kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Начало Великой Отечественной войны конспект урока по истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема Великой Отечественной войны, сейчас кажется мне наиболее актуальной, ведь в этом году мы праздновали 70 летие победы. Цели урока: познакомить учащихся с трагическими событиями начала войны, подвести к пониманию причин поражения Красной Армии в начале Великой Отечественной войны. 

Задачи урока:

Воспитательная – раскрыть подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны;

Образовательная –  формировать у обучающихся умение работать с источниками;

Развивающая – на основе изученного материала научить обучающихся вырабатывать способности самостоятельно анализировать явления, события, факты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Начало Великой Отечественной войны конспект урока по истории»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.В. РАЙКУНОВА с. ОЛОНОВКА НОВОУЗЕНСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»







НАЧАЛО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ


( ИСТОРИЯ 9 КЛАСС)






ФИРСОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Учитель истории и обществознания








Тема урока: Начало Великой Отечественной войны

Цели урока: познакомить учащихся с трагическими событиями начала войны, подвести к пониманию причин поражения Красной Армии в начале Великой Отечественной войны.

Задачи урока:

Воспитательная – раскрыть подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны;

Образовательная – формировать у обучающихся умение работать с источниками;

Развивающая – на основе изученного материала научить обучающихся вырабатывать способности самостоятельно анализировать явления, события, факты.

Оборудование: запись речи Сталина на параде победы, видеофрагменты «22 июня», «Закаты алые», документы: речь Молотова по радио.


ХОД УРОКА:

Организационный момент

Актуализация опорных знаний учащихся

Что послужило причиной исключения СССР из Лиги Наций?

 а) присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии

 б) договор с Германией

  в) война с Финляндией

На какую страну напала Германия 1 сентября 1939г.?

а) на Францию

б) на Чехословакию

 в) на Англию

г) на Польшу    

Как назывался гитлеровский план нападения на СССР?

а) «Ост»;

б) «Вест»;

г) «Барбаросса»

В каком году был разработан план войны против СССР (план «Барбаросса»)  ?

а) 1940 г.;

б) 1937 г.;

в) 1941 г.

Годы советско-финляндской войны:

а) ноябрь 1939-март 1940г.;

б) май 1918-ноябрь 1920;

в) 1912-1917 г.

Результатом переговоров между Риббентропом и Молотовым стало:

а) провал московских переговоров между СССР, Англией и Францией;

б) завершение военного конфликта на Дальнем Востоке;

в) заключение пакта о ненападении.

Как вы думаете, являлись ли планы Германии по захвату СССР      тайной для советского руководства?

Постановка темы урока

- Ребята, прослушайте, пожалуйста, песню и скажите, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке.

(прослушивание песни «А закаты алые»)

- Весной 1941 года приближение войны ощущалось всеми. Советская разведка докладывала не только о перебросках немецких войск, но и о сроках нападения Германии. Но Сталин считал, что война начнется не раньше 1942 года. Сталин не исключал возможности упреждающего удара по Германии. Но советское руководство ясно осознавало, что Красная Армия не готова к наступательной войне:

 -3/4 танков требовало списания;

-90 % танкового парка составляли лёгкие танки;

-50 % общего числа танков были выпущены до 1935 года;

-танков новейшей конструкции было не более 1,5 тыс., а подготовленных экипажей к ним – всего 208;

-отсутствовала система противовоздушной обороны.

    Такой была обстановка накануне Великой Отечественной войны.

-  22 июня 1941 года в 3 часа 30 минут утра без объявления войны немецкие войска начали атаку на всей протяженности советской границы. Спустя 2 часа после начала войны посол Германии граф Вериер фон дер Шуленбург вручил Молотову меморандум. В нём содержалась ссылка на приказ Гитлера вермахту «всеми имеющимися средствами противодействовать советскому намерению с тыла атаковать Германию». «Это что, объявление войны?» – спросил Молотов. Шуленбург развёл руками. «Чем мы это заслужили?» – растерянно воскликнул Молотов.

Видео «22 июня»
Лишь в полдень Молотов выступил по радио с сообщением о начале войны.
Работа с источником. Из выступления В.М. Молотова по радио 22 июня 1941 года 

Вопросы к документу:
- Главная идея документа. Ключевые слова источника.

-Какое воздействие на ваш взгляд, произвёл выступающий на аудиторию?

- Как вы думаете, какое значение имело то обстоятельство, что война с Германией с самого начала была определена как Отечественная?

- В 12 часов дня по радио передали обращение советского правительства о начале войны с фашистской Германией. В стране была объявлена мобилизация. У военкоматов и призывных пунктов стояли очереди, из числа желающих идти на фронт. В тот же день в клубе нашего села состоялся митинг, а для тех, кто работал в поле, прямо в поле. В это время в поле работали дизели "С - 65". На одном из них работал Гонтарюк Иван Филиппович. Дав ему переодеться и попрощаться с семьей, его в первый же день войны вместе с трактором отправили на фронт. В первую неделю войны ушли на фронт добровольцами многие жители нашего села. В Новоузенском райвоенкомате был сборный пункт и оттуда все уезжали на фронт. Многие жители нашего села отдали жизнь во имя Родины!

- Почему война советского народа против Германии получила название Великая Отечественная война?

Рассмотрите информацию.
«В первые полгода войны было эвакуировано более 1500 крупных промышленных предприятий, которые в рекордные сроки вновь вводились в строй. Например, Краматорский завод начал давать продукцию через 12 дней после прибытия на новое место. На Магнитогорском комбинате за несколько месяцев была сооружена крупнейшая в Европе доменная печь № 5 мощностью 1400 т чугуна в сутки (в мирное время на строительство домны требовалось более 2,5 лет).
...К весне 1942 г., когда завершилась перестройка экономики на военный лад, благодаря героическим усилиям тружеников тыла начали действовать 1200 эвакуированных предприятий, в том числе 215 – машиностроительных, 54 – черной и цветной металлургии, 47 – химической и резиновой промышленности. Кроме того, было введено в эксплуатацию 850 новых заводов, цехов, шахт, электростанций, доменных и мартеновских печей, прокатных станов».

- О чем свидетельствуют приведенные факты?

(Делаем вывод вместе с учащимися  о создании жёсткой централизованной системой управления, в которой вся полнота власти сосредоточена в руках И.В.Сталина )

-План «Барбаросса» предполагал «блицкриг» .Три мощные группы германских армий двинулись на восток. Группа «Север» - на Ленинград,; группа «Юг» - должна была наступать на южном, украинском направлении, на Киев. Но самая сильная группировка войск противника группа армий «Центр» - развертывала свои операции в середине этого огромного фронта, там, где, начинаясь у пограничного города Бреста, широкая лента асфальтированного шоссе уходит в восточном направлении - через столицу Белоруссии Минск, через древний русский город Смоленск, через Вязьму и Можайск к сердцу нашей Родины - Москве.

- 15 июля 1941 года немецкие танки ворвались в Смоленск. 2 недели в районе Смоленска шли жестокие бои. Разгромить противника, как планировала Ставка, в Смоленском сражении не удалось, но его ударные группировки были сильно измотаны.
Трагической оказалась оборона Киева. Когда стало ясно, что Киев обречён, Г.К. Жуков предложил отвести войска с правого берега Днепра и оставить город. Это вызвало резкую реакцию Сталина. В результате к середине сентября 1941 года в районе Киева и на левом берегу Днепра попали в окружение четыре советские армии, всего около 665 тысяч человек, а командующий фронтом генерал-полковник М.П.Кирпонос погиб при прорыве из окружения.
16 октября после 73-дневных боёв с румынами советские войска оставили Одессу. Прорыв немцев в Крым поставил под угрозу главную базу Черноморского флота – Севастополь. Гарнизон Одессы эвакуировали для обороны Севастополя.

- Почему Красная Армия терпела неудачи в начале войны?

(Двухлетний опыт войны, который давал профессиональную военную подготовку высокого уровня и психологическую уверенность в победе.

Недостаточная подготовленность экономики к войне

низкая боеспособность в связи с кадровыми проблемами: дезорганизация комсостава в результате чисток и репрессий. В 1937-1938г.г. были уничтожены:
из 5 маршалов – 3;
из 5 командармов I ранга – 3;
из 10 командармов II ранга – 10;
из 456 командиров полков – 401, а также 40000 офицеров Красной Армии

плохое оснащение вооружённых сил современной техникой.)

- Захвату Москвы Гитлер придавал решающее значение.   В своей директиве от 8 октября 1941 года Гитлер приказал после завершения окружения Москвы стереть ее с лица земли и затопить. На месте Москвы фашисты планировали устроить огромное озеро.

Крупная наступательная операция вермахта получила кодовое название «Тайфун». Она предусматривала разгром советских войск, охранявших московское направление.

30 сентября и 2 октября 1941 года на брянском и вяземском направлениях началось наступление фашистов под командованием генерала фон Бока на Москву. Не только москвичи – вся страна встала на защиту столицы.

7 ноября, несмотря на всю трагичность ситуации, в Москве состоялся парад в честь годовщины Октябрьской революции. Поднимало дух жителей Москвы то, что Сталин лично присутствовал на параде. Солдаты прямо с Красной площади уходили на фронт.

Видео «Парад на Красной площади»

В первых числах ноября наступление немцев было остановлено. Однако в середине ноября немецкое наступление возобновилось с новой силой. Особо отличилась 316-я стрелковая дивизия Панфилова. На разъезде 28 бойцов  приняли на себя удар 50-ти вражеских танков противника. Из 28 человек на поле боя погибли 23. Всем им было присвоено звание Героев Советского Союза. Бессмертными стали слова политрука Василия Клочкова «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва».

Советское командование готовило силы для контрнаступления. С 5 декабря 1941 года началось контрнаступление Красной Армии. К  середине января 1942 года нашими войсками было освобождено 11 тысяч населенных пунктов, ликвидирована опасность окружения Тулы, враг отброшен на 100-250 км от Москвы. Фашистам не удалось взять Москву. Немецкий «Тайфун» потерпел крах. Был окончательно развеян миф о непобедимости германской армии.

-Какое значение имела победа под Москвой?

-Учебник  стр. 215.  

(Фашистам не удалось взять Москву. Немецкий «Тайфун» потерпел крах. У границ нашего города был  развеян миф о непобедимости германской армии: победа над Москвой – это победа всего народа. Но в первую очередь – это победа солдата, воина. Это победа талантливых полководцев. Это победа тех, кто самоотверженно трудился в тылу: стоял у станка, готовил боеприпасы, кормил, лечил и одевал фронтовиков.

-Япония и Турция окончательно отказались от вступления в войну на стороне Германии.)        

Закрепление изученного.

1. Когда началась Великая Отечественная война:

а) 1 сентября 1939 г.; б) 22 июня 1939 г; в) 22 июля 1941 г; г) 22 июня 1941 .

2. Как назывался план нападения фашистской Германии на СССР:

а) Барбаросса; б) Ост; в) Тайфун; г) Блицкриг.

3. «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами» - в обращении к советскому народу обратился в первые дни войны:

а) И.В. Сталин; б) В.М. Молотов; в) Г.К. Жуков; г) К.Е. Ворошилов.

4. Почему  Красная  Армия  потерпела  поражение  в  начале  войны?

Просчеты  Сталина  и  его  окружения  в  оценке  военной  обстановки  и  сроках  начала  войны.

-Переоценка  значения  советско-германского  договора  о  ненападении.

-Войска  не  были  приведены  в  боевую  готовность.

-Отсутствие укрепленной линии обороны в связи с переносом границы в 1940 году.

-Физическое уничтожение высшего и среднего командного состава Красной армии в конце 30х годов.

-Отсутствие стратегии ведения отступления.

Превосходство  гитлеровцев  в  живой  силе  и  технике  на  решающих  направлениях.

Рефлексия:

Я сегодня на уроке:

- получил прочные знания, усвоил весь материал

- усвоил материал, но есть над чем еще поработать

-усвоил материал частично, многие вопросы еще требуют дополнительной работы

Домашнее задание: параграф 29


ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:

  1. http://do.gendocs.ru

  2. nsportal.ru

  3. doc4web.ru














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Начало Великой Отечественной войны конспект урока по истории

Автор: Фирсова Ольга Николаевна

Дата: 30.11.2015

Номер свидетельства: 260270

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "конспект урока истории в 9 классе «Начало Великой Отечественной войны»"
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekturokaistoriiv9klassienachalovielikoiotiechiestviennoivoiny"
    ["file_id"] => string(6) "280473"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453381454"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Конспект   занятия   из  цикла   «Хроника Великой Отечественной  войны  на уроках русского языка»  БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ"
    ["seo_title"] => string(120) "konspiekt-zaniatiia-iz-tsikla-khronika-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny-na-urokakh-russkogho-iazyka-briestskaia-kriepost"
    ["file_id"] => string(6) "319726"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460927026"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект по Истории Тема урока: «Начало Великой Отечественной войны»"
    ["seo_title"] => string(67) "konspekt_po_istorii_tema_uroka_nachalo_velikoi_otechestvennoi_voiny"
    ["file_id"] => string(6) "581212"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1621679040"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "конспект урока истории в 9 классе "Битва за Москву" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-istorii-v-9-klassie-bitva-za-moskvu"
    ["file_id"] => string(6) "218677"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433866364"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Поэзия Великой Отечественной войны "
    ["seo_title"] => string(40) "poeziia-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "165341"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422799138"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства