

Ополчение – военное формирование, создаваемое в помощь действующей армии на добровольных началах.


Учитель:

Самой большой битвой Отечественной войны 1812 года стало Бородинское сражение. Оно произошло 26 августа в районе села Бородина в 110 км. К западу от Москвы.

Сражению предшествовал кровопролитный бой за Шевардинский редут 24 августа.


Вопрос учащимся:

Как вы думаете, какое значение имеет бой за Шевардинский редут?

Вывод:

Бой за Шевардино дал Кутузову возможность перегруппировать войска, закончить возведение оборонительных сооружений, определить численность и направление удара французской армии.



Бородинская битва

Самой большой битвой Отечественной войны 1812 года стало Бородинское сражение. Оно произошло 26 августа в районе села Бородина в 110 км. К западу от Москвы.

Русское командование сосредоточило здесь 2 армии общей численностью в 120 тыс. человек при 640 орудиях. Подошедшая французская армия насчитывала 135 тыс. человек и 587 орудий.


Вопрос учащимся:

Кто победил в этой “битве гигантов”?

(Для ответа на этот вопрос можно обратить внимание учащихся на цели сражения для обеих сторон: Наполеон хотел разгромить в генеральном сражении русскую армию и заставить Россию заключить выгодный для него мир. Кутузов был намерен остановить наступление французов и защитить Москву).







Совет в Филях

Александр I и придворные требовали, чтобы под Москвой Кутузов дал новое сражение.

Кутузов подойдя к Москве, собрал военный совет в д.Фили и выслушав всех присутствующих заявил: «С потерей Москвы-не потеряна еще Россия…Но, когда уничтожится армия погибнет Москва и Россия».


Вопрос учащимся:

Почему Кутузов считал необходимым оставить Москву?

( без свежих подкреплений, на неудобной позиции, Кутузов не решался дать сражение - берег армию)


Слайд

2 сентября русская армия оставила Москву. Следом за ней город покинуло и население. Наполеон вступил в опустевший город и отдал его на разграбление своим войска. Бесчинства закончились пожаром в Городе. Московский пожар и мародерство вскоре истребили те запасы продовольствия, которые находились в городе.


Слайд

2 сентября в Москву вошла армия Наполеона, который считал войну законченной. Наполеон пробыл в Москве 36 дней. Он трижды предлагал Александру I мир, но не получил ответа. ПОЖАР


Слайд

Вопрос учащимся:

Почему Наполеон столь настойчиво предлагал начать мирные переговоры? Почему Александр I отказался?


Вывод:

Находившийся в Москве Наполеон очень быстро понял, что оказался в ловушке. Достигнув долгожданной цели, он не смог подписать мир, армия на глазах превращалась в мародеров, впереди предстояла зима в разоренном и сожженном городе.

Русская армия :

Кутузов оставил Москву, чтобы, пополнить запасы и вооружение, дать новое сражение. Армия остановилась близ села Тарутино ( на Калужской дороге 80км южнее Москвы).


В этот период в стране разрасталось партизанское движение

Вопрос учащимся:

Кто такие партизаны?

Партизанское движение, как и народное ополчение, свидетельствовало о народном характере войны. Когда не только армии, но весь народ от мала до велика поднялся на защиту своего отечества.


Записать определение

Партизаны – член народного вооруженного отряда. Самостоятельно действующего в тылу врага.

Огромный урон наносили французам партизанские отряды, которые блокировали коммуникации французов от Москвы до границы на Западе.

Инициатором партизанского движения стал полковник Д.Давыдов, получивший на это согласие М.Кутузова еще до Бородинского сражения.

Вскоре на занятых врагом территориях начали возникать отряды из числа местных жителей.


Задание учащимся:

Подготовить дома исторические справки о героях партизанской войны.


Слайд

Тем временем, Наполеон дал приказ отступления на Можайск и далее на Смоленск


Вопрос учащимся:

Что ожидало Наполеона на старой Смоленской дороге?

( дорога разорена, селения сожжены, жители разбежались, а наступала русская зима, невозможно подкрепить силы армии)


Рефлексия:


В чём историческое значение Отечественной войны (Для России? Для стран Европы)


Удалось отстоять национальную независимость и государственную самостоятельность России.

Война имел большое международное значение, положив начало освобождению народов в Центрально и Западной Европе.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Отечественная война 1812 г. конспект урока

Автор: Павленко Александра Евгеньевна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 102082

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Начало Великой Отечественной войны конспект урока по истории"
    ["seo_title"] => string(60) "nachalovielikoiotiechiestviennoivoinykonspiekturokapoistorii"
    ["file_id"] => string(6) "260270"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448909386"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Конспект   занятия   из  цикла   «Хроника Великой Отечественной  войны  на уроках русского языка»  БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ"
    ["seo_title"] => string(120) "konspiekt-zaniatiia-iz-tsikla-khronika-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny-na-urokakh-russkogho-iazyka-briestskaia-kriepost"
    ["file_id"] => string(6) "319726"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460927026"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Конспект   занятия   из  цикла   «Хроника Великой Отечественной  войны  на уроках русского языка»"
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-zaniatiia-iz-tsikla-khronika-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "319972"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460983748"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Поэзия Великой Отечественной войны "
    ["seo_title"] => string(40) "poeziia-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "165341"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422799138"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) ""Песни Великой Отечественной войны". Конспект занятия по музыке "
    ["seo_title"] => string(70) "piesni-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny-konspiekt-zaniatiia-po-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "231355"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442479251"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства