kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия из цикла «Хроника Великой Отечественной войны на уроках русского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 

«РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»

 Учебные и воспитательные цели

  1. Развивать навык изучающего, ознакомительного, поискового, просмотрового чтения текстов разных стилей речи.
  2. Формировать навык извлечения необходимой информации из прочитанного или аудиотекста и передавать ее устно и письменно с разной степенью свернутости.
  3. Вырабатывать навык продуцирования высказывания с использованием полученной информации и изученной лексики и грамматики.
  4. Показать, как в период Великой Отечественной войны раскрывались возможности единения людей в многонациональном и поликонфессиональном государстве.
  5. Убедить, что история Великой Отечественной войны является полем согласия и единства россиян разных поколений, этнического происхождения, политических взглядов.
  6. Подвести к пониманию, что Победа - это результат, достигнутый всем советским многонациональным  народом, проявившим выдержку, стойкость, терпение, личное мужество. Основа Победы - пущенный в бой тот человеческий резерв, который нашелся у советских людей и которого не было у захватчиков.
  7. Воспитывать интерес к изучению русского языка как к средству коммуникации. Воспитывать уважение к истории родной страны.  

 

Время:  4  часа

Материальное обеспечение:

1. Рогачева Е.Н. «Хроника Великой Отечественной войны на уроках русского языка» Учебное пособие: второй сертификационный уровень. Ай Пи Эр Медиа, 2012г.

2. Карта мира

3. Карты крупных сражений  Великой Отечественной войны

4. Портреты полководцев Великой Отечественной войны

5. Портреты героев  Великой Отечественной войны

6. Видеофильмы  о Великой Отечественной войне

7. Диск с песнями о Великой Отечественной войне

Использованная литература

1.  Русский архив: Великая Отечественная. Т. 12 (1). М" 1993. 

2. Великая Отечественная война 1941-1945: Словарь-справочник / Н.Г.Андроников, А.С.Галицан, М.М.Кирьян и др.; Под общ. ред. М.М.Кирьяна. 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1988.

3. Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. Россия и мир. XX век. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. «Дрофа». 2009 (§22-26)

4. Великая Отечественная война. 1941-1945. Военно-исторические очерки. В 4 кн. М., 1998-1999

5.Интернет-ресурсы:

http://www.megabook.ru

http://www.wikiznanie.ru

http://www.wikipedia.org

  1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

         Вступительное слово преподавателя.

         Уже много лет назад (так много по меркам человеческой жизни, что успело смениться 3 поколения) в один солнечный воскресный летний день на нашу с вами землю пришла БЕДА.

         – Сколько лет назад это было?

         1) И сегодня нам хочется вместе с вами ещё раз вспомнить не просто о событиях того времени, о тех боях и великих битвах, свершившихся в начале 40-х, но поговорить о тех, чьи умы, руки, сердца, воля приближали Великую Победу.

         Мы будем говорить и о конкретных людях, о действиях которых хорошо известно и чьи имена вошли в историю ВОв, и о других, о которых мы знаем только то, что они не вернулись с фронта: погибли, попали в плен, пропали без вести, но и они сделали все, чтобы Победа пришла.

         – Как вы думаете, почему столько лет помним и говорим об этом? Стоит ли вспоминать далёкую историю, ведь сейчас появились совсем недавние войны и конфликты, совсем свежие раны?

         Да, эта война не обошла ни один народ в нашем многонациональном государстве, ни один дом: каждая семья потеряла либо мужа, либо отца, брата, сына, жену, сестру, дочь… кто-то погиб в бою, кто-то пропал без вести на оккупированной территории, кто-то умер от ран, кто-то исчез в концлагере… Боль коснулась каждого.

         Поэтому наша память о тех событиях, о солдатах войны – это наша благодарность им, дань уважения их мужеству, храбрости, самоотверженности. И мы не можем молчать, не имеем права забыть.

         Обратиться к записи на доске:

 

История – память народа

Но для того, чтобы помнить, надо знать. (С. Смирнов)

         2) – Что такое «война», «находиться в состоянии войны»?

(организованная вооружённая борьба между народами, государствами)

         – Назовите слова, с которыми у вас ассоциируется слово «война».

(горе, боль, потери, голод, нищета, тревога, слёзы, раны, смерть, сиротство, одиночество, отчаяние, растерянность, агрессия, ненависть…)

         3) – Каковы  были планы фашистов в отношении СССР?

(согласно плану «молниеносной войны» в течение 1,5 месяцев закончить войну на территории СССР, захватив все важнейшие промышленные районы; 1\3 населения – уничтожить в боях, 1\3 – вывезти для работ в оккупированную Западную Европу, 1\3 – оставить в качестве рабов для немецких хозяев на советской земле)

         – А вот информация из немецких документов

(читают студенты по очереди - приложение А)

         – Почему были победоносными для фашистской армии первые недели войны на советской территории?

         – Что, по-вашему, помешало осуществлению этих планов?

         4) Именно поэтому советский народ расценивал эту войну для себя как справедливую, освободительную, священную.

         – Что значит «священная война»?

(исключительная по важности, во имя высокой цели, во имя жизни на родной земле)

         «Священная война» – эти слова стали названием 1-й песни, которую написали в первые дни войны композиторы А. Александров и поэт Лебедев-Кумач. Во время войны она каждое утро в 6–00 начинала радиопередачи Московского радио (ознакомительное чтение песни - приложение В)

         – Послушайте и скажите, какими словами авторы характеризуют фашистов? Как можно одним словом определить идею песни?

(призыв к борьбе с агрессором)

Аудирование  песни

         Основные этапы Великой Отечественной войны.

         1) – Кто первым принял на себя удар фашистов?

         – Когда и где это было?

         Выступление о Брестской крепости и её защитниках.

         – Какова, на ваш взгляд, самая главная трудность, которую испытывали защитники Брестской крепости?

(Перенося тяжкие страдания, неравную ожесточённую борьбу, они были лишены того, что поддерживало защитников Москвы и Ленинграда, Сталинграда и Севастополя – связи со всем народом, со всей страной. Подвиг оставался безвестным)

         В июне 1941г. Пограничники не могли знать, что фашисты отводили на захват русских погранзастав 30 минут, а пограничники сражались дни, недели и даже месяцы. Из 485 погранзастав ни одна не сдалась, не отступила без приказа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия из цикла «Хроника Великой Отечественной войны на уроках русского языка»»

Конспект занятия из цикла

«Хроника Великой Отечественной войны на уроках русского языка»



ОБЪЕДИНЁННОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

«РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»


Учебные и воспитательные цели


  1. Развивать навык изучающего, ознакомительного, поискового, просмотрового чтения текстов разных стилей речи.

  2. Формировать навык извлечения необходимой информации из прочитанного или аудиотекста и передавать ее устно и письменно с разной степенью свернутости.

  3. Вырабатывать навык продуцирования высказывания с использованием полученной информации и изученной лексики и грамматики.

  4. Показать, как в период Великой Отечественной войны раскрывались возможности единения людей в многонациональном и поликонфессиональном государстве.

  5. Убедить, что история Великой Отечественной войны является полем согласия и единства россиян разных поколений, этнического происхождения, политических взглядов.

  6. Подвести к пониманию, что Победа - это результат, достигнутый всем советским многонациональным народом, проявившим выдержку, стойкость, терпение, личное мужество. Основа Победы - пущенный в бой тот человеческий резерв, который нашелся у советских людей и которого не было у захватчиков.

  7. Воспитывать интерес к изучению русского языка как к средству коммуникации. Воспитывать уважение к истории родной страны.

Время: 4 часа

Материальное обеспечение:

1. Рогачева Е.Н. «Хроника Великой Отечественной войны на уроках русского языка» Учебное пособие: второй сертификационный уровень. Ай Пи Эр Медиа, 2012г.

2. Карта мира

3. Карты крупных сражений Великой Отечественной войны

4. Портреты полководцев Великой Отечественной войны

5. Портреты героев Великой Отечественной войны

6. Видеофильмы о Великой Отечественной войне

7. Диск с песнями о Великой Отечественной войне


Использованная литература

1. Русский архив: Великая Отечественная. Т. 12 (1). М" 1993.

2. Великая Отечественная война 1941-1945: Словарь-справочник / Н.Г.Андроников, А.С.Галицан, М.М.Кирьян и др.; Под общ. ред. М.М.Кирьяна. 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1988.

3. Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. Россия и мир. XX век. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. «Дрофа». 2009 (§22-26)

4. Великая Отечественная война. 1941-1945. Военно-исторические очерки. В 4 кн. М., 1998-1999

5.Интернет-ресурсы:

http://www.megabook.ru

http://www.wikiznanie.ru

http://www.wikipedia.org





1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ


Вступительное слово преподавателя.

Уже много лет назад (так много по меркам человеческой жизни, что успело смениться 3 поколения) в один солнечный воскресный летний день на нашу с вами землю пришла БЕДА.

– Сколько лет назад это было?

1) И сегодня нам хочется вместе с вами ещё раз вспомнить не просто о событиях того времени, о тех боях и великих битвах, свершившихся в начале 40-х, но поговорить о тех, чьи умы, руки, сердца, воля приближали Великую Победу.

Мы будем говорить и о конкретных людях, о действиях которых хорошо известно и чьи имена вошли в историю ВОв, и о других, о которых мы знаем только то, что они не вернулись с фронта: погибли, попали в плен, пропали без вести, но и они сделали все, чтобы Победа пришла.

– Как вы думаете, почему столько лет помним и говорим об этом? Стоит ли вспоминать далёкую историю, ведь сейчас появились совсем недавние войны и конфликты, совсем свежие раны?

Да, эта война не обошла ни один народ в нашем многонациональном государстве, ни один дом: каждая семья потеряла либо мужа, либо отца, брата, сына, жену, сестру, дочь… кто-то погиб в бою, кто-то пропал без вести на оккупированной территории, кто-то умер от ран, кто-то исчез в концлагере… Боль коснулась каждого.

Поэтому наша память о тех событиях, о солдатах войны – это наша благодарность им, дань уважения их мужеству, храбрости, самоотверженности. И мы не можем молчать, не имеем права забыть.

Обратиться к записи на доске:

История – память народа

Но для того, чтобы помнить, надо знать. (С. Смирнов)


2) – Что такое «война», «находиться в состоянии войны»?

(организованная вооружённая борьба между народами, государствами)

– Назовите слова, с которыми у вас ассоциируется слово «война».

(горе, боль, потери, голод, нищета, тревога, слёзы, раны, смерть, сиротство, одиночество, отчаяние, растерянность, агрессия, ненависть…)

3) – Каковы были планы фашистов в отношении СССР?

(согласно плану «молниеносной войны» в течение 1,5 месяцев закончить войну на территории СССР, захватив все важнейшие промышленные районы; 1\3 населения – уничтожить в боях, 1\3 – вывезти для работ в оккупированную Западную Европу, 1\3 – оставить в качестве рабов для немецких хозяев на советской земле)

– А вот информация из немецких документов

(читают студенты по очереди - приложение А)

– Почему были победоносными для фашистской армии первые недели войны на советской территории?

– Что, по-вашему, помешало осуществлению этих планов?

4) Именно поэтому советский народ расценивал эту войну для себя как справедливую, освободительную, священную.

– Что значит «священная война»?

(исключительная по важности, во имя высокой цели, во имя жизни на родной земле)

«Священная война» – эти слова стали названием 1-й песни, которую написали в первые дни войны композиторы А. Александров и поэт Лебедев-Кумач. Во время войны она каждое утро в 6–00 начинала радиопередачи Московского радио (ознакомительное чтение песни - приложение В)

– Послушайте и скажите, какими словами авторы характеризуют фашистов? Как можно одним словом определить идею песни?

(призыв к борьбе с агрессором)


Аудирование песни



Основные этапы Великой Отечественной войны.

1) – Кто первым принял на себя удар фашистов?

– Когда и где это было?

Выступление о Брестской крепости и её защитниках.

– Какова, на ваш взгляд, самая главная трудность, которую испытывали защитники Брестской крепости?

(Перенося тяжкие страдания, неравную ожесточённую борьбу, они были лишены того, что поддерживало защитников Москвы и Ленинграда, Сталинграда и Севастополя – связи со всем народом, со всей страной. Подвиг оставался безвестным)

В июне 1941г. Пограничники не могли знать, что фашисты отводили на захват русских погранзастав 30 минут, а пограничники сражались дни, недели и даже месяцы. Из 485 погранзастав ни одна не сдалась, не отступила без приказа.


Чтение стихотворения «Я знаю, никакой моей вины…

Я знаю,

никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там,

и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, –

Речь не о том, но всё же, всё же,

всё же…

А. Твардовский


А впереди были 4 долгих года войны. Боевые действия с фашистскими захватчиками развернулись на суше, в воздухе и на воде. Они захватили огромнейшие пространства и отличались маневренностью, напряжением и динамичностью. Главной фигурой в бою был солдат. От его стойкости, мужества, боевого мастерства зависела судьба сражения.

– Слова «битва» и «бой». В чем их сходство и различие? Подберите синонимы. (сражение, столкновение, перестрелка, стычка, драка)


2) 30 сентября 1941 года – 20 апреля 1942 года – время начала и конца одной из самых ожесточенных и грандиозных битв Великой Отечественной войны, которая впервые завершилась крупным поражением немецко-фашистских войск. В этом сражении гитлеровцы потеряли 500 тыс. солдат и офицеров, 1300 танков, 2,5 тыс. орудий и минометов, много другой техники. Был развеян миф о непобедимости фашистской армии.

– О каком сражении идет речь?

– Что вы знаете о нем?

Сообщение о битве под Москвой.

– О каких героях этого периода войны вы знаете?

(28 панфиловцев, слова их политрука, сказанные им перед боем, вошли в историю: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва»; Николай Гастелло; Зоя Космодемьянская)

3) – Почему мы называем эту войну Отечественной?

(вся страна, весь народ, от мала до велика, поднялся на борьбу с врагом: партизаны, ополчение, тыл)

– Почему противник уже оккупированную, завоеванную территорию не мог считать своею, покоренной? Почему ее можно было тоже назвать полем сражения?

Планируя войну против СССР, фашистское командование не предполагало встретить сколько-нибудь серьезное и организованное сопротивление населения на оккупированной территории. Однако сопротивление приобрело настолько массовый и организованный характер, что враг не мог с ним считаться.

Повсюду шла вооруженная борьба, то явная, то скрытая, но всегда необычайно ожесточенная и упорная. Дрались советские части, пробивающиеся из окружения, дрались сотни и тысячи мелких групп, пробирающихся к фронту по тылам врага. Поднималось партизанское движение, создавались подпольные группы в оккупированных населенных пунктах.

Фронт фактически был повсюду, куда ступала нога оккупанта.

Девизом всенародной партизанской войны стали слова: «Пусть земля горит под ногами фашистских оккупантов».

4) Одним из направлений наступления ФА было северное направление с целью захвата Пскова, Ленинграда.

В сентябре 1941 года противник понес под Ленинградом огромные потери в живой силе и технике. Тогда Гитлер выдвинул новый план, цинично заявил: «Ленинград сам поднимет руки. Он падет рано или поздно. Никто не освободит его… Ленинграду придется умереть голодной смертью».

– Осуществился ли план Гитлера? Что вы знаете о трагической судьбе города?

Выступления об обороне Ленинграда и борьбе за жизнь в блокадном городе.

Рассказ о «дороге жизни» - приложение В

5) – О каком сражении вспоминает маршал Советского Союза А.И. Еременко:

«Многое пришлось пережить и перевидеть на военных дорогах, но то, что я увидел здесь, поразило меня. Город горел, он был чудовищно разрушен…

В центре города и в его южной части шли беспрерывные и очень ожесточенные бои. Все общепринятые понятие и представления о ведении боя нарушились. Борьба происходила всюду: в садах и огородах, в оврагах, в узких переулках, на улицах и площадях, а иногда и внутри домов: на этажах и в комнатах.

На оборонявшуюся армию сыпались сотни тысяч снарядов и мин различных калибров. Вода в Волге буквально кипела от взрывов. М все гудело, стонало и рвалось…»

– Что вы знаете об этом сражении? Чем оно знаменательно?

Сообщение о Сталинградской битве

– Сколько человек принимало участие в битве? (1,5 млн. чел. ФА+СА)

Почему считают, что в результате этого сражения наступил коренной перелом в ходе войны?

Какие слова стали девизом для всех защитников Сталинграда?

(за Волгой для нас земли нет)

– О каких защитниках Сталинграда вы знаете?

Выступления студентов о защитниках города, в том числе

О доме Павлова

Многие каменные здания удерживались советскими бойцами, несмотря на ожесточенные атаки противника.

Этот дом занимал господствующее положение над окружающей местностью и был превращен в опорный пункт.

Его защищали представители многих национальностей – и русские, и украинцы, и грузины, и узбек, и казах, и таджик, и татарин.

Небольшая группа бойцов (приблизительно 30 чел.), обороняя один дом, уничтожила вражеских солдат больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа.

На одном из комсомольских собраний, проводившихся в перерыве между боями, встал вопрос: «Существуют ли уважительные причины ухода с огневой позиции?»

Ответ не имел других вариантов: «Из всех оправдательных причин только одна будет приниматься во внимание – смерть».

Вот какая оценка ходу и итогам Сталинградской битвы была дана советскими и иностранными деятелями:


– Сталинград был закатом немецко-фашистской армии. После Сталинградского побоища, как известно, немцы не могли уже оправиться.

И.В. Сталин

– Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания. Этот символ сохранится в веках. Надо, чтобы будущие поколения могли воочию увидеть и почувствовать все величие одержанной у Волги победы.

У Черчиль,

Премьер-министр Великобритании

– Сталинградская битва явилась огромнейшей школой побед для наших войск.

Г.К. Жуков,

Маршал Советского Союза

– Мы, живые участники боев за Сталинград, свидетельствуем, что здесь наши воины не знали страха в бою, не отступали перед смертью, вели сражение с такой решимостью, что даже мертвые не выпускали из своих рук оружия, а сраженные падали головой на запад.

В.И.Чуйков,

Маршал Советского Союза

– Советская стратегия оказалась … выше нашей … Лучшее тому доказательство – исход битвы на Волге, в результате которой я оказался в плену.

Паулюс, фельдмаршал

6) 5 июля 1943 г. – 5 августа 1943 г.

– какое событие ВОв произошло в этот период?

Начиная летнюю кампанию 1943 г., немецко-фашистское командование разработало план «Цитадель». Было задумано окружить и уничтожить советские войска. Советское командование, получив сведения о планах противника, решило в оборонительных боях измотать и обескровить их, а затем перейти в контрнаступление. 5 июля началось одно из величайших в истории войны сражений.

– Какое? За 50 дней враг потерял более полумиллиона человек, приблизительно 1500 танков, 3 тыс. орудий и свыше 3500 тыс. самолетов. Фашисты потерпели поражение, от которого уже не могли оправиться до конца войны. (Это была война танков: «Тигр», «Пантера», «Фердинанд» - 34-ка)

7) Послушайте текст и скажите, о каком сражении идёт речь


Штурм Берлина

Каждый дом защищал гарнизон, зачастую силой до роты и даже до батальона. Многие здания, бомбоубежища, казематы были связаны между собой подземными ходами, по которым противник мог из одного квартала выходить в другой и появляться в тылу наших частей.

Наше наступление не прекращалось ни днем, ни ночью. Все усилия были направлены на то, чтобы не дать возможность противнику организовать оборону в новых опорных пунктах.

Наши войска несли большие потери, но, воодушевленные успехами, рвались вперед – к самому центру города, где все еще находилось главное командование противника.

– Как долго продолжался штурм Берлина?

– Когда и кто установил Знамя Победы над рейхстагом в центре Берлина?

(30 апреля 1945 г. в 14.25 – 2 советских солдата: с-т Михаил Егоров и ст. с-т Мелитон Кантария)

Показать фотографию памятника советскому воину освободителю, установленному в Берлине в Трептов-парке.

– Расскажите, что вы знаете об истории создания этого памятника.


2. ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ


– О каких героях Великой Отечественной войны, известных или неизвестных, вы знаете?

Выступления студентов о героях войны

Более 7 млн. воинов за боевые подвиги награждены орденами и медалями, свыше 11600 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

Звания Героя были удостоены не только люди, отдавшие свои силы, а порой и жизнь в борьбе с врагом.

– Послушайте и догадайтесь, о чем идет речь. Назовите количество этих Героев.

Они терпели холод и голод, но не просили пощады. Их дома становились дотами, а площади – полями сражений, когда подходил враг. Они горели, рушились, превращались в руины, но не покорялись врагу.

(Звание город-герой — высшая степень отличия СССР. Присвоено 13 городам в СССР после Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.. Кроме того, Брестской крепости присвоено звание крепость-герой. В настоящее время четыре из них находятся на территории Украины, Минск и Брестская крепость-герой — на территории Белоруссии, остальные — в России.

Звание «Город-Герой» («Крепость-Герой») присваивалось городам Советского Союза, трудящиеся которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.- приложение Г)



3. РАБОТА С ВИДЕО- И ФОТОДОКУМЕНТАМИ


1) Просмотр документального видеофильма о Вов (перед просмотром раздать вопросы:

1. Почему фашистская Германия не начала войну против СССР в 1939 году?

2. Какие государства были оккупированы Германией до войны с СССР?

3. Что представляла собой советская стратегия борьбы с фашистской армией?

4. Какую тактику использовало советское командование в борьбе против немецких солдат и немецкой техники?)


2) Презентация карточек «Вов в датах и цифрах» (приложение Д)

– С какими событиями Вов, с какой информацией связаны эти даты и цифры? Сформулируйте тезисы.

3) фото «Парад Победы».

– Прокомментируйте событие на фото.

– Сколько человек участвовало в Параде Победы?

– Сколько десантников принимало участие в Параде Победы?

- Кто командовал Парадом и кто принимал его?

4) – Как вы думаете, что помогало солдату выжить, выстоять в нечеловеческих условиях?

Пусть прозвучат сейчас песни и стихи о солдатах Великой Отечественной войны (приложение Ж)

5) Есть род литературы, который потрясает до глубины души, сильнее повествовательных или поэтических версий. Это литература документов, писем. Это живые слова людей, стоящих перед лицом смерти, это завещания погибших героев живым.

- Прочитайте эти письма.

Они удивительно спокойны. В них нет места истерике, отчаянию, сожалению о том, что сделано что-то не так.

- Подберите слова, характеризующие тон и содержание, настроение фронтовых писем.

(сдержанность, горечь, боль, мудрость, скорбь, гнев, оптимизм, надежда)

Люди, обречённые на смерть, учат выдержке и спокойствию своих близких, стараются облегчить их страдания.


4. ВИКТОРИНА


Проверить глубину ваших знаний по теме «Великая Отечественная война» поможет викторина.


1) Какие учебные заведения, носящие имя великого русского полководца, были открыты во время войны? КОГДА И ДЛЯ КОГО?

Суворовские училища – в 1943 г. для детей – воинов Красной армии, партизан Отечественной войны и детей советских и партийных работников, погибших от рук немецких оккупантов.

2) Кто в 1943 г. обратился к командованию со словами: «Дальнейшая борьба бессмысленна. Катастрофа неизбежна. Для спасения ещё оставшихся прошу разрешения на капитуляцию»?

Немецкий генерал Паулюс.

3) Когда и где произошло крупнейшее танковое сражение 2-й мировой войны?

12 июля 1943 г. под Прохоровкой (Курская битва). Участвовало в нем с обеих сторон 1200 танков.

4) Когда, где и почему был произведен 1-й салют во время ВОв?

5 августа 1943 г. в Москве в честь освобождения советскими войсками городов Орла и Белгорода.

Салют был произведен из 124 орудий 30-ю залпами в честь Победы над Гитлеровской Германией.

5) Как называются войска, поднимающие пыль?

Пехота

6) Какие чувства испытывали солдаты советской и немецкой армии в начале войны и после Победы?


советские

немецкие

растерянность

недоумение

ответственность

злость

решимость

удовлетворение

чувство исполненного долга

гордость

чувство локтя

радость

восторг

великодушие

превосходство

уверенность

вседозволенность

непобедимость

эйфория

жестокость

неуверенность

деградация личности

страх

растерянность

сожаление

удивление (чем?) стойкостью,

мужеством, силой воли советских солдат


7) Кульминацией парада Победы 24.06.1945 стал марш 200 знаменосцев, бросавших фашистские знамена на специальный помост у подножия Мавзолея. Какой элемент формы знаменосцев после парада был сожжен вместе с этим помостом? Перчатки


8) Какому полководцу народ присвоил почетное звание «Маршала Победы»?

а) Малиновскому б) Коневу в) Жукову г) Рокоссовскому


9) Кто, из перечисленных был четырежды Героем Советского Союза?

а)Жуков б) Кожедуб в) Будённый г) Покрышкин


10) Орденом Отечественной войны награждались военнослужащие, партизаны и контрразведчики за доблесть в бою, уничтожение вражеской техники, успешные атаки. А летчики получали орден автоматически – стоило только дважды сделать именно это. Что? Сбить вражеский самолёт

11) По льду, какого озера проходила «Дорога жизни», проложенная для снабжения блокадного Ленинграда? Ладожское озеро

12) После какой битвы был развеян миф о непобедимости немецкой армии? битва под Москвой

13) Этот полководец, по словам американского исследователя Кайандена, «нанес немцам больше потерь, чем любой другой военачальник или группа их, во второй мировой войне. В каждой битве он командовал более чем миллионом людей. Он вводил в дело фантастическое количество танков. Немцы были более чем знакомы с именем и сокрушающим мастерством... ибо перед ними был военный гений». О ком идет речь?

Жуков Георгий Константинович

14) Летчик, Герой Советского Союза, 26 июня 1941 года направил подбитый самолет в скопление танков противника. Николай Гастелло

15) Гвардии рядовой, Герой Советского Союза, 23 февраля 1943 го­да в бою за деревню Чернушки закрыл своим телом амбразуру пулеметного дзота гитлеровцев. Александр Матросов

16) В каком городе поставлен памятник советскому воину- освободителю с девочкой на руках? Берлин

17) Какое изобретение русской армии помогало бойцам вести длительные бои и чувствовать себя относительно комфортно? Это изобретение отсутствовало в немецкой армии. Полевая кухня.

18) Что завершилось раньше – Великая Отечественная или Вторая мировая война? Великая Отечественная война

19) Она началась 1 сентября, завершилась 2 сентября, а сколько лет продолжалась Вторая мировая война? 6 лет

20) Вспомните пословицы и поговорки, в которых встречаются военные слова (война, солдат, армия, пуля…).

На войне как на войне.

Кому – война, а кому – мать родна.

Воюй не числом, а уменьем.

Солдат спит – служба идет.

Один в поле не воин.

В атаке граната вместо брата.

Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.

В атаке граната вместо брата.

Смелого пуля боится, смелого штык не берет.

Заключительное слово преподавателя.

Ещё в начале ХХ века великий русский писатель Л.Н. Толстой говорил: «Вопрос, не решенный дипломатами, ещё меньше решается порохом и кровью … Одно из двух: или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания».

А вот слова советского писателя в годы Великой Отечественной войны военного корреспондента К. Симонова:

«Мы, прошедшие войну, не сомневались в справедливости нашей войны и в нашем долге и праве истреблять захватчиков. Но как бы ни были высоки наши побуждения, война все равно оставалась для нас человеческой трагедией от своего первого до своего последнего дня, и в дни поражений, и в дни победы. Она все равно оставалась противоестественным состоянием для каждого человека, не потерявшего людской облик».

Более двадцати пяти миллионов человек потерял наш народ в этой войне.

Есть у нас такая традиция – не только говорить и вспоминать о тех людях, защищавших нас, наш мир, нашу землю от фашистов, но почтить их память минутой молчания.


Просмотр видеофильма «Минута молчания».

Аудирование стихотворения «Память сердца» Р. Рождественского

Я верю, что мы доживем до того времени, когда люди научатся решать все спорные вопросы, конфликты за столом переговоров, что государства перестанут тратить колоссальные средства на содержание армии и создание все новых видов оружия для уничтожения себе подобных.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ:

1) Какая новая для вас информация прозвучала сегодня на занятии?

2) Какая часть занятия произвела на вас самое сильное впечатление?

3) Что, по вашему мнению, осталось за рамками занятия, но хотелось бы услышать, увидеть, обсудить?

Приложение А

1

Война – самое естественное, обыденное явление. Война – всегда, война – всюду. Она не начинается и не заканчивается. Война – это жизнь. Я хочу войны.

Гитлер «Майн кампф»

2

Когда Россия в конце концов истощится или будет устранена, а Англия и Америка не вынесут войны, для нас возникнет задача создания мировой империи.

Гиммлер, рейхсфюрер СС

3

Ни одна мировая сила не устоит перед германским напором… Тебя не возьмёт ни пуля, ни штык. Завтра перед тобой на коленях будет стоять весь мир.

Германец – абсолютный хозяин мира. Ты будешь решать судьбы Англии, России, Америки. Ты германец: как подобает германцу, уничтожай все живое.

Памятка немецкого солдата

4

«Устранить миллионы людей…»

Мы должны развить технику обезлюживания. Под обезлюживанием я имею в виду устранение целых расовых единиц. Конечно, я имею право устранить миллионы людей низшей расы, которые размножаются, как черви.

Гитлер в беседе с Г. Раушнингом,

немецким политическим деятелем,

эмигрировавшим в США

5

Следующие группы должны быть истреблены: евреи и кочевники без различия, поляки, которые приговорены к трем или четырем годам заключения, чехи и немцы, приговоренные к смерти или к пожизненному заключению. Мысль о том, чтобы истребить их путем непосильной работы, – это лучшая мысль.

Геббельс, в беседе с министром

юстиции Тираком 14 сентября 1942 г.

6

«Они нужны нам как рабы…»

Живут ли другие народы в довольстве или они подыхают с голоду, интересует меня лишь постольку, поскольку они нужны нам как рабы для нашей культуры.

Гимлер, из речи на совещании группен- фюреров СС в Познани 4 октября 1943 года

7

Человеческая жизнь на оккупированных территориях абсолютно ничего не стоит.

Кейтель, начальник верховного командо-

вания вооруженными силами, из дирек-

тивы от 16 сентября 1941 года

8

У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожить в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, – убивай.

Памятка немецкого солдата

9

Ленинград сам поднимет руки: он неминуемо падёт, раньше или позже. Никто оттуда не освободится, никто не прорвется через наши линии. Ленинграду суждено умереть голодной смертью.

Гитлер



10

Славяне должны на нас работать. Если они нам более не нужны, они могут умереть. Поэтому обязательные прививки и медицинское обслуживание немецкими врачами представляется излишними. Рост славянского населения является нежелательным.

Борман



Памятка немецкого солдата

«Помни и выполняй:

1. … Нет нервов, сердца, жалости, – ты сделан из немецкого железа. После войны обретешь новую душу, ясное сердце – для детей твоих, для жены, для великой Германии, а сейчас действуй решительно, без колебаний…

2. … У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик. Убивай, этим самым спасешь себя от гибели. Обеспечишь будущее своей семьи и прославишься навек.

3. …Ни одна мировая сила не устоит перед германским напоромп. Мы поставим на колени весь мир…»

Приложение Б

СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА

Слова В. Лебедева-Кумача Музыка А.В. Александрова

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

Припев:

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна!

Идет война народная, священная война.

Как два различных полюса,

Во всем враждебны мы.

За свет и мир мы боремся,

Они – за царство тьмы.

Припев.

Не смеют крылья черные

Над Родиной летать,

Поля её просторные

Не смеет враг топтать!

Припев.

Гнилой фашистской нечисти

Загоним пулю в лоб,

Отребью человечества

Сколоти крепкий гроб!

Припев.

Пойдем ломать всей силою,

Всем сердцем, всей душой

За землю нашу милую

За наш Союз большой!

Припев.

Встает страна огромная,

Встает на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

Припев.

Приложение В

ДОРОГА ЖИЗНИ

Используя численное превосходство, фашисты 8 сентября захватили Шлиссельбург и замкнули кольцо сухопутного окружения города. Ленинградцы гибли от голода и холода, но ни на минуту не падали духом. И все же для Ленинграда наступили тяжелые дни. Во всем ощущался острый недостаток – в вооружении, в боеприпасах, питании. Но с приближением зимы оставался только воздушный мост. Тогда родился план – проложить мощную фронтовую магистраль по льду Ладожского озера. Было нелегко. Почти беспрерывно штормовые ветры перемещали ледяные поля. Фашистская авиация и артиллерия постоянно бомбили и обстреливали ледовую дорогу и идущие по ней машины. Гитлеровское командование дало категорический приказ во что бы то ни стало парализовать ее деятельность. Но ничто не могло остановить жизнь на этой магистрали – продовольствие поступало в осажденный город.

Автомобильные трассы, тянувшиеся в виде ниточек по льду озера, оказались крепче любой стали. Их охраняли десять отдельных зенитных дивизионов и другие подразделения противовоздушной обороны, морская пехота. Все подходы к озеру были тщательно заминированы.

Каждая поездка была подвигом. Генерал-полковник И.В. Шикин, бывший в то время военным комиссаром Ладожской военно-автомобильной дороги, рассказывает: «Когда сейчас вспоминаешь те дни, то невольно задаешь себе вопрос: где же пределы человеческих сил? Великая и благородная цель, казалось, до бесконечности раздвинула возможности людей. Воины выполняли свой патриотический долг самоотверженно, в полном смысле слова самозабвенно. Приведу лишь несколько примеров, а их тысячи:

Водимтель сержант А.Г. Фастовский в лютый мороз почти полтора суток не выходил из машины и преодолел 480 километров с грузом хлеба. Боец – коммунист Ф.П. Кокорев прожил всю зиму в палатке на льду, ведя наблюдение за сохранностью мостов. Однажды в течение нескольких часов, стоя по пояс в ледяной воде, он забивал сваи для переправы через внезапно образовавшуюся трещину. Комсомолец Г.П. Царенко, ведя автомобиль с боеприпасами, попал под бомбежку. Машина загорелась, нависла угроза взрыва. Царенко не растерялся, скинул шинель, быстро сбил пламя и доставил груз по назначению. Шофер А.Д. Тиханович в открытой машине вез через Ладогу ребятишек из детского сада. Солдат снял шинель и телогрейку, укрыл ими детей, а сам в одной гимнастерке в тридцатиградусный мороз сидел за рулем в течение многих часов. В первую блокадную зиму по «Дороге жизни», как справедливо назвали эту трассу было перевезено 361109 тонн грузов.

Кроме продовольствия, в город поставлялись горюче-смазочные материалы, боеприпасы и взрывчатка. По льду озера шло пополнение для войск, различная боевая техника, в том числе артиллерия и танки.

«Дорога жизни» помогла Ленинграду выстоять в трудной борьбе в самый критический период блокада, 398 человек, участвовавших в обеспечении грузами Ленинграда, были награждены орденами и медалями Советского Союза.











Приложение Г


Города-герои

Страна

Город-герой

Дата присвоения звания

1

Россия

Ленинград

(ныне Санкт-Петербург)

8 мая 1965

2

Украина

Одесса

8 мая 1965

3

Украина

Севастополь

8 мая 1965

4

Россия

Волгоград

(бывш. Сталинград)

8 мая 1965

5

Украина

Киев

8 мая 1965

6

Белоруссия

Брестская крепость (крепость-герой)

8 мая 1965

7

Россия

Москва

8 мая 1965

8

Украина

Керчь

14 сентября 1973

9

Россия

Новороссийск

14 сентября 1973

10

Белоруссия

Минск

26 июня 1974

11

Россия

Тула

7 декабря 1976

12

Россия

Мурманск

6 мая 1985

13

Россия

Смоленск

6 мая 1985

Приложение Д


61 страна – 1 млрд. 700 человек

(80% населения Земли)

50 млн. человек



Норвегия – 63 дня

Франция – 44 дня

Польша – 35 дней

Бельгия – 19 дней

Голландия – 5 дней Дания – 1 день





190 дивизий – 5,5 млн. человек

47260 орудий и миномётов

3500 танков

5000 самолётов

193 боевых корабля




1418 дней и ночей

34 млн. 500 тыс. человек

1780 населённых пунктов

31850 заводов и фабрик



5 -6 декабря 1941 года



5 июля 1943 года – 5 августа 1943 года



8 мая 1945 года




318 дней


318 дней (в сумме) находились в состоянии войны против фашистской Германии союзники СССР: Англия + США + Франция



1418 метров


Высота стелы на Поклонной горе в Москве (= количеству дней ВОвойны)

Приложение Е

Термины и понятия:



1) Государственный комитет обороны (ГКО) – чрезвычайный орган в СССР в годы Великой Отечественной войны (30 июня 1941г.- 4 сентября 1945 г.)

2) план «Барбаросса» - план вторжения Германии в СССР по трем основным направлениям.

3) Блицкриг – «молниеносная война».

4) Второй фронт – условное название западноевропейского фронта против фашистской Германии.

5) Ленд-лиз – программа поставок США военной техники, оружия, продовольствия союзникам в период второй мировой войны.

6) Холокост – систематическое преследование и истребление нацистами евреев.

7) «Рельсовая война» - партизанская операция 1943 г. по уничтожению вражеских поездов, железнодорожных путей и мостов.

8) Коренной перелом (в ходе войны) – этап войны, когда стратегическая инициатива перешла от фашистов к Красной Армии (Сталинградская и Курская битвы).

9) Антигитлеровская коалиция – союз СССР, США, Великобритании и ряда других стран против нацистской Германии и ее союзников, сложившийся после нападения Германии на СССР.

10) Остарбайтеры – люди, угнанные с оккупированной территории СССР для работы в Германии.

11) «Сталинградский котёл» - окружение фашистской группировки войск в районе Сталинграда.

12) Приказ «Ни шагу назад» - приказ наркома обороны Сталина № 227 от 28 июля 1942 года о недопустимости отступления Красной Армии, о создании заградительных отрядов.


Приложение Ж


***

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.


Она такой вдавила след

И столько наземь положила,

Что двадцать лет и тридцать лет

Живым не верится, что живы…

К. Симонов


СОТЫЙ ДЕНЬ


Вместо супа –

Бурда из столярного клея,

Вместо чая –

Заварка сосновой хвои.

Это б всё ничего,

Только руки немеют,

Только ноги становятся вдруг не твои.


Только сердце

Внезапно сожмётся, как ёжик,

И глухие удары

Пойдут невпопад…

Сердце!

Надо стучать, если даже не можешь.

Не смолкай!

Ведь на наших сердцах –

Ленинград.

Бейся, сердце!

Стучи, несмотря на усталость,

Слышишь:

Город клянётся, что враг не пройдёт!


… Сотый день догорал.

Как потом оказалось,

Впереди

Оставалось ещё восемьсот.

Ю. Воронов


ВЫСОТА


Комбату приказали в этот день

Взять высоту и к сопкам пристреляться.

Он может умереть на высоте,

Но раньше должен на неё подняться.

И высота была взята,

И знают уцелевшие солдаты –

У каждого есть в жизни высота,

Которую он должен взять когда-то.

И если по дороге мы умрём,

Своею смертью разрывая доты,

То пусть нас похоронят на высотах,

Которые мы всё-таки берём.

М. Львов


***

Храни огонь родного очага

И не позарься на костры чужие –

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага!

Лелей лоскут отеческой земли,

Как не болотист, как не каменист он,

Не потянись за чернозёмом чистым,

Что до тебя другие обрели.

Лелей лоскут отеческой земли!

И если вдруг задумает отнять

Твоим трудом взлелеянное поле,

Не по страничке, что учили в школе,

Ты будешь знать, за что тебе стоять.

Ты будешь знать, за что тебе стоять!

О. Фокина



ЖДИ МЕНЯ


Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди;

Жди, когда снега метут;

Жди, когда жара.

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.


Жди, когда из дальних мест

Писем не придёт,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждёт.


Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: «Повезло».

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, –

Просто ты умела ждать,

Как никто другой. К. Симонов

***

На улице полночь. Свеча догорает.

Высокие звёзды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая,

Окончишь и примешься вновь.

Зато я уверен: к переднему краю

Прорвётся такая любовь!

… Давно мы из дома. Огни наших комнат

За дымом войны не видны,

Но тот, кого любят,

Но тот, кого помнят,

Как дома ­– и в дыме войны!

Теплее на фронте от ласковых писем.

Читая, за каждой строкой

Любимую видишь

И Родину слышишь,

Как голос за тонкой стеной…

Мы скоро вернёмся. Я знаю. Я верю.

И время такое придёт:

Останутся грусть и разлука за дверью,

А в дом только радость войдёт.

И как-нибудь вечером вместе с тобою,

К плечу прижимаясь плечом,

Мы сядем и письма, как летопись боя,

Как хронику чувств, перечтём…

И. Уткин



ПЕСНЯ О ЗЕМЛЕ


Кто сказал: «Всё сгорело дотла,

Больше в землю не бросится семя»?

Кто сказал, что земля умерла?

Нет, она затаилась на время.


Материнства не взять у земли,

Не отнять, как не вычерпать моря.

Кто поверил, что землю сожгли?

Нет, она почернела от горя.


Как разрезы, траншеи легли,

И воронки, как раны зияют.

Обнажённые нервы земли

Неземные страдания знают.


Она вынесет всё, переждёт,

Не записывай землю в калеки.

Кто сказал, что земля не поёт?!

Что она замолчала навеки?!


Нет, звенит она, стоны глуша,

Изо всех своих ран, из отдушин,

Ведь земля – это наша душа,

Сапогами не вытоптать душу.

Кто сказал, что земля умерла?

Нет, она затаилась на время…

В. Высоцкий


***

Я знаю,

никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том что они – кто старше, кто моложе –

Остались там,

и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, –

Речь не о том, но всё же, всё же,

всё же…

А. Твардовский


***

Разве для смерти

рождаются дети,

Родина?

Разве хотела ты

нашей смерти,

Родина?

Пламя

ударило в небо –

ты помнишь,

Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» –

Родина.

Мы от свинцовых розг

Падали в снег с разбега,

Но –

Подымались в рост

Звонкие, как победа!

Как продолжение дня,

Шли тяжело и мощно…

Можно убить

Меня.

Нас убить –

Невозможно!

Р. Рождественский


ПАМЯТЬ СЕРДЦА


Помните!

Через века,

через года, –

помните!

О тех,

кто уже не придёт

никогда, –

помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти

павших

будьте достойны!

Вечно

достойны!


Хлебом и песней,

мечтой и стихами,

жизнью просторной,

каждой секундой,

каждым

дыханьем

будьте достойны!

Люди!

Покуда сердца стучатся,–

помните!

Какою ценой

завоёвано счастье, –

пожалуйста,

помните!

Песню свою

отправляя в полёт, –

помните

О тех,

кто уже никогда не споёт, –

помните!

Детям своим

расскажите о них,

чтоб запомнили!

Детям

детей

расскажите о них,

чтобы тоже

запомнили!

Во все времена

бессмертной Земли

помните!

К мерцающим звёздам

ведя корабли, –

о погибших

помните!

Встречайте трепетную весну,

люди земли.

УБЕЙТЕ
ВОЙНУ,

ПРОКЛЯНИТЕ

ВОЙНУ,

люди земли!

Мечту пронесите через года

и жизнью наполните!..

Но о тех,

кто уже не придёт

никогда, –

ЗАКЛИНАЮ, –

ПОМНИТЕ!

Р. Рождественский


У ВЕЧНОГО ОГНЯ


Я из тех, кто не видел

войны,

Но она и меня опалила…

И опять посреди тишины

Я стою у солдатской

могилы.


Время замерло… Стынет

гранит…

Наступает минута молчанья.

И со мною Огонь говорит –

Голос Памяти… Голос

печали…


Имена… Имена… Имена…

Всех, ушедших в священное

пламя.

Но ещё настигает война

Ветеранов, оставшихся с нами.


Бьётся пламя… И небо

звенит…

И в почётном стоят

карауле

Те мальчишки, которых они

Заслонили когда-то от пули.


Это в них продолжается

жизнь

Тех, кто падал в багряные

росы,

Тех, кто в поле былинном

лежит

И над кем наклонились

берёзы.


Посмотрите на Вечный

огонь –

Он в сердцах, беспокойных

и юных.

Вечный подвиг и вечная

боль.

И звенят опалённые

струны…


Память! Ей мы навеки

верны.

Дорогие, суровые лица…

Мы больше полувека живём

без войны.

И война не должна

повториться!

Е. Сенявская


КАТЮША


Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег, на крутой.


Выходила, песню заводила

Про степного сизого орла,

Про того, которого любила,

Про того, чьи письма берегла


Ой, ты, песня, песенка девичья,

Ты лети за ясным солнцем вслед.

И бойцу на дальнем пограничье

От Катюши передай привет.


Пусть он вспомнит девушку простую,

Пусть услышит, как она поёт,

Пусть он землю сбережёт родную,

А любовь Катюша сбережёт.


Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Уходила с берега Катюша,

Уходила с берега домой.

М. Исаковский

НАМ НУЖНА ОДНА ПОБЕДА


Здесь птицы не поют,

Деревья не растут.

И только мы к плечу плечо

Врастаем в землю тут.


Горит и кружится планета,

Над нашей родиною дым.

И, значит, нам нужна одна победа,

Одна на всех. Мы за ценой не постоим!

Припев:

Нас ждёт огонь смертельный,

И всё ж бессилен он.

Сомненья прочь:

Уходит в ночь

Отдельный

Десятый наш

Десантный батальон.

Лишь только бой угас,

Звучит другой приказ,

И почтальон сойдёт с ума,

Разыскивая нас.


Взлетает красная ракета,

Бьёт пулемёт, неутомим.

И, значит, нам нужна одна победа,

Одна на всех. Мы за ценой не постоим!

Припев.

От Курска и Орла

Война нас довела

До самых вражеских ворот.

Такие, брат, дела…


Когда-нибудь мы вспомним это

И не поверится самим,

А нынче нам нужна одна победа,

Одна на всех. Мы за ценой не постоим!

Припев.

Б. Окуджава



ПОСЛЕДНИЙ БОЙ


Мы так давно, мы так давно не отдыхали.

Нам было просто не до отдыха с тобой.

Мы пол-Европы по-пластунски пропахали,

И завтра, завтра, наконец, последний бой.

Припев:

Ещё немного, ещё чуть-чуть.

Последний бой – он трудный самый.

А я в Россию, домой хочу,

Я так давно не видел маму!


Четвёртый год нам нет житья от этих фрицев.

Четвёртый год солёный пот и кровь рекой.

А мне б в девчоночку хорошую влюбиться,

А мне б до Родины дотронуться рукой.

Припев.

Последний раз сойдёмся завтра в рукопашной.

Последний раз России сможем послужить.

А за неё и помереть совсем не страшно,

Хоть каждый всё-таки надеется дожить!

Припев.

М. Ножкин


ЗА ТОГО ПАРНЯ

Я сегодня до зари встану,

По широкому пройду полю.

Что-то с памятью моей стало:

Всё, что было не со мной, помню.

Бьют дождинки по щекам впалым.

Для Вселенной 20 лет мало.

Даже не был я знаком с парнем,

Обещавшим: я вернусь, мама.


Припев:

А степная трава

Пахнет горечью.

Молодые ветра зелены.

Просыпаемся мы –

И грохочет над полночью

То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны.

Обещает быть земля доброй,

Ждёт отборного зерна пашня.

И живу я на земле гордой

За себя и за того парня.

Я от тяжести такой горблюсь,

Но иначе жить нельзя, если

Всё зовёт меня его голос,

Всё звучит во мне его песня.

Припев.

Р. Рождественский



ТЁМНАЯ НОЧЬ


Тёмная ночь, только пули свистят по степи,

Только ветер гудит в проводах, тускло звёзды мерцают.

В тёмную ночь, ты, любимая, знаю, не спишь

И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.


Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,

Как я хочу к ним прижаться сейчас губами,

Тёмная ночь разделяет, любимая, нас,

И тревожная, чёрная степь пролегла между нами.


Верю в тебя, дорогую подругу мою,

Эта вера от пули меня тёмной ночью хранила.

Радостно мне, я спокоен в смертельном бою,

Знаю, встретишь с любовью меня, чтоб со мной не случилось.


Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в степи,

Вот и теперь надо мною она кружится…

Ты меня ждёшь и у детской кроватки не спишь,

И поэтому, знаю, со мной ничего не случится.

В. Агатов


***

Хотят ли русские войны?

Спросите вы у тишины

над ширью пашен и полей,

и у берёз и тополей.

Спросите вы у тех солдат,

что под берёзами лежат,

и пусть вам скажут их сыны,

хотят ли русские войны.


Не только за свою страну

солдаты гибли в ту войну,

а чтобы люди всей земли

спокойно видеть сны могли.

Под шелест листьев и афиш

ты спишь, Нью-Йорк,

ты спишь, Париж.


Пусть вам ответят ваши сны,

хотят ли русские войны.

Да, мы умеем воевать,

но не хотим, чтобы опять

солдаты падали в бою

на землю грустную свою.

Спросите вы у матерей,

спросите у жены моей.

И вы тогда понять должны,

хотят ли русские войны.

Е. Евтушенко


В ЗЕМЛЯНКЕ


Бьётся в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поёт мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.


Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко-далеко,

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти четыре шага.


Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви.

А. Сурков


В ЛЕСУ ПРИФРОНТОВОМ


С берёз – неслышен, невесом –

Слетает жёлтый лист.

Старинный вальс «Осенний сон»

Играет гармонист.

Вздыхают, жалуясь, басы,

И, словно в забытьи,

Сидят и слушают бойцы –

Товарищи мои.


Под этот вальс весенним днём

Ходили мы на круг,

Под этот вальс в краю родном

Любили мы подруг;

Под этот вальс ловили мы

Очей любимых свет,

Под этот вальс грустили мы,

Когда подруги нет.


И вот он снова прозвучал

В лесу прифронтовом,

И каждый слушал и молчал

О чём-то дорогом;

И каждый думал о своей,

Припомнив ту весну,

И каждый знал – дорога к ней

Ведёт через войну…


Пусть свет и радость прежних встреч

Нам светят в трудный час.

А коль придётся в землю лечь,

Так это ж только раз!

Но пусть и смерть в огне, в дыму

Бойца не устрашит,

И что положено кому –

Пусть каждый совершит.

М. Исаковский












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Семенова Лидия Ивановна

Дата: 18.04.2016

Номер свидетельства: 319972

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Конспект   занятия   из  цикла   «Хроника Великой Отечественной  войны  на уроках русского языка»  БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ"
    ["seo_title"] => string(120) "konspiekt-zaniatiia-iz-tsikla-khronika-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny-na-urokakh-russkogho-iazyka-briestskaia-kriepost"
    ["file_id"] => string(6) "319726"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460927026"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства